Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа
Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………
2.3.
Оборот малых предприятий
Общий объем оборота МП в Российской Федерации за 1 квартал 2010 года составил 2 020,8 млрд. рублей, что на 3,5% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
Наиболее
значительный рост показателя отмечен
в Центральном федеральном
Негативная динамика показателя наблюдается в Уральском федеральном округе (сокращение на 12,0%).
В январе-марте 2010 г. прирост объема оборота МП отмечается в 49 регионах.
В
наибольшей степени показатель вырос
в Республике Тыва (на 70,0%), г. Москва
(на 69,8%), Республике Ингушетия (на 69,5%),
Костромской области (на 59,0%), Кабардино-Балкарской
Республике (на 49,2%) и Ленинградской области
(на 33,5%).
Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г.
Таблица 2.5
Федеральные округа | Объем оборота в январе-марте 2010 г. | ||
млн. руб. | на
душу населения, руб.1 |
в %
к январю-марту 2009 г.2 | |
РФ | 2 020 760,6 | 14 239,3 | 103,5 |
Центральный ФО | 688 843,4 | 18 558,2 | 115,6 |
Северо-Западный ФО | 321 097,2 | 23 896,3 | 100,7 |
Южный ФО | 148 387,8 | 10 820,6 | - 3 |
Северо-Кавказский ФО | 35 766,3 | 3 864,6 | - 3 |
Приволжский ФО | 379 605,7 | 12 607,6 | 100,1 |
Уральский ФО | 178 012,4 | 14 496,0 | 88,0 |
Сибирский ФО | 197 441,9 | 10 093,6 | 105,8 |
Дальневосточный ФО | 71 605,9 | 11 118,3 | 114,1 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.
2 с учетом региональных ИПЦ
3
данные об ИПЦ по Южному ФО и Северо-Кавказскому
ФО за рассматриваемый период отсутствуют,
поэтому сделать сравнение значений показателя
не представляется возможным.
Рост показателя свыше 20% отмечен в Вологодской области (на 29,7%), Чувашской Республике (на 28,6%), Магаданской (на 28,0%) и Новосибирской (на 26,2%) областях, Республике Хакасия (на 26,2%), Забайкальском крае (на 25,2%), Тверской (на 23,0%), Ивановской (на 23,0%), Архангельской (на 21,0%) и Амурской (на 20,3%) областях.
Наихудшая динамика показателя наблюдается в Чукотском АО: объем оборота МП региона за 1 квартал 2010 года сократился более чем в 2 раза по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. Сильное сокращение объема оборота МП также зафиксировано в Волгоградской области (на 43,9%).
Среднее
сокращение показателя (10-30%) отмечено
в Самарской области (на 28,9%), Чеченской
Республике (на 28,9%), Московской области
(на 24,8%), Ненецком АО (на 24,8%), Свердловской
(на 23,2%) и Мурманской (на 23,0%) областях,
Республике Алтай (на 14,5%), Пермском крае
(на 12,1%), Удмуртской (на 12,1%) и Карачаево-Черкесской
(на 10,1%) Республиках.
Распределение
регионов по группам с различной динамикой
оборота МП в январе-марте 2010 г. относительно
января-марта 2009 г. (с учетом ИПЦ)
Таблица 2.6
Изменение объемов оборота | Количество регионов |
Очень сильное сокращение (свыше 50%) | 1 |
Сильное сокращение (30-50%) | 1 |
Среднее сокращение (10-30%) | 11 |
Небольшое сокращение (до 10%) | 21 |
Небольшое увеличение (до 10%) | 16 |
Среднее увеличение (10-30%) | 27 |
Сильное увеличение (30-50%) | 2 |
Очень сильное увеличение (свыше 50%) | 4 |
2.4
Инвестиции в основной
капитал на малых предприятиях
Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 1 квартале 2010 года в целом по РФ составил 36 704,4 млн. рублей, что на 16,8% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
Положительная динамика отмечена только в Дальневосточном федеральном округе (показатель вырос на 2,7%). В Уральском федеральном округе показатель снизился на 41,0%, в Центральном – на 26,7%, в Приволжском – на 17,4%, в Сибирском – на 2,0%, в Южном – на 0,6%.
В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Чукотский АО.
По
итогам 1 квартала 2010 года в 38 регионах
отмечена положительная динамика объема
инвестиций в основной капитал на
малых предприятиях. Лидерами по росту
показателя выступили Республика Дагестан
(показатель вырос в 36,2 раза), Еврейская
автономная область (в 1,3 раза), Ямало-Ненецкий
АО (в 6,9 раза), Республика Северная Осетия-Алания
(в 4,7 раза), Забайкальский край (в 3,5 раза),
Республика Саха (Якутия) (в 3,5 раза), Ленинградская
(в 3,1 раза), Магаданская (в 2,4 раза) и Рязанская
(в 2,0 раза) области.
Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г.
Таблица 2.7
Федеральные округа | Объем
инвестиций в основной
капитал на МП в январе-марте 2010 г. | ||
млн. руб. | на душу населения, руб.1 | в % к январю-марту 2009 г.2 | |
РФ | 36 704,4 | 258,6 | 83,2 |
Центральный ФО | 9 047,4 | 243,7 | 73,3 |
Северо-Западный ФО | 2 764,2 | 205,7 | 99,4 |
Южный ФО | 7 435,6 | 542,2 | - 3 |
Северо-Кавказский ФО | 624,7 | 67,5 | - 3 |
Приволжский ФО | 7 777,4 | 258,3 | 82,6 |
Уральский ФО | 2 193,1 | 178,6 | 59,0 |
Сибирский ФО | 5 883,9 | 300,8 | 98,0 |
Дальневосточный ФО | 978,2 | 151,9 | 102,7 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.
2 с учетом региональных ИПЦ
3
данные об ИПЦ по Южному ФО и Северо-Кавказскому
ФО за рассматриваемый период отсутствуют,
поэтому сделать сравнение значений показателя
не представляется возможным
Сильное увеличение показателя (30-50%) зафиксировано в Астраханской области (на 96,5%), Ханты-Мансийском АО (на 85,5 %), Иркутской области (на 82,8%), Липецкой области (на 81,0%), Республике Тыва (на 80,2%), Пензенской области (на 76,5%), Удмуртской Республике (на 74,4%), Карачаево-Черкесской Республике (на 63,7%), Архангельской (на 60,0%) и Кемеровской (на 52,4%) областях, а также в Республике Хакасия (на 51,3%).
Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП наблюдается в Республике Калмыкия (на 93,8%) и Курской области (на 91,1%).
Более
чем на 50% показатель сократился в
Ставропольском крае (на 83,6%), Владимирской
области (на 80,7%), Ненецком АО (на 79,4%), Курганской
области (на 73,9%), Пермском крае (на 69,3%),
Брянской (на 66,0%), Калининградской (на
63,7%), Саратовской (на 62,6%) и Тульской
(на 62,2%) областях, Хабаровском крае
(на 55,8%), Новгородской (на 55,6%) и Ивановской
(на 51,5%) областях, Республике Коми (на 51,3%)
и Тюменской области (на 50,8%).
Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на МП в январе-марте 2010 г. относительно января-марта 2009 г. (с учетом ИПЦ)
Таблица 2.8
Изменение объемов инвестиций | Количество регионов |
Регионы, данные по которым отсутствуют | 3 |
Сильное сокращение (50-100%) | 16 |
Среднее сокращение (30-50%) | 11 |
Небольшое сокращение (до 30%) | 15 |
Небольшое увеличение (до 30%) | 10 |
Среднее увеличение (30-50%) | 8 |
Сильное увеличение (50-100%) | 11 |
Очень сильное увеличение (свыше 100%) | 9 |
Основные выводы:
1. По итогам 1 квартала 2010 г. в целом по стране по всем рассматриваемым показателям развития малого предпринимательства, за исключением объема оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика.
2. На 1 апреля 2010 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 апреля предыдущего года на 3,5%. Среднесписочная численность занятых на МП за год снизилась на 4,3%, объем инвестиций в основой капитал снизился на 16,8%. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в 1 квартале 2010 года оказался на 3,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года.
3. Итоги
деятельности малых предприятий в 2009 г.
в региональном разрезе можно охарактеризовать
как разнонаправленные. В 47 регионах увеличилось
количество зарегистрированных МП; увеличение
среднесписочной численности занятых
на МП было отмечено в 36 регионе, объемов
оборота МП – в 49 регионах; инвестиций
в основной капитал на МП – в 38 регионах.
При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало так же создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективное системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.
Требовалось
подобрать и обучить
Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ решения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.