Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Курсовик ОКСЯ.docx

— 888.71 Кб (Скачать файл)

      Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний день в стране функционирует около 900 тысяч предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20-30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тысяч предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

      В соответствии с Федеральным законом  «О лицензировании отдельных видов  деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ местные власти не имеют права  вводить, какие-то не было разрешительные документы, кроме перечисленных в этом законе лицензий. Однако распространенной практикой остаются разрешения на торговлю или на какой-то другой вид деятельности, от пожарной инспекции до санэпиднадзора.

      Большинство респондентов второго проведенного опроса ответили, что конкуренция  в настоящее время является для  них более серьезной проблемой, чем государственное регулирование. Впервые с начала перехода России к рыночной экономике предприниматели  называли конкуренцию наиболее важной проблемой. Такое внимание конкуренции  свидетельствует о том, что российская экономика становится по-настоящему рыночной, предпринимателей больше волнует  поведение конкурентов, чем поведение  чиновников. К поведению чиновников они в определенной степени приспособились, а приспосабливаться к конкуренции  им придется постоянно.

      Таким образом, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего  развития. По нашим ориентировочным  расчетам в ближайшие годы число  малых предприятий в России может  увеличиваться до 1,4 – 1,5 млн. единиц. Выпускаемая ими продукция может быть оценена в 2,8 – 3,2 трлн. руб. таким образом, занимая примерно 14 – 15% в составе ВВП страны, предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Малое предпринимательство  в зарубежных странах. 

     5.1. Поддержка малого бизнеса в японской экономике

      Япония  входит в первую тройку самых мощных экономик, обладая весьма ограниченными  природными ресурсами. Однако главным  богатством этой страны является предпринимательский сектор (около 73% занятого населения).

     Среди экономически развитых стран Япония занимает лидирующее место, как по уровню развития МПС, так и степени их взаимодействия с крупными предприятиями. Правительство Японии постоянно оказывает законодательную, организационную, техническую и финансовую поддержку сектору МСП. Государственная ежегодная поддержка малого и среднего бизнеса достигает 0,3% расходного бюджета страны. Кроме того, значительную финансовую поддержку оказывают местные бюджеты, есть еще косвенные поступления из других бюджетных и частных источников (развитие науки и техники, образование, экономическое содействие и т.п.).  При этом государственные средства в основном служат для оказания косвенной финансовой помощи сектору МСП (развитие инфраструктуры поддержки, создание различных фондов, предоставление гарантий, проведение исследований и т.п.), а также для привлечения средств частного капитала.

     Современная система государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства  формировалась в Японии не менее 40 лет. Ее высокая результативность объясняется не только крупной финансовой и иной поддержкой. Главное –  тонкий механизм балансировки, не допускающий  перехода за грань, когда эта помощь приводит к бесполезному проеданию госбюджета.

     «Японский успех» в области эффективности  НТП и проникновения на внешние  рынки опирается на высокую внутреннюю конкуренцию, степень которой выше, чем в других развитых странах. Все  это влияет и на крупный бизнес, и, что важно, на создание общества, его дух. Высококонкурентная среда  Японии насквозь пронизана государственной  регламентацией.

      Гарантом  сбалансированности интересов государства  и некрупного предпринимательства  выступают всевозможные общественные организации. Правительство стимулирует  создание таких фирм, объединяющих представителей среднего и мелкого  бизнеса, для того чтобы они активно  участвовали в выработке государственной  политики и принятии решений. Отслеживание интересов мелкого и среднего бизнеса занята разветвленная сеть торгово-промышленных советов, которые имеются даже в сельских поселках. В Японии такие советы – это общественные организации с прямым выходом на государственные органы всех уровней. На общенациональном уровне они объединены Торгово-промышленной палатой, также являющейся общественной организацией.

      Законодательно  определен и ценз предприятий, которые  могут претендовать на статус малых  и средних, включающих дифференцированные по сферам деятельности ограничения по числу занятых (в промышленности, на транспорте и строительстве – не более 300 человек, в оптовой торговле – 100, а в розничной и сфере услуг – человек). Есть также ограничения по величине уставного капитала: в промышленности, строительстве и на транспорте он не должен быть выше 770 тыс. долл., в оптовой торговле – 230 тыс., а в розничной торговле и сфере услуг – 77 тыс. долл.

      По  закону к малым предприятиям относятся  те, где число занятых не превышает 20 человек в промышленности и 5 –  в сфере торговли и услуг. В  основном это предприятия потребкооперации, а также вспомогательных производств.

      Важное  место в системе поддержки  занимает рационализация управления внутри малых предприятий: правильное ведение бухгалтерского учета, оптимальное распределение собственных и заемных средств, внутрифирменный менеджмент и планирование, умение налаживать контакты с потенциальными партнёрами и заказчиками, улучшение психологического климата коллектива фирмы – эти и многие другие дисциплины теории и практики управления доводятся до каждой некрупной фирмы. Существенный момент поддержки – оптимизация размеров предприятия в соответствии с требованиями НТП в каждой конкретной сфере экономической деятельности. Сюда тесно примыкает кооперирование некрупного бизнеса, которое позволяет повышать конкурентоспособность, противодействовать монопольному диктату крупных фирм, а также иностранным конкурентам. Поэтому само кооперирование – не только цель, но и средство государственной поддержки не крупного предпринимательства.

      Следующая цель поддержки – содействовать  взаимопомощи некрупных предприятий, чтобы максимально сократить  число банкротств. В результате Япония резко выделяется среди развитых стран крайне низким уровнем банкротств. Из вновь образующихся небольших предприятий в течении года там разоряются не более 5%, в то время как в США их около 30%.

      Кроме того набор главных средств входят:

- специальное  финансирование и льготное кредитование, гарантирование займов;

- льготное  налогообложение и особый порядок  амортизации;     

- организация  обучения и повышение квалификации  кадров;

- консультирование, оказание научно-технического и  информационного содействия;

- кооперирование.  

     5.2. Программы поддержки малого бизнеса в США

     США, обладая самой мощной экономической  системой, активно поддерживают и  развивают малое предпринимательство, считая его гарантом дальнейшего  успешного социально-экономического развития страны и конкурентоспособности  на мировых рынках. Это подтверждается государственной политики США в  отношении малого бизнеса, проводимой Администрацией малого бизнеса при  Президенте США (АМБ). Столь высокий  государственный статус этого федерального агентства позволяет осуществлять тесное взаимодействие различных государственных, частных и общественных организаций  в целях эффективного развития малого предпринимательства. АМБ со временем превратилась в крупнейшего финансового попечителя малого бизнеса, обеспечивающего гарантии по кредитам на сумму 46 млрд долл. и обладающего портфелем венчурных инвестиций на сумму свыше 13 млрд долл. это агентство также стало организатором национальной инфраструктуры по оказанию широчайшего спектра деловых услуг малым предприятиям и координатором многочисленных программ поддержки предпринимательства.

     Рассмотрим  наиболее важные направления и программы  государственной поддержки и  развития малого предпринимательства, реализуемые АМБ. Целью их является стимулирование инициатив по совершенствованию  системы поддержки и развития малых предприятий на федеральном, региональном и местных уровнях. Разумеется, в силу множества обстоятельств  американский опыт поддержки не может  быть применим в нашей стране. Однако изучение этого опыта, постепенное заимствование наиболее эффективных приемов с соответствующей адаптацией к нашим условиям позволяет значительно улучшить систему оказания деловых услуг малым предприятиям.

     По  законодательству США, основная масса  малого предпринимательства сосредоточена  в группе предприятий с числом работающих до 500 чел., однако для отдельных  видов деятельности существуют ограничения  только по объему ежегодных финансовых операций. Учитывая столь широкий  диапазон размеров малых предприятий, соответственно и меры поддержки  предпринимательства в США отличаются большим разнообразием. Основные направления  поддержки и развития малого предпринимательства  сводятся к оказанию финансовой помощи, предоставлению технических услуг (консультирование, обучение, информационное  обслуживание и др.), участию в исполнении государственных заказов, оказанию правовой и административной поддержки.

       Базовая программа «7(а) Галантных Кредитов» является основным инструментом кредитной поддержки малого предпринимательства в США, предоставляющим краткосрочные и долгосрочные займы начинающим и действующим, устойчивым предприятиям, которые не могут получить финансирование на приемлемых условиях из обычных финансовых источников. В рамках этой программы АМБ осуществляет финансовую поддержку малого бизнеса путем предоставления гарантий через свои партнерские кредитные институты. Кредиты предоставляются для самых распространенных потребителей малого бизнеса (покупка недвижимости, оборудования, оснастки, инвентаря или для получения оборотных средств).

     Программа «Кратковременное финансирование и  предоставление оборотного капитала»  руководствуется основными принципами базовой программы «7(а) Гарантийных  Кредитов» и предоставляет максимальную гарантию на сумму до 750 000 долл., предусматривая пять следующих кредитных линий. Сезонное кредитование – периодически возобновляемое (револьверное) и невозобновляемое (неревольверное) для создания необходимых складских запасов или для помощи в оплате счетов во время сезонных пиков колебания деловой активности.

     Контрактное кредитование (возобновляемое и невозобновляемое) – для финансирования трудозатрат  и стоимости материалов, связанных  с выполнением подписанных контрактов.

     Строительное  кредитование – для небольших  генподрядчиков или малого предпринимательства, занимающихся строительством либо реконструкций  коммерческих или жилых зданий. Кредиты используются для финансирования трудозатрат и стоимости материалов. Наличие строительного проекта является одним из условий получения кредита.

     Малая кредитная линия нормативных  активов предназначена для возобновляемого  обеспечения нормативных требований гарантирования долговременных кредитов на сумму до 200 000 долл.

     Программа «Оборонные кредиты и техническая помощь» (DELTA) предназначена для помощи малым предприятиям, работавшим на оборонные нужды страны, которые вынуждены переориентироваться на коммерческие рынки в связи с сокращением военных расходов. Эти предприятия получают финансовую и техническую поддержку для сохранения прежних и создания новых рабочих мест в населенных пунктах, испытывающих трудности в связи с такой переориентацией производств, проводящих модернизацию, или расширение диверсифицируемых производств – при сохранении в национальном реестре базовых предприятий.

Информация о работе Малое предпринимательство