Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Курсовик ОКСЯ.docx

— 888.71 Кб (Скачать файл)

Элементы  процесса функционирования малого предпринимательства

   Таблица 4.1.

Определение и оценка возможностей малого бизнеса Разработка  бизнес-плана Определение потребности в  ресурсах Управление  предприятием малого бизнеса
Раздел I
Продолжительность бизнеса

Рынок для реализации бизнеса

Вступление 

Описание  бизнеса

Содержание  плана

Определение необходимых  ресурсов

Определение имеющихся ресурсов

Разработка  стиля управления

Внедрение системы контроля

Разработка  организационных процедур

Раздел II
Анализ  конкуренции

Ценность  бизнеса для рынка и предприятия

Риск  и прибыль,     которые содержит бизнес

Предпринимательские знания, навыки, желания

1.Описание предприятия  (резюме)

2.Анализ  отрасли

3.План  производства

4.План  маркетинга

5.Финансовый  план

6.Организационный  план

7.Операционный  план

8.Заключение. Расчет эффективности

Идентифицирование потребности в ресурсах

Определение поставщиков необходимых ресурсов

Разработка  подхода к поставщикам 

Регулярное  проведение SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, их оценка)

Определение факторов успеха

 
 

     Социальные  условия:

     Вплотную  к экономическим примыкают социальные условия формирования малого предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное – на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

     От  своей деятельности предприниматель  должен получать удовольствие. Он участвует  в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).

     Важную  роль в формировании малого предпринимательства  играют подготовка, переподготовка и  повышение квалификации персонала. Речь идет об организации обучения современным методам ведения  предпринимательской  деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательского персонала для  обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и  т.п.

     Правовые  условия:

       Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

      Правовые  нормы должны обеспечивать:

- упрощенную  и ускоренную процедуру открытия  и регистрации предприятий малого  бизнеса;

- защиту  предпринимателей от государственного  бюрократизма;

- совершенствование  налогового законодательства в  направлении мотивации производственной  предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности  предпринимателей России с предпринимателями  зарубежных стран. Большое значение  имеет подготовка законодательных  инициатив по вопросам правовых  гарантий малого бизнеса, включая  право на собственность и соблюдение  договорных обязательств.

      Примером  может служить складывающаяся в  течении многих лет система законов, действующих в сфере малого бизнеса а США. Приведем лишь некоторые из них (табл.4.2. )

Законы, действующие в сфере малого бизнеса  в США

Таблица 4.2.

Закон Основные  положения закона
Антитрестовский закон Шермана (1890) Запрещение  «монополий или попыток монополизации», а также «договоров, разного рода объединений и сговоров, направленных на ограничение торговли между штатами  или внешней торговли»
Закон о доброкачественности пищевых  продуктов и медицинских препаратов (1906) Запрещение  производства, продажи или транспортировки  фальсифицированных или не правильно  маркированных продуктов или  лекарств в рамках межштатной торговли. В 1938 г. Заменен федеральным законом о пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах. В 1958 и 1962 гг. в него внесены ужесточающие поправки
Закон об учреждении Федеральной торговой комиссии (1914) Учреждение  комиссии – специализированного  органа с широкими полномочиями по расследованию и пресечению действий, подпадающих под юрисдикцию ст. 5, которая провозглашает, что «недобросовестные  методы конкуренции в торговле является незаконным»
Закон Клейтона (1914) Дополнение  к закону Шермана, запрещающее отдельные виды практической деятельности (определенные разновидности ценовой дискриминации, включение в соглашения пунктов, ограничивающих действия партнера, использование ограничительной практики сбыта, владение акциями других корпораций и установление совместных директоратов)
Закон Уилера Ли (1938) Запрещение  недобросовестных и обманных действий и приемов независимо от того, наносятся  ли при этом ущерб конкуренции; учреждение юрисдикции Федеральной торговой комиссии над рекламой пищевых продуктов  и медикаментов
Закон об отражении истины на упаковке и  в маркировке товаров (1966) Введение правил на упаковку и маркировку товаров  широкого потребления, обязывающих  производителей указывать точное содержание упаковки, имя изготовителя и точное количество содержимого
Закон о безопасности потребительских  товаров (1972) Учреждение  комиссии по проблемам безопасности потребительских товаров и наделение  ее правом введения стандартов безопасности на товары широкого потребления и  санкций за несоблюдение этих стандартов
Закон о добросовестной практике взимания долгов (1978) Объявление  незаконными домогательство или  жестокое обращение с людьми, распространение  ложных заявлений или использование  недобросовестных методов при сборе  долгов 

     Обосновывая необходимость государственного регулирования  предпринимательской деятельности, Ф. Котлер называет три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:

- необходимость  защитить фирмы друг от друга.  «Предприниматели в один голос  превозносят конкуренцию, но, когда  затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее».  Отсюда принятие законов, предотвращающих  проявления недобросовестной конкуренции;

- необходимость  защиты потребителей от недобросовестной  деловой практики. Этим объясняется  направленность законов против  тех фирм, которые, оставшись без  присмотра, могут начать выпускать  плохие товары, приводить ложные  сведения в рекламе, вводить  в заблуждение посредством упаковки  и уровня цен;

- необходимость  защиты высших интересов общества  от разнузданности предпринимателей. Как очень мягко указывает  Ф. Котлер, «предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни».

     В условиях перехода к рыночным отношениям в России «разнузданность предпринимателей»  проявляется нередко в очень  жестоких формах. В сфере малого бизнеса России система законов  только складывается.

      Рыночная  экономика, несмотря на ее многие положительные  черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и других актуальных проблем.

      Обо всем этом должно позаботиться государство  путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит  пройти за значительно более короткий срок. 

     4.2. Государственная поддержка малого предпринимательства

     Масштабы  развития малого предпринимательства  в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно не достаточный. Одной из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее не устойчивые предпринимательская структура, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

     В России существуют различные организационные  формы государственной поддержки  и защиты интересов предприятий  этой сферы. Созданы ассоциации предприятий  малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки  предприятий малого бизнеса. По данным В.А Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятия малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и другие.

     Российские  банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более  высокие проценты, чем по крупным  кредитам большим предприятиям. Одна из причин высоких процентов –  большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий не стабильное и не определенное, а низкая капитализация  существенно увеличивает риск невозврата кредитов.

     Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны  государства через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем тем, что действует на частном рынке  судных капиталов. Гарантированная  займа дают кредитору государственная  гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство  пытается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные организации и т.д. в предоставлении капиталов мелким фирмам.

     Имеются и другие формы поддержки государственной  поддержки малого бизнеса:

     - обеспечение государственным заказом;

     - предоставление особых льгот  предприятиям, создаваемых в отсталых  областях со слабо развитой  промышленностью.

     В целях развития малого бизнеса и  обеспечения его государственной  поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. Постановление «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993г. 12мая 1995г. был принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства». В законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

     - формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого предпринимательства;

     - создание льготных условий использования  субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок;

     - введение упрощенного порядка  регистрации субъектов малого  предпринимательства, лицензирования  их деятельности;

     - поддержка внешнеэкономической  деятельности предприятий малого  бизнеса;

     -организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров для малых  предприятий.

     В том же году был принят еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.

  1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.). Помимо общих малые предприятия получают специальные льготы.
  2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995 г.).
  3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объектом налога здесь признается потенциально возможный (вмененный) доход, исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

     Уделяется внимание и развитию малого бизнеса  и в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки.

     Несмотря  на достаточно большое внимание к  вопросам развития малого бизнеса, в  регионах  малые предприятия сталкиваются с теми же проблемами, что и в  стране в целом. В их числе:

     - несовершенная система налогообложения;

     - отсутствие надежных правовых  гарантий, явная противоречивость  отдельных нормативно-правовых актов;

     - финансовые трудности с получением  банковского кредита для открытия  предприятий, их функционирования; неравноправность в доступе к  различным материальным ресурсам, их дороговизна; 

Информация о работе Малое предпринимательство