Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа
Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………
Вызывает практический интерес опыт отнесения предприятия к малым, используемый в США. Так, к малым предприятиям, в частности, относят предприятия, управляемые независимыми собственниками, не занимающие доминирующего положения на рынке. Количественные критерии (численность наемных работников или годовой оборот) устанавливаются Администрацией малого бизнеса США. Для каждой отрасли, в соответствии со Стандартным промышленным классификатором, в зависимости от особенностей производства и других факторов (в том числе при применении отдельных видов государственной поддержки). Например, в строительстве к малым относят предприятия с годовым оборотом от 7 млн. дол (по видам деятельности; в сельском хозяйстве – с годовым оборотом до 3.5 млн. дол; в отдельных отраслях – 0.5 млн. дол).
Во
всех странах первым критерием отнесения
предприятия к малым является
численность работающих, наряду с которой
применяются и такие показатели, как стоимость
активов, объем оборота, объем дохода,
доля в собственности предприятия внешних
собственников, размер уставного капитала
и др.
1.2.
Виды малого
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть квалифицированно по разным признакам:
- виду или назначению;
- формам собственности;
- количеству собственников;
-
организационно-правовым
-
организационно-экономическим
По формам собственности предприятие могут быть: частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).
По
численности собственников
В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают: товарищества, общества, кооперативы.
К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы (ФПГ), холдинги.
Классификация
по виду или назначению показана на рис.
1.1.
Рис. 1.1. Виды предпринимательской деятельности
1.3. Роль малого предпринимательства в экономике
Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технически и организационное нововведение. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированное в Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства.
Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:
- численностью
малых предприятий и
- вкладом малых предприятий в создании ВВП, в производство продукции;
- вкладом
субъектов малого
- ростом
численности на малых
- насыщением рынка потребительскими товарами, лучшим удовлетворением потребностей населения;
- навыками
дееспособных граждан в
Усиление
роли малого предпринимательства в
экономике зависит от увеличения
числа малых предприятий и
индивидуальных предпринимателей, принимающих
участие в хозяйственной
Положительным фактором роли малого предпринимательства является увеличение числа постоянно работающих на малых предприятиях и увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а так же рост занятости населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Деятельность
малых предприятий
Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.
Важным результатом деятельности малых предприятий является рост инвестиций в основной капитал малых предприятий, что позволяет им повышать технический уровень производства, наращивать производственные мощности, увеличивать выпуск продукции.
Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
- формирование
конкурентных, цивилизованных рыночных
отношений, способствующих
- расширение
ассортимента и повышение
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- содействие
структурной перестройке
- привлечение
личных средств населения для
развития производства. Партнеры
в малых предприятиях
- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- более
эффективное использование
- вовлечение
в трудовую деятельность
- формирование социального слоя собственников. Владельцев предприятий (фирм, компаний);
- активизация НТП;
- освоение
и использование местных
- содействие
деятельности крупным
- освобождение
государства от
Практика
показывает, что технический прогресс,
наиболее полное удовлетворение потребительского
спроса во многом определяются эффективностью
работы небольших предприятий. Высокие
темпы внедрения нововведений мобильность
технологических изменений, быстрый
рост сферы услуг и занятости,
острая ценовая и неценовая конкуренция,
ведущая, с одной стороны, к снижению цен,
а с другой – к тому, что потребитель получает
продукцию и услуги высокого качества,
возможность для государства получать
большие средства в форме налоговых поступлений.
Все это и определяет роль малых предприятий
в развитии экономики страны.
1.4. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая
независимость действий малых
предприятий, гибкость и
- относительно
невысокие расходы при
- большая
возможность индивида
- более
низкая потребность в
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.
Собственники малых предприятий более склоны к сбережению и инвестированию, у них всегда более высокий уровень личной мотивации, что положительно сказывается в целом на деятельность предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействует подготовке работников и распространению практических знаний.
Однако, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки:
- более высокий уровень риска, что обуславливает высокую степень неустойчивости положения на рынке;
- большая
зависимость от крупных
- ошибки
в управлении собственным
- слабая компетентность руководителя, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности
в заимствовании
- неуверенность
и осторожность хозяйствующих
партнёров при заключении
Большинство
неудач малых фирм связанно менеджерской
неопытностью или профессиональной
некомпетентностью
- некомпетентность бизнесменов;
- несбалансированный опыт;
- нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении и в единичных формах владения и в товариществах;
- не
умение заводить и
Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предприятия, поэтому оно нуждается в государственной поддержке.
Так
же недостатком в деятельности малого
предпринимательства является их «уход
в тень», что не позволяет объективно
оценить результат
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.