Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:59, реферат
В своей курсовой работе я ставлю цель:
рассмотреть структуру потребительского рынка товаров и услуг;
показать, как издержки способствуют развитию бизнеса;
рассмотреть, как государственные институты поддерживают развитие мелкого бизнеса;
указать на недостатки реформ государства.
Введение 3
1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЛКОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
1.1 Потребительский рынок товаров и услуг в российской экономике 5
1.2 Издержки как механизм обеспечения роста бизнеса 12
2. ХАРАКТЕР МЕЛКОГО БИЗНЕСА И ЕГО ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ
2.1 Сущность бизнеса: исторический аспект
2.2 Структура и основные показатели мелкого бизнеса в России
2.3 Система государственной поддержки мелкого бизнеса 21
2.4 Фонды поддержки бизнеса 27
Заключение 31
Список литературы 32
При решении
вопросов о льготах, предоставленных
мелким предприятиям, в Законе указано:
«Субъекты мелкого
Налоговые
льготы дифференцируются в зависимости
от вида деятельности предприятий. Мелкие
предприятия, которые заняты переработкой
сельскохозяйственной продукции, производством
товаров народного потребления,
ремонтно-строительными
Государству в первую очередь нужно постепенное сокращение административно-директивного регулирования мелкого бизнеса, создание преимущественно экономических и правовых условий для нормального рыночного хозяйствования. Нужны равные хозяйственные возможности для мелких и более крупных предприятий, равные условия предпринимательской деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления. Важно: налаживание добросовестной конкуренции; формирование широкого слоя собственников и предпринимателей; создание развитой инфраструктуры мелкого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях; накопление инвестиционных ресурсов и использование их на приоритетных направлениях; участие мелких предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, внедрение прогрессивных технологий и новой техники; устойчивое функционирование мелкого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков.
Для этого нужно: обеспечить льготные условия доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам и технологиям; оказать содействие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала мелких предприятий; поддержать внешнеэкономическую деятельность мелкого бизнеса, способствовать привлечению иностранных инвестиций.
Внедрение в практику льготного налогообложения предприятий, создаваемых с участием акционерного общества, ликвидация повторного налогообложения доходов, полученных акционерным обществом от участия в капитале созданных им мелких предприятий, повысят инвестиционную активность.
Недостатки в государственной поддержке бизнеса
рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не
используется его потенциал.
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие мелкого бизнеса.
Первый
фундаментальный недостаток - это
сверхвысокие налоговые ставки
с предпринимателей и
Второй
фундаментальный недостаток
развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной
инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.)
обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий
недостаток реформы –
коммерческих банков, вкладывать деньги в мелкий бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть мелкие предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в мелкие предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый
фундаментальный недостаток - отсутствие
систем государственной и
Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений мелких предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с мелким бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Эти
основные недостатки, да и многие
другие сдерживают развитие
2.4
Фонды поддержки
бизнеса
Основным государственным органом, призванным осуществлять финансовую поддержку мелким предприятиям, являлся федеральный фонд поддержки мелкого предпринимательства (ФФПМП). Фонд имел существенное расширение полномочий. Фонд освободился от налогообложения на прибыль. Более четко обозначились его функции как структуры поддержки именно мелкого бизнеса. Если раньше этот фонд являлся яблоком раздора различных правительственных структур, то теперь четко обозначалась его функция финансового рычага механизма поддержки мелкого предпринимательства. Фонд использовал для кредитования предпринимательских проектов не только предусмотренные в бюджете средства, но и средства любых финансовых институтов, и в том числе частного капитала. Помимо ФФПМП в стране создавалась и действует широкая сеть региональных (около 70) и муниципальных (около 120) ФПМП.
Фондом
поддержки мелкого
Если исходить из того, что фонд – это не организационно-правовая форма некоммерческой организации, а «самоназвание» финансовой структуры, то возможны различные подходы к его форме. Организационно-правовая форма региональных фондов разнообразна: государственное учреждение, государственное унитарное предприятие, некоммерческая организация, общественное объединение, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество. Функционирование фондов в рамках каждой их этих форм имеет свою характеристику.
Все-таки необходим единообразный подход к определению юридического статуса фондов. Они должны быть некоммерческими организациями, поскольку на них возложено выполнение государственной и муниципальной задачи поддержки мелкого предпринимательства, и это должно быть основной целью их деятельности.
Фонды
имеют право предоставлять
Денежные
ресурсы фондов не менее чем на
50% формируются за счет вложений региональных
и муниципальных органов
Деятельность фондов осуществляется без получения лицензии на банковскую деятельность. В этом – преимущество фондов, так как если бы они получали такую лицензию и превращались в банки, то не имели бы возможности эффективно выполнять другие ключевые функции по поддержке мелкого бизнеса. Недостатком является ограничение их правоспособности: фонды не наделены правами, которые имеют банки.
22.08.2004 был принят закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов. С ведением его с 1 января 2005 г. ст. 8. Закона №88 утратила силу. Данная статья содержит не только положение о ФФПМП, но и о региональных и муниципальных фондах, а значит, они, по смыслу указанного закона, тоже должны быть ликвидированы. Однако, по заявлениям официальных лиц, участвующих в разработке законопроекта о мелком предпринимательстве, ликвидации подлежат только ФФПМП, а региональные и муниципальные фонды поддержки мелкого предпринимательства сохраняются.
В настоящее
время в большинстве регионов
России созданы фонды поддержки
мелкого предпринимательства. Учредителями
региональных фондов являются государственные,
кооперативные и иные предприятия и объединения,
всевозможные организации, физические
лица. Принципы взаимодействия региональных
фондов поддержки мелкого предпринимательства
с региональными органами исполнительной
власти, построенные на основе соглашений,
в которых регламентировано распределение
рисков и ответственности за эффективность
финансирования региональных программ.
Юридической основой соглашений является
документально оформленное гарантирование
администрациями регионов и региональными
уполномоченными банками целевого использования
финансовых ресурсов фонда. Такой механизм
позволяет решать проблему обеспечения
кредитов для мелких предприятий, поскольку
они в подавляющем большинстве не имеют
достаточного имущества для залогов.