Методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.

Содержание работы

Введение. стр. 7
1. Основная цель методов ГРЭ стр. 1
2. Две группы методов регулирования экономики: стр. 10
2.1 Прямые (административные) методы; стр. 10
2.2 Косвенные (экономические) методы. стр. 12
3. Государственные целевые программы как метод ГРЭ. стр. 15
4. Метод государственного регулирование экономикой – планирование. стр. 17
5. Основные направления ГРЭ: стр. 19
5.1 Прямое директивное управление предприятиями государственного сектора. стр. 19
5.2 Политика регулирования цен. Налоговая политика. стр. 23
5.3 Кредитно - денежная политика. стр. 24
5.4 Национальные особенности ГРЭ. стр. 25
6. Методы государственного регулирования в Республике Беларуси. стр. 27
Заключение. стр. 42
Литература. стр. 43

Файлы: 1 файл

КУРС-РАБ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, в условиях остродефицитной экономики новые  подходы в оплате труда положили начало новым проблемам и противоречиям. Деформация процессов производства и распределения привела к снижению удельного веса заработной платы в валовом внутреннем продукте с 37% (1991 г.) до 32% (1996 г.). В республике хронической стала проблема своевременной выплаты заработной платы, росла безработица, усилилась неоправданная дифференциация заработной платы, резко возрос удельный вес малообеспеченного населения, минимальная заработная плата обеспечивала менее 10% потребительских расходов гражданина [6, с. 67]. В условиях обострения кризисных явлений в экономике «свободное» установление заработной  платы стало подчиняться политической  воле  и замещаться  административно-командным регулированием.

Таким образом, анализ основных законодательных актов, регулирующих оплату труда в Республике Беларусь, свидетельствует о достаточно жесткой системе ее централизованного установления. И, прежде всего, это касается обязательного применения единой тарифной сетки. ЕТС состоит из 23 разрядов, которые и определяют заработную плату конкретного работника. Тарифная часть заработной платы определяется умножением тарифной ставки 1-го разряда, действующей на предприятии, на тарифный коэффициент соответствующего разряда, разнящийся от 1.0 до 5.98. Использование в организации оплаты труда единой тарифной сетки направлено на решение основного принципа «равной заработной платы на равном рабочем месте» [22, с. 97] и сглаживание дифференциации в оплате труда. Вместе с тем, регулирование заработной платы на основе ЕТС сохраняет ряд недостатков: во-первых, тарифная ставка 1-го разряда значительно дифференцируется по предприятиям в зависимости от его финансово-экономического состояния; ЕТС не учитывает отраслевых особенностей, которые особенно важны как для организации заработной платы в отрасли, так и для реструктуризации занятости в экономике в целом. Кроме того, единая тарифная сетка затрагивает только тарифную часть заработной платы, которая согласно постановлению Министерства труда и соцзащиты от 30.06.2003 года № 81 «О внесении изменений и дополнений в Рекомендации по совершенствованию заработной платы работников организаций производственных отраслей и увеличению доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в ее составе» определена в размере не менее 65%, в системе же оплаты труда участвуют различные виды доплат, надбавок, компенсаций и премии.

Постановление Совета министров  от 27 декабря 2004 года № 1651 «О некоторых  вопросах регулирования оплаты труда  коммерческих организаций», обязательность применения ЕТС и ряд других нормативных актов определяют ограничительную политику заработной платы в Республике Беларусь. В странах с переходной экономикой существовали несколько отличающиеся варианты ограничительной политики, в которой ключевая роль отводилась политике доходов, основанной на налогах, когда рост заработной платы сверх определенного уровня наказывался повышенным налогообложением. Правительство стран Центральной и Восточной Европы использовали два основных варианта ограничительной политики в области роста заработной платы: 1) прямой контроль над общим фондом оплаты труда на предприятии; 2) контроль за средней заработной платой на предприятии [12]. Белорусское законодательство ограничило рост заработной платы посредством распределения работников по единой тарифной сетке и жестко регулируемым порядком повышения тарифной ставки 1-го разряда. Косвенным механизмом регулирования и ограничения заработной платы является ограничение заработной платы руководителей предприятий в зависимости от численности работников, финансового состояния предприятия, наличия задолженности по платежам в бюджет, за электроэнергию, просроченной выплаты заработной платы согласно положению коллективного договора, случаев травматизма на предприятии.

Амортизационный механизм -- сложная система правил, нормативов и методов. Порядок применения отдельных его экономических и административных инструментов устанавливается амортизационной политикой, управляющей процессом воспроизводства имущества, сформированной и действующей в различных странах на определенных этапах развития по-разному. Важное место в амортизационной политике занимают амортизационные фонды, порядок их формирования и использования [2, с. 89]. В науке и на практике это понятие трактуется неоднозначно, вплоть до его отрицания. Попробуем детально разобраться в том, что же такое амортизационный фонд, каково его экономическое содержание и роль в воспроизводстве долгосрочных активов.

Одно из основных допущений  бухучета, закрепленное в 23 Принципов  Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Законе РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" -- непрерывность деятельности организации. Она означает намерение субъекта продолжать свое функционирование в течение неопределенно длительного периода времени. В свою очередь, это подразумевает необходимость нормального воспроизводственного процесса (простого или расширенного воспроизводства), т.е. возобновление с некоторой периодичностью факторов производства -- оборотного и основного капитала.

Первый, потребленный в  процессе производства (затраты на сырье, рабочую силу и т.п.), полностью переносит свою стоимость на готовую продукцию в течение производственного цикла. Основной капитал (основные средства и нематериальные активы) переносит свою стоимость на выпускаемую продукцию постепенно путем периодического включения амортизационных отчислений в издержки.

В процессе реализации происходит замещение поступившими активами стоимости  потребленных материальных и трудовых ресурсов, а также возмещение иных расходов.

Увеличивают оборотный  капитал (текущие активы) и амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость. Они, как писал профессор В.Ф.Палий, "постепенно возмещают долговременные вложения капитала, обращают иммобилизованный капитал в оборотные средства...". Однако записи по начислению амортизации не отражают физическое выбытие активов, а носят условный характер, поскольку вызваны необходимостью учитывать при формировании себестоимости использование всех факторов производства, включая основной капитал. При этом указанные записи корректируют балансовую прибыль в сторону уменьшения.

В качестве собственного источника финансирования воспроизводства  основного и оборотного капитала в мировой практике рассматривается  не "бухгалтерская", а так называемая "денежная" прибыль (продажи минус  элементы себестоимости реализованной продукции, связанные с денежными выплатами). "Денежная" прибыль как источник средств представляет собой бухгалтерскую прибыль, скорректированную на входящие статьи, не связанные с движением средств, в т.ч. на величину возмещенных в составе выручки амортизационных отчислений [21, с. 33].

Таким образом, амортизационные  отчисления, включенные в себестоимость  реализованной продукции, наряду с  бухгалтерской прибылью также являются собственным источником воспроизводства, хотя и обособленно не выделяются в этом качестве в пассиве баланса.

Поступившая от реализации продукции выручка направляется на оплату текущих расходов предприятия, а также на приобретение и создание основных средств и нематериальных активов.

Если для упрощения  не учитывать влияние инфляции и  предположить, что операционный цикл длится более года, и после каждого такого цикла использованные в процессе производства основные средства и нематериальные активы должны возобновляться (заменяться новыми), становится ясно, что на такую замену должна быть направлена вся сумма, равная величине амортизационных отчислений (в данном примере -- стоимости указанного амортизируемого имущества), включенных в себестоимость реализованной продукции. При этом денежный капитал, вложенный в основные средства, фактически полностью возвращается к производителю в течение операционного цикла -- периода начисления амортизации [14, с. 278].

Для обеспечения непрерывности  воспроизводства на макро- и на микроуровне  чрезвычайно важно целевое использование  всех собственных источников, а для контроля -- обособленное их отражение в бухучете.

Порядок учета прибыли  и фондов достаточно полно регламентирован  действующим законодательством. Чтобы  обеспечить обособленный учет амортизационных  отчислений, следует, прежде всего, определиться с терминологией и механизмом их выделения из общей суммы выручки.

Для этого в Положение  о порядке начисления амортизации  основных средств и нематериальных активов (далее -- Положение-2001) введено  наполненное новым содержанием  понятие "амортизационный фонд", определен порядок его формирования и использования.

В современной экономической  литературе амортизационный фонд определяется как "денежные ресурсы, предназначенные  для простого и расширенного воспроизводства" основных средств и нематериальных активов.

Указанные ресурсы в процессе кругооборота средств предприятия поступают как часть выручки от реализации. Выручка может признаваться по отгрузке или по оплате, поступать в денежной или неденежной форме. Поэтому в новой амортизационной политике амортизационный фонд обозначается как совокупность различных находящихся в обороте активов: денежных средств, материальных ценностей, дебиторской задолженности, общая сумма которых соответствует величине амортизационных отчислений, возмещаемых в составе выручки [4, с. 340].

Амортизационный фонд представляет собой объективную экономическую, а не исключительно бухгалтерскую  категорию, которая существует независимо от того, насколько удачно сформулировано само определение и порядок бухучета. Поэтому отменить его, как предлагают некоторые, невозможно. Ведь тогда государство и иной собственник лишатся информации об объективно протекающих экономических процессах, а значит, сузятся возможности управления финансовыми потоками. Как указывал профессор В.Ф.Палий, "амортизационный фонд -- определенная гарантия инвестору вернуть затраченный капитал, вложенный в долгосрочные активы, либо восстановить их способность приносить прибыль в достаточных размерах".

Обособленный учет формирования и использования амортизационных  фондов позволяет организации получать достоверную информацию о наличии источников финансирования оборотных и внеоборотных активов для обеспечения непрерывного процесса воспроизводства, контроля и недопущения диспропорций в структуре источников. Именно это требовалось и стало возможным при введении расширенного инструментария новой амортизационной политики.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема отражения  в бухучете и отчетности иммобилизации  оборотных средств, т.е. их использования  не по назначению, не на текущую деятельность, а во внеоборотные активы, т.е., как правило, на капитальные вложения [9, с. 84]. Такая ситуация возникает, если к концу отчетного периода сумма капвложений окажется больше накопленного амортизационного фонда и иных источников.

Таким образом, степень госрегулирования в этой области определяется экономической ситуацией.

При условии правильного  применения соответствующей совокупности инструментов и методов амортизационная  политика, как часть общего механизма  государственного регулирования экономикой, может стать стержнем обеспечения расширенного воспроизводства основных средств.

Именно поэтому новая  амортизационная политика, действующая  в нашей республике, носит безальтернативный  характер, как в части направленности воспроизводственного процесса, так  и прямого регулирования и контроля со стороны государства. Интенсивность его воздействия на финансовую политику субъектов хозяйствования в этой области обусловлена, прежде всего, высокой изношенностью основных средств. Для их обновления необходимо мобилизовать внутренние ресурсы предприятий, что позволит выпускать конкурентоспособную продукцию согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005гг.

Инфляцию,  развивающуюся  в  масштабах,  подрывающих  законы  товарно-денежного обращения, можно  считать  одной  из  закономерностей  переходного периода. Очевидно, что стержнем  любой  антиинфляционной  политики  является подавление причин  инфляции  и  нейтрализация  условий  ее  возникновения  и развития [14, с. 278].

Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить  форму свободного рынка  в  условиях  неадекватной  социально-экономической  среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда  ценовые  и  иные рыночные сигналы слабо, а  то  и  не  адекватно,  воспринимаются  субъектами хозяйствования  и  домашними  хозяйствами,  привела  к   разрыву   формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.

Подходы  и  инструменты   регулирования   инфляционных   процессов   в прогнозном периоде 2001-2005 гг. необходимо  подчинить  обеспечению  целевых установок Программы социально-экономического  развития  Республики  Беларусь на 2001-2005  гг.  В  рамках  этого  программного  документа  предполагается закрепление  положительных  тенденций  макроэкономической   стабилизации   в стране, создание условий для устойчивого социально-экономического  развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.

В  настоящее   время   резервы   увеличения   производства   за   счеторганизационных факторов  и загрузки  неиспользуемых  мощностей,   которые сыграли существенную роль в 1996-2000 гг.,  в основном  исчерпаны.  Поэтому необходимо улучшение качественных параметров  функционирования  национальной экономики и повышение  конкурентоспособности  отечественной  продукции,  что требует  направления  дополнительных  финансовых  ресурсов   в   капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными  источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также  и кредитные  централизованные  бюджетные  ресурсы.  Решение  задачи   снижения инфляции, которое  будет  достигаться  применением  комплекса  мер  денежно- кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики,  предусматривает  плавную траекторию ее снижения до 10-14%  за  год  в  2005  г. [11, с. 56]  При их  определении учитывались необходимость устранения  сложившихся ценовых диспропорций  и сокращения накопленного инфляционного потенциала,  поэтапного  выравнивания цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их  уровню  в сопредельных странах. Такой подход исходит из того,  что снижение  инфляции не является самоцелью и скорость  ее  снижения  должна  сообразовываться  с сохранением позитивной динамики  социально-экономического   развития.   Он позволит  минимизировать  издержки  и негативные  эффекты стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных  и фискальных  инструментов,  чреватых  массовыми банкротствами   предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики