Методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.

Содержание работы

Введение. стр. 7
1. Основная цель методов ГРЭ стр. 1
2. Две группы методов регулирования экономики: стр. 10
2.1 Прямые (административные) методы; стр. 10
2.2 Косвенные (экономические) методы. стр. 12
3. Государственные целевые программы как метод ГРЭ. стр. 15
4. Метод государственного регулирование экономикой – планирование. стр. 17
5. Основные направления ГРЭ: стр. 19
5.1 Прямое директивное управление предприятиями государственного сектора. стр. 19
5.2 Политика регулирования цен. Налоговая политика. стр. 23
5.3 Кредитно - денежная политика. стр. 24
5.4 Национальные особенности ГРЭ. стр. 25
6. Методы государственного регулирования в Республике Беларуси. стр. 27
Заключение. стр. 42
Литература. стр. 43

Файлы: 1 файл

КУРС-РАБ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Косвенные  (экономические) методы.

 

Методы косвенного государственного регулирования - это такие методы, которые воздействуют на экономические  интересы субъектов хозяйственной деятельности..

К ним относятся:

- уровень налогообложения;

- регулирование цен;

- платежи на ресурсы,  ставки процента за кредит  и кредитные льготы;

- таможенное регулирование  экспорта и импорта, валютные  курсы и условия обмена валют [24, с. 21].

Разграничение между  административными и экономическими методами в определенной мере условно. Любой экономический регулятор  содержит в себе элементы администрирования  и наоборот. Налог — инструмент экономический, но чтобы его применить  нужно административное решение об установлении налоговой базы, ставки налога на определенном уровне и т.д. Контроль над ценами — действие административное, но оно подразумевает создание для производителей определенных параметров, режима деятельности, побуждает к принятию каких-то хозяйственных решений.

К экономическим  методам  относится  кредитно -денежная и  бюджетная политика.

Через кредитно - денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский  и инвестиционный спрос.

Мощным инструментом кредитно - денежной политики является изменение резервной нормы. Введение обязательной нормы резерва обусловлено  необходимостью обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков. Даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям предложения денег.

Государство также регулирует денежную массу в обращении посредством  политики процентной ставки, под которую  Центральный банк предоставляет  кредиты коммерческим банкам. Когда  национальный банк понижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд, а кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег [21, с. 33]. Повышая же учетную ставку, Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и , соответственно, предложение денег.

Еще одним способом кредитно - денежной политики также является проведение операций на открытом рынке. Это, с одной стороны, - покупка  и продажа государственных облигаций Центральным банком, с другой, - коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

Бюджетная политика предполагает изменения государственных расходов и доходов с целью поддержания  рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер и отраслей экономики. Важным направлением бюджетной  политики большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету или поддержание его минимального уровня.

Одним из средств государственного регулирования занимает ускоренное амортизационное списание основного  капитала и связанные с ним  образование и реализация скрытых  резерв. Суть такого регулирования - в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги, что является средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.

Но в смешанной рыночной экономике должны преобладать экономические  регуляторы[21, с. 35 - 36]. Именно они имеют в целом неразрушающий по отношению к рынку характер, гибко вписываются в рыночную систему.

Экономические методы сохраняют  и даже расширяют свободу выбора, так как обычно создают дополнительные стимулы для предпринимательской  деятельности. Хозяйствующий субъект  может отреагировать на какой-то новый экономический шаг государства, а может пройти мимо. Все зависит от качества принятого решения — сумело государство привлечь предпринимателя на свою сторону ради того общего интереса, во имя которого осуществляется регулирование, или нет.

Именно экономические методы регулирования направлены в основном на создание упоминавшихся "правил игры" для отдельных товаропроизводителей на едином экономическом пространстве.

Применяя экономические  регуляторы, необходимо учитывать их прямой и побочный эффект.

В экономике все взаимосвязано, и связь эта зачастую разнонаправлена. Тот или иной экономический рычаг может дать положительный результат в одной области, но отрицательный в другой. Например, структурные изменения, эффективные в долгосрочном плане, приводят к высвобождению рабочей силы и осложнению проблемы занятости в ближайшем периоде. Проведение антиинфляционной политики путем ограничения денежной массы удорожают кредит, а высокие процентные ставки тормозят инвестиции и замедляют экономический рост.

Таким образом, применяя экономические рычаги, необходимо прогнозировать и взвешивать их разноплановое воздействие на поведение субъектов рыночных отношений, на экономику в целом.

 

3. Государственные целевые  программы как метод ГРЭ.

Распространенной организационной формой и административного, и экономического регулирования является составление государственных целевых программ (национальных и региональных) — по образованию, здравоохранению, экологии, структурной перестройке, ускорению НТП, подготовке кадров и др.

Программирование, в свою очередь, должно опираться на прогнозирование. Прогностическая функция государства включает разработку прогнозов темпов и пропорций воспроизводства; функциональных экономических прогнозов (прогноз трудовых ресурсов и занятости, прогноз воспроизводства основного  капитала, прогноз внешнеэкономической деятельности); внеэкономических прогнозов (демографический, использования природных ресурсов). В России в 1995 г. был принят федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" [4 ]. Это — первая попытка структурировать процесс выработки и принятия решений по важнейшим вопросам социально-экономического развития.

Очень важной предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное программирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально - экономического развития страны.

Возможные временные  рамки среднесрочных разработок такого рода составляют от 4 до 7 лет. Это вполне оправданно. С одной стороны, они совпадают с периодами ротации исполнительной власти, разрабатывающей и реализующей программы развития. С другой, это минимальный срок для получения ощутимых конструктивных эффектов управляющих воздействий, если учитывать масштабы и инертность отечественной экономики.

Программа - это комплекс локализованных во времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в  области социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной , научно - технической, институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно, так и количественно определенных целей социально - экономического развития[12].

Прогноз - это профессиональных и содержательных научный анализ потенциальных ориентиров и альтернатив развития народного хозяйства, общих направлений решения ключевых социально - экономических проблем, исходя из осмысления текущего состояния и реальностей возможного изменения воспроизводственных процессов в экономике.

Исходным пунктом как  программ, так и прогнозов должен служить анализ текущего социально - экономического положения страны. В этом разделе должны содержаться: объективная оценка общеэкономической  ситуации, позитивные и негативные тенденции развития, узкие места и точки роста, конструктивные и деструктивные эффекты предшествующих управляющих воздействий и другие аспекты, служащие базой обоснования и выработки конструктивных предложений на перспективу.

Следующим логическим шагом является формулировка целей и задач, намечаемых для решения в рассматриваемой перспективе [25, с. 334].  Выдвигаемые цели и ориентиры , как качественные , так и количественные , должны иметь четко определенный, предметный характер и демонстрировать состояние ключевых для данного периода социально - экономических параметров в конце рассматриваемого срока.

Общие предпосылки реализации конструктивной стратегии развития состоят прежде всего в существенном расширении функций и ответственности государства в регулировании экономических процессов:

- нормализации структуры   относительных цен , регулировании  цен в отраслях, подстегивающих  инфляцию издержек;

- регулирование деятельности  естественных монополий;

- ужесточении контроля  внешнеэкономической деятельности;

Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы  развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие. Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. Они характеризуются конкретно выраженными конечными результатами; включают в себя полную совокупность заданий, мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют определенный период реализации. Определяются также возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы в целом.

В настоящее время  можно выделить две трактовки программно - целевого подхода. Сторонники первой делают акцент на признаках взаимосвязанности целей и оптимизации затрат времени и ресурсов. Согласно второй, расширительной , версии, программа - это “комплекс локализованных во времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в области социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной, научно - технической, институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно, так и количественно определенных целей социально - экономического развития [6, с. 445]. При таком определении программа становится неотличимой от плана.

Разработка и утверждение  целевой программы осуществляются с учетом интересов заказчиков и исполнителей, а также с учетом макроэкономической ситуации и прогнозируемых бюджетных возможностей.

Например программа  социально - экономического развития Российской Федерации представляет собой комплексную  систему целевых ориентиров  социально - экономического развития страны и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В такой программе, рассчитанной на среднесрочную перспективу, отражаются:

- оценка итогов социально  - экономического развития Российской  Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики;

- концепция программы  социально - экономического развития  страны на среднесрочную перспективу;

- макроэкономическая  политика;

- институциональные преобразования;

- инвестиционная и  структурная политика;

- аграрная политика;

- экологическая политика;

- социальная политика;

- региональная экономическая  политика;

- внешнеэкономическая  политика [2, с. 89].

Использование как экономических, прежде всего, так и административных методов регулирования происходит по нескольким основным направлениям.

 

4. Метод государственного  регулирование экономикой – планирование.

 

Еще один важный метод  государственного регулирование экономикой - планирование.  Оно осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер.

В системе управления и регулирования планирование должно быть представлено как система управления качеством, как государственное  регулирование социальными процессами, социально - экономические оценки эффективности, система экономических и социальных нормативов, балансовые методы, линейное программирование, теория и модели оптимизации, государственное регулирование макропропорций, структуры воспроизводства, цен, внешнеэкономических отношений и связей.

В условиях современной  рыночной экономики государство  не может не планировать собственную деятельность касательно:

- установления и взимания  налогов на производство и  оборот товаров, доходы и имущество  юридических и физических лиц,  на использование природных ресурсов;

- осуществления бюджетных  расходов на содержание госаппарата, закупки продукции для госнужд, помощь отраслям, регионам и иностранным государствам, на поддержку отдельных категорий граждан;

- привлечения, погашения  и обслуживания госзаймов;

- приобретения, продажи  и использования госимущества;

- деятельности госпредприятий [14, с. 278].

Существует несколько  подходов к определению понятия  индикативного планирования, акцентирующие  относительно различные его стороны  и функции и опирающиеся на опыт разных стран:

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики