Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа
Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………
-
сложности с арендой и
-
продолжающиеся криминальные
Помимо федеральных и региональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.
На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:
- «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ;
- «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;
-
«О государственной
Главная
цель Федерального закона «О защите прав
юридических лиц и
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» существенно сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.
Наконец,
Федеральный закон «О государственной
регистрации юридических лиц» существенно
упрощает условия регистрации: срок
регистрации ограничен пятью
днями. Значительно ограничены основания
для отказа или искусственного затягивания
сроков государственной регистрации.
Функции регистрации
При правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом.
Одно из основных направлений Комплексной программы – соединение единого информационного пространства для предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены а основном несовершенством федерального законодательства, - недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, недоработанный Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование нежилых помещений.
Другой приоритет – информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества.
Приведем статистические данные на этот год в России. Несмотря на многомиллиардные программы господдержки, количество малых предприятий по России сократилось в среднем на 5,7%, подсчитали исследователи.
За
год число малых предприятий
по России сократилось на 5,7%, прирост
есть только в Дальневосточном ФО
— на 6% и в Приволжском ФО —
на 1,5%. Самое сильное падение в
ЮФО — 26%, в Центральном — 13%, в
Уральском — 12,7%. Это следует из
очередного доклада Национального
института системных
Количество малых предприятий в расчете на 100 000 человек населения выросло в 46 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском автономном округе (на 155,5 ед.), а также в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях.
В 37 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 000 жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя — в Волгоградской области (на 79,9 ед.).
На 3,3% сократилась по итогам полугодия и среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, говорится в докладе. Количество занятых в малом бизнесе выросло только в двух федеральных округах — Северо-Западном (рост показателя составил 2,5%) и Дальневосточном ФО (1,8%).
Владимир Буев, вице-президент НИСИПП, в подобных результатах мониторинга видит не только последствия кризиса: «В 2009 г. сектор активно накачивали субсидиями для открытия собственного дела. И число микро- и малых предприятий выросло на 20%, а в 2010 г. они стали лопаться. Я не могу сказать, что программы провалились, но они не работают».
По данным Минздравсоцразвития, в 2009 г. 127 600 человек в целом по России организовали собственное дело, получив в виде годового пособия по безработице по 58 800 руб. Было зарегистрировано по меньшей мере 127 000 новых микропредприятий и создано как минимум столько же рабочих мест.
Однако, по словам Буева, в НИСИПП не увидели прямой связи между объемами господдержки и развитием предпринимательства в регионах. «Госдотации порождают иждивенческие настроения, — считает он. — Люди больше озабочены оформлением бумаг и хождением по кабинетам, чем развитием бизнеса и поиском новых ниш».
При этом результаты мониторинга по первому полугодию 2010 г. Буев считает умеренно позитивными и отмечает, что главное — рост оборотов в малом секторе, который в среднем по России составил 8%. По словам эксперта, эта цифра свидетельствует об оживлении платежеспособного спроса. Хотя сокращение объема инвестиций в основной капитал на 15,3% является показателем того, что предприниматели все так же не верят в перспективу и развитие собственного бизнеса, считает он.
Глава Роструда Юрий Герций говорит, что выживаемость малых предприятий, организованных при поддержке региональных программ поддержки занятости Минздравсоцразвития, оказалась весьма велика. По данным его ведомства, к сентябрю 2010 г. прекратили свое существование лишь 5% из 120 000 компаний, образованных в 2009 г. на деньги региональных программ поддержки занятости.
Вице-премьер Александр Жуков на днях уверил, что в дальнейшем программы планируется продолжить: только в этом году по линии Минздравсоцразвития было выделено 14 млрд руб. для 242 431 нового предпринимателя, а в 2011 г. даже с учетом сокращения региональных программ на 120 000 человек зарезервировано 11,1 млрд руб. По мнению ведущего экономиста ЦМАКП Игоря Полякова, госстимулирование малого предпринимательства среди безработных связано прежде всего с тем, что, несмотря на ослабление кризиса, сегодня в стране почти не создается новых рабочих мест.
Благодаря поддержке областного правительства новосибирские МП инвестируют в основной капитал в 5,5 раза больше, чем в среднем по РФ (а рост в первом полугодии 2010 г. — 2,1% против падения на 15,3% в среднем по РФ), возражает Буеву заместитель министра промышленности и развития предпринимательства региона Юрий Соколов. На поддержку малого и среднего предпринимательства с учетом федеральных средств регион направил в 2009 г. 730 млн руб., в 2010 г. — около 500 млн руб., привел данные Соколов. Правда, прокомментировать изменение среднесписочной численности сотрудников и уменьшения количества МП на 100 000 населения чиновник не смог.
Владимир
Демидов, начальник управления развития
предпринимательства
По словам чиновника, гранты в Волгоградской области получили более 1000 предприятий и возможности отследить всех у администрации нет: «Единственное, что мы в состоянии отследить, — это гранты начинающим предпринимателям по конкурсу Минэкономразвития. Там выживаемость — более 80%».
Александр Чупринов, начальник управления развития малого и среднего бизнеса правительства Московской области, считает смешным предположение экспертов НИСИПП, что сокращение числа малых предприятий идет за счет получивших господдержку. По его словам, перед администрацией Московской области отчитались все предприятия, эту поддержку получившие. «Да и данные об уменьшении числа предприятий явно не соответствуют действительности, — настаивает Чупринов. — По данным налоговой, за 2010 г. в области было зарегистрировано 14 776 новых предприятий, а снято с учета всего 4800».
С 1 января 2011 года для всех налогоплательщиков, применяющих "упрощёнку" (УСН) и "вменёнку" (ЕНВД), ставка страховых взносов увеличивается на 20% (с 14% до 34%). При общем режиме налогообложения рост составит всего 8 процентов (с 26% до 34%).
В результате для предпринимателей и предприятий, работающих по упрощённой системе налогооблажения (УСН) и по единому налогу на вменённй доход (ЕНВД), финансовая нагрузка вырастет в 2,4 раза, для применяющих общий режим налогообложения - чуть меньше, в 1,3 раза.
По самым осторожным оценкам экспертов, делать это сейчас не совсем разумно, а по самым радикальным мнениям — смертельно для российского малого бизнеса.
При этом отметим, что с 2010 года установлен предел налогооблагаемой базы, который составляет 415 000 рублей на каждого работника предприятия (нарастающим итогом с начала года, если данная сумма превышается, то взносы не начисляются, согласно п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ).
Другими словами это означает, что данные лимиты фактически направленны против развития малого бизнеса, так как для крупного бизнеса увеличения страховых взносов не произойдет, а во многих случаях даже очевидна тенденция к их уменьшению.
Несмотря
на мероприятия по поддержке субъектов
малого предпринимательства, создание
новых частных предприятий идет
очень скромными темпами. Виной
тому может стать как малая
предпринимательская
4.3. Перспективы развития малого предпринимательства
Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.
Прежде всего следует ограничить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.
Необходимо
существенно уменьшить
На наш взгляд, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.
Для
вновь создаваемых предприятий
малого бизнеса необходимо широкое
использование лизинга
Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.