Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………..............4
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение В …………………………………………………………………… 42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
экономики и управления
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
Развитие малого
бизнеса в Республике
Беларусь.
Студентка
ВШУБ, 4 курс, группа ВВБ-2 Швабович О.Ф.
Руководитель
______________________
МИНСК 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 42 с., 3 рис., 1 табл., 37 источник, 2прил.
МАЛЫЙ
БИЗНЕС, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ, ПОДДЕРЖКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
Объект исследования – малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь.
Цель работы: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
Методы исследования: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный.
Исследования и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, исследован опыт поддержки малых предприятий в различных странах, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработаны направления активизации развития малого бизнеса в стране.
Область возможного
практического применения: результаты,
полученные в курсовой работе, могут быть
использованы при изучении курса «макроэкономика».
_________________
(подпись
студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность,
понятие, функции малого бизнеса в экономике
государства…………………………………………………
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление
малого бизнеса и проблемы его развития
в Республике Беларусь…………………………………………………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение
В ……………………………………………………………………
42
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес сейчас – это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый уважающий себя человек, если сам не вовлечён в эту систему, то должен быть осведомлён о ней.
Сектор малого бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в пост социалистических странах. Динамичное развитие малых предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы предприятий страны, созданию новых рабочих мест и повышению МФК: социально-экономической стабильности в обществе. Во всех странах государство способствует росту сектора малого бизнеса, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие. Инструменты такой политики могут быть самые разные – от фискальных до информационных. Кроме того, на улучшение бизнес климата страны, как правило, направлены усилия различных бизнес ассоциаций и союзов предпринимателей, аналитических центров, международных организаций.
Как нам известно, базой для формирования и дальнейшего развития рыночной экономики является активная частная инициатива, процветающий "средний класс", а основой этого служит успех предпринимательской деятельности на микроуровне, что и составляет философию малого бизнеса.
Данную тему я считаю актуальной для Республики Беларусь на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого бизнеса.
Объект исследования – малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
Предмет исследования – развитие малого бизнеса в зарубежных странах и в Республике Беларусь.
Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
При
подготовке работы были использованы
учебно-практические пособия и научные
издания отечественных и российских экономистов,
а также нормативно-правовая документация,
регламентирующая деятельность субъектов
хозяйствования сектора малого бизнеса
Республики Беларусь. Основной исследовательской
базой работы явились статистические
данные по выбранной тематике, публикации
в специализированных периодических изданиях,
информационные интернет-сайты белорусских,
зарубежных и международных организаций.
Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малые предприятия формируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства [1].
Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. [31]
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [14]
Роль малого бизнеса в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы прошлого века. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта [37].
Как показывает мировая практика, основным критериальными показателями, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов. [15]. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником [19]. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Но во всех развитых странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
В Республике Беларусь создана законодательная база для развития малого бизнеса, которая вобрала в себя отдельные аспекты опыта стран с развитой рыночной экономикой [11,29].
Малое
предпринимательство в
- в других
отраслях непроизводственной
Особое
значение малый бизнес имеет в
переходных экономиках, который, по существу,
наряду с приватизацией есть фундамент,
на котором вырастает