Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Курсовик ОКСЯ.docx

— 888.71 Кб (Скачать файл)

      Согласно  нормам Федерального закона к субъектам  малого предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
  3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

      Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях  выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

      - для микропредприятий – 60 млн. рублей;

      - для малых предприятий – 400 млн. рублей.

      С 1 января 2010 года также вступили в  силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки  от реализации товаров (работ, услуг) и  балансовой стоимости активов устанавливаются  Правительством Российской Федерации  один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

      Изменения коснулись и порядка ведения  статистических наблюдений за деятельностью  малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью  субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства  Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в  сфере малого предпринимательства  формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью  микропредприятий проводятся один раз  в год.

     Ввиду  отсутствия полных статистических данных (в квартальном разрезе) в докладе  не учитываются индивидуальные предприниматели  без образования юридического лица, микропредприятия и средние предприятия.

     Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:

    - прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля 2010 г.;

    -  увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г.;

    -   рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г.;

    -   рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г.;

      Используемые  сокращения:  АО – автономный округ, ИПЦ – индекс потребительских  цен, МП – малые предприятия, СН –  стоимость фиксированного набора потребительских  товаров и услуг для межрегиональных  сопоставлений покупательной способности, ФО – федеральный округ. 
 

     2.1. Количество зарегистрированных малых предприятий 

     По  состоянию на 1 апреля 2010 г. в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых  предприятий, что на 3,5% меньше, чем  годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,6 ед. и составило 154,7 ед.

     Количество  зарегистрированных малых предприятий 
         по федеральным округам Российской Федерации

      Таблица 2.1

Федеральные округа Количество  зарегистрированных МП  
на 1 апреля 2010 г. 
в расчете на 100 тыс. чел. населен
1
Единиц прирост / сокращение за период

01.04.2009-01.04.2010

в % от

среднего 
по РФ

РФ 154,7 -5,6 100,0
Центральный ФО 184,1 -12,9 119,0
Северо-Западный ФО 230,5 -0,5 148,9
Южный ФО 129,7 -26,0 83,8
Северо-Кавказский ФО 62,5 -3,3 40,4
Приволжский ФО 157,6 1,5 101,8
Уральский ФО 116,6 4,3 75,3
Сибирский ФО 128,0 -3,0 82,7
Дальневосточный ФО 154,0 7,2 99, 6

      1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г. 

      В трех федеральных округах наблюдается  рост количества малых предприятий как в абсолютном выражении, так и в расчете на 100 тыс. человек населения. Лидеры роста – Дальневосточный федеральный округ (прирост 4,9% или 7,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Уральский федеральный округ (прирост более чем на 3,9% или 4,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В Приволжском федеральном округе прирост количества малых предприятий составил порядка 0,9% или 1,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.

      Наиболее  значительное сокращение количества малых  предприятий зафиксировано в  Южном федеральном округе – на 16,7% или 26 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения.

      В Центральном федеральном округе количество малых предприятий в  расчете на 100 тыс. жителей сократилось  на 12,9 ед., в Северо-Кавказском  федеральном  округе – на 3,3 ед., в Сибирском  – на 3,0 ед., Северо-Западном – на 0,5 ед.

     На 1 апреля 2010 г. по сравнению с 1 апреля 2009 г. количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. человек населения  выросло в 47 регионах. 
 
 
 
 

      Распределение регионов по группам с различной  динамикой числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей  за период с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля 2010 г.

      Таблица 2.2

Изменение числа МП на 100 тыс. жителей Количество  регионов
Сильное сокращение (свыше 10 ед.) 0
Среднее сокращение (от 50 до 100 ед.) 3
Небольшое сокращение (от 0,1 до 50 ед.) 33
Небольшое увеличение (от 0,1 до 100 ед.) 46
Среднее увеличение (от 50 до 100 ед.) 0
Сильное увеличение (свыше 100 ед.) 1
 

      Наибольший  рост показателя (более чем на 20,0 ед.) отмечен Чукотском АО (на 155,5 ед.), Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской областях (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской  области (на 20,6 ед.) и Республике Марий  Эл (на 20,3 ед.)

      Заметный  рост количества малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей (более  чем на 10,0 ед.)  отмечен также  в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецкий АО (на 17,6 ед.) и Тюменской  области (на 16,2 ед.), Республике Татарстан (на 14,6 ед.), Магаданской области (на 14,5 ед.) и Ханты-Мансийском АО (на 13,5 ед.), Иркутской области (на 13,3 ед.) и Чувашской Республике (на 11,7 ед.), Курской области (на 11,6 ед.) и Республике Северная Осетия-Алания (на 11,2 ед.).

      В 36 регионах количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя характерно для Волгоградской (на 79,9 ед.), Мурманской (на 67,3 ед.) и Московской (на 53,8 ед.) областей.

      Значительное  сокращение количества малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей (на 10,0 ед. и более) зафиксировано в Калининградской (на 36,9 ед.) и Ивановской (на 32,3 ед.) областях, Красноярском крае (на 31,3 ед.), Нижегородской (на 27,4 ед.)  и Ростовской (на 23,7 ед.) областях, г. Москве (на 23,5 ед.), Белгородской (на 13,8 ед.) и Челябинской (на 11,5 ед.) областях, Краснодарском крае (на 10,0 ед.) 
 

     2.2. Среднесписочная численность работников малых предприятий  

     По  итогам января-марта 2010 г. среднесписочная  численность занятых на МП (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 4,3% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составила 5 493,4 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период снизился на 0,14 п.п. и составил 11,8%.  

Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным  округам Российской Федерации в  январе-марте 2010 г.

      Таблица 2.3

Федеральные  округа Среднесписочная численность 
работников МП
1
Доля  занятых на МП в  общей среднесписочной 
численности занятых
тыс. чел. в % к 
январю-марту 2009 г.
% изменение 
относительно 
января-марта 2009 г., п.п.
РФ 5 493,4 95,7 11,8 -0,14
Центральный ФО 1 548,2 92,5 11,6 -0,54
Северо-Западный ФО 685,9 102,6 13,6 0,69
Южный ФО 492,9 90,9 12,9 -0,79
Северо-Кавказский ФО 151,5 91,6 9,2 -0,68
Приволжский ФО 1 238,9 95,6 12,6 0,02
Уральский ФО 392,5 97,6 8,8 -0,04
Сибирский ФО 717,7 97,5 11,8 0,02
Дальневосточный ФО 265,7 103,4 12,1 0,66

      1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера 

      Количество  занятых на малых предприятиях выросло  только в Дальневосточном федеральном  округе (на 3,4%) и Северо-Западном федеральном  округе (на 2,6%).

      По  остальным федеральным округам  наблюдается снижение показателя. В  Южном федеральном округе среднесписочная  численность занятых на малых  предприятиях снизилась на 9,1%, в  Северо-Кавказском федеральном округе – на 8,4%, в Центральном федеральном  округе – на 7,5%, в Приволжском федеральном округе – на 4,4%, в Сибирском федеральном округе – 2,5%, в Уральском федеральном округе – на 2,4%.

     Рост  среднесписочной численности занятых  на МП по итогам 2009 года был отмечен  в 36 регионах.

Изменение среднесписочной численности занятых  на МП по регионам в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г.

      Таблица 2.4

Изменение среднесписочной  численности работников  МП Количество  регионов
      Сильное сокращение (свыше 30%) 2
      Среднее сокращение (10-30%) 9
      Небольшое сокращение (менее 10%) 36
      Небольшое увеличение (менее 10%) 28
      Среднее увеличение (10-30%) 7
      Сильное увеличение (свыше 30%) 1
 

      Лидерами  по росту числа занятых на малых  предприятиях являются Ленинградская  область (показатель вырос на 35,3%), Костромская  область (на 18,3%), Забайкальский край (на 14,5%), Владимирская область (на 11,7%), Республика Калмыкия (на 11,3%), Ямало-Ненецкий АО (на 10,9%), Саратовская область (на 10,4%) и Хабаровский край (на 10,4%).

      Наиболее  значительное снижение числа занятых  на малых предприятиях отмечено в  Чеченской Республике (на 34,1%) и Волгоградской  области (на 31,5%).

      Заметное  снижение показателя (более чем на 10,0%) зафиксировано в Московской (на 23,1%) и Нижегородской (на 18,1%) областях, Республике Мордовия (на 15,6%), Удмуртской Республике (на 12,3%), Ставропольском крае (на 12,2%), Чукотском АО (на 11,2%), Ивановской области (на 11,1%), Республике Марий Эл (на 10,8%) и Курской области (на 10,1%). 
 

Информация о работе Малое предпринимательство