Мелкий бизнес на потребительском рынке и поддержка бизнеса со стороны государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:59, реферат

Описание работы

В своей курсовой работе я ставлю цель:
рассмотреть структуру потребительского рынка товаров и услуг;
показать, как издержки способствуют развитию бизнеса;
рассмотреть, как государственные институты поддерживают развитие мелкого бизнеса;
указать на недостатки реформ государства.

Содержание работы

Введение 3
1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЛКОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

1.1 Потребительский рынок товаров и услуг в российской экономике 5
1.2 Издержки как механизм обеспечения роста бизнеса 12
2. ХАРАКТЕР МЕЛКОГО БИЗНЕСА И ЕГО ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ
2.1 Сущность бизнеса: исторический аспект
2.2 Структура и основные показатели мелкого бизнеса в России
2.3 Система государственной поддержки мелкого бизнеса 21
2.4 Фонды поддержки бизнеса 27

Заключение 31

Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсак1.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

  При решении  вопросов о льготах, предоставленных  мелким предприятиям, в Законе указано: «Субъекты мелкого предпринимательства, зарегистрированные в любой организационно-правовой форме и относившиеся к категории  малых предприятий до введения в действие настоящего Федерального закона, пользуются льготами, установленными для субъектов мелкого предпринимательства, в полном объеме и в течение сроков, определенных действующим законодательством до введения в действие настоящего Федерального закона».

  Налоговые льготы дифференцируются в зависимости  от вида деятельности предприятий. Мелкие предприятия, которые заняты переработкой сельскохозяйственной продукции, производством  товаров народного потребления, ремонтно-строительными работами, в течении первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в   1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год – 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налогов берется полностью – в соответствии с установленным нормативом.

  Государству в первую очередь нужно постепенное  сокращение административно-директивного регулирования мелкого бизнеса, создание преимущественно экономических  и правовых условий для нормального  рыночного хозяйствования. Нужны  равные хозяйственные возможности для мелких и более крупных предприятий, равные условия предпринимательской деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления. Важно: налаживание добросовестной конкуренции; формирование широкого слоя собственников и предпринимателей; создание развитой инфраструктуры мелкого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях; накопление инвестиционных ресурсов и использование их на приоритетных направлениях; участие мелких предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, внедрение прогрессивных технологий и новой техники; устойчивое функционирование мелкого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков.

  Для этого  нужно: обеспечить льготные условия  доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам и технологиям; оказать содействие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала мелких предприятий; поддержать внешнеэкономическую деятельность мелкого бизнеса, способствовать привлечению иностранных инвестиций.

  Внедрение в практику льготного налогообложения  предприятий, создаваемых с участием акционерного общества, ликвидация повторного налогообложения доходов, полученных акционерным обществом от участия в капитале созданных им мелких предприятий, повысят инвестиционную активность.

  Недостатки  в государственной  поддержке бизнеса

     Однако, с большим сожалением, приходится  констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований мелкому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования мелких предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития мелких предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов мелких предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что мелкое предпринимательство как особый сектор

рыночной экономики  еще не сформировался, а значит, фактически не

используется  его потенциал.

   Можно указать на четыре недостатка правительственной  программы, тормозящих сегодня развитие мелкого бизнеса.

     Первый  фундаментальный недостаток - это  сверхвысокие налоговые ставки  с предпринимателей и населения,  которыми правительство пытается  обеспечить финансовую сбалансированность  и бездифицитность бюджета. Мелкое  предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате мелкие предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

     Второй  фундаментальный недостаток реформы  связан с логикой

развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной

инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.)

обслуживающей и реализующей этот интерес.

     Третий  недостаток реформы – практическая  ликвидация источников формирования первоначального капитала для мелкого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для мелкого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием

коммерческих  банков, вкладывать деньги в мелкий бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть мелкие предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в мелкие предприятия, постепенно подчиняя их себе.

     Четвертый  фундаментальный недостаток - отсутствие  систем государственной и общественной  поддержки мелкого бизнеса. С  большим запозданием создан государственный  орган, призванный содействовать  становлению и развитию мелкого бизнеса - Комитет поддержки мелких предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только мелкого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на мелкий лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.

   Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений мелких предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с мелким бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

     Эти  основные недостатки, да и многие  другие сдерживают развитие мелкого  бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования мелких предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, "за 1992 год в России практически не возникло ни единого мелкого негосударственного предприятия в производственной сфере".

    

     
 

     
 
 
 
 
 

2.4 Фонды поддержки  бизнеса 

   Основным  государственным органом, призванным осуществлять финансовую поддержку  мелким предприятиям, являлся федеральный  фонд поддержки мелкого предпринимательства (ФФПМП). Фонд имел существенное расширение полномочий. Фонд освободился от налогообложения на прибыль. Более четко обозначились его функции как структуры поддержки именно мелкого бизнеса. Если раньше этот фонд являлся яблоком раздора различных правительственных структур, то теперь четко обозначалась его функция финансового рычага механизма поддержки мелкого предпринимательства. Фонд использовал для кредитования предпринимательских проектов не только предусмотренные в бюджете средства, но и средства любых финансовых институтов, и в том числе частного капитала. Помимо ФФПМП в стране создавалась и действует широкая сеть региональных (около 70) и муниципальных (около 120) ФПМП.

   Фондом  поддержки мелкого предпринимательства  является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие мелкого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а так же доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам мелкого предпринимательства.

   Если  исходить из того, что фонд – это  не организационно-правовая форма некоммерческой организации, а «самоназвание» финансовой структуры, то возможны различные подходы  к его форме. Организационно-правовая форма региональных фондов разнообразна: государственное учреждение, государственное унитарное предприятие, некоммерческая организация, общественное объединение, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество. Функционирование фондов в рамках каждой их этих форм имеет свою характеристику.

  1. Фонд как некоммерческая организация – «учреждение», собственником которого является РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Особенность такой формы заключается в том, что собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изымать лишнее или не используемое по назначению имущество. При этом собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. В регионах уже имеются фонды, организованные как «государственные учреждения» (Республика Бурятия, Хакасия, Нижегородская и Ярославская область).
  2. Фонд как коммерческая организация в форме государственного или муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Имущество его является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям или паям. Руководителя такого предприятия, назначает собственник либо уполномоченный собственником орган. В этом случае все имущество фонда является государственной или муниципальной собственностью, при этом собственник не отвечает по обязательствам предприятия. Опыт организации фондов поддержки мелкого предпринимательства в форме «государственного предприятия» имеется: Республика Марий Эл.
  3. Фонд как хозяйственное общество – закрытое или открытое акционерное общество с преобладающей долей субъекта РФ или муниципального образования. Данный опыт в российских регионах уже есть. Например, в Вологодской области фонд организован в виде ЗАО. В Бурятской области фонд существует в виде ОАО.

   Все-таки необходим единообразный подход к определению юридического статуса фондов. Они должны быть некоммерческими организациями, поскольку на них возложено выполнение государственной и муниципальной задачи поддержки мелкого предпринимательства, и это должно быть основной целью их деятельности.

   Фонды имеют право предоставлять субъектам  мелкого предпринимательства разнообразные  финансовые услуги: льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные  займы, гарантии, финансовую помощь на безвозмездной основе. Следовательно, фонды являются финансовыми посредниками не только между государством и мелким бизнесом и кредитными организациями.

   Денежные  ресурсы фондов не менее чем на 50% формируются за счет вложений региональных и муниципальных органов исполнительной власти, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц и других поступлений. Доходы от собственной деятельности фонда не подлежат налогообложению и могут формироваться в результате следующих операций: выпуска и размещения ценных бумаг фондов; проведение конкурсов, аукционов, выставок и лотерей; получения процентов от льготных кредитов; иных поступлений.

   Деятельность  фондов осуществляется без получения  лицензии на банковскую деятельность. В этом – преимущество фондов, так  как если бы они получали такую лицензию и превращались в банки, то не имели бы возможности эффективно выполнять другие ключевые функции по поддержке мелкого бизнеса. Недостатком является ограничение их правоспособности: фонды не наделены правами, которые имеют банки.

   22.08.2004 был принят закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов. С ведением его с 1 января 2005 г. ст. 8. Закона №88 утратила силу. Данная статья содержит не только положение о ФФПМП, но и о региональных и муниципальных фондах, а значит, они, по смыслу указанного закона, тоже должны быть ликвидированы. Однако, по заявлениям официальных лиц, участвующих в разработке законопроекта о мелком предпринимательстве, ликвидации подлежат только ФФПМП, а региональные и муниципальные фонды поддержки мелкого предпринимательства сохраняются.

   В настоящее  время в большинстве регионов России созданы фонды поддержки  мелкого предпринимательства. Учредителями региональных фондов являются государственные, кооперативные и иные предприятия и объединения, всевозможные организации, физические лица. Принципы взаимодействия региональных фондов поддержки мелкого предпринимательства с региональными органами исполнительной власти, построенные на основе соглашений, в которых регламентировано распределение рисков и ответственности за эффективность финансирования региональных программ. Юридической основой соглашений является документально оформленное гарантирование администрациями регионов и региональными уполномоченными банками целевого использования финансовых ресурсов фонда. Такой механизм позволяет решать проблему обеспечения кредитов для мелких предприятий, поскольку они в подавляющем большинстве не имеют достаточного имущества для залогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мелкий бизнес на потребительском рынке и поддержка бизнеса со стороны государства