Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..............4
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение В …………………………………………………………………… 42

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС МОЙ КУРСАЧ!!!.docx

— 109.06 Кб (Скачать файл)

       Для дальнейшего развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь законом предусмотрена  государственная поддержка, которая  должна осуществляться по следующим  основным направлениям:

  •   формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
  •   создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
  •   введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,
  •   лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
  •   поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
  •   организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
  •   реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
  •   организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
 

       Таким образом, для развития малого предпринимательства, создания новых субъектов малого предпринимательства необходимо обеспечить имущественную, финансовую и информационную поддержку со стороны органов  государственного управления. Должна быть продолжена работа по дальнейшему  совершенствованию законодательства, либерализации условий осуществления  экономической деятельности в сфере  предпринимательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Проведенные исследования позволили изучить  сущность и роль малого бизнеса в  рыночной экономике, проанализировать зарубежный опыт его поддержки и  выявить проблемы развития малого бизнеса  в Республике Беларусь.

       Результаты  исследования позволяют сделать  следующие выводы:

       1. Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Важнейшая роль малого бизнеса заключается в обеспечении значительным количеством новых рабочих мест, насыщении рынка новыми товарами и услугами, удовлетворении многочисленных нужд крупных предприятий, выпуске специальных товаров.

       2. Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно. Таких успехов малый бизнес зарубежных стран достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях. Очевидно, что активная поддержка малого бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития в мире.

       3. Малый бизнес Республики Беларусь представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны. Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики они считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких, как розничная торговля или определенные виды услуг. Но малые предприятия эффективны лишь при определенных условиях. То есть, необходима грамотная экономическая политика, которая позволила бы и в Беларуси полностью реализовать потенциал малых предприятий. Однако на практике малые предприятия сталкиваются с рядом преград и барьеров, не позволяющих им эффективно развиваться и влияющих на их невысокую выживаемость. Развитие частного сектора сдерживается общей сложностью ведения бизнеса, включая сложную налоговую систему, недостаточно защищенные права инвестора, отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов, сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации товаров и услуг и др.

       4. Для активизации малого предпринимательства в Беларуси необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность. На сегодня существует еще целый ряд возможностей для того, чтобы вклад малого и среднего бизнеса в ВВП значительно увеличился. По-прежнему остро стоят вопросы, требующие пристального внимания: отмена регулирования цен, совершенствование антимонопольного законодательства, сокращение числа налогов, уменьшение размеров штрафных санкций, упрощение документооборота, ускорение приватизации, упрощение сертификации товаров и услуг, обеспечение доступности кредитных ресурсов, прозрачность в экономической политике.

       И, тем не менее, вектор на либерализацию  задан, есть надежды, что правительство  будет оказывать всестороннюю помощь для успешного развития малого бизнеса во всех его формах в различных отраслях экономики, деловой климат в Республике значительно улучшится и белорусский бизнес выйдет на передовые позиции. Следствием этого должно послужить всестороннее развитие экономики нашей страны, рост уровня благосостояния народа и явиться предпосылкой для выхода Республики Беларусь на уровень таких развитых капиталистических стран как США, Япония, Германия и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие. - М.: Новое знание, 2003. — 304 с. 
  2. Акулич В.А. Малый и средний бизнес в Беларуси: без структурных изменений эффект от либерализации может оказаться незамеченным. ЭКОНОМИКА.BY. 2010. Ссылка http://ekonomika.by/obzor-glavnoy-stranitsi/maliy-i-sredniy-biznes-v-belarusi-bez-strukturnich-izmeneniy-effekt-ot-liberalizatsii-mozhet-okazatsya-nezamechennim
  3. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.
  4. Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: БГЭУ, 2005. –231 с.
  5. Балашевич М. И., Лазуткина Т. М. Направления использования зарубежного опыта развития малого бизнеса в экономике Республики Беларусь.// Веснiк БДЭУ.-2000.-№3.
  6. БСП продолжает диалог. Итоги работы Белорусского союза предпринимателей за 3 года, подведенные Х съездом БСП – «Индивидуальный предприниматель», 2008, №10, с.9.
  7. Германович, Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. - №12. – с.2-240
  8. Горбань, О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике, Научно-практическая конференция, 2007, МГТУ, кафедра экономки и управленияwww.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section8/section8_24.html [Электронный ресурс]
  9. Гринберг, Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. – М.: Наука, 2006. – 258 с.
  10. Дьячкина, Л. Малый и средний бизнес Великобритании// Проблемы теории и практики управления – 2006. - №3 – с.92-102
  11. Закон Республики Беларусь "О государственной поддержке малого 
    предпринимательства в Республике Беларусь" от 16.10.1996 г. № 685 / Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1996. -№ 34. -ст. 607.
  12. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.
  13. Калинин  В.   Д.   Зарубежный  опыт  государственной  поддержки 
    малого предпринимательства // Бизнес в России. -1997. -№ 4. – с.6-7
  14. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.
  15. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.
  16. Малый и средний бизнес в Беларуси. // Исследовательский центр ИПМ. Исследования. Прогнозы. Мониторинг. [Электронный ресурс].
  17. Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2010. Статистический сборник. – Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2010. – 310 с.
  18. Михайлов О. В. «Основы мировой конкурентоспособности» М. 1999 г.
  19. Науменко Б.Н. Малый бизнес. Теория и практика развития.-Мн., ООО"Мисанта". -1996. -77 с.
  20. О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152: Указ президента № 479 от 25 сентября 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002.
  21. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства, с послед. изм. и доп.: Закон Республики Беларусь 21 мая 2009 г. N 255 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002.
  22. Поддержка малого бизнеса как фактор активизации предпринимательской деятельности в регионах. Современные финансовые и иные механизмы». Справочно-аналитический материал / Бадей Г.П., Быкова Т.П., Наумович Н.К., Невиак Свен-Олаф, Тарасевич Ж.К., Шерснева С.П.. – Минск, 2010. – 180 с.
  23. Предпринимательство в Республике Беларусь в 2000г. Министерство предпринимательства и инвестиций. -Мн.: -2001 г. -24 с.
  24. Пушкарев А. В. Состояние и перспективы развития малых предприятий в Республике Беларусь (По результатам опроса малых предприятий Беларуси, проведенного институтом приватизации и менеджмента).//Квартальный бюллетень клуба экономистов.-2000.-№2.
  25. Радаев В. Малый бизнес. Поддержали и хватит.//Эксперт.-2000.-№36
  26. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США.// «Проблемы теории и практики управления», 1990.-№10
  27. Соколинская, Т. Политика стабилизации: опыт Германии // Банкаускi веснiк. - 2006. - N 10. - С. 10-15.
  28. Тэмпан, Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. Учебн.пособие /Под ред. В.А. Швандара. – М.: Юнита-Дана, 2001. – 287 с.
  29. Указ Президента Республики Беларусь "О государственной поддержке 
    малого предпринимательства" от 19 июля 1996 года № 262 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№ 33, 1/291.
  30. Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с.
  31. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12
  32. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.
  33. http://www.kreditbusiness.ru/role.html
  34. http://www.politnadzor.ru/news/socialno-ekonomicheskaya-i-politicheskaya-rol-malogo-predprinimatelstva.html
  35. http://small-business.web-3.ru/basics/small/
  36. www.research.by
  37. http://www.un.minsk.by.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Рисунок  А.1 Динамика количества малых предприятий за 2002-2010 гг.

 

Рисунок  А.2 Факторы, препятствующие  развитию малого бизнеса в Республике Беларусь.

 
 
 
 

Рисунок  А.3 Оценка перспектив частного - государственного партнерства

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

Таблица В.1 Позиции Беларуси в рейтингах «Ведение бизнеса» 

  «Ведение  бизнеса-2010» «Ведение  бизнеса-2009» Изменение рейтинга
Общее место 58 82 +24
Регистрация предприятий    7 98 +91
Получение разрешений на строительство 44 62 +18
Наем  рабочей силы 32 40 +8
Регистрация собственности 10 13 +3
Кредитование 113 109 -4
Защита  инвесторов 109 105 -4
Налогообложение 183 183 0
Международная торговля 129 134 +5
Обеспечение исполнения контрактов 12 14 +2
Ликвидация  предприятий 74 74 0
 
 
 
 
 
 
 

        

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь