Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа
Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………
Согласно
нормам Федерального закона к субъектам
малого предпринимательства относятся
внесенные в единый государственный
реестр юридических лиц
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
- для микропредприятий – 60 млн. рублей;
- для малых предприятий – 400 млн. рублей.
С
1 января 2010 года также вступили в
силу нормы Федерального закона, определяющие,
что предельные значения выручки
от реализации товаров (работ, услуг) и
балансовой стоимости активов
Изменения
коснулись и порядка ведения
статистических наблюдений за деятельностью
малых предприятий: в соответствии
с Правилами проведения выборочных
статистических наблюдений за деятельностью
субъектов малого и среднего предпринимательства
(утверждены Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 февраля
2008 года № 79), статистические данные в
сфере малого предпринимательства
формируются без учета
Ввиду отсутствия полных статистических данных (в квартальном разрезе) в докладе не учитываются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, микропредприятия и средние предприятия.
Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:
- прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля 2010 г.;
- увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г.;
- рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г.;
- рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г.;
Используемые
сокращения: АО – автономный округ,
ИПЦ – индекс потребительских
цен, МП – малые предприятия, СН –
стоимость фиксированного набора потребительских
товаров и услуг для
2.1.
Количество зарегистрированных
малых предприятий
По состоянию на 1 апреля 2010 г. в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,5% меньше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,6 ед. и составило 154,7 ед.
Количество
зарегистрированных малых предприятий
по федеральным
округам Российской Федерации
Таблица 2.1
Федеральные округа | Количество
зарегистрированных
МП на 1 апреля 2010 г. в расчете на 100 тыс. чел. населен1 | ||
Единиц | прирост /
сокращение за период
01.04.2009-01.04.2010 |
в %
от
среднего | |
РФ | 154,7 | -5,6 | 100,0 |
Центральный ФО | 184,1 | -12,9 | 119,0 |
Северо-Западный ФО | 230,5 | -0,5 | 148,9 |
Южный ФО | 129,7 | -26,0 | 83,8 |
Северо-Кавказский ФО | 62,5 | -3,3 | 40,4 |
Приволжский ФО | 157,6 | 1,5 | 101,8 |
Уральский ФО | 116,6 | 4,3 | 75,3 |
Сибирский ФО | 128,0 | -3,0 | 82,7 |
Дальневосточный ФО | 154,0 | 7,2 | 99, 6 |
1
исходя из численности населения на 1 января
2010 г.
В
трех федеральных округах
Наиболее значительное сокращение количества малых предприятий зафиксировано в Южном федеральном округе – на 16,7% или 26 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения.
В Центральном федеральном округе количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей сократилось на 12,9 ед., в Северо-Кавказском федеральном округе – на 3,3 ед., в Сибирском – на 3,0 ед., Северо-Западном – на 0,5 ед.
На
1 апреля 2010 г. по сравнению с 1 апреля
2009 г. количество малых предприятий
в расчете на 100 тыс. человек населения
выросло в 47 регионах.
Распределение
регионов по группам с различной
динамикой числа
Таблица 2.2
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей | Количество регионов |
Сильное сокращение (свыше 10 ед.) | 0 |
Среднее сокращение (от 50 до 100 ед.) | 3 |
Небольшое сокращение (от 0,1 до 50 ед.) | 33 |
Небольшое увеличение (от 0,1 до 100 ед.) | 46 |
Среднее увеличение (от 50 до 100 ед.) | 0 |
Сильное увеличение (свыше 100 ед.) | 1 |
Наибольший рост показателя (более чем на 20,0 ед.) отмечен Чукотском АО (на 155,5 ед.), Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской областях (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской области (на 20,6 ед.) и Республике Марий Эл (на 20,3 ед.)
Заметный рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей (более чем на 10,0 ед.) отмечен также в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецкий АО (на 17,6 ед.) и Тюменской области (на 16,2 ед.), Республике Татарстан (на 14,6 ед.), Магаданской области (на 14,5 ед.) и Ханты-Мансийском АО (на 13,5 ед.), Иркутской области (на 13,3 ед.) и Чувашской Республике (на 11,7 ед.), Курской области (на 11,6 ед.) и Республике Северная Осетия-Алания (на 11,2 ед.).
В 36 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя характерно для Волгоградской (на 79,9 ед.), Мурманской (на 67,3 ед.) и Московской (на 53,8 ед.) областей.
Значительное
сокращение количества малых предприятий
в расчете на 100 тыс. жителей (на 10,0
ед. и более) зафиксировано в
2.2.
Среднесписочная численность
работников малых предприятий
По
итогам января-марта 2010 г. среднесписочная
численность занятых на МП (без
учета внешних совместителей
и работающих по договорам гражданско-правового
характера) в целом по стране сократилась
на 4,3% по сравнению с показателем за аналогичный
период прошлого года и составила 5 493,4
тыс. человек. Удельный вес работников
МП в общей среднесписочной численности
занятых за этот период снизился на 0,14
п.п. и составил 11,8%.
Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г.
Таблица 2.3
Федеральные округа | Среднесписочная
численность работников МП1 |
Доля
занятых на МП в
общей среднесписочной численности занятых | ||
тыс. чел. | в %
к январю-марту 2009 г. |
% | изменение относительно января-марта 2009 г., п.п. | |
РФ | 5 493,4 | 95,7 | 11,8 | -0,14 |
Центральный ФО | 1 548,2 | 92,5 | 11,6 | -0,54 |
Северо-Западный ФО | 685,9 | 102,6 | 13,6 | 0,69 |
Южный ФО | 492,9 | 90,9 | 12,9 | -0,79 |
Северо-Кавказский ФО | 151,5 | 91,6 | 9,2 | -0,68 |
Приволжский ФО | 1 238,9 | 95,6 | 12,6 | 0,02 |
Уральский ФО | 392,5 | 97,6 | 8,8 | -0,04 |
Сибирский ФО | 717,7 | 97,5 | 11,8 | 0,02 |
Дальневосточный ФО | 265,7 | 103,4 | 12,1 | 0,66 |
1
без внешних совместителей и работающих
по договорам гражданско-правового характера
Количество занятых на малых предприятиях выросло только в Дальневосточном федеральном округе (на 3,4%) и Северо-Западном федеральном округе (на 2,6%).
По остальным федеральным округам наблюдается снижение показателя. В Южном федеральном округе среднесписочная численность занятых на малых предприятиях снизилась на 9,1%, в Северо-Кавказском федеральном округе – на 8,4%, в Центральном федеральном округе – на 7,5%, в Приволжском федеральном округе – на 4,4%, в Сибирском федеральном округе – 2,5%, в Уральском федеральном округе – на 2,4%.
Рост
среднесписочной численности
Изменение
среднесписочной численности
Таблица 2.4
Изменение среднесписочной численности работников МП | Количество регионов |
Сильное сокращение (свыше 30%) | 2 |
Среднее сокращение (10-30%) | 9 |
Небольшое сокращение (менее 10%) | 36 |
Небольшое увеличение (менее 10%) | 28 |
Среднее увеличение (10-30%) | 7 |
Сильное увеличение (свыше 30%) | 1 |
Лидерами по росту числа занятых на малых предприятиях являются Ленинградская область (показатель вырос на 35,3%), Костромская область (на 18,3%), Забайкальский край (на 14,5%), Владимирская область (на 11,7%), Республика Калмыкия (на 11,3%), Ямало-Ненецкий АО (на 10,9%), Саратовская область (на 10,4%) и Хабаровский край (на 10,4%).
Наиболее значительное снижение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Чеченской Республике (на 34,1%) и Волгоградской области (на 31,5%).
Заметное
снижение показателя (более чем на
10,0%) зафиксировано в Московской
(на 23,1%) и Нижегородской (на 18,1%) областях,
Республике Мордовия (на 15,6%), Удмуртской
Республике (на 12,3%), Ставропольском крае
(на 12,2%), Чукотском АО (на 11,2%), Ивановской
области (на 11,1%), Республике Марий Эл
(на 10,8%) и Курской области (на 10,1%).