Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..............4
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение В …………………………………………………………………… 42

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС МОЙ КУРСАЧ!!!.docx

— 109.06 Кб (Скачать файл)

       Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской  деятельности государство создаёт  информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные и  другие фонды, оказывая тем самым  помощь в становлении этого сектора  экономики.

       В целом поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства  имеет свои эффективные формы, которые  широко применяются не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Прежде всего, это – Инфраструктура поддержки  малого и среднего предпринимательства.

       Субъектами  инфраструктуры являются:

       1 Центры поддержки предпринимательства (юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства). Их основными задачами является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении: финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических и консультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований.

       2  Инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационных и консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получении финансовых ресурсов.

         По состоянию на 1 октября 2010 года в Минэкономики были зарегистрированы 52 центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства. [22]

       Финансовое  обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства  осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), который является юридическим лицом.

       Средства  Белорусского фонда финансовой поддержки  предпринимателей формируются за счёт:

       ·  отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций  и предпринимателей;

       ·  средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций  и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;

       ·  ассигнований из республиканского бюджета;

       ·  банковских процентов за использование  временно свободных средств фонда;

       ·  иных поступлений и доходов.

       Фонд  осуществляет:

       ·  финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием  предпринимательской деятельности;

       ·  финансовую поддержку территориальных  программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной  инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;

       ·  установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами  и другими организациями зарубежных стран.

       Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей предоставляет субъектам малого предпринимательства:

       · финансовые средства на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

       · имущество на условиях лизинга;

       · гарантии по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь. [22] Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей не может рассматриваться как серьезный источник развития малого бизнеса. Незначительный объем располагаемых ресурсов и, как следствие, небольшое количество профинансированных проектов объективно не могут оказывать существенного влияния на динамику данного сектора экономики и реализацию приоритетных направлений его развития.

       В значительной мере фонд дублирует банковскую деятельность (кредиты предоставляются  на платной основе, с соблюдением  принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности  и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. При этом имеют место ограничения по сумме поддержки (объем финансовой помощи – до 2 500 минимальных заработных плат при первом обращении и до 5 000 минимальных заработных плат – при повторном) и срокам ее предоставления (срок предоставления кредита/микрокредита – от 30 дней до 12 месяцев, лизинга – от 12 месяцев до 18 месяцев), которые не всегда корреспондируют со сроками реализации инвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в среде предпринимателей была достаточно невысокая. [22]

       Начиная с 2010 года, БФФПП предоставляет гарантии для исполнения обязательств по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам малого предпринимательства  в соответствии с Положением об оказании государственной финансовой поддержки  субъектам малого предпринимательства  и субъектам инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства. Размер гарантий составляет не более 70 % размера кредита. За предоставление гарантии взимается плата в размере 5 % от размера гарантии. Срок действия гарантии – до 3 лет.

       Наделение БФФПП функциями гарантийного фонда  является перспективным шагом в  направлении развития механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства  и повышения эффективности использования  бюджетных средств.

       Таким образом, исследования показали, что  в последнее время в Республике Беларусь осуществлены некоторые меры по либерализации условий экономической  деятельности, принят целый ряд нормативных  правовых актов, направленных на устранение излишнего вмешательства государственных  органов в деятельность субъектов  предпринимательства, упразднение  необоснованных административных барьеров для бизнеса, стимулирование инициативы и Самостоятельности всех субъектов  хозяйствования. Вместе с тем, согласно оценкам Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР) уровень рыночных реформ в Беларуси остается одним  из самых низких среди стран с  переходной экономикой, несмотря на то, что в 2008–2009 г. наблюдается прогресс в крупномасштабной приватизации, реконструкции предприятий, либерализации цен, банковского сектора. Однако особенно слабые реформы прошли в Беларуси в секторе приватизации, управлении и реструктуризации предприятий, инфраструктуры. [16] 

       Очередное исследование Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «Doing Business-2010» («Ведение бизнеса – 2010»), построенное по результатам анализа деловой среды в 193 странах, показало, что Республика Беларусь передвинулась в рейтинге еще на 24 позиции вверх по сравнению с прошлым годом (на 30 в 2009 г.) и заняла 58 место. Из стран бывшего союза перед Беларусью в рейтинге расположились Грузия, Эстония, Литва, Азербайджан, Кыргызстан и Армения. Первые позиции занимают Сингапур, Новая Зеландия, Гонконг, США, Великобритания, Дания, Ирландия, Канада, Австралия и Норвегия. Таким образом, Беларусь снова вошла в четверку лидирующих стран-реформаторов Наряду с Руандой, Кыргызстаном и Македонией), существенно приблизив тем самым цель правительства войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. [21]

       Наибольший  прогресс в реформах наблюдался в  регистрации предприятий. Благодаря  принятию декрета № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации  и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Беларусь переместилась в рейтинге с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию вверх). Благодаря декрету четыре процедуры  регистрации объединены в одну, отменены требования о минимальном уставном фонде, время открытия бизнеса сократилось  почти на месяц.

       Все же по-прежнему остаются множество  барьеров, в частности, налогообложение. Беларусь третий год подряд остается на последнем 183 месте в рейтинге условий ведения бизнеса по сложности  уплаты налогов и налоговому бремени, несмотря на некоторые реформы, предпринимаемые  в белорусском законодательстве. [16]

       С 1 января 2010 г. произошли существенные изменения в налоговом законодательстве. Среди позитивных изменений можно  отметить свободу выбора предприятия  по квартальной или месячной уплате налога на прибыль. Квартальная уплата позволит немного сократить затраты  по времени администрированию налога и получить временную экономию финансовых средств предприятия. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет. Также с 2010 г. при расчете и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консалтинговые, маркетинговые услуги. Отменены 4 оборотных налога: сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств, местные сборы с пользователей за парковку автотранспортных средств. Среди отрицательных моментов изменения налогового законодательства следует отметить рост ставки налога на добавленную стоимость. Ставка НДС поднялась с 18 до 20%. [6] Это может отвлечь часть оборотных средств предприятий и ухудшить их финансовое положение. Кроме того, нельзя исключить рост цен.

       В целях стимулирования экспорта белорусских  товаров правительство пошло  на диалог с частным бизнесом, предлагая  ему льготные условия по реализации белорусских товаров на внешних  рынках. Как следствие, 25 сентября 2009 г. был подписан указ президента № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и  внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194», предоставляющий льготы при  экспорте белорусских товаров индивидуальным предпринимателям.

       Активную  позицию по стимулированию роста  экспорта занял Государственный  таможенный комитет Беларуси. Принято  решение, что вывоз товаров из Беларуси будет осуществляться без  ограничений, без учета стоимости  и количества вывозимых товаров. Тем не менее, представляется, что  белорусские предприниматели могут  столкнуться с препятствиями  на границе страны назначения, где  существуют другие таможенные правила.

       Важной  мерой по улучшению условий ведения  малого бизнеса в стране и развития сферы услуг стало подписание указа президента № 479 «О переводе жилых  помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152» от 25 сентября 2009 г. Указом предусматривается  возможность перевода жилых помещений, расположенных в одноквартирных (блокированных) жилых домах, а так  же на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые. Это позволит собственникам таких помещений размещать в них организации и их подразделения, использовать их в предпринимательской деятельности. Достоинством указа является то, что в нем закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевода жилых помещений в нежилые, приписана процедура такого перевода указанием сроков рассмотрения предоставленных документов местными исполнительными и распорядительными органами.

       Следует отметить, что в республике Беларусь отмечены реформы в шести из десяти исследуемых сферах регулирования  бизнеса – создание предприятий, получение разрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация собственности, налогообложение, внешняя торговля (прил. В, таблица 1). [16]

         И, тем не менее, принятые меры за 2008 − 2010 г. оказали серьезное влияние на изменение бизнес-климата и деловой среды в Беларуси. Если бы не последствия финансового кризиса, то позитивные результаты диалога между бизнесом и властью были бы еще более ощутимыми.

       По  результатам работы экспертов на XIII Минском форуме (4 ноября 2010), можно  было сформулировать ТОР-10 системных  проблем развития малого и среднего бизнеса в Беларуси, которые требуют  решения:

  1. Чрезмерная зарегулированность и забюрократизированность, огромное количество административных процедур (к примеру, в Беларуси на 4,5 млн. занятых в экономике приходится 400 тыс. бухгалтеров, то есть 9 человек работают, а один сидит в сторонке и записывает сколько чего сделано. Если бы в Беларуси на 1 тысячу занятых количество бухгалтеров было столько же, сколько их есть в ряде развитых стран, или в том же Китае, то их должно было бы быть в Беларуси 30-35 тысяч, а не 400 тысяч как сейчас).
  2. Доведение до частного бизнеса планов по росту объемных валовых показателей производства вне зависимости от конъюнктуры рынка, вне зависимости от состояния спроса на продукцию, прибыльности и рентабельности, и других рыночных индикаторов.
  3. Государственное регулирование заработной платы через сохранение единой тарифной системы вне зависимости от состояния рынка труда, от финансового состояния предприятия, от уровня производительности труда работников, а также государственное регулирование занятости, ставка на сохранение избыточной рабочей силы (особенно на госпредприятиях) вне зависимости от финансового состояния предприятий.
  4. Государственное регулирование внешней торговли вне зависимости от складывающихся межстрановых сравнительных преимуществ.
  5. Сохранение ставки на крупные валообразующие предприятия вне зависимости от эффективности производства, рациональности использования ресурсов, гибкости и приспосабливаемости к рынку, к инновациям.
  6. Правила для ведения бизнеса часто продолжают носить противоречивый характер. Уже не раз было, когда в одном месте что-то отменялось, а взамен в другом месте, вводился какой-то запрет.
  7. Структурные изменения в белорусской экономике, как на макроуровне, так и на микроуровне крупных госпредприятий, практически так и не начаты. Без этого меры по либерализации не могут дать должного эффекта, так как в Беларуси не формируется соответствующая развитым странам организационная структура производства, когда малые и средние предприятия работают в одной связке с крупными предприятиями, вместо того, чтобы заниматься дублированием технологических процессов и вести не нужную конкуренцию.
  8. Число проверок малого и среднего бизнеса по-прежнему велико в сравнении с странами с развитой рыночной экономикой. Эти проверки по-прежнему носят скрытый фискальный характер.
  9. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Беларуси пока минимальна. Программы господдержки есть, но условия получения льготного финансирования обременены таким количеством неподъемных требований, что субъекты малого предпринимательства редко обращаются за помощью к государству. Кроме того, проверить эффективность использования этих средств придет потом проверка в лице представителей госорганов, что повышает риск потерь в будущем, и делает бессмысленным обращаться за поддержкой в настоящем.
  10. В Беларуси пока не созданы условия для развития нового инновационного бизнеса по аналогии с действующими в Европейском Союзе, с их программами, грантами, страхованием банковских кредитов, оплатой аутсорсинга. Не создана соответствующая инфраструктура в виде венчурных фондов, технопарков. Даже подготовка специалистов в области инновационного менеджмента практически еще не началась. Не созданы для малых инновационных предприятий и условия по льготному налогообложению, как это имеет место в ряде развитых стран. [2]

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь