Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………..............4
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение В …………………………………………………………………… 42
В
странах ЕС реализация политики в
отношении малых и средних
предприятий распределена, как правило,
между несколькими
При
наличии определенной специфики
в большинстве стран ЕС имеются
похожие частные институты
Характерной чертой политики стран Евросоюза в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:
Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса:
-
административная и
-
финансовые условия - в основном
применяются такие меры
-
формирование специальных
В
Бельгии, Франции, Нидерландах применяется
практика предоставления малому и среднему
бизнесу статуса рискового
Европейский союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии по сравнению с общеевропейским уровнем. [28]
С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).
Активная
поддержка малого и среднего бизнеса
западными государствами
Малому бизнесу принадлежит ведущее место и в американской экономике. Малый бизнес США – это почти 23 млн. малых предприятий и 9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые создают от 60 до 80 % новых рабочих мест, трудоустраивают половину работоспособного населения США и производят 52 % ВВП страны. [22]
Таких успехов малый бизнес США достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях. Государственным органом, осуществляющим администрирование и координацию всех направлений поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства. [22]
В распоряжении SBА находятся крупные бюджетные средства (ежегодный бюджет организации составляет от 400 до 600 млрд. $), направляемые как на прямое субсидирование некоторых видов предпринимательской деятельности, так и на косвенное стимулирование развития малого бизнеса.
Деятельность
SBA предусматривает немедленное
обслуживание клиента (по телефону, письменно
и лично); снижение издержек обслуживания;
консультацию предпринимателей при
их контактах с партнерами; техническую
помощь предпринимателям путем реализации;
программ местного масштаба; поддержку
рабочих контактов между
В
настоящее время SBA курирует реализацию
свыше 20 специализированных программ
(краткосрочных – для
Характерно, что помощь малому бизнесу имеет социальную направленность. Так во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом АМБ, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в ней в большей степени. К ним относятся:
· предприятия, в которых женщины составляют не менее 51 % руководства или всего состава работающих данного предприятия (таких в МСП в США около 40 %);
· предприятия, управляемые ветеранами и/или инвалидами;
· малый бизнес в среде коренного населения;
· предприятия «зон с исторически недостаточно развитым бизнесом».
Финансируется
SBA из федерального бюджета: 72% средств
направляется на кредитование традиционных
программ развития малого бизнеса; 19,6%
- на их дальнейшее развитие и модернизацию;
7,2% - на финансирование предприятий, создаваемых
совместно двумя и более
SBА разработала стандарты и методику определения оптимальных размеров малых предприятий. Стандарты касаются среднегодовою дохода на определенное время (в зависимости от отрасли на 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях - средней занятости, среднего числа клиентов и др.
Не менее значительна в развитии малого бизнеса роль муниципальных структур. К примеру, муниципалитет Сиэтла, который благодаря продуманной политике в отношении малого бизнеса превратил этот провинциальный городок в один из развитых центров. За последние два года цены на недвижимость в городе увеличились в 1,5-2 раза благодаря росту желающих жить здесь. [20]
Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сети таковы:
Таким образом, опыт развития предпринимательства в ряде зарубежных стран свидетельствует, что обеспеченность финансовыми средствами, а также доступ к кредитным ресурсам является весьма сложной. Это обусловлено особенностями данного сектора экономики (масштаб бизнеса, недостаток опыта в условиях конкурентной среды, недостаточная обеспеченность ресурсами и др.) и, как следствие, рисками, которых лишены крупные предприятия.
В
мировой практике для решения
проблемы ограниченности доступа малого
и среднего бизнеса к финансовым
ресурсам применяются различные
варианты его финансовой поддержки,
основными среди которых
· прямое финансирование;
· гарантирование кредитов;
· субсидирование процентных ставок по кредитам;
· стимулирование развития отдельных сегментов финансового рынка (лизинг, венчурное финансирование);
· стимулирование развития микрофинансирования.
Естественно,
в каждой стране в своей деятельности
малые предприятия сталкиваются
со множеством проблем, однако, как мы
видим, в процессе своего развития они
достаточно успешно с ними справляются,
и именно государственная поддержка является
залогом процветания малого бизнеса в
развитых странах.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь в стране гарантируется:
· право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
· защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;
·
научно-техническая и правовая поддержка
предпринимательской
·
страхование
·
запрет вмешательства собственника
и любого третьего лица в деятельность
предпринимателя после