Мелкий бизнес на потребительском рынке и поддержка бизнеса со стороны государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:59, реферат

Описание работы

В своей курсовой работе я ставлю цель:
рассмотреть структуру потребительского рынка товаров и услуг;
показать, как издержки способствуют развитию бизнеса;
рассмотреть, как государственные институты поддерживают развитие мелкого бизнеса;
указать на недостатки реформ государства.

Содержание работы

Введение 3
1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЛКОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

1.1 Потребительский рынок товаров и услуг в российской экономике 5
1.2 Издержки как механизм обеспечения роста бизнеса 12
2. ХАРАКТЕР МЕЛКОГО БИЗНЕСА И ЕГО ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ
2.1 Сущность бизнеса: исторический аспект
2.2 Структура и основные показатели мелкого бизнеса в России
2.3 Система государственной поддержки мелкого бизнеса 21
2.4 Фонды поддержки бизнеса 27

Заключение 31

Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсак1.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

   Пример 2. Характеристика динамики развития мелких предприятий в России

Значение  бизнеса в экономике  России

   Значение  малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

    Малое  предпринимательство, оперативно  реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость.

   Существенный  вклад вносит малый бизнес  в формирование конкурентной  среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

   Нельзя  также забывать, что малые предприятия  оказывают меньше воздействие  и на экологическую обстановку.

   Немаловажна  роль малого бизнеса в осуществление  прорыва по ряду важнейших  направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России. 

Сильные стороны бизнеса 

   Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские  группы организуются по форме мелких предприятий, поскольку для этого  не требуется крупного первоначального капитала. Наряду с этим у мелкого бизнеса появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преимущества мелкого предпринимательства:

  • широкие адаптационные возможности к изменению спроса, ресурсного обеспечения;
  • мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением отдельных образцов новой техники, изобретений. На счет мелких предприятий относят многие новые идеи, в том числе изобретение электротостеров, кухонных плит, холодильников, посудомоечных машин, пылесосов. Мелкие предприятия или отдельные лица изобрели персональный компьютер, бритвенные лезвие из нержавеющей стали, реактивный двигатель и моментальную фотографию;
  • более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
  • снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводительных структур;
  • в среднем получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные производители. Другими словами, на каждый вложенный доллар инвесторы мелкого бизнеса зарабатывают больше инвесторов крупного бизнеса (пример 3);

Пример 3. Сравнение  прибыли на собственный капитал  в мелком и крупном

                   бизнесе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  • использование труда на основе вторичной занятости  – новая тенденция развития рыночных экономических отношений в России. Создавая новые рабочие места, мелкие предприятия снижают остроту сложной производственной и социальной ситуации, развивают мотивацию к инициативе, предприимчивости, интенсификации труда;
  • более восприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации. Он может быстро перестраивать производство, внедрять оригинальные идеи. Из-за ограниченности финансовых средств он заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. На решение задач мелкие фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия;
  • крупные предприятия делают закупки у более чем 30 тыс. поставщиков, большинство которых относятся к мелким предприятиям. Потому что крупные предприятия не могут осуществлять поставки так дешево, как малые предприятия по более низкой цене. Имеются такие, у которых небольшой объем продаж, которые требуют тесного контакта с клиентами и которые должны отвечать уникальным требованиям каждого клиента. 

     Эти  преимущества позволяют мелкому  бизнесу успешно решать ряд  призводствено-хозяйственных задач:

  • ускорять заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
  • ускорять внедрение несложных научно-технических достижений;
  • полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;
  • налаживать выпуск продукции малыми сериями.
 
 

Проблемы  развития бизнеса

   Почему  так высок показатель неудач? Фактически часто проще самостоятельно организовать свое дело, чем найти работодателя. Ни один закон не запрещает работникам стать собственными боссами. И они могут выбрать почти любое направление предпринимательства, которое им нравится, обладать 20-летним опытом работы в этой области или вообще его не иметь, по учебнику изучить свои рынки или окунуться в этот бизнес без какой-либо информации, быть миллионерами или нищими. Но не зависимо от квалификации свобода выбора гарантирует им право создания собственных предприятий. Но, как часто указывают экономисты, свобода выбора определяет не только свободу успеха, но и свободу неудачи. Неспособность не увидеть эту реальность часто приводит к бесчисленным стрессам, травмам и трагедиям.

   Анализ  динамики развития мелких предприятий  говорит о наметившейся тенденции  замедления темпов наращивания количества предприятий. Неблагоприятные тенденции, так экономисты называют причины, по которым замедляется развитие мелкого бизнеса.

  • Серьезной помехой оказалось отсутствие достоверной и полной информации о положении на рынках сбыта продукции и материально-технического обеспечения производства;
  • Осложняют работу недисциплинированность поставщиков и потребителей;
  • Высокая стоимость оборудования и относительно небольшие суммы финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие;
  • Дороговизна получения кредита. Жестким условием получения кредита в российских банках для предприятий мелкого и среднего бизнеса является поручительство и залог на всю сумму кредита плюс проценты. При этом средняя ставка по кредиту составляет от 11 до 36% годовых в рублях. Значит, для дальнейшего поддержания роста экономик в регионах необходима более интенсивная политика инвестирования именно в мелкие предприятия;
  • Особенно тяжелое положение сложилось с поставками сырья, материалов и других производственных ресурсов, поскольку мелкие партии, которые требуются для небольших объемов производства, не представляют интереса для поставщиков;
  • Отсутствие необходимой сети дорог и связи. При отсутствии дорог предприниматели малых населенных пунктов испытывают большие затруднения в сбыте продукции и обеспечении производства необходимыми материальными ресурсами;

      -   Агрессивность среды. Мониторинг  административных барьеров развития  мелкого предпринимательства в  России показал уменьшение реальных  административных издержек предприятий  в областях лицензирования и  проверок. Издержки предприятий, связанные с сертификацией и регистрацией, существенно не изменились. Новые законы о проверках и лицензировании создали небольшой положительный эффект, но уровень административной нагрузки на малые фирмы остается высоким и в этих областях. По данным условиям Мирового банка «Doing Business in 2004: Understanding Regulation» для открытия собственного дела в России требуется 29 дней и прохождение 12 бюрократических процедур стоимостью около 200 долл. США (для сравнения: в США на это требуется 4 дня и 5 процедур, в Великобритании – 18 дней и 6 процедур, во Франции – 53 дня и 10 процедур).

    -   Неплатежи и нехватка собственных  оборотных средств. Кризис неплатежей, захлестнувший страну после начала  ее либерализации, вызван несбалансированностью  и неэффективностью функционирования национальной экономики. Это проявилось в условиях свободного ценообразования.

      -   Наиболее отрицательно влияет  на развитие мелкого бизнеса  отсутствие твердой законодательной  и нормативной базы, а так же  многочисленные и непомерные высокие налоги, как федеральные, так и местные. С каждого рубля прибыли предпринимателю остается лишь 10-15 коп.

      -   Сложная проблема – техническое  оснащение мелких предприятий.  Многие из них являются полукустарными, примитивно оборудованными производствами и не в состоянии решать технологические и экономические проблемы.

      -   Часто мелкие предприятия  терпят неудачу, потому что  не могут справится с возрастающими  управленческими требованиями. Одно  дело – управлять магазином  с 10 работниками, и совершенно иное – руководить магазином с сотней работников. В случае с 10 работниками предприниматели осуществляют визуальный контроль над всеми и всем, находящимся в их распоряжении. Но как только их предприятия разрастаются, скажем, до 100 работников, предприниматели должны переходить к более сложным способам правления и контролирования своего дела. К сожалению, им часто не хватает управленческого мастерства для выявления и найма талантливых людей, необходимых им для выживания и развития. магазином с сотней работников. В случае с 10 работниками предприниматели осуществляют визуальный контроль над всеми и всем, находящимся в их распоряжении. Но как только их предприятия разрастаются, скажем, до 100 работников, предприниматели должны переходить к более сложным способам правления и контролирования своего дела. К сожалению, им часто не хватает управленческого мастерства для выявления и найма талантливых людей, необходимых им для выживания и развития.

       Естественно, что все эти трудности   препятствуют эффективной деятельности мелких предприятий. Такие трудности развития мелкого бизнеса отмечаются и в других странах, не только в России.

   Трудности, с которыми в первую очередь столкнулось  мелкое предпринимательство, - это недостаточная  поддержка со стороны государственных органов, беззащитность перед произволом чиновников различного ранга и прямым рэкетом. 
 
 
 
 

2.3 Система государственной  поддержки мелкого  бизнеса

   В России необходимость государственной  поддержки мелкого предпринимательства  понимается далеко не всеми. Чаще пытаются получить бюджетное финансирование мелкие предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, падает.

   В целом  в поддержке нуждаются как  «слабые», так и «сильные» мелкие предприятия. Первых надо поддерживать, чтобы не пополнять ряды безработных, увеличивая социальную напряженность и трансфертную нагрузку на бюджет, во-вторых – чтобы наращивать потенциал мелкого бизнеса, создавая «точки роста». Кому помогать в первую очередь, сильным или слабым, следует решать исходя из специфики региона, отрасли, и, в немалой степени, из объема средств, выделенных на поддержку мелких предприятий.

   Само  понятие «помощь» подразумевает  поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемость бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь мелкому предприятию целесообразна и возможна, а за которой вредна. Создание «тепличных» условий для мелкого бизнеса может дать противоположные результаты.

   В настоящее  время можно говорить о наличии  отдельных элементов системы  государственной поддержки мелкого  предпринимательства в России. К формам государственной поддержки малых предприятий относят:

  • организационно-инфраструктурная;
  • налогово-управленческая;
  • имущественная;
  • финансово-кредитная.

  Самой обременительной  для государственного бюджета и  одновременно самой привлекательной  для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. В российских условиях такой вид поддержки чреват злоупотреблениями, поэтому его использование должно быть строго регламентировано и открыто для общественности.

  Сведение  государственной поддержки только к прямой финансовой поддержке или  налоговому стимулированию не столько  развивает предпринимательскую  инициативу, сколько содействует  закреплению иждивенческих настроений. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать мелким предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности оста и саморазвития в условиях рынка.

  В настоящее  время в нашей стране нет специального государственного органа, призванного  осуществлять поддержку мелкого  предпринимательства. Первоначально эту обязанность взял на себя Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Однако этот комитет не был в достаточной мере специализированным органом управления, четко ориентированным на содействие развитию мелкого предпринимательства.

Информация о работе Мелкий бизнес на потребительском рынке и поддержка бизнеса со стороны государства