Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………..............4
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение В …………………………………………………………………… 42
-
занятие малым бизнесом
-
объективно неизбежная
-
сектор малого бизнеса
-
массовое развитие малого
Существенная
роль малого бизнеса в экономической
жизни стран с рыночной системой
хозяйствования определяется тем, что
в этом секторе экономики действует
подавляющее большинство
Важнейшими
особенностями МП являются способность
к ускоренному освоению инвестиций
и высокая оборачиваемость
Что касается жизнеспособности малых предприятий, то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года — 7-8%, и, наконец, через 5 лет остаётся не более 3%. Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые. [34]
Степень
развития малого бизнеса и активности
предпринимателей во многом определяет
уровень демократизации государства
и открытости его экономики. За счёт
поддержки сегмента малого предпринимательства
государство решает общие проблемы
повышения уровня благосостояния населения
и увеличения в процентном соотношении
граждан со средним уровнем дохода,
а также налоговые поступления
от малого бизнеса в значительной
степени способствуют пополнению бюджета.
Кроме того, малый бизнес позволяет
повысить средний уровень социальной
ответственности, экономической инициативы
и осведомлённости граждан
Становление субъектов малого бизнеса в республике Беларусь связано с началом реформирования экономики, перевода ее на рельсы рыночной модели развития.
История
развития малого бизнеса в Республике
Беларусь насчитывает почти 20 лет. За
этот период произошли значительные
изменения в количественном и
качественном составе малых
Восстановив свою независимость в 1991 г., Беларусь одновременно стала наследником части советского прошлого. Оно включало в себя искаженную структуру цен, чрезмерную индустриализацию, неразвитость сферы услуг, обширный военно-промышленный комплекс, отсутствие частной собственности в особенности в сельском хозяйстве. Массовое возникновение малых предприятий началось в республике в начале 90-ых годов на волне либерализации экономических отношений. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами становления негосударственного сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, «челноки» и вещевые рынки на стадионах, киоски. Для поддержания частного предпринимательства образовались потребительские союзы. Общественное мнение также стало проявлять большую терпимость к частным предпринимателям.
Государственная власть не осталась в стороне от этого процесса. Основными нормативными документами, стимулирующими развитие негосударственных и в том числе малых предприятий, явились законы: о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 годах и открывшие дорогу частному предпринимательству, и Закон «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (1993), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.91 года о малых предприятиях. [25].
С 1994 года отношение к негосударственному начало существенно меняться. Постепенно ожесточались налоговые условия, усиливались ограничительные меры. Наиболее значимыми из них явились периодически проводимые перерегистрации, нормативные регламенты качества, меры по безопасности, официальный отказ государства в поддержке посреднических предприятий, негласные запреты на кооперацию с государственным сектором. Впечатляют административные процедуры выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность. Так, чтобы начать лоточную торговлю фруктами, требуется получить соглашение санитарного врача, главного архитектора, начальника торгового отдела и заместителя главы администрации района города. Кроме того, ужесточены требования к ведению учета, что вынуждает предпринимателя содержать бухгалтера, если он платит налог по прогрессивной шкале. Они обязаны платить в местный бюджет 5 минимальных зарплат за уборку территории и фиксированный налог – 2-5 минимальных зарплат.
В 1996-1997 годах наблюдалась значительная активность государственных органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это проявилось в: подписании Президентом Республики Беларусь Указов «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» от 19.07.96 года, в соответствии с которыми было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддержать негосударственный сектор экономики; принятии Верховным Советом Республики Беларусь Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96 года; принятии постановления Совета Министров Республики Беларусь «О программе государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 год» от 7.04.97. года и «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 4.06.92 года. Затем 18.08.97. года был утвержден Совет по развитию предпринимательства и инвестиций. Предприняты шаги по поддержке малого бизнеса и на уровне местных органов власти. [5].
Однако, несмотря на эту поддержку, малый бизнес чувствует себя в республике все более неуютно. В результате проводимой в отношении малого бизнеса государственной политики он вытесняется из экономики или загоняется в теневую экономику. От этого теряют и государство и люди. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь с 1997 по 1999 года число малых предприятий практически не выросло (21279 в 1997 году и 21631 в 1999 году), а число предпринимателей без образования юридического лица сократилось. И если в западных странах на 1000 человек населения приходится 25-32 малых предприятия, в России – 7, то в Республике Беларусь – чуть более двух. [24].
В
соответствии с решениями Конференции
ООН по окружающей среде и развитию
(Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в Республике
Беларусь в 1997 г. была разработана Национальная
стратегия устойчивого развития
(НСУР) Республики Беларусь до 2010 года.
Был определен базисный период: 1996-2000
г.г., а также дополнительно - начало
текущего пятилетия. Выделены два этапа.
Первый (до 2005 г.) - это период развернутого
построения рыночных отношений и
создания институциональной среды,
благоприятной для повышения
конкурентоспособности и
В
Программе отмечается, что при
определении направлений
Практически все принципы устойчивого развития, которые были включены в НСУР-97, сохраняют свое значение для разработки НСУР-2020 г.
Как
отмечается в Национальной стратегии
устойчивого социально-
Система государственной
Указом
Президента Республики Беларусь от 21 мая
2009 г. N 255 "О некоторых мерах
государственной поддержки
Малое предпринимательство существует в следующих формах:
Субъекты
малого предпринимательства образуют
разветвлённую сеть, действуют на
многочисленных местных рынках и
удовлетворяют разнообразные
Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны. Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.