Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Курсовик ОКСЯ.docx

— 888.71 Кб (Скачать файл)
 

     Вызывает  практический интерес опыт отнесения  предприятия к малым, используемый в США. Так, к малым предприятиям, в частности, относят предприятия, управляемые независимыми собственниками, не занимающие доминирующего положения  на рынке. Количественные критерии (численность  наемных работников или годовой  оборот) устанавливаются Администрацией малого бизнеса США. Для каждой отрасли, в соответствии со Стандартным промышленным классификатором, в зависимости от особенностей производства и других факторов (в том числе при применении отдельных видов государственной поддержки). Например, в строительстве к малым относят предприятия с годовым оборотом от 7 млн. дол (по видам деятельности; в сельском хозяйстве – с годовым оборотом до 3.5 млн. дол; в отдельных отраслях – 0.5 млн. дол).

     Во  всех странах первым критерием отнесения  предприятия к малым является численность работающих, наряду с которой применяются и такие показатели, как стоимость активов, объем оборота, объем дохода, доля в собственности предприятия внешних собственников, размер уставного капитала и др.  

     1.2. Виды малого предпринимательства

     Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть квалифицированно по разным признакам:

   - виду или назначению;

   - формам собственности;

   - количеству собственников;

   - организационно-правовым формам;

   - организационно-экономическим формам.

     По  формам собственности предприятие  могут быть: частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

     По  численности собственников предпринимательская  деятельность может быть: индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения доли (совместная собственность).

     В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают: товарищества, общества, кооперативы.

     К основным организационно-экономическим  формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы (ФПГ), холдинги.

     Классификация по виду или назначению показана на рис. 1.1.       
 

    

Рис. 1.1.  Виды предпринимательской деятельности

     1.3. Роль малого предпринимательства в экономике

     Малые предприятия имеют важное социально-экономическое  значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технически и организационное нововведение. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированное в Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства.

  Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:

- численностью  малых предприятий и индивидуальных  предпринимателей в общей численности  субъектов рыночной экономики;

- вкладом  малых предприятий в создании  ВВП, в производство продукции;

- вкладом  субъектов малого предпринимательства  в формирование федерального  и региональных бюджетов;

- ростом  численности на малых предприятиях  занятого трудоспособного населения,  вкладом в сокращении числа  безработных;

- насыщением рынка потребительскими товарами, лучшим удовлетворением потребностей населения;

- навыками  дееспособных граждан в создании  собственного дела, накоплением  опыта управления предприятиями.

      Усиление  роли малого предпринимательства в  экономике зависит от увеличения числа малых предприятий и  индивидуальных предпринимателей, принимающих  участие в хозяйственной деятельности.

      Положительным фактором роли малого предпринимательства  является увеличение числа постоянно  работающих на малых предприятиях и  увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а так же рост занятости населения  по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

      Деятельность  малых предприятий характеризуется  более высокой производительностью  труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, общей  коммерческой деятельности по обеспечению  функционирования рынка и на малых  строительных предприятиях.

      Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.

      Важным  результатом деятельности малых  предприятий является рост инвестиций в основной капитал малых предприятий, что позволяет им повышать технический уровень производства, наращивать производственные мощности, увеличивать выпуск продукции.

      Опираясь  на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

- формирование  конкурентных, цивилизованных рыночных  отношений, способствующих лучшему  удовлетворению потребностей населения  в товарах;

- расширение  ассортимента и повышение качества  товаров, работ, услуг. Стремясь  к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению  качества товаров (работ, услуг);

- приближение  производства товаров и услуг  к конкретным потребителям;

- содействие  структурной перестройке экономики.  Малое предпринимательство придает  экономике гибкость, мобильность,  маневренность;

- привлечение  личных средств населения для  развития производства. Партнеры  в малых предприятиях вкладывают  свои капиталы в дело с большой  заинтересованностью, чем в крупных;

- создание  дополнительных рабочих мест, сокращение  уровня безработицы;

- более  эффективное использование творческих  способностей людей, раскрытие  их талантов, освоение различных  видов ремесел, народных промыслов;

- вовлечение  в трудовую деятельность отдельных  групп населения, для которых  работа на крупном производстве  имеет определенные ограничения  (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирование социального слоя собственников. Владельцев предприятий (фирм, компаний);

- активизация  НТП;

- освоение  и использование местных источников  сырья и отходов крупных производств;

- содействие  деятельности крупным предприятиям  путем изготовления и поставки  комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих  производств;

- освобождение  государства от низкорентабельных  и убыточных предприятий за  счет их аренды и выкупа.

      Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведений мобильность  технологических изменений, быстрый  рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны. 

     1.4. Преимущества и  недостатки малого  предпринимательства         

     Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества:

- более  быстрая адаптация к местным  условиям хозяйствования;

- большая  независимость действий малых  предприятий, гибкость и оперативность  в принятии и выполнении принимаемых  решений;

- относительно  невысокие расходы при осуществлении  деятельности, особенно затраты  на управление;

- большая  возможность индивида реализовать  свои идеи, проявить свои способности;

- более  низкая потребность в первоначальном  капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию  и в процесс производства;

- относительно  более высокая оборачиваемость  собственного капитала.

      Собственники  малых предприятий более склоны к сбережению и инвестированию, у  них всегда более высокий уровень  личной мотивации, что положительно сказывается в целом на деятельность предприятия. Малые предприятия  лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения  по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействует подготовке работников и распространению практических знаний.

      Однако, малому предпринимательству присущи  и определенные недостатки:

- более  высокий уровень риска, что  обуславливает высокую степень  неустойчивости положения на  рынке;

- большая  зависимость от крупных компаний;

- ошибки  в управлении собственным делом;

- слабая  компетентность руководителя, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- трудности  в заимствовании дополнительных  финансовых средств и получения  кредитов;

- неуверенность  и осторожность хозяйствующих  партнёров при заключении договоров.

      Большинство неудач малых фирм связанно менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых предприятий. В регулярно  проводимых опросах главными причинами  неудач называют:

- некомпетентность  бизнесменов;

- несбалансированный  опыт;

- нехватка  опыта в коммерции, финансах, поставках,  производстве, управлении и в  единичных формах владения и  в товариществах;

- не  умение заводить и поддерживать  деловые связи и контакты.

      Однако  менее благоприятные условия  хозяйствования, чем у крупных  предприятий, обусловливают меньшую  устойчивость и конкурентоспособность  малого предприятия, поэтому оно  нуждается в государственной  поддержке.

      Так же недостатком в деятельности малого предпринимательства является их «уход  в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности, в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно  наличие теневой экономики. Малое  предприятие «уводят в тень»  такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы  сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем  выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.

  1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России
 

      С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный  закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (далее также  – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных  в Федеральном законе, является принципиально  новый подход к критериям выделения  субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения  предприятий к соответствующей  категории являются средняя численность  работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости  активов.

Информация о работе Малое предпринимательство