Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Курсовик ОКСЯ.docx

— 888.71 Кб (Скачать файл)

     Следовало определить порядок государственного прекращения субсидирования различных  отраслей и разработать налоговые  системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.

     Наконец, необходимо было решить, будет ли допущена, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций как во время переходного периода, так и после его завершения.

     Большинство этих проблем в полной мере относятся  и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего  его развития в России остаются в  основном те же:

  - недостаточность начального капитала  и собственных оборотных средств;

  - трудности с получением банковских  кредитов;

  - усиление давления криминальных  структур;

  - нехватка квалифицированных бухгалтеров,  менеджеров, консультантов;

  - сложности с получением помещений  и крайне высокая арендная  плата;

  - ограниченные возможности получения  лизинговых услуг;

  - отсутствие должной социальной  защищенности и личной безопасности  владельцев и работников малых  предприятий.

     Дело  в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте  после налогового бремени стоят  чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную  проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую  экономику. Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% ВВП.

     По  данным журнала «Эксперт» доля теневой  заработной платы снизилась с 35,2% в 2008 году до 27-28% в 2010 году, занимая по-прежнему значительный удельный вес. Называется три главные причины такого положения:

  - сохраняющиеся высокие ставки налогов, и прежде всего единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия;

  - не доверие к власти, не уверенность  в стабильности экономического  и общественного положения;

  - боязнь криминальных структур.

     По  степени важности (в разных источниках) основные проблемы малого бизнеса располагаются  в следующем порядке:

  - высокий уровень налогообложения;

  - недоступность кредитных ресурсов;

  - административные барьеры.

     Предприятия малого бизнеса в России сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас отсутствовал . это означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. Ясно, что предельно напряжённый государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляция.

     Для развития малого бизнеса требуется  тщательно выверенная, последовательно  приводимая в жизнь система отбора, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты, тем, кто более полезен  обществу. На сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере  обращения при детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса. Следует  создавать механизмы льготного  кредитования, налогообложения, различного рода льгот, включая и связанное с внешне-экономической деятельностью. Смысл их в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

     Следующая проблема – законодательная база, на которую сейчас может опираться  малый бизнес. Пока она не совершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Трудность в  том, что, во- первых, нет сводной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности малых предприятий, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

     Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчётность по тем показателям, которые  дают право этим предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению.

     Материально-техническое  обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном  объеме и своевременно. Ограничен  для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует  значительных одноразовых финансовых затрат.

     Еще одна проблема – кадровая. Квалифицированных  предпринимателей, к сожалению, гораздо  меньше, чем реально нужно экономике.

     Не  простая проблема связанна и с  социальной защитой предпринимательской  деятельности. Известно, что ранее существующая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалось практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям, новому социальному слою, тем более.

     Кредитуя  малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение  кредита. Самое неприятное состоит  в том, что небольшие предприятия, которые продолжительное время  обслуживаются в данном банке, имеют  не больше привилегий, чем новые  клиенты.

     Осуществление сотрудничества с одним банком позволяет  предприятиям сократить издержки на управление банковскими счетами, снизить  риски утечки информации о бизнесе. Помимо того предприятия надеются на получение определенных видов льгот, хотя, как правило, такие льготы они  не получают.

     Можно выделить несколько причин, которые  в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий малого бизнеса качеством  кредитования:

  - отсутствие льгот на кредитование, работающих с определенным банком длительное время;

  - необходимость подготовки значительного  пакета документов и длительное  время рассмотрения заявок;

  - искусственное сокращение сроков  кредитования, занижение стоимости  залогов при одновременном сужении  перечня имущества, принимаемого  в залог.  В значительной степени  это относится к «старым» клиентам, обсуживающихся в данном банке  более трех лет.

  - качество банковского обслуживания. Прежде всего это скорость, условия обслуживания и стоимость услуг.

     Существенной  проблемой для малого бизнеса  является обеспечение доступа к  производственным площадям и офисным  помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большем дефиците и, как следствие, запредельно дороги, либо  их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.

     Непомерная  тяжесть арендного бремени. Более  чем у половины респондентов на оплату уходит 30% всех расходов предприятия, а  у остальной половины и более. О каком развитии бизнеса может  идти речь?

       Другая проблема развития малого  бизнеса, выявленная в ходе  исследования, - взаимодействие предпринимателей  с местными властями и проверяющими  инстанциями, которые зачастую  связаны с необоснованными претензиями  и с прямым вымогательством. По статистике почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое предприятие на взятки.

     Неблагополучно  и с конкурентной ситуацией. Главной  помехой честной конкуренции  и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки администрация  района (20%  опрошенных), администрация города (20%), крупные компании(24%).

     Подводя некоторый итог исследования малого бизнеса в России, следует отметить значительное расхождение в различных регионах. В одних регионах проблемы связаны с бюрократическим производством. В других – острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития малого бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.

     Определенную  роль в решении проблем сыграла  реформа по снижению административных барьеров, начавшаяся в 2001г. С принятием  закона о проверках и инспекциях. Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной системе налогообложения о техническом регулировании.

     Необходимо  также упорядочить процедуру  банкротства. Совершенно нормально, когда  в зоне предпринимательства рождаются  и гибнут предприятия.

     У нас закрыть предприятие крайне сложно. Поэтому данные статистики и реального положения дел  значительно расходятся.   

  Остается еще много проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в стране. Можно сделать вывод о том, что на федеральном уровне делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. У предпринимателей всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности. 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Методы решения существенных проблем и перспективы развития малого предпринимательства. 

     4.1. Условия необходимые  для формирования  малого предпринимательства.

      Для формирования малого предпринимательства  необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.

     Экономические условия:

     К экономическим условиям относятся:

- предложение  товаров и спрос на них;

- виды  товаров, которые могут приобрести  покупатели;

- объем  денежных средств, которые могут  быть истрачены на покупки;

- избыток  или недостаточность рабочих  мест, рабочей силы, влияющие на  уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать  товары.

      На  экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность  денежных ресурсов, уровень доходов  на инвестированный капитал, а также  величина заемных средств, необходимых  предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые  готовы  предоставить им кредитные  учреждения.

      Всем  этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с  помощью которой предприниматели  могут устанавливать деловые  взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:

- банки, оказывающие финансовые услуги;

- поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;

-  оптовые  и розничные продавцы, предоставляющие  услуги по доведению товаров  до потребления;

- специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;

- агентства  по трудоустройству, занимающиеся  подбором рабочей силы;

- учебные  заведения, обучающие рабочих  с специалистов-служащих;

- прочие  агентства – рекламные, транспортные, страховые и т.п.;

      Элементы  процесса функционирования малого предпринимательства  представлены в табл. 4.1.

Информация о работе Малое предпринимательство