Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:59, реферат
В своей курсовой работе я ставлю цель:
рассмотреть структуру потребительского рынка товаров и услуг;
показать, как издержки способствуют развитию бизнеса;
рассмотреть, как государственные институты поддерживают развитие мелкого бизнеса;
указать на недостатки реформ государства.
Введение 3
1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЛКОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
1.1 Потребительский рынок товаров и услуг в российской экономике 5
1.2 Издержки как механизм обеспечения роста бизнеса 12
2. ХАРАКТЕР МЕЛКОГО БИЗНЕСА И ЕГО ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ
2.1 Сущность бизнеса: исторический аспект
2.2 Структура и основные показатели мелкого бизнеса в России
2.3 Система государственной поддержки мелкого бизнеса 21
2.4 Фонды поддержки бизнеса 27
Заключение 31
Список литературы 32
Управление издержками необходимо, прежде всего, для:
Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексных характер, т. е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.
Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:
ХАРАКТЕР
МЕЛКОГО БИЗНЕСА И ЕГО
2.1 Сущность бизнеса: исторический аспект
Первое письменное сообщение о бизнесе появилось более 4000 лет назад. Это было описание того, как банкиры ссужают деньги пол проценты. С этого времени предприниматели потратили бесчисленное количество часов, поставляя свою продукцию и услуги потребителям.
Бизнес процветал почти во всех древних культурах. Арабы, вавилоняне, египтяне, иудеи, греки, финикийцы и римляне отличались в этом деле. Однако их продукция и услуги были часто некачественными и небрежно исполненными, потребителей нередко обманывали. В результате к предприятиям стали относится с презрением.
Против этого выступал Хаммурапи, царь Вавилонии. В 2100 г. до н. э. он составил кодекс из 300 законов для защиты потребителей и предпринимателей, направленных, в том числе против мошенничества. Вырезанный на мраморной колонне высотой восемь футов оригинальный текст кодекса (большая часть которого стерлась со временем) хранится в парижском Лувре.
Именно благодаря бизнесу цивилизация распространилась по всем известным в то время странам. По сути, предприятия дали всему миру вавилонскую астрономию, греческую философию, европейский календарь и римское право.
В средние века римско-католическая церковь неуважительно относилась к предпринимателям. Церковь клеймила розничных торговцев, поскольку они ничего не делали для улучшения качества товара, но назначали более высокие цены, чем его изготовитель. Вплоть до XIX в. Церковь часто высказывалась против практики взимания процентов со ссуд.
Мелкий бизнес не поддается простому определению. Обычно мы применяем термин мелкий бизнес к так называемым «семейным лавочкам», например соседним магазинам и ресторанам. Почти все предприятия в России могут считаться или крупными, или мелкими в зависимости от используемого критерия предельной величины предприятия.
Хотя термин «мелкое предприятие» получил широкое распространение, четкого их определения нет, и часто в состав мелких включаются совершенно разные по типу предприятия. В хозяйственной практике используется статистический принцип диагностирования этого типа предприятий. Критериальными признаками здесь выступают число занятых, объем хозяйственного оборота или стоимость активов. Такой подход удобен с точки зрения статистического учета. Однако он не отражает экономической определенности данного явления.
Вопрос терминологии – это проблема определенности явления. Именно в этом аспекте он и сохраняет свою остроту. Статистический подход, удобный с точки зрения практического использования, в действительности не решает проблемы, так как сам вносит неопределенность в отношении и определения размера, и его критерия. Во-первых, размер предприятия может быть по-разному определен в зависимости от выбора критерия (число занятых, размер капитала, хозяйственный оборот). Во-вторых, предприятие определенного размера может по-разному классифицироваться в зависимости от его соотнесенности с объемом рынка: для объемного рынка оно будет небольшим, для небольшого рынка – крупным. Возникающие трудности способствовали переориентации на определение содержательной стороны мелкого бизнеса. Для данного направления характерным было акцентирование внимания на особенностях управления – простоте систем управления, не формальности отношений внутри фирмы и отсутствии разделения собственности и контроля или на особенностях этапов развития фирмы – степени специализации фирмы. Несомненная ценность его состоит в том, что небольшое предприятие рассматривалось не как уменьшенная копия большого, а как организация, имеющая специфические функциональные отличия. Правда, при этом в одну категорию попадали принципиально разные предприятия: имеющие и не имеющие развитые системы управления, инновационно активные и не проявляющие себя в таком качестве. Компромиссным можно назвать выработанный Болтонским комитетом комбинированный подход к определению мелкого предприятия, который включает количественные и качественные характеристики. Содержательная особенность мелкого предприятия здесь сводилась к специфическим для него особенностям: ограниченные размеры, контроль небольшой доли рынка, объединение функции собственности и управления в одном лице. Именно такая трактовка мелкого предпринимательства получила признание среди отечественных исследователей этого вопроса. Такое определение страдает недостатками как в части экономической, так и статистической составляющих. Небольшие предприятия могут обладать значительной рыночной властью, оказывать серьезное влияние на рынок и иметь отнюдь не конкурентное поведение. В тоже время, широкий спектр применяемых критериев и их отраслевое варьирование размывают само понятие мелкого предприятия.
Небольшие по размерам формы предпринимательства существуют давно. Обратили же они на себя внимание не так давно, в последние тридцать-сорок лет. Причиной тому было изменение их места в системе рыночного хозяйствования. И обратили они на себя внимание не произошедшими внутри них изменениями, а переменой той роли, которую они стали играть в рыночном хозяйстве. Малое предпринимательство стали рассматривать в качестве генератора инноваций, фактора перестройки отраслевой организации, структурного элемента конкурентного механизма.
В секторе
небольших предприятий
Первый
тип небольших предприятий
Другой тип – это тоже небольшие по размеру предприятия, но функционирующие на базе сложной кооперации внутри производства. Но главное даже не это, а то, что в основе их специализации лежит не вид деятельности, а особые функции или звенья производственного цикла. Поэтому они всегда находятся в тесных кооперационных связях с другими звеньями отраслевой организации, являясь, по существу, обособившимися звеньями единого производственного цикла. Но это и не субподрядные предприятия, привязанные к одному потребителю и специализирующиеся на поставке ему каких-то комплектующих. Такие предприятия представляют собой целостный производственный комплекс, и даже обладая производственной специализацией, а иногда и находясь в поле притяжения крупных предприятий, они являются структурными элементами отраслевой и межотраслевой организации. Обычно это высокотехнологичные, наукоемкие производства, с развитой системой менеджмента, отличающейся простотой и компактностью, но несущей в себе принципиально иной тип устройства – работу командой. Суть их специализации заключается не в производстве продукта, а в его разработки, ведя научные и конструкторские работы.
Столь
существенное изменение природы
и роли такого рода небольших предприятий
заставляют рассматривать их в качестве
особого типа предприятий, которые
и следует называть мелкими предприятиями.
Мелкое предприятие – это уже не мелкое
производство с характерными для него
стихийным, зависящим от складывающихся
рыночных условий характером деятельности,
производственной обособленностью и концентрацией
предпринимательской функции у собственника.
Мелкое предприятие – это тесно кооперированное
с другими производственными ячейками
экономики звено общественного разделения
труда, в котором предпринимательская
функция реализуется посредством объединения
интересов всех участвующих сторон. Мелкое
же предпринимательство превращается
в особый сектор экономики, играющий существенную
роль в поддержании устойчивой динамики
развития отрасли, а через это и экономики.
Размерный признак и особенности внутренних
характеристик здесь уже уходят на второй
план, в то время как важнейший в определении
содержания термина «мелкое предприятие»
становится выполняемая им функциональная
роль.
2.2 Основные показатели мелкого бизнеса в России
Сектор мелкого предпринимательства характеризуют высокая динамичность, гибкость, инновационная активность, способность к быстрому созданию новых производств и рабочих мест. Поэтому он должен находиться в фокусе социально-экономической стратегии любого административного уровня. В России для поддержки и развития предприятий мелкого и среднего бизнеса создана информационная инфраструктура, разрабатываются целевые комплексные программы, однако анализ показывает низкую эффективность, как самих механизмов программ, так и деятельности мелкого бизнеса (пример 2).
1993 | 1997 | 1999 | 2001 | |
Общая численность мелких предприятий (тыс.) | 480 | 861,1 | 890,6 | 843 |
Из
них в %:
В промышленности В строительстве На транспорте и связи в торговле и общественном питании В общей коммерческой деятельности В науке и научном обслуживании В других отраслях |
19 19,2 1,9 32,8 8,4 7,3 10 |
15,6 16,5 2,2 43,3 4,3 5,6 13,3 |
15,3 15,3 2,4 44,9 4,1 4,2 13,8 |
14,8 14,5 2,6 46 4,1 3,4 14,6 |
Удельный
вес мелких предприятий
в %:
|
|
8 3,3 |
6,2 4,8 |
- - |
Объем
продукции, произведенной
мелкими предприятиями
по отраслям (в %):
В промышленности В строительстве На транспорте и связи в торговле и общественном питании В общей коммерческой деятельности В науке и научном обслуживании |
|
22,4 22,3 4,5 33,8 4,1 3,2 |
30,7 22,9 4,5 25,4 3,2 2,6 |
25,2 25,8 4,1 23,2 2,8 3,9 |
Среднесписочная
численность работников, занятых
в мелком предпринимательстве
(млн чел.) |
- |
6,514 |
6,485 |
6,484 |