Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций
Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса
Основные фонды (основной капитал) – это та часть средств производства, которая участвует в процессе производства длительное время, при этом сохраняет свою натурально-вещественную форму, а их стоимость переносится на изготавливаемый продукт по частям по мере износа основных фондов. Различают физический и моральный износ основных фондов. Денежное возмещение износа основных фондов путем переноса части их стоимости на издержки и цену производимой с их помощью продукции называется амортизацией. Норма амортизации исчисляется по формуле: норма амортизации = амортизация/стоимость основных фондов*100 %.
Оборотные фонды (оборотный капитал) включают в себя ту часть средств производства, которая целиком потребляется в течение одного производственного цикла. Они меняют свою натуральную вещественную форму, а их стоимость сразу и полностью включается в издержки производства и далее в цену изготовленного продукта. Это затраты на материалы, топливо, энергию. В оборотные фонды включаются также фонды обращения – это готовая продукция на складе или на пути к потребителю, за которую уже поступили или поступят деньги на счета предприятия.
Трудовые ресурсы включают в себя рабочую силу, то есть способность людей к труду, их умение производить товары и услуги, а также предпринимательские способности, как особый вид рабочей силы, состоящий в умении предпринимателя соединять в единый процесс все экономические ресурсы для организации производства, предприятия или бизнеса с целью получения предпринимательского дохода, (прибыли). Люди, обладающие предпринимательскими способностями, получают предпринимательский доход или прибыль, собственники рабочей силы в качестве наемных работников получают зарплату.
Информация, наука, интеллект – как фактор производства и реальная производительная сила были признаны таковыми в ХХ веке. Информация – сообщения, сведения, данные для принятия решения. Наука – отрасль или вид деятельности, в которой создается интеллектуальный продукт: открытия, изобретения. Владельцы интеллектуальной собственности получают доход в виде стоимости патентов, гонораров, авторских прав.
Перечисленные виды доходов называются факторными доходами или доходами от владения соответствующими факторами производства.
3. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Основная проблема современной экономики связана с ограниченностью ресурсов, поэтому основная задача экономического анализа – это проблема выбора: что, для кого и как производить. Люди живут в мире ограниченных возможностей, потому что не только каждый индивид ограничен в своих возможностях, но ограничено и общество в целом, так как его ресурсы имеют количественные и качественные пределы. Различают «абсолютную» и «относительную» ограниченность ресурсов. Абсолютная – это недостаточность ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность в относительную, а производство – в экономику. В экономике действуют три большие группы субъектов: потребители (покупатели), производители (продавцы), и общество, государство (правительство). Принято считать, что для покупателей оптимальный (наилучший) экономический результат – это рост количества и качества удовлетворенных потребностей; для продавцов – прирост прибыли, для общества в целом – степень удовлетворения общественных потребностей в обороне, правопорядке, охране окружающей природной среды, в социальной защите от бедности, безработицы.
Экономический аспект проблемы выбора заключается в том, чтобы выяснить, какой вариант использования ограниченных ресурсов может принести максимальный результат.
Экономическая организация производства и проблема эффективности. Сущность экономической организации производства состоит в том, чтобы эта организация была эффективной, то есть имела бы оптимальное (наилучшее из возможных) соотношение трех величин: «потребности», «затраты», «результаты». Оптимальным экономическим выбором считается получение максимального результата при минимальных затратах.
Оценка эффективности любого вида деятельности может осуществляться по нескольким качественно разнородным критериям. Экономический критерий состоит в том, чтобы сумма затрат на осуществление какой-либо деятельности не превосходила суммы экономического эффекта – обычно прибыли. Оценка по технико-технологическому критерию определяет допустимость деятельности с точки зрения ее соответствия высшему уровню техники и технологии на современном этапе научно-технического прогресса. Под социальным критерием поднимаются интересы поддержания здоровья людей, сохранения природных ландшафтов и материальных объектов культуры. Оценка по экологическому критерию позволяет судить о допустимости вида деятельности с точки зрения ее отрицательного воздействия на окружающую природную среду. Она предполагает определение границ возможного использования и загрязнения, соблюдение нормативов использования и загрязнения природных ресурсов.
В число важнейших показателей эффективности производства входят следующие: производительность труда, норма прибыли или рентабельность, срок окупаемости капитальных вложений, ресурсоемкость продукции, в том числе такие ее частные показатели как, энергоемкость, материалоемкость, металлоемкость и т. п., а также показатели фондовооруженности, фондоемкости и фондоотдачи.
Формулы для расчета показателей эффективности:
1) производительность труда = количество продукции (в натуральном и стоимостном выражении) / затраты труда (человек, часов);
2) рентабельность = (прибыль / затраты)*100 %;
3) срок окупаемости = затраты / прибыль годовая (лет);
4) ресурсоемкость = ресурсы / продукция;
5) фондовооруженность = стоимость основных производственных фондов / численность занятых;
6) фондоемкость = стоимость основных производственных фондов / стоимость продукции;
7) фондоотдача = стоимость продукции / стоимость основных производственных фондов.
4. Экономические блага: классификация, характеристики. Экономическое благо – это произведенное средство для удовлетворения потребностей. Блага можно разделить на экономические и неэкономические блага. Это разграничение связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве, предоставляется природой без усилий человека (вода, воздух и т. д.), существует в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека. Экономическое благо является редким благом, выступают объектом или результатом экономической деятельности, т. е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями.
Классификация экономических благ:
1. Материальные и нематериальные блага. Материальные блага: предметы потребления, естественные дары природы – земля, вода, воздух; пища, одежда, жилище; средства производства и отношения по присвоению материальных благ – патенты, авторские права, закладные. Нематериальные блага – блага, воздействующие на развитие способностей человека и создаваемые в непроизводственной сфере (в здравоохранении, образовании, искусстве, кино и т. д.). Нематериальные блага делятся на внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле (музыкальный слух – музицирование, голос – пение). Внешние блага – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).
2. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и уникальные блага. Взаимозаменяемые блага – обладают схожими для человека свойствами и могут быть заменены друг на друга без особых усилий (колбаса и сосиски). Взаимодополняемые товары – это товары, качество которых может возрасти при их совместном потреблении. Уникальные блага – это товары, которые не могут быть заменены по причине отсутствия аналогов и не нуждаются в каких-либо дополнениях.
3. Долговременные и недолговременные (краткосрочные) блага. Данное разделение зависит от срока использования блага. Есть блага, которые служат нам долго (дом, книга). Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага (еда, спички).
4. Прямые (настоящие, потребительские) и косвенные (будущие, производственные) блага. Прямые (настоящие) блага – это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (будущими) благами называют ресурсы, благодаря которым могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Назначение прямых благ изменить практически невозможно, косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому они называются – производственными.
5. Предметы роскоши и товары массового потребления (ручка «Паркер» и китайская шариковая ручка). Понятие предмета роскоши меняется: вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут стать таковыми (антиквариат). Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими (хрусталь, мобильный телефон). Есть и блага, которые были и остаются престижными и предметами роскоши (драгоценные камни). Насущные блага – это блага, обеспечивающие достойное существование. Это такие блага, которые люди должны потреблять или получать вне зависимости от их доходов (здоровье, образование, кров, еда).
6. Специфические блага. Специфическими формами благ являются товары и услуги. Товар – это специфическое экономическое благо, предназначенное для купли–продажи на рынке. Независимые товары – это те товары, потребность в которых, как и цены на них, никоим образом не связаны между собой (бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы). Нормальный товар – такое благо, величина спроса на которое увеличивается с ростом дохода покупателя при каждом значении цены. Низший товар (или низшее благо) – это товар, объем спроса на который, уменьшается с повышением дохода.
7. Общественные и частные блага. Частные блага – это блага, предназначенные для личного потребления. Будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим (мороженое). Общественные блага – это блага, которые являются общественно необходимыми и выполняют важные общественные функции. Эти блага характеризуются следующими особенностями: потребитель общественных товаров сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые; отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-то из этого числа (маяк, светофор).
Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными (смешанные блага). Например, фейерверк – благо общественное, если оно производится в городе с большим количеством жителей. Но если вы любуетесь огненными шарами в частном парке (Диснейленде), фейерверк – скорее частное благо, потому что его посетители заплатили за входной билет.
8. Блага, различающиеся по возможности контроля ценности потребителями. Блага явного качества – перед тем, как выбрать благо (товар), можно проверить его качество. Блага скрытой полезности – качества блага определяются уже после его покупки. При выборе покупатель может руководствоваться собственным опытом или советами знакомых (например, покупка бытовой химии). Блага на доверии – покупатель оказывается в неведении по поводу качества товара даже после его покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага (витамины, медицинские услуги, автомобиль).
9. Одобряемые и неодобряемые блага – блага, ценность которых определяется обществом. Пример одобряемого блага – балет. Наркотики являются неодобряемым благом в обществе в целом и одобряемым – в некоторых субкультурах.
Лекция 1.3. Экономическая система общества.
Рыночная экономика и ее модели
План лекции
1. Понятие, элементы и виды экономической системы.
2. Способы координации экономики: традиции, рынок, команда.
3. Собственность: понятие, эволюция, типы. Реформирование отношений собственности.
4. Понятие, признаки и условия функционирования рынка.
5 Модели рыночной экономики.
6. Экономические субъекты:
домохозяйство, фирма,
1. Понятие, элементы и виды экономической системы. Экономическая система – сложная, упорядоченная, исторически сложившаяся на данной территории совокупность всех видов хозяйственной деятельности общества и набор институциональных структур и координационных механизмов, посредством которых управляется экономическая деятельность с целью максимального удовлетворения потребностей общества в условиях ограниченных ресурсов.
Факторы, влияющие на экономическую систему:
– внешняя среда (заграница, степень открытости, участие в МРТ);
– природная среда (природа, климат, полезные ископаемые);
– социальная среда (общественное устройство, власть, законы).
Главная цель экономической системы – удовлетворение потребностей общества. Основные вопросы экономической системы: что? как? для кого производить?
Элементы экономических систем:
1) субъектный подход выделяет 3 группы экономических субъектов: фирмы (предприятия); домашние хозяйства; государство;
2) системный подход разделяет экономическую систему на цех, предприятие, отрасль, национальная экономика, мировая экономика;
3) марксистский подход выделяет производительные силы (вещественные, личностные и другие факторы, обеспечивающие производство) и производственные отношения (устойчивые связи и взаимодействие людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления).
1) по степени вовлечения в международное разделение труда: открытая и закрытая;
2) цивилизационный подход (приоритет общечеловеческих ценностей): капитализм и социализм;
3) по формам собственности на средства производства (формационный подход К. Маркса): первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический;
4) по меновым отношениям (Б. Гильденбрандт): натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство;
5) по преобладанию определенного вида хозяйства (К. Бюхер): домашнее хозяйство, городское хозяйство, народное хозяйство;
6) по уровню развития техники и технологии технологи (теория индустриального общества Д. Белла): доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество;