Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..............4
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение В …………………………………………………………………… 42

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС МОЙ КУРСАЧ!!!.docx

— 109.06 Кб (Скачать файл)

       МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

       УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

       Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 
 
 
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

       по  дисциплине: Экономическая теория

       на  тему: Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.

                      Развитие малого  бизнеса в Республике  Беларусь. 
 
 
 
 
 

       Студентка

       ВШУБ, 4 курс, группа  ВВБ-2                Швабович О.Ф.

                                                                                                   31.10.2011 
 
 

       Руководитель                                                                        

                                                 

       ______________________                         __________________________

                                                                                    Ф.И.О. 
 
 
 
 

       МИНСК 2011

 

        РЕФЕРАТ 
 

       Курсовая  работа: 42 с., 3 рис., 1 табл., 37 источник, 2прил. 

       МАЛЫЙ БИЗНЕС, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ПОДДЕРЖКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ. 

     Объект  исследования – малый бизнес и его роль в рыночной экономике.

     Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь.

       Цель работы: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

       Методы исследования: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный.

       Исследования и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, исследован опыт поддержки малых предприятий в различных странах, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработаны направления активизации развития малого бизнеса в стране.

       Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика». 

       _________________

       (подпись  студента) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………..............4   

1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике  ……………………………..6

1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6

1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9

2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14

2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь  ………………………14

2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь …………………  17

3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21

3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21

3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27

Заключение………………………………………………………………………… 35

Список  использованных источников……………………………………………   37

Приложение A …………………………………………………………………….  40

Приложение В ……………………………………………………………………   42  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Малый бизнес сейчас – это явление, с  которым мы сталкиваемся изо дня  в день, и каждый уважающий себя человек, если сам не вовлечён в эту систему, то должен  быть осведомлён о ней.

       Сектор  малого бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в пост социалистических странах. Динамичное развитие малых предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы предприятий страны, созданию новых рабочих мест и повышению МФК:  социально-экономической стабильности в обществе. Во всех странах государство способствует росту сектора малого бизнеса, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие. Инструменты такой политики могут быть самые разные – от фискальных до информационных. Кроме того, на улучшение бизнес климата страны, как правило, направлены усилия различных бизнес ассоциаций и союзов предпринимателей, аналитических центров, международных организаций.

       Как нам известно, базой для формирования и дальнейшего развития рыночной экономики является активная частная инициатива, процветающий "средний класс", а основой этого служит успех предпринимательской деятельности на микроуровне, что и составляет философию малого бизнеса.

       Данную  тему я считаю актуальной для Республики Беларусь на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого бизнеса.

       Объект  исследования – малый бизнес и его роль в рыночной экономике.

       Предмет исследования – развитие малого бизнеса в зарубежных странах и в Республике Беларусь.

       Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

       В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:

  • изучить сущность, понятие, функции малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
  • проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
  • дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
  • разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике   Беларусь.

       При подготовке работы были использованы учебно-практические пособия и научные издания отечественных и российских экономистов, а также нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования сектора малого бизнеса Республики Беларусь. Основной исследовательской базой работы явились статистические данные по выбранной тематике, публикации в специализированных периодических изданиях, информационные интернет-сайты белорусских, зарубежных и международных организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 
    1. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ  МАЛОГО БИЗНЕСА В  ЭКОНОМИКЕ 
 

       Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может  гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малые предприятия формируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства [1].

       Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. [31]

       Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [14]

       Роль  малого бизнеса в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы прошлого века. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта [37].

       Как показывает мировая практика, основным критериальными показателями, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов. [15]. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником [19]. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

       По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Но во всех развитых странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

       В Республике Беларусь создана законодательная  база для развития малого бизнеса, которая вобрала в себя отдельные аспекты опыта стран с развитой рыночной экономикой [11,29].

       Малое предпринимательство в Республике Беларусь в соответствии с действующим законодательством существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
  • в других отраслях производственной сферы, общественном питании, 
    бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;

  - в других  отраслях непроизводственной сферы  - до 25 человек [23].

       Особое  значение малый бизнес имеет в  переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный  сектор экономики и институты  рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых  инвестиций и гарантирующие высокую  скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка  потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает экономике необходимую  гибкость. [4]. Важными особенностями малого бизнеса являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь