Мелкий бизнес на потребительском рынке и поддержка бизнеса со стороны государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:59, реферат

Описание работы

В своей курсовой работе я ставлю цель:
рассмотреть структуру потребительского рынка товаров и услуг;
показать, как издержки способствуют развитию бизнеса;
рассмотреть, как государственные институты поддерживают развитие мелкого бизнеса;
указать на недостатки реформ государства.

Содержание работы

Введение 3
1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЛКОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

1.1 Потребительский рынок товаров и услуг в российской экономике 5
1.2 Издержки как механизм обеспечения роста бизнеса 12
2. ХАРАКТЕР МЕЛКОГО БИЗНЕСА И ЕГО ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ
2.1 Сущность бизнеса: исторический аспект
2.2 Структура и основные показатели мелкого бизнеса в России
2.3 Система государственной поддержки мелкого бизнеса 21
2.4 Фонды поддержки бизнеса 27

Заключение 31

Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсак1.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

КРАСНОЯРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ 

Экономический факультет 

Кафедра экономической теории и права 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Мелкий  бизнес на потребительском рынке и

поддержка бизнеса со стороны  государства 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                               Выполнил: ст-т Э 15-2

                                                                                                               Косова О.А.

                                                                                                   Проверил: к.эк.н, доцент 

Абрамовских Л.Н 

Красноярск,2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                           3                                                                                                                                                                                                                                                                           

1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ  МЕЛКОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

 

    1.1 Потребительский  рынок товаров и услуг в  российской экономике                 5                                                                                                                                                                                                                        

     1.2 Издержки как механизм обеспечения роста бизнеса                                       12 

2. ХАРАКТЕР МЕЛКОГО  БИЗНЕСА И ЕГО ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ 

     2.1 Сущность бизнеса: исторический аспект

    2.2 Структура  и основные показатели мелкого  бизнеса в России                                                                                                   

    2.3 Система  государственной поддержки мелкого бизнеса                                  21                                                

     2.4 Фонды поддержки бизнеса                                                                                 27

                                       

Заключение                                                                                                                     31

 

Список литературы                                                                                                        32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Только  человек, активный в производственной и общественной жизни, способен оценить  необходимость преобразований в  стране и своим непосредственным практическим участием готов им способствовать. Бизнес формирует новую, рыночную психологию, развивает высокую активность работника, его самостоятельность и другие качества, необходимые в рыночных отношениях.

    Экономические связи обеспечивают движение продуктов  от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями – с другой.

    Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной  стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется, и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

    В чем заключается их содержание? При раскрытии сущности рыночных отношений надо иметь виду, что в экономической литературе приводятся разнообразные определения. Самое упрощенное определение рынка – это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

    Чтобы бизнес процветал, ему, особенно на первых порах, нужна поддержка, прежде всего государства. Такая поддержка бизнеса имеет особое значение для экономики России, так как современное конкурентоспособное хозяйство не может существовать без результативно функционирующего бизнеса. С его помощью решаются не только экономические, но и социальные задачи. Бизнес создает дополнительные рабочие места, что очень важно при существующей безработице. В настоящее время инфляция и нехватка земного капитала являются для предприятий серьезной проблемой. Государственная помощь бизнесу признается и в правительственных документах одним из важнейших направлений экономической перестройки, что способствует развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широких слоев собственников и предпринимателей.

   В своей  курсовой работе я ставлю цель:

  • рассмотреть структуру потребительского рынка товаров и услуг;
  • показать, как издержки способствуют развитию бизнеса;
  • рассмотреть, как государственные институты поддерживают развитие мелкого бизнеса;
  • указать на недостатки реформ государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ  МЕЛКОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

    1. Потребительский рынок товаров и услуг

   Рынок выражает собой систему экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. В данном случае основное внимание уделено рассмотрению потребительского рынка товаров (услуг).

   Здесь целесообразно привести определение  ученых Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова о том, что «рынок как экономическая категория  есть совокупность конкурентных экономических  отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда».

   В зависимости  от объектов купли-продажи общий  рынок товаров (услуг) делится на рынок товаров и услуг (товаров широкого потребления), рынок факторов производства и финансовый рынок.

   Структура всех этих рынков чрезвычайно разнообразна, и каждому из них присущи свои институты, обеспечивающие экономические связи между продавцами и покупателями.

   Потребительский рынок товаров (услуг) представляет собой также отношения купли-продажи со своей иерархией и структурой.

   Основа  рыночной деятельности — процесс  обмена товаров, совершающийся при помощи рыночного механизма. Этот процесс определяет движение товарной массы и встречное движение денежных средств. В отношения купли-продажи вступают субъекты рынка — продавцы и покупатели.

   Объектом  отношений купли-продажи является товар, потребительские, меновые и стоимостные свойства которого оказывают влияние на процесс товарно-денежного обращения и его эффективность.

   Потребительский рынок делится по секторам — видам  продаваемых товаров и товарных групп. В свою очередь, каждый из указанных  секторов подразделяется на оптовый, рыночный и биржевой рынки товаров. Кроме того, отдельными исследованиями охватываются рынки предприятий различных форм собственности (по определению Госкомстата — субрынки), а также рынки организованной и неорганизованной торговли.

   В Методических положениях по статистике (изданных Госкомстатом России в 1996 г.) обоснованно указывается, что выделение отдельных субъектов по формам собственности и формам организации торгового процесса позволяет определить разные источники формирования ресурсов, особенности механизма ценообразования, разные каналы товародвижения, различные типы  покупателей, специфику формирования и распределения прибылей. Эти субрынки, составляя единую систему отношений купли-продажи, образуют общий для всей страны товарный рынок.

     Рынки  и, соответственно, субрынки, как подчеркивается Госкомстатом, делятся в зависимости от типа покупателя на оптовый рынок, где покупателями являются производители и массовые потребители (государственные учреждения); торгово-посреднический рынок, где покупателями являются торговые предприятия, приобретающие товар для последующей продажи (дистрибьюторы разного типа); розничный потребительский рынок, где покупателями выступают конечные потребители, приобретающие товар для личного потребления и для домашнего хозяйства.

  В системе товарных рынков особое место занимает биржевой рынок товаров, выступающий не только как посредник между продавцом и покупателем, но и в качестве организатора процесса купли-продажи, механизма, сводящего владельца товара и владельца денег, инструмента формирования и прогнозирования цен. Указанные виды рынков характеризуют различные этапы и направления товародвижения.

  По степени  распространения экономических  связей продавцов и покупателей (по географическому положению) рынки подразделяются на местный, региональный (областной, краевой, республиканский), национальный и мировой.

  Местный рынок можно рассматривать в  отношении отдельного населенного пункта, городской или сельской местности, отдельных районов города, по видам товаров и товарных групп и т. п. Другие названные рынки можно представить как единое целое и в виде звеньев — сегментов, частей единого рынка, как множество составляющих его рынков (по товарам и товарным группам, по разным местностям и т. д.).

  В зависимости  от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах и нововведениях различают четыре основных типа рыночных структур (рынков).

  Наиболее  целесообразным типом рынка является чистая (совершенная) конкуренция. Этот рынок называют свободным. Условия его функционирования состоят в следующем:

  • наличие множества самостоятельных производителей определенных однородных товаров и большого числа обособленных потребителей данного товара;
  • структура связей такова, что каждый потребитель в принципе может приобрести товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара и его ценой;
  • доля каждого предприятия в общем объеме рыночного предложения данной продукции и потребителя в общем объеме спроса составляет незначительную величину, и их решение о повышении или понижении цены не может сказаться на цене рыночного равновесия;

   ♦ отсутствие ограничений на вступление новых предприятий в отрасль и выход из нее любых из них, на доступ предприятий к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров и т. д.

Информация о работе Мелкий бизнес на потребительском рынке и поддержка бизнеса со стороны государства