Методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.

Содержание работы

Введение. стр. 7
1. Основная цель методов ГРЭ стр. 1
2. Две группы методов регулирования экономики: стр. 10
2.1 Прямые (административные) методы; стр. 10
2.2 Косвенные (экономические) методы. стр. 12
3. Государственные целевые программы как метод ГРЭ. стр. 15
4. Метод государственного регулирование экономикой – планирование. стр. 17
5. Основные направления ГРЭ: стр. 19
5.1 Прямое директивное управление предприятиями государственного сектора. стр. 19
5.2 Политика регулирования цен. Налоговая политика. стр. 23
5.3 Кредитно - денежная политика. стр. 24
5.4 Национальные особенности ГРЭ. стр. 25
6. Методы государственного регулирования в Республике Беларуси. стр. 27
Заключение. стр. 42
Литература. стр. 43

Файлы: 1 файл

КУРС-РАБ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Макроэкономическая,  монетарная  и  фискальная  политика  должны  быть умеренно жесткими и  достаточно гибкими. Для сдерживания  инфляции  необходимо использовать соответствующие меры,  как монетарного характера,  так и со стороны издержек производства.

Глубинной причиной  инфляции  в  республике  является  низкий  уровень эффективности   функционирования   реального    сектора    экономики,    что подтверждается наличием большого удельного веса  убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за  счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета,  а также эмиссионных ресурсов  банковской  системы.  Неплатежи и дефицит  оборотных средств у предприятий в реальном  секторе  экономики,  обусловленные  низкой эффективностью  хозяйствования,  создают  постоянный  спрос  на   финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий  и  сокращения рабочих  мест  государство  за  неимением  других  источников   (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности  преимущественно за счет эмиссионного кредитования.  Национальный  банк  вынужден  продолжать финансирование   как   текущих   кассовых   разрывов,   так    и    дефицита республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г.  применяются методы внеэкономического принуждения в отношении коммерческих  банков  в части кредитования государственных программ в области АПК за  счет  собственных средств [10].

Поэтому решение задачи  поэтапного  снижения  инфляции  с  применением комплекса мер  денежно-кредитной политики  требует  создания  соответствующих предпосылок  за счет реформирования реального сектора  экономики.  Реализации стабилизационной    программы     должны     предшествовать     кардинальная инвентаризация   и   пересмотр   (секвестирование)    объемных    ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с  финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в  области жилищного  строительства  и   сельского   хозяйства.   Политика   финансовой стабилизации    должна    сопровождаться    активной     приватизацией     и реструктуризацией  реального  сектора  экономики,  созданием   стимулирующей институциональной  среды  для  развития  предпринимательства  и  привлечения иностранных  инвестиций.  Важнейшей  предпосылкой  финансового  оздоровления экономики является кардинальное  реформирование  колхозно-совхозной  системы ведения   сельскохозяйственного   производства,   которая   в   силу   своей неэффективности  ложится  тяжелым  бременем  на   государственные   финансы, предъявляя перманентный спрос на  финансовые  ресурсы.  Без  продвижения  по этим направлениям ликвидация  государственной  финансовой  подпитки  чревата массовыми  банкротствами  предприятий,  ростом  безработицы   и   социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

С целью минимизации  издержек и  негативных  эффектов  стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории  снижения  инфляции  и ужесточения  монетарных   параметров,   углубление   которых   должно   быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в  реальном  секторе.  Иными словами,    интенсивность    применения    макроэкономических     финансовых инструментов должна  усиливаться  по  мере  адаптации  предприятий  к  новым условиям самостоятельного полноценного функционирования [21, с. 106].

Важнейшим условием и  предпосылкой перехода к  таргетированию  инфляции является обеспечение независимости Национального банка  и  самостоятельности в выборе монетарных  инструментов  для  достижения  конечной  цели.  Решение этого вопроса предполагает  устранение  давления  на  Национальный  банк  со стороны правительства,  которое  заинтересовано  в  выполнении  им  активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть  Банковский  кодекс с целью восстановления правовых основ  его  независимости.  Достижение  этой цели   предполагает   изменение   отдельных    законодательных    положений, регламентирующих   статус   и   взаимоотношения   Национального   банка    с исполнительной властью.

Трансакционные  издержки  в  переходной  экономике  связаны,  с  одной стороны,  с   трансформационными   процессами   и   формированием   рыночной экономики,  созданием  и  функционированием  соответствующих  институтов   и рыночной   инфраструктуры,   с   другой   стороны,   представляют    затраты непосредственно в сфере обращения при движении товаров  от  производителя  к потребителю [1, с. 278].

В конечном счете, трансакционные издержки влияют на увеличение  цен  и являются хотя и не главным, но системным фактором  инфляции.  Поэтому  меры, позволяющие  снизить  или  хотя  бы   не   допустить   резкого   возрастания трансакционных  издержек  на  этапе  системного   реформирования   экономики страны, являются важной  частью  экономических  преобразований  и  оказывают серьезное влияние на снижение инфляции.

Величина трансакционных  издержек  становится  не  только  показателем степени несовершенства  рынков,  но  и  количественным  выражением  издержек отсутствия его институтов. Например, отсутствие институтов  арбитража  ведет к  издержкам   неисполнения   контрактов   пли   требует   от   контрагентов дополнительных  расходов  на  страхование   и   гарантии.   Таким   образом, трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты.

Важнейшим позитивным моментом перехода от экономики планового  типа  к рынку является реальная возможность перенести  значительную  часть  издержек трансакции непосредственно с государственного аппарата на  самих  участников рыночного обмена и повысить тем  самым  эффективность  работы  экономической системы. В частности, такие важнейшие элементы трансакционных издержек,  как поиск информации о товаре, поиск партнера в сделке и сбор информации о  нем, процедуры торга, подготовка к  подписанию  контракта,  оплата  и  оформление контракта в процессе его реализации не являются (или являются лишь в  особых случаях) в рыночной экономике составляющими государственных затрат [6, с. 445]. В то  же время    необходимость    уменьшения    значения    такой     характеристики функционирования экономики, как общие трансакционные издержки (в отличие от внутригосударственных)   вынуждают   государство    сохранять    за    собой определенную долю этих издержек. В любой экономической системе рыночного типа государство несет подавляющую часть трансакционных издержек  -  затраты по  спецификации  и защите  прав  собственности,  созданию   информационной инфраструктуры  рынка,  разработке  стандартов   мер   и   весов,   созданию транспортных сетей, организованных площадок  и иных  каналов и механизмов физического   обмена   товарами   и   услугами,   затраты,    связанные    с правоохранительной   деятельностью   (обеспечение,   условий   и   механизма выполнения контрактов) и ряд других.

Основными условиями  сокращения  трансакционных  издержек  со  стороны государства  и  частичного  перенесения   их   на   специфически   рыночные, саморегулируемые организации являются:

-  деятельность  в   направлении  создания  системы   спецификации  прав собственности;

-   значительное   улучшение   состояния    рыночной    инфраструктуры (юридического   и   аудиторского   сопровождения,   информационных    услуг, профессиональной подготовки и т.д.). В настоящее время слабый  уровень  этих услуг  обусловлен  не  только  отсутствием  свободных  средств,  но  и  даже непониманием необходимости этих услуг;

- повышение уровня  соблюдения  деловых  контрактов,  снижение  степени неопределенности   в   хозяйственных    отношениях,    что    обеспечивается функционированием так называемых «третьих лиц» (арбитражных  судов,  разного рода    общественных      объединений),      а      также     существованием «горизонтальных» форм контроля за  выработкой  соглашений  и  добросовестным выполнением    правовых    обязательств    непосредственными     участниками хозяйственных операций;

-  постепенное  формирование  принципов  деловой  этики,  чему   может способствовать поощрение  организации  профессиональных  деловых  сообществ, которые   объединяют   предпринимателей,   занимающихся   сходными    видами деятельности,  а  также  создание  различных  деловых  союзов,  аналогичных, действующим  в странах  с развитым рынком. Структуры  такого  рода  призваны содействовать обмену необходимой информацией и оказанию самых  разнообразных взаимных услуг;

-  сокращение  количества  бюрократических  разрешений,  связанных   с регистрацией  и  аккредитацией  предприятий,  лицензированием  деятельности, уменьшением числа видов деятельности, подлежащей регламентации;

-  совершенствование   законодательной  и  нормативной   базы,  особенно механизма реализации  принятых законов;

- реструктуризация предприятий  и формирование па этой основе института эффективных собственников,  активно влияющих  на  принятие   корпоративных решений;

-  всемерное  стимулирование  и  поддержка   функционирования   малого предпринимательства, создание  конкурентной среды [1, с. 6].

Ввиду  ограниченности  государственных средств,  которые могут быть направлены  на   прямые   субсидии,   представляется,   что   первоочередным направлением  их  использования должно  стать развитие   именно   рыночной инфраструктуры. Опыт ряда  бывших  социалистических стран показывает,  что организации,   занимающиеся   информационным   обеспечением,   консалтингом, профессиональной  переподготовкой людей,  редко   выживают   в   переходной экономике, функционируя на принципах чисто коммерческой окупаемости.

В сегодняшних условиях неразвитости или отсутствия рыночных механизмов государство может:

- прибегать к аукционам  как при закупках товаров и  услуг,  так  и  при распределении  общественных ресурсов;

- заключать контракты  на  осуществление  значительной  части  функции, ранее выполнявшихся государством;

- использовать методы  оплаты выполненной работы только  в  зависимости от полученных  результатов;

- ориентироваться на  рыночную информацию (например, на  рыночные оценки при осуществлении  закупок) [7, с.55].

Реформирование экономики Беларуси сопровождалось появлением  множества самостоятельных      предприятий,      предпринимателей,      обеспечивающих товародвижение:    посреднических    организаций,    складских     хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых   служб,    банковских    и страховых  учреждений.  Однако  сеть  этих  предприятий  и  организаций,  их материально-техническая  база  оказались  недостаточными   для   обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом  заключается  одна  из главных   причин   высокого    уровня    издержек    обращения,    медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.

Ключевыми  проблемами  для  обеспечения  снижения  издержек  обращения являются:

• сокращение посреднических организаций;

• формирование эффективной  информационной базы о рыночной конъюнктуре;

• совершенствование  нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков [7, с.57].

Основными  факторами   снижения   трансакционных   издержек   являются совершенствование   системы    товародвижения,    обновление    материально- технической  базы  этой  отрасли,   рациональное   размещение   торговых   и снабженческо-сбытовых предприятий и организаций, а также товарных запасов  в

оптовой  и  розничной  сети,   применение   прогрессивных   форм   торговли, рациональная  организация   перевозки   товаров,   улучшение   использования торговых и складских помещений.

Основными направлениями  в развитии оптовых  организаций  и  складского хозяйства являются:

• развитие  крупных предприятий оптовой торговли,   обеспечивающих потребности   крупных   товаропроизводителей,   предоставляющих    розничным предприятиям услуги  по  хранению,  развесу,  разукрупнению крупных партий товаров, их доставке, организации помощи в коммерческой деятельности и др.;

• совершенствование  работы мелкооптового  звена,  расширение  поставок товаров в розничную  сеть небольшими партиями;

• создание ярмарочных центров  с сетью постоянно действующих  оптовых  и мелкооптовых рынков в  областях, а также товарных бирж [7, с.58].

Развитие крупных предприятий  оптовой и мелкооптовой торговли  позволит сохранить посреднические звенья при продаже и закупке  продукции и  уменьшить за счет этого трансакционные издержки.

Одним из важных факторов существенного ускорения  процесса  реализации товаров  и  обслуживания  покупателей  является  автоматизация   контрольно-кассовых операций на основе современных  высокопроизводительных  электронных кассовых аппаратов. Для оснащения магазинов должны  использоваться  кассовые аппараты, позволяющие  вести  не  только  расчеты  с  покупателями,  изучать покупательский  спрос,  учитывать  число  покупателей,  но  и   обрабатывать магнитные  и  микропроцессорные  карты,  а  также  собственные  предоплатно- дисконтные карты магазина.

Важное  значение  имеет  внедрение   и   более   активное   применение прогрессивных  технологий  торгового  обслуживания,  которые   должны   быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей  методов  продажи товаров. Это в первую очередь относится к  продаже  товаров  методом самообслуживания,  по  образцам,  каталогам,  по  заказам  и   на   дому   у покупателей, с помощью банковских пластиковых карточек, в кредит, а также  к применению системы бонификации, стимулирующей  покупку  большего  количества товаров  одним  покупателем.  Перспективным  является  сбыт  товаров   через Интернет, внедрение системы торговли  с  использованием  телевидения  (телемаркет). Увеличению объемов продаж способствует проведение не реже двух  раз в год расширенных сезонных распродаж по сниженным ценам.

Во всех странах государство  тем  или  иным  образом  воздействует  на процесс формирования цен. В этом процессе,  однако,  необходимо  не  перейти грань допустимого  вмешательства, за  которой  наступает  эффект  негативного воздействия на экономику, приводящего к кризису и стагнации производства.  С этих позиций концептуальной основой выбора основных  подходов  и  механизмов ценообразования  является   принцип,   согласно   которому   государственное регулирование ценообразования должно осуществляться тогда  и  там,  когда  и где без его участия  процесс  формирования  цен  приводит  к  деформациям  в экономике  и  экономически  неоправданному  ухудшению  положения   отдельных субъектов и секторов экономики [2, с. 17].

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики