Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:59, реферат
В своей курсовой работе я ставлю цель:
рассмотреть структуру потребительского рынка товаров и услуг;
показать, как издержки способствуют развитию бизнеса;
рассмотреть, как государственные институты поддерживают развитие мелкого бизнеса;
указать на недостатки реформ государства.
Введение 3
1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЛКОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
1.1 Потребительский рынок товаров и услуг в российской экономике 5
1.2 Издержки как механизм обеспечения роста бизнеса 12
2. ХАРАКТЕР МЕЛКОГО БИЗНЕСА И ЕГО ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ
2.1 Сущность бизнеса: исторический аспект
2.2 Структура и основные показатели мелкого бизнеса в России
2.3 Система государственной поддержки мелкого бизнеса 21
2.4 Фонды поддержки бизнеса 27
Заключение 31
Список литературы 32
Все другие типы рынков представляют собой несовершенную конкуренцию:
Олигополия — такой рынок, который включает огромное число потребителей и небольшое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить заметную долю общего спроса. Вступление новых предприятий в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью такой рыночной структуры является взаимная зависимость предприятий в принятии решений о ценах на свою продукцию;
Монополия состоит из одного продавца, диктующего свои условия покупателю. Многие обстоятельства (боязнь государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов высокой ценой и высокой прибылью и др.) вынуждают устанавливать максимально возможные цены.
Рынок монополистической
В большинстве стран существуют рынок монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сферы услуг, торговля и т. д.) и олигополия (автомобильная промышленность и др.). Уникальность российского рынка в 1992 г. состояла в том, что на долю монопольных производителей приходилось 80—90% производства товаров народного потребления. Кроме того, свобода ценообразования была введена в условиях слабого насыщения рынков товарами. Поэтому этот "шоковый удар" значительная часть населения не выдержала и была ввергнута в нищету. В стране продолжался и углублялся экономический кризис.
В экономической литературе в зависимости от числа участников (хозяйствующих субъектов) рынки подразделяются на конкурентные и неконкурентные. Как правило, все рынки являются конкурентными. Законодательные акты России запрещают хозяйствующим субъектам занимать доминирующее положение на рынке товаров, не имеющих заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Длительное время для России характерным является преобладание на рынке продавцов. Поэтому этот тип рынка называется рынком продавца. Для него характерна такая ситуация, при которой величина спроса на товар со стороны покупателей, представленных на рынке, превышает величину предложения данного товара со стороны продавцов. В таких условиях товаропроизводители работают без учета спроса покупателей, и своей задачей они считают производство продукции из тех ресурсов, которые имеются или легко доступны, а затем ищут (и находят в связи с мех ниткой товаров) покупателя готовой продукции.
Каждое государство и все рыночные структуры стремятся к такому изменению положения на рынке, при котором его можно считать рынком покупателя. Этому рынку присуща ситуация, при которой величина предложении товара со стороны продавцов, представленных на рынке, превышает величину спроса на данный товар со стороны покупателей. В этих условиях поведение товаропроизводителей меняется. Они принимают все меры по выпуску продукции только исходя из спроса покупателей.
В деле управления процессами обращения товаров необходимо учитывать и сегментацию рынка (от .пат segment — отрезок). Речь идет о разделении рынка на отдельные части (сегменты) по следующим признакам: вид продаваемого товара; территориальное расположение; тип наиболее представленных на данной части рынка покупателей; социальные признаки.
В переходный период от командно-административной к смешанной рыночной экономике важно обоснованно решить вопрос о степени доступности товаров зарубежных стран на внутренний рынок. Соответственно этим положениям различают открытый, частично открытый или закрытый рынок. Как показала жизнь, решение вопроса о доступности зарубежных товаров на внутренний рынок нашей страны во многом оказало отрицательное влияние на успехи в перестройке экономики.
Опыт свидетельствует, что закрытый рынок тормозит присоединение к мировому сообществу и достижение сложившегося здесь уровня производства, замедляет привлечение иностранного капитала.
В России на всех этапах с 1992 г. использовался режим открытой торговли. Такое решение не создавало условий для конкуренции и привело к быстрому сворачиванию нашей экономики под давлением опытных в рыночном хозяйстве иностранных предпринимателей.
Острейшей проблемой в стране стало отсутствие у предприятий торговли собственных оборотных средств. Особенно негативно это сказывается на взаимоотношениях с отечественными товаропроизводителями, которые не имеют финансовых возможностей отпускать товары на реализацию с отсрочкой платежа. Вакуум заполняют иностранные фирмы и различного рода посредники, поставляя при этом товары часто далеко не лучшего качества. Многие отечественные производители товаров народного потребления были разорены, они оказались не подготовленными к такой ситуации. Постепенно к нам пришло осознание того, что из-за неправильной политики сократилось производство привычных нашим людям и качественных отечественных товаров, особенно продовольственных и многих непродовольственных. Вполне очевидно, что для нашей страны и сегодня рынок должен быть выборочно открытый. Нужна четкая политика поддержки отечественных товаропроизводителей.
В России сложилось трудное положение с обеспечением населения отечественными продуктами питания. Производство основных продуктов питания за последние годы (1997—2000 гг.) резко упало (на 40—60% по сравнению с 1990 г.). По данным Госкомстата РФ, товарные ресурсы (в 1995—1998 гг.) более чем на половину формировались за счет импортной продукции. В 2000 г. их доля снизилась до 40%. По многим товарным группам импортные изделия представлены большим количеством наименований по сравнению с отечественными. Между тем в мировой науке принято считать критическим уровень потребления импортных продуктов питания в размере 30% от величины ресурсов. После этого уровня возникает стратегическая зависимость от импортеров. Россия всегда обеспечивала себя дешевым и качественным продовольствием. При этом остро стоит проблема качества заграничного продовольствия. Сейчас нет достаточных преград низкокачественной продукции. Эти положения свидетельствуют, что для России приемлемо только дифференцированное освоение рынка.
Все вышесказанное
позволяет сделать такие
Создание
необходимых условий для
В многогранном процессе обеспечения роста бизнеса участвуют различные факторы. Один из них - издержки производства. В имеющихся в экономической теории классификациях факторов роста бизнеса издержки производства, как правило, особо не выделяются. Они представлены косвенно в виде объема и качества используемых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), а также объема и уровня использования основного капитала. И хотя всеми признается значимость издержек, механизм их влияния на рост бизнеса как таковой, а тем более на его качество, пока малоизучен.
В издержках производства имеются количественный и качественный аспекты. Первый характеризуется величиной затрат, осуществляемых для выполнения производственной программы. Во многих случаях здесь существует прямая взаимосвязь: с ростом количества используемых ресурсов (при неизменном их качественном составе) возрастает объем производимой продукции, и наоборот, снижение объема ресурсов сопровождается падением уровня производства. Данный аспект издержек присутствует как в экстенсивном, так и в интенсивном типах экономического роста. Но количество применяемых ресурсов не позволяет говорить о прогрессивности развития производства. В связи с этим возникает проблема качества издержек производства. Речь идет о том, какие издержки производства и ради чего осуществляются, какова их природа? Одна и та же сумма финансовых ресурсов, к примеру, может быть направлена на приобретение трех технологических линий обычного типа либо на одну, но принципиально новую, технологию. Стало быть, качество издержек производства лежит в основе его интенсификации.
В связи с существованием различных сторон в издержках производства, представляется возможным, по-моему мнению, выделить следующие формы роста бизнеса как такового.
Во-первых, ресурсоемкий тип экстенсивного роста. В данном случае рабочая сила, производственные фонды, природные ресурсы участвуют в создании потребительных стоимостей как равноправные партнеры. Рост издержек производства, сопровождаемый увеличением объема потребляемых ресурсов, обеспечивает повышение загрузки существующих и создание новых производственных мощностей. Кривая производственных возможностей фирмы смещается вправо (т. е. увеличивается), если спрос на продукцию фирмы на рынке не снижается.
Именно такой тип издержек производства и соответственно экономического роста наблюдался в российских предприятиях большинства отраслей в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Прирост выпуска продукции был обеспечен за счет лучшей загрузки имеющихся мощностей и работников. В группе отраслей экстенсивного типа роста объем ввода новых фондов низок. Сравнительно невысокий уровень рентабельности производства ограничивает собственные источники финансирования инвестиций. Как показывают наблюдения, рост издержек производства при данном типе экономического развития дает лишь кратковременный результат. Это объясняется постепенным исчерпанием возможностей экстенсивного роста, что особенно заметно на примере предприятий машиностроения и легкой промышленности. В первой половине 2002 г. прирост здесь составлял соответственно только 0,9 и 0,3%. Затем ситуация в легкой промышленности не изменилась, а в машиностроении несколько улучшилась, и за девять месяцев прирост составил 3,1% при среднем по промышленности 4%.
Во-вторых, ресурсоемкий тип интенсивного роста. Общность с предыдущим типом экономического роста состоит здесь лишь в тенденции к росту издержек производства. Однако структура их существенно меняется, поскольку основная их часть направляется на модернизацию производственного потенциала. Возрастают инвестиции в высокотехнологичных отраслях.
В
современной российской
В-третьих,
ресурсосберегающий тип
Управление
издержками на предприятии
Прежде всего, необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятия в целом.