Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..............4
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение В …………………………………………………………………… 42

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС МОЙ КУРСАЧ!!!.docx

— 109.06 Кб (Скачать файл)

       В странах ЕС реализация политики в  отношении малых и средних  предприятий распределена, как правило, между несколькими министерствами или между специальными отраслями  внутри министерств. Обычно это входит в задачи министерств экономики, промышленности, торговли или занятости. Так, в Германии и Нидерландах  отделы малого и среднего бизнеса  находятся в структуре Министерства экономики, во Франции соответствующий  отдел создан в Министерстве промышленности, а в Великобритании имеется специальное  Министерство малого предпринимательства. [10]

       При наличии определенной специфики  в большинстве стран ЕС имеются  похожие частные институты поддержки:

  •   торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;
  •   финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;
  •   частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др.

       Характерной чертой политики стран Евросоюза  в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь  выделяются две группы стран:

  • страны, где формирование политики осуществляется главным образом на уровне правительства, как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Великобритании. В этих странах только правительство имеет законодательную власть в области выработки стратегии и мер поддержки малого бизнеса;
  • страны, где регионы обладают властными полномочиями при формировании независимой политики в отношении МСБ. Это имеет место в Бельгии, Франции, Германии, Италии и Испании, где и центральные, и региональные власти могут вырабатывать правовые условия деятельности предпринимателей. Хотя такие вопросы, как налоговая политика, регулирование занятости, защита окружающей среды, остаются в сфере полномочий центрального правительства.

       Однако, несмотря на различия в деталях, в  странах ЕС выработаны общие подходы  к формированию политики поддержки  малого и среднего бизнеса:

       -  административная и регулирующая  бизнес-среда - упрощение системы  налогообложения, сокращение статистической  и налоговой отчетности, упрощение  порядка получения лицензий и  др. Большинство стран создали  комитеты по анализу ситуации  в этой области и выработке  мер по снижению административного  бремени. В результате во Франции,  например, были упрощены финансовые  декларации и сокращено их  количество. В Греции сокращено  количество лицензий на осуществление  инвестиций и их выдача сосредоточена в одном учреждении (вместо 14). В Италии количество лицензируемых видов деятельности сокращено с 88 до 8. В Великобритании отменено требование ежегодной ревизии малых предприятий;

       -  финансовые условия - в основном  применяются такие меры государственной  поддержки, как предоставление  гарантий займов, используемых для  модернизации оборудования, либо  расширения производства с увеличением  численности занятых;

       -  формирование специальных резервов  поддержки малого и среднего  бизнеса, а также применение  фискальных льгот и дотаций.  Такие страны, как Великобритания, Нидерланды, основное внимание уделяют  обеспечению гарантий займа. В  Германии в соответствии с  региональной программой «Возрождение  Европы» сформирован специальный  бюджетный фонд, средства которого  перечисляются частным специализированным  банкам и затем используются  на долгосрочное инвестиционное  кредитование мелких фирм по  льготным процентным ставкам.  [10]

       В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется  практика предоставления малому и среднему бизнесу статуса рискового капитала. В частности, правительства гарантируют  компенсацию возможных убытков  венчурных фондов. Кроме этого, особо  стимулируется вложение средств  в основные фонды малого и среднего предпринимательства.

       Европейский союз также оказывает поддержку  странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии по сравнению с общеевропейским уровнем. [28]

       С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий  применяется практика субсидированных  тренингов (Германия, Ирландия) или  предоставления льгот при осуществлении  программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных  бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).

       Активная  поддержка малого и среднего бизнеса  западными государствами объясняется  не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные  структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются  сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира. [7]

       Малому  бизнесу принадлежит ведущее  место и в американской экономике. Малый бизнес США – это почти 23 млн. малых предприятий и 9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые  создают от 60 до 80 % новых рабочих  мест, трудоустраивают половину работоспособного населения США и производят 52 % ВВП страны. [22]

       Таких успехов малый бизнес США достиг благодаря системной поддержке  со стороны государства в самых  разных областях. Государственным органом, осуществляющим администрирование  и координацию всех направлений  поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства. [22]

       В распоряжении SBА находятся крупные бюджетные средства (ежегодный бюджет организации составляет от 400 до 600 млрд. $), направляемые как на прямое субсидирование некоторых видов предпринимательской деятельности, так и на косвенное стимулирование развития малого бизнеса.

       Деятельность SBA предусматривает немедленное  обслуживание клиента (по телефону, письменно  и лично); снижение издержек обслуживания; консультацию предпринимателей при  их контактах с партнерами; техническую  помощь предпринимателям путем реализации; программ местного масштаба; поддержку  рабочих контактов между предпринимателями  и заказчиками - федеральными агентствами.

       В настоящее время SBA курирует реализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения  экспортных операций, оказания экстренной помощи и др., долгосрочных – для  приобретения недвижимости, оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др.

       Характерно, что помощь малому бизнесу имеет  социальную направленность. Так во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом АМБ, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в ней в большей степени. К ним относятся:

       · предприятия, в которых женщины  составляют не менее 51 % руководства  или всего состава работающих данного предприятия (таких в  МСП в США около 40 %);

       · предприятия, управляемые ветеранами и/или инвалидами;

       · малый бизнес в среде коренного  населения;

       · предприятия «зон с исторически  недостаточно развитым бизнесом».

       Финансируется SBA из федерального бюджета: 72% средств  направляется на кредитование традиционных программ развития малого бизнеса; 19,6% - на их дальнейшее развитие и модернизацию; 7,2% - на финансирование предприятий, создаваемых  совместно двумя и более компаниями; 0,5% приходится на микрокредиты, которые, как правило, заведомо невозвратны. Тем не менее, из общего числа клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются через год. Считается, однако, что деятельность выживших с лихвой возмещает эти потери.

       SBА разработала стандарты и методику определения оптимальных размеров малых предприятий. Стандарты касаются среднегодовою дохода на определенное время (в зависимости от отрасли на 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях - средней занятости, среднего числа клиентов и др.

       Не  менее значительна в развитии малого бизнеса роль муниципальных  структур. К примеру, муниципалитет  Сиэтла, который благодаря продуманной  политике в отношении малого бизнеса  превратил этот провинциальный городок  в один из развитых центров. За последние  два года цены на недвижимость в  городе увеличились в 1,5-2 раза благодаря  росту желающих жить здесь. [20]

       Опыт  США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого  инновационного бизнеса важнейшим  фактором его существования является организация своеобразной сети его  поддержки. Основные элементы этой сети таковы:

  • финансовый (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);
  • материально-технический (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе, на льготных условиях, средств производства - зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);
  • информационный (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);
  • консультативный (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчётности, оформления патентов).

       Таким образом, опыт развития предпринимательства  в ряде зарубежных стран свидетельствует, что обеспеченность финансовыми  средствами, а также доступ к кредитным  ресурсам является весьма сложной. Это обусловлено особенностями данного сектора экономики (масштаб бизнеса, недостаток опыта в условиях конкурентной среды, недостаточная обеспеченность ресурсами и др.) и, как следствие, рисками, которых лишены крупные предприятия.

       В мировой практике для решения  проблемы ограниченности доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам применяются различные  варианты его финансовой поддержки, основными среди которых являются:

       · прямое финансирование;

       · гарантирование кредитов;

       · субсидирование процентных ставок по кредитам;

       · стимулирование развития отдельных  сегментов финансового рынка (лизинг, венчурное финансирование);

       · стимулирование развития микрофинансирования.

       Естественно, в каждой стране в своей деятельности малые предприятия сталкиваются со множеством проблем, однако, как мы видим, в процессе своего развития они достаточно успешно с ними справляются, и именно государственная поддержка является залогом процветания малого бизнеса в развитых странах. 
 

    1. ПРОБЛЕМА  РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И УСЛОВИЯ ЕГО  АКТИВИЗАЦИИ
 

       В соответствии с законодательством  Республики Беларусь в стране гарантируется:

       ·  право граждан и юридических  лиц заниматься предпринимательской  деятельностью, создавать предприятия  и приобретать необходимое для  этой деятельности имущества;

       ·  защита прав и законных интересов  всех предпринимателей, действующих  в соответствии с законодательством  страны и договорами;

       ·  научно-техническая и правовая поддержка  предпринимательской деятельности;

       ·  страхование предпринимательского риска;

       ·  запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь