Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..............4
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение В …………………………………………………………………… 42

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС МОЙ КУРСАЧ!!!.docx

— 109.06 Кб (Скачать файл)

       Занимая определенную нишу в экономической  структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:

    • сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
    • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
    • ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
    • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
    • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
    • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
    • быструю адаптацию на внешнем рынке;
    • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
    • значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду. [4]

       Наряду  с достоинствами малому бизнесу  присущи и некоторые недостатки:

      • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
      • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
      • сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах (практически невозможно создать и развивать малый бизнес в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие). Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным;
      • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
      • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
      • неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

       Малый бизнес присутствует во всех сферах и  областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с  другими секторами экономики  выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика  малого бизнеса – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.

         Таким образом, малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики. 
 

    1. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
 

       Малый бизнес – необходимый элемент  рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

       Активный  рост доли малых предприятий в  структуре экономики западных стран  начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний  день в наиболее развитых странах  Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для  сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве  занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных  предприятиях трудится примерно половина работающего населения. [18]. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

       Развитие  малого бизнеса создает предпосылки  для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

       Малый бизнес содержит большой потенциал  для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

       Необходимо  особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая  экономика является подлинной базой  рыночной экономики в регионе. Малый  бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

       Однако  ни в коем случае не стоит считать  малый бизнес региональным явлением. В последние десятилетия мировая экономика претерпевает кардинальные изменения, происходит ее реструктуризация, которая выражается в движении от экономических систем с изолированными друг от друга национальными рынками, при которых основными преградами служили торговые барьеры, культурные и временные различия национальных государств, к системе, при которой национальные рынки превращаются в единый глобальный рынок. Этот процесс в современной экономической литературе носит название глобализации рынков [13].

       При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает  своих граждан, создает богатство  стране. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств: сравнительно низкую капиталоемкость и потому широкую доступность населению; массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство, и сбыт разнообразных товаров и услуг; ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от окупаемости; мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускорению развития НТП; быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию; способность быстро поглощать большое количество рабочей силы; коллективный социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении; значительно меньшее воздействие на окружающую среду и др.

       В экономически развитых странах давно  осознали, что наемный работник - плохой работник, не имеющий глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан  в собственников. В США, например, широкое распространение, получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное — малый бизнес начало активно поддерживать государство.

       Такая политика выгодна государству и  по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в  предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей  семье, но и вносит большой вклад  в решение государственных проблем  посредством уплаты налогов, благотворительности. [27]

       Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся  в торговле, строительстве, сфере  услуг и сельском хозяйстве, все  шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике.

       Наконец, развитие мелкого предпринимательства  необходимо только потому, что они  дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как  для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят  следующие цифры: в США на малый  бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции  в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. Эффективность  малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и  в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных  предприятий и 34% занятых на них  работников приходится только 52,6% национального  дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий  растет. [26].

       Рациональное  соотношение между крупным и  малым предпринимательством различно для разных экономических условий  и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним относятся  культурно-исторические традиции и  менталитет общества (в странах с  населением, для которого «дух» предпринимательства  воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический  фактор (в странах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости  ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. [30]

       В последние годы малый бизнес все  активнее выходит на внешние рынки. Так экспорт малых компаний США  составляет 20 % совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35—40 % . Этому способствовал  переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.

       Малые предприятия начали активно осваивать  новые формы международного сотрудничества - торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми  марками, - а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятий приходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок. [28]

       Наконец, малые фирмы оказались на гребне научно-технического прогресса, стали  своеобразным полигоном разработки и испытания новых технологических  идей. Они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные  предприятия, которые дают жизнь  лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и  независимые изобретатели.

       Функционирование  малых предприятий демонстрирует  хорошую адаптацию к внешним  условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей  гибкости и скорости принятия решений  малым предприятиям легче проконтролировать  производственный процесс и быстро переналадить его в связи с  изменениями спроса на рынке. Им присущи  высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

       Малый бизнес способствует созданию новых  рабочих мест, обеспечивает занятость  населения, в итоге уменьшается  безработица. Необходимо отметить тот  факт, что предприятия малого бизнеса  обеспечивают трудоустройство социально  нестабильных слоев населения, в  частности, молодежи, женщин, иммигрантов  и т.д. Именно на этих предприятиях они  набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. [33]

       Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников  – владельцев малых предприятий  и их наёмных работников, общая  численность которых является одной  из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с  развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения  обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и  услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие  важнейшие социальные факторы:

       - развитие малого бизнеса  способствует  постепенному созданию широкого  слоя мелких собственников (среднего  класса), самостоятельно обеспечивающих  собственное благосостояние и  достойный уровень жизни, являющихся  основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности  и демократического развития  общества;

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь