Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..............4
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение В …………………………………………………………………… 42

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС МОЙ КУРСАЧ!!!.docx

— 109.06 Кб (Скачать файл)

       - занятие малым бизнесом является  не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

       - объективно неизбежная реструктуризация  экономики вынуждает все большее  число граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью;

       - сектор малого бизнеса способен  создавать новые рабочие места,  а, следовательно, может обеспечить  снижение уровня безработицы  и социальной напряженности в  стране;

       - массовое развитие малого бизнеса  способствует изменению общественной  психологии и жизненных ориентиров  основной массы населения, является  единственной альтернативой люмпенской  психологии и социальному иждивенчеству.

       Существенная  роль малого бизнеса в экономической  жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что  в этом секторе экономики действует  подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть  экономически активного населения  и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Так, удельный вес малого бизнеса в таких странах, как США, Япония, Германия, превышает 95%. Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 -более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 чел. не превышает 12 тыс.

       Важнейшими  особенностями МП являются способность  к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных  средств. Еще одной характерной  чертой МП является активная инновационная  деятельность, способствующая ускоренному  развитию различных отраслей хозяйства  во всех секторах экономики. Например, в США количество внедрённых новшеств на одного работающего в секторе  МП в два раза превышает аналогичный  показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора МП дают возможность совершить  энергичный рывок в социально-экономическом  развитии и позволяют накопить в  короткий период средства для устойчивого  развития других отраслей хозяйства  страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

         Что касается жизнеспособности малых предприятий, то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года — 7-8%, и, наконец, через 5 лет остаётся не более 3%. Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.  [34]

       Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства  и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства  государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения  и увеличения в процентном соотношении  граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления  от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета.  Кроме того, малый бизнес позволяет  повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе  с рыночной экономикой, позволяет  сдерживать рост цен на товары и  услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции  и внедрять новые технологии. Малый  бизнес частично решает в государстве  проблемы с безработицей, а в странах  с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической  системе трудно переоценить, так  как, по сути, именно предпринимательство  является конструктивной единицей и  гарантией существования развитой рыночной экономики. [35] 
 
 

  1. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО  БИЗНЕСА  И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
    1. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В  РБ.

       Становление субъектов малого бизнеса в республике Беларусь связано с началом реформирования экономики, перевода ее на рельсы рыночной модели развития.

       История развития малого бизнеса в Республике Беларусь насчитывает почти 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и  качественном составе малых предпринимательских  структур, в макроэкономической и  правовой среде, а также в государственной  политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. Именно в 90е годы появились первые кооперативы, а затем и другие формы хозяйствования малого бизнеса. Однако статистическая отчетность о финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий была введена в республике с 1997 года. Долгие годы в стране бытовало мнение, что эффективными могут быть только предприятия-гиганты, но опыт показал, что крупные предприятия не обеспечивают динамизм экономики, ее гибкость, эффективную работу на потребителя. Малые предприятия, наоборот смело вступают в конкуренцию между собой и промышленными гигантами, выпуская новейшую продукцию, наполняя ею рынок.

       Восстановив свою независимость в 1991 г., Беларусь одновременно стала наследником  части советского прошлого. Оно включало в себя искаженную структуру цен, чрезмерную индустриализацию, неразвитость сферы услуг, обширный военно-промышленный комплекс, отсутствие частной собственности  в особенности в сельском хозяйстве. Массовое возникновение малых предприятий началось в республике в начале 90-ых годов на волне либерализации экономических отношений. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами становления негосударственного сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, «челноки» и вещевые рынки на стадионах, киоски. Для поддержания частного предпринимательства образовались потребительские союзы. Общественное мнение также стало проявлять большую терпимость к частным предпринимателям.

       Государственная власть не осталась в стороне от этого процесса. Основными нормативными документами, стимулирующими развитие негосударственных и в том числе малых предприятий, явились законы: о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 годах и открывшие дорогу частному предпринимательству, и Закон «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (1993), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.91 года о малых предприятиях. [25].

       С 1994 года отношение к негосударственному начало существенно меняться. Постепенно ожесточались налоговые условия, усиливались ограничительные меры. Наиболее значимыми из них явились периодически проводимые перерегистрации, нормативные регламенты качества, меры по безопасности, официальный отказ государства в поддержке посреднических предприятий, негласные запреты на кооперацию с государственным сектором. Впечатляют административные процедуры выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность. Так, чтобы начать лоточную торговлю фруктами, требуется получить соглашение санитарного врача, главного архитектора, начальника торгового отдела и заместителя главы администрации района города. Кроме того, ужесточены требования к ведению учета, что вынуждает предпринимателя содержать бухгалтера, если он платит налог по прогрессивной шкале. Они обязаны платить в местный бюджет 5 минимальных зарплат за уборку территории и фиксированный налог – 2-5 минимальных зарплат.

       В 1996-1997 годах наблюдалась значительная активность государственных органов  по стимулированию развития предпринимательства  и малого бизнеса. Это проявилось в: подписании Президентом Республики Беларусь Указов «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» от 19.07.96 года, в соответствии с которыми было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддержать негосударственный сектор экономики; принятии Верховным Советом Республики Беларусь Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96 года; принятии постановления Совета Министров Республики Беларусь «О программе государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 год» от 7.04.97. года и «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 4.06.92 года. Затем 18.08.97. года был утвержден Совет по развитию предпринимательства и инвестиций. Предприняты шаги по поддержке малого бизнеса и на уровне местных органов власти. [5].

       Однако, несмотря на эту поддержку, малый  бизнес чувствует себя в республике все более неуютно. В результате проводимой в отношении малого бизнеса  государственной политики он вытесняется  из экономики или загоняется в  теневую экономику. От этого теряют и государство и люди. По данным Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь с 1997 по 1999 года число  малых предприятий практически  не выросло (21279 в 1997 году и 21631 в 1999 году), а число предпринимателей без  образования юридического лица сократилось. И если в западных странах на 1000 человек населения приходится 25-32 малых предприятия, в России – 7, то в Республике Беларусь – чуть более двух. [24].

       В соответствии с решениями Конференции  ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в Республике Беларусь в 1997 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь до 2010 года. Был определен базисный период: 1996-2000 г.г., а также дополнительно - начало текущего пятилетия. Выделены два этапа. Первый (до 2005 г.) - это период развернутого построения рыночных отношений и  создания институциональной среды, благоприятной для повышения  конкурентоспособности и структурных  преобразований. Второй (после 2005 г.) - этап активной структурной перестройки экономики на основе системы преимущественно косвенного государственного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. [16]

       В Программе отмечается, что при  определении направлений структурных  преобразований экономики необходимо исходить из принципа развития предпринимательства; рационального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства, дальнейшего формирования наиболее благоприятных условий для развития данного сектора экономики.

       Практически все принципы устойчивого развития, которые были включены в НСУР-97, сохраняют  свое значение для разработки НСУР-2020 г.

       Как отмечается в Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. для экономики переходного  периода принципиальное значение имеет  выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической  системы, как институт предпринимательства. В вышеназванной НСУР признано, что  к основным направлениям осуществления  государственной политики в сфере  малого предпринимательства относится, в частности, повышение эффективности  функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Государственная политика в области  развития и поддержки предпринимательства  является неотъемлемой частью экономической  политики страны.

         Система государственной поддержки  малого предпринимательства начала  формироваться после принятия  в 1996 г. Закона Республики Беларусь  ”О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Республике Беларусь“. С 1997 г.  разрабатываются и реализуются  годовые программы государственной  поддержки малого предпринимательства.  К настоящему времени уже сложилась  и функционирует единая система  поддержки предпринимательства,  имеющая своей целью совершенствование  регулирования предпринимательской  деятельности для создания благоприятных условий динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики.

       Указом  Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. N 255 "О некоторых мерах  государственной поддержки малого предпринимательства" регламентировано понятие субъектов малого предпринимательства. [21]

       Малое предпринимательство существует в  следующих формах:

  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

       Субъекты  малого предпринимательства образуют разветвлённую сеть, действуют на многочисленных местных рынках и  удовлетворяют разнообразные потребности  различных слоев населения в  товарах и услугах. Небольшие  размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать  на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые  виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса. [6] 
 

    1. ОЦЕНКА  РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
 

       Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны. Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь