Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:47, курсовая работа
В курсовой работе автор постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.
Введение. стр. 7
1. Основная цель методов ГРЭ стр. 1
2. Две группы методов регулирования экономики: стр. 10
2.1 Прямые (административные) методы; стр. 10
2.2 Косвенные (экономические) методы. стр. 12
3. Государственные целевые программы как метод ГРЭ. стр. 15
4. Метод государственного регулирование экономикой – планирование. стр. 17
5. Основные направления ГРЭ: стр. 19
5.1 Прямое директивное управление предприятиями государственного сектора. стр. 19
5.2 Политика регулирования цен. Налоговая политика. стр. 23
5.3 Кредитно - денежная политика. стр. 24
5.4 Национальные особенности ГРЭ. стр. 25
6. Методы государственного регулирования в Республике Беларуси. стр. 27
Заключение. стр. 42
Литература. стр. 43
Вместе с тем, в условиях
остродефицитной экономики
Таким образом, анализ основных законодательных актов, регулирующих оплату труда в Республике Беларусь, свидетельствует о достаточно жесткой системе ее централизованного установления. И, прежде всего, это касается обязательного применения единой тарифной сетки. ЕТС состоит из 23 разрядов, которые и определяют заработную плату конкретного работника. Тарифная часть заработной платы определяется умножением тарифной ставки 1-го разряда, действующей на предприятии, на тарифный коэффициент соответствующего разряда, разнящийся от 1.0 до 5.98. Использование в организации оплаты труда единой тарифной сетки направлено на решение основного принципа «равной заработной платы на равном рабочем месте» [22, с. 97] и сглаживание дифференциации в оплате труда. Вместе с тем, регулирование заработной платы на основе ЕТС сохраняет ряд недостатков: во-первых, тарифная ставка 1-го разряда значительно дифференцируется по предприятиям в зависимости от его финансово-экономического состояния; ЕТС не учитывает отраслевых особенностей, которые особенно важны как для организации заработной платы в отрасли, так и для реструктуризации занятости в экономике в целом. Кроме того, единая тарифная сетка затрагивает только тарифную часть заработной платы, которая согласно постановлению Министерства труда и соцзащиты от 30.06.2003 года № 81 «О внесении изменений и дополнений в Рекомендации по совершенствованию заработной платы работников организаций производственных отраслей и увеличению доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в ее составе» определена в размере не менее 65%, в системе же оплаты труда участвуют различные виды доплат, надбавок, компенсаций и премии.
Постановление Совета министров от 27 декабря 2004 года № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда коммерческих организаций», обязательность применения ЕТС и ряд других нормативных актов определяют ограничительную политику заработной платы в Республике Беларусь. В странах с переходной экономикой существовали несколько отличающиеся варианты ограничительной политики, в которой ключевая роль отводилась политике доходов, основанной на налогах, когда рост заработной платы сверх определенного уровня наказывался повышенным налогообложением. Правительство стран Центральной и Восточной Европы использовали два основных варианта ограничительной политики в области роста заработной платы: 1) прямой контроль над общим фондом оплаты труда на предприятии; 2) контроль за средней заработной платой на предприятии [12]. Белорусское законодательство ограничило рост заработной платы посредством распределения работников по единой тарифной сетке и жестко регулируемым порядком повышения тарифной ставки 1-го разряда. Косвенным механизмом регулирования и ограничения заработной платы является ограничение заработной платы руководителей предприятий в зависимости от численности работников, финансового состояния предприятия, наличия задолженности по платежам в бюджет, за электроэнергию, просроченной выплаты заработной платы согласно положению коллективного договора, случаев травматизма на предприятии.
Амортизационный механизм -- сложная система правил, нормативов и методов. Порядок применения отдельных его экономических и административных инструментов устанавливается амортизационной политикой, управляющей процессом воспроизводства имущества, сформированной и действующей в различных странах на определенных этапах развития по-разному. Важное место в амортизационной политике занимают амортизационные фонды, порядок их формирования и использования [2, с. 89]. В науке и на практике это понятие трактуется неоднозначно, вплоть до его отрицания. Попробуем детально разобраться в том, что же такое амортизационный фонд, каково его экономическое содержание и роль в воспроизводстве долгосрочных активов.
Одно из основных допущений бухучета, закрепленное в 23 Принципов Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Законе РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" -- непрерывность деятельности организации. Она означает намерение субъекта продолжать свое функционирование в течение неопределенно длительного периода времени. В свою очередь, это подразумевает необходимость нормального воспроизводственного процесса (простого или расширенного воспроизводства), т.е. возобновление с некоторой периодичностью факторов производства -- оборотного и основного капитала.
Первый, потребленный в процессе производства (затраты на сырье, рабочую силу и т.п.), полностью переносит свою стоимость на готовую продукцию в течение производственного цикла. Основной капитал (основные средства и нематериальные активы) переносит свою стоимость на выпускаемую продукцию постепенно путем периодического включения амортизационных отчислений в издержки.
В процессе реализации происходит замещение поступившими активами стоимости потребленных материальных и трудовых ресурсов, а также возмещение иных расходов.
Увеличивают оборотный капитал (текущие активы) и амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость. Они, как писал профессор В.Ф.Палий, "постепенно возмещают долговременные вложения капитала, обращают иммобилизованный капитал в оборотные средства...". Однако записи по начислению амортизации не отражают физическое выбытие активов, а носят условный характер, поскольку вызваны необходимостью учитывать при формировании себестоимости использование всех факторов производства, включая основной капитал. При этом указанные записи корректируют балансовую прибыль в сторону уменьшения.
В качестве собственного источника финансирования воспроизводства основного и оборотного капитала в мировой практике рассматривается не "бухгалтерская", а так называемая "денежная" прибыль (продажи минус элементы себестоимости реализованной продукции, связанные с денежными выплатами). "Денежная" прибыль как источник средств представляет собой бухгалтерскую прибыль, скорректированную на входящие статьи, не связанные с движением средств, в т.ч. на величину возмещенных в составе выручки амортизационных отчислений [21, с. 33].
Таким образом, амортизационные отчисления, включенные в себестоимость реализованной продукции, наряду с бухгалтерской прибылью также являются собственным источником воспроизводства, хотя и обособленно не выделяются в этом качестве в пассиве баланса.
Поступившая от реализации продукции выручка направляется на оплату текущих расходов предприятия, а также на приобретение и создание основных средств и нематериальных активов.
Если для упрощения не учитывать влияние инфляции и предположить, что операционный цикл длится более года, и после каждого такого цикла использованные в процессе производства основные средства и нематериальные активы должны возобновляться (заменяться новыми), становится ясно, что на такую замену должна быть направлена вся сумма, равная величине амортизационных отчислений (в данном примере -- стоимости указанного амортизируемого имущества), включенных в себестоимость реализованной продукции. При этом денежный капитал, вложенный в основные средства, фактически полностью возвращается к производителю в течение операционного цикла -- периода начисления амортизации [14, с. 278].
Для обеспечения непрерывности
воспроизводства на макро- и на микроуровне
чрезвычайно важно целевое
Порядок учета прибыли и фондов достаточно полно регламентирован действующим законодательством. Чтобы обеспечить обособленный учет амортизационных отчислений, следует, прежде всего, определиться с терминологией и механизмом их выделения из общей суммы выручки.
Для этого в Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (далее -- Положение-2001) введено наполненное новым содержанием понятие "амортизационный фонд", определен порядок его формирования и использования.
В современной экономической литературе амортизационный фонд определяется как "денежные ресурсы, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства" основных средств и нематериальных активов.
Указанные ресурсы в процессе кругооборота средств предприятия поступают как часть выручки от реализации. Выручка может признаваться по отгрузке или по оплате, поступать в денежной или неденежной форме. Поэтому в новой амортизационной политике амортизационный фонд обозначается как совокупность различных находящихся в обороте активов: денежных средств, материальных ценностей, дебиторской задолженности, общая сумма которых соответствует величине амортизационных отчислений, возмещаемых в составе выручки [4, с. 340].
Амортизационный фонд представляет
собой объективную
Обособленный учет формирования
и использования
Отдельного рассмотрения заслуживает проблема отражения в бухучете и отчетности иммобилизации оборотных средств, т.е. их использования не по назначению, не на текущую деятельность, а во внеоборотные активы, т.е., как правило, на капитальные вложения [9, с. 84]. Такая ситуация возникает, если к концу отчетного периода сумма капвложений окажется больше накопленного амортизационного фонда и иных источников.
Таким образом, степень госрегулирования в этой области определяется экономической ситуацией.
При условии правильного применения соответствующей совокупности инструментов и методов амортизационная политика, как часть общего механизма государственного регулирования экономикой, может стать стержнем обеспечения расширенного воспроизводства основных средств.
Именно поэтому новая амортизационная политика, действующая в нашей республике, носит безальтернативный характер, как в части направленности воспроизводственного процесса, так и прямого регулирования и контроля со стороны государства. Интенсивность его воздействия на финансовую политику субъектов хозяйствования в этой области обусловлена, прежде всего, высокой изношенностью основных средств. Для их обновления необходимо мобилизовать внутренние ресурсы предприятий, что позволит выпускать конкурентоспособную продукцию согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005гг.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития [14, с. 278].
Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.
Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в прогнозном периоде 2001-2005 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.
В настоящее время резервы увеличения производства за счеторганизационных факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, что требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно- кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2005 г. [11, с. 56] При их определении учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в сопредельных странах. Такой подход исходит из того, что снижение инфляции не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.
Информация о работе Методы государственного регулирования экономики