Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..............4
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение В …………………………………………………………………… 42

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС МОЙ КУРСАЧ!!!.docx

— 109.06 Кб (Скачать файл)

       Перечислим  важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

  • политическая обстановка в обществе;
  • состояние экономики страны;
  • политика государства в области экономики;
  • меры поддержки малого бизнеса;
  • правовое обеспечение малого бизнеса;
  • налоговая политика;
  • финансово-кредитная политика;
  • уровень жизни населения;
  • цивилизованность предпринимательства.

       Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства в нашей  стране, являются:

  1. Повышение материального и культурного уровня трудящихся, расширяющее круг их интересов и запросов, порождающее потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера.
  2. Развитие предпринимательства как одна из реальных форм связи производителя с собственностью на средства производства. Общенародная собственность имеет три губительных изъяна: ее плохо используют, нещадно ломают и беспощадно воруют.
  3. При переходе экономики к рынку, неизбежно банкротство низкорентабельных и работающих малоэффективных предприятий. Создание на их основе частных малых предприятий позволяет найти хозяев для имущества заводов, фабрик и т.д. и дать места для сотен тысяч людей.
  4. Необходимость создания конкуренции производства в условиях действия антимонопольного законодательства возможна только в том случае, если товар производится на нескольких предприятиях. Это условие действует в совокупности с другими: свободным ценообразованием, правом распоряжаться полученной прибылью, ориентацией на удовлетворение общественных потребностей.
  5. Необходимость коренным образом соединить интересы науки и производства.
  6. Желание в большей мере западных партнеров, капитал которых мы стремимся привлечь в страну, в большей мере иметь дело с предприятиями негосударственных форм собственности.

       Как указывалось выше, малый бизнес в Республике Беларусь охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О товарных биржах», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», декреты и указы Президента и постановления Совета Министров Республики Беларусь создали достаточную законодательную и нормативную базу для развития предпринимательства в нашей стране.  Следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса в стране, которую можно проследить по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

       Значительный  прирост количества малых предприятий  в 2009 году обусловлен:

       · реализацией государственной политики в области развития и поддержки  предпринимательства;

       · улучшения делового климата в  стране, в частности, принятых нормативных  правовых актов, направленных на преобразования в сферах распоряжения государственным  имуществом, регулирования земельных  и арендных отношений;

       · упрощения налогового и таможенного  законодательства;

       · упрощения порядка государственной  регистрации и ликвидации (прекращения  деятельности) субъектов хозяйствования;

       · упрощения процедуры получения  специальных разрешений (лицензий). [17]

       В последние годы малые предприятия  все активнее выходят на внешние  рынки. В общем объеме белорусского внешнеторгового оборота доля субъектов  малого бизнеса на протяжении последних  лет составляет 30,5 %. Причем их доля в экспорте 34,3 %, а в импорте  значительно ниже и составляет 27,6 %.

       Уровень регионального развития малых предприятий  во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие  развитой инфраструктуры, отношение  и поддержка со стороны местных  властей. Большая часть малых предприятий (44 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г.Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.

       Недостаточное развитие получают такие отрасли  как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание. Для сравнения, в Германии, Франции, Польше малые предприятия занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной  отрасли, лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии, создают серьезную конкуренцию  крупным предприятия в электронной  промышленности, отрасли строительных материалов и т.д.

       По  данным на 1 апреля 2010 года в Беларуси на учете состояло 80,6 тысяч малых  предприятий. Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2010 года составила 225 тысяч человек. То есть в Беларуси в настоящее время примерно более 300 тыс. человек – это учредители, директора фирм или люди, которые работают сами на себя – это индивидуальные предприниматели. Это порядка 7% от трудоспособного населения страны (прил. А, рис.1).

       Удельный  вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства  за первый квартал 2010 года составил 18,6%, в том числе от юридических лиц – 15,8 %, от индивидуальных предпринимателей – 2,8%.

       Белорусские власти выражают недовольство в связи  с тем, что вклад малых предприятий  в экономику страны остается незначительным. По данным правительства, большинство малых предприятий заняты в сферах, где не требуется высокая квалификация работников и значительные объемы финансовых вложений (прил. А, рис.2).

       Почти каждый второй представитель частного бизнеса отмечает низкий уровень  доверия к власти, а 5% вообще считают, что им приходится испытывать унижения со стороны местных властей, поскольку  отношения последних к ним пренебрежительное (прил. А, рис.3).

       Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся  сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
 
    1. ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

       Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден  осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной  среды. Однако для того, чтобы малый  бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в  нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

       Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных  правовых актов, устанавливающих предельно  упрощенный (заявительный) порядок  регистрации, лицензирования предпринимательской  деятельности, новые системы налогообложения  и бухгалтерского учета; поддержку  отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

       Второе  направление включает формирование региональных центров поддержки  предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в  сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено  создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии  рынка).

       Третье  направление включает создание действенных  финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания  средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных  накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается  проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

       Изучение  и использование опыта поддержки  малых предприятий в различных  странах может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие в Республике Беларусь.

       Как показывает опыт развитых стран, малое  и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение  научно-технического прогресса, на насыщение  рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих  мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.  Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно. При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых и средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух).

       В Европейском союзе были приняты  следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:

  • средние предприятия - до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;
  • малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн. евро, баланс - до 5 млн. евро;
  • микропредприятия - до 10 человек работающих.

       В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость  работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии  — строительство, торговля, гостиничные  и другие бизнес - услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС. [9]

       Около 1 млн. малых предприятий (10 - 49 человек  работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одном предприятии  этого класса работает 20 человек. Более  половины всех работающих на малых  предприятиях (55 %) также заняты в  торговле и услугах. Остальные 45 % работают в строительстве и различных  отраслях промышленности. Предприятия  данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.

       Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов  Западной Европы (около 11 % всех задействованных  в экономике) и дают пятую часть  общего оборота. Средний размер предприятия  данного класса - 100 человек.

       Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. На них работает примерно 40 % запятых в странах - членах ЕС, они  производят треть общего оборота.

       Существуют  некоторые различия между странами - членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании  предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем  предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь  в виду, что сектор малого предпринимательства  в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий  через год остается около 50 %, через 3 года - 7 - 8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых  предприятий в развитых странах  мира, как правило, растет, или остается неизменным именно благодаря искусству  государственного управления.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь