Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………..............4
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ……………………………..6
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………………..6
1.2Социально – экономическая роль малого бизнеса …….…………………….. 9
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..14
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………14
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………………… 17
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….……...21
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса ………………………………21
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации ……………………………………………………………………….. 27
Заключение………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников…………………………………………… 37
Приложение A ……………………………………………………………………. 40
Приложение В …………………………………………………………………… 42
Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:
Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства в нашей стране, являются:
Как указывалось выше, малый бизнес в Республике Беларусь охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О товарных биржах», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», декреты и указы Президента и постановления Совета Министров Республики Беларусь создали достаточную законодательную и нормативную базу для развития предпринимательства в нашей стране. Следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса в стране, которую можно проследить по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Значительный прирост количества малых предприятий в 2009 году обусловлен:
·
реализацией государственной
· улучшения делового климата в стране, в частности, принятых нормативных правовых актов, направленных на преобразования в сферах распоряжения государственным имуществом, регулирования земельных и арендных отношений;
· упрощения налогового и таможенного законодательства;
·
упрощения порядка
· упрощения процедуры получения специальных разрешений (лицензий). [17]
В последние годы малые предприятия все активнее выходят на внешние рынки. В общем объеме белорусского внешнеторгового оборота доля субъектов малого бизнеса на протяжении последних лет составляет 30,5 %. Причем их доля в экспорте 34,3 %, а в импорте значительно ниже и составляет 27,6 %.
Уровень регионального развития малых предприятий во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей. Большая часть малых предприятий (44 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г.Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.
Недостаточное
развитие получают такие отрасли
как сельское, жилищно-коммунальное
хозяйство, наука и научное обслуживание.
Для сравнения, в Германии, Франции,
Польше малые предприятия занимают
доминирующее положение в деревообработке
(производство мебели) и трикотажной
отрасли, лидируют в легкой промышленности
(швейная, обувная) и биотехнологии,
создают серьезную конкуренцию
крупным предприятия в
По данным на 1 апреля 2010 года в Беларуси на учете состояло 80,6 тысяч малых предприятий. Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2010 года составила 225 тысяч человек. То есть в Беларуси в настоящее время примерно более 300 тыс. человек – это учредители, директора фирм или люди, которые работают сами на себя – это индивидуальные предприниматели. Это порядка 7% от трудоспособного населения страны (прил. А, рис.1).
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за первый квартал 2010 года составил 18,6%, в том числе от юридических лиц – 15,8 %, от индивидуальных предпринимателей – 2,8%.
Белорусские власти выражают недовольство в связи с тем, что вклад малых предприятий в экономику страны остается незначительным. По данным правительства, большинство малых предприятий заняты в сферах, где не требуется высокая квалификация работников и значительные объемы финансовых вложений (прил. А, рис.2).
Почти каждый второй представитель частного бизнеса отмечает низкий уровень доверия к власти, а 5% вообще считают, что им приходится испытывать унижения со стороны местных властей, поскольку отношения последних к ним пренебрежительное (прил. А, рис.3).
Таким
образом, малый бизнес Беларуси представляет
сегодня перспективный
Малый
бизнес может стать той важной
основой, с помощью которой буден
осуществлен поворот к
Поддержка
малого предпринимательства
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье
направление включает создание действенных
финансово-кредитных и
Изучение
и использование опыта
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно. При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых и средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух).
В
Европейском союзе были приняты
следующие стандартные критерии
для малых и средних
В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии — строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес - услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС. [9]
Около 1 млн. малых предприятий (10 - 49 человек работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45 % работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.
Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.
Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. На них работает примерно 40 % запятых в странах - членах ЕС, они производят треть общего оборота.
Существуют некоторые различия между странами - членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года - 7 - 8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растет, или остается неизменным именно благодаря искусству государственного управления.