Методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.

Содержание работы

Введение. стр. 7
1. Основная цель методов ГРЭ стр. 1
2. Две группы методов регулирования экономики: стр. 10
2.1 Прямые (административные) методы; стр. 10
2.2 Косвенные (экономические) методы. стр. 12
3. Государственные целевые программы как метод ГРЭ. стр. 15
4. Метод государственного регулирование экономикой – планирование. стр. 17
5. Основные направления ГРЭ: стр. 19
5.1 Прямое директивное управление предприятиями государственного сектора. стр. 19
5.2 Политика регулирования цен. Налоговая политика. стр. 23
5.3 Кредитно - денежная политика. стр. 24
5.4 Национальные особенности ГРЭ. стр. 25
6. Методы государственного регулирования в Республике Беларуси. стр. 27
Заключение. стр. 42
Литература. стр. 43

Файлы: 1 файл

КУРС-РАБ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

1. Индикативное планирование - это макропланирование при самостоятельности предприятий. Подобное понимание близко к трактовкам народнохозяйственного планирования в условиях полного хозрасчета в “позднем” СССР, а также к следующей современной интерпретации: “Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально - экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов”; “Индикативное планирование означает, что государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает проекты экономического развития всего народного хозяйства (в том числе частного сектора) ; устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым мотивируется заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и субъектов Федерации в реализации проектов, важных для общества в целом”.

2. Индикативное планирование - ориентирование частных предприятий  на выполнение задач, формулируемых  государством. Основная функция  Индикативного планирования - информационно  - ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная.

3. Индикативный план  содержит обязательные задания  для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются  на индикативный план, подстраиваясь  под планы самого мощного “игрока”  в рыночной системе - государства, даже если это  для них необязательно. Соответственно государственный план переходного периода предлагается трактовать как “систему показателей, реализующих централизованное  управление и косвенное регулирование различных секторов экономики, прежде всего государственного. Она включает в себя как ориентирующие показатели, имеющие лишь информационное значение для предприятий, отраслей и республик, так и директивные показатели - государственный заказ (важнейшая форма централизованного руководства, содержащая задания по межотраслевым и межреспубликанским поставкам продукции), лимиты, экономические регуляторы, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы).

4. Индикативное планирование - механизм координации действий  и интересов государства и других субъектов экономики. Речь идет о том, что помимо информационного значения такое планирование выполняет координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности “центра”, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно - хозяйственных программ. Правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. В результате обмена планами и  информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявиться схема экономического роста, включающая те проекты, которые по линии правительственных организаций являются взаимно совместимыми [11, с. 56].

Объединяя вышеизложенные подходы, индикативное планирование можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально - экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, налоговые меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана.

5.Основные направления ГРЭ:

5.1 Прямое директивное  управление предприятиями государственного сектора.

В экономической литературе термин "направления ГРЭ" используется нередко в разных значениях. Одни авторы используют его для обозначения сфер деятельности. В этом смысле как о направлениях говорят о социальной политике, об инвестиционной политике и др. Другие говорят о направлениях в смысле форм деятельности или инструментов ГРЭ. В этом случае речь идет о налоговой политике, кредитной политике и др. В качестве таковых выделены:

1. Прямое, директивное  управление предприятиями государственного сектора - эта форма ГРЭ подразумевает в основном административные методы, когда централизованно задаются основные параметры производства, обмена и потребления. При этом нормативно определяются цены, стандарты, нормы качества, заранее устанавливаются объемы производства, прикрепляются друг к другу поставщики и потребители и т.д [13, с. 334]. В командной экономике такое управление является всеохватывающим и практически подавляет рыночные регуляторы.

В смешанной рыночной экономике такое управление тоже имеет место по отношению к  государственным ("казенным") предприятиям, но при этом необходимо, чтобы "рынком" для этих предприятий было государство.

Оно может быть производительным и непроизводительным. К первому относятся закупки и использование основного и оборотного капитала (оборудование, сырье, полуфабрикаты) для государственных предприятий и государственных инвестиций. Ко второму — закупки товаров и услуг для непроизводительного потребления, строительства в непроизводственной сфере.

Государственные закупки  создают предпринимателям особый рынок. Его специфика в индустриально  развитых странах с рыночной экономикой состоит в том, что это рынок  известный, гарантированный и особо прибыльный. По подсчетам  ИМЭМО, цены на поставки товаров по заказам федеральных властей США примерно на 30 % выше средних цен по стране [22, с. 97].

Иной характер носит  госзаказ в командной экономике. Его плюсы для производителя: а) гарантия сбыта по фиксированным ценам, б) гарантированность ресурсов (что весьма важно в условиях дефицита). Его минус в том, что госзаказ обычно уменьшает прибыль по сравнению с той, которая может быть получена по прямым договорам. В переходной экономике госзаказ имеет двойственный характер. В нем присутствуют и прямые (административные) методы и косвенные (экономические). С одной стороны, госзаказ заранее определяет конкретные параметры будущего производства, с другой — воздействует на интересы товаропроизводителя (а это уже рыночный, экономический элемент) [7, с.55].

Государственные закупки  увеличивают внутренний рынок в  том случае, если происходит мобилизация  сбережений; в остальных случаях  происходит простое перемещение  спроса, изменение его структуры.

Закупки государством товаров  частных производителей затрагивают  в большинстве стран многие отрасли  материального производства, в том  числе и сельское хозяйство. Особенно большую роль в смешанной экономике  они играют в военном секторе.

Потребление товаров и услуг всеми (местными и федеральными) государственными структурами составило в США в 1929 г. примерно 8,9 млрд. долл., или 8,5 % общего объема ВНП, в 1959 г. эти цифры составили 97,9 млрд. долл., или 19,7 %  ВНП, в 1989 г. — 1036,7 млрд. долл., или 19,4% ВНП [22, с.165].

Кроме того, государственные  трансфертные платежи (выплата пенсий,  пособий,  процентов  по государственному долгу) были в 1929 г. 10,3 млрд. долл. (9,9 % ВНП), в 1959 г. — 131,9 млрд. долл. (26,6 % BHП) и в 1989 г. — 1650,8 млрд. долл. (30,9 % ВНП).

В странах ЕС на закупки  товаров и услуг (в том числе, инвестиционного назначения) шло  в 1985 г. около 18 % всех государственных  расходов, не считая покупок, осуществленных государственными компаниями [23, с.107].

В РФ сегодня наиболее предпочтительными сферами прямых госзакупок являются национальная оборона и безопасность, создание государственных резервов, геологоразведка, фундаментальная наука, природоохранная деятельность, социальная сфера. При этом в систему госзаказа и госзакупок нужно активно внедрять конкурентные, конкурсные начала. Первые практические шаги правительство России сделало в этом направлении весной 1997 г., когда начались закупки товаров для нужд Министерства обороны на конкурсной основе путем аукционов.

 

5.2 Политика регулирования цен. Налоговая политика.

 

Государственное регулирование  цен может осуществляться несколькими  способами. Среди них:

1) Установление твердых,  фиксированных цен. Как массовое  такое действие типично для  директивно-плановой экономики.  Твердые цены могут быть установлены государством и в рыночной экономике, прежде всего в государственном секторе, на казенных предприятиях, по отношению к естественным монополиям.

2) Установление потолка  цены, т.е. максимальной цены, по которой продавец может реализовать свой товар (услугу). Потолок цен иногда регулирует рынок жилья (Швеция), рынки социально значимых благ, доступ к которым при равновесных ценах для относительно бедных слоев населения бывает затруднен.

3) Ценовая поддержка.  При избытке, например, продукции сельского хозяйства государство закупает по фиксированным ценам продукцию фермеров, не давая этим цене упасть ниже определенного минимума. Такая практика довольно широко распространена в США и некоторых странах Западной Европы [4, с. 147].

В обществе со смешанной рыночной экономикой (да и с командной экономикой тоже) налоговая политика не должна сводиться просто к фискальной политике, т.е. служить лишь пополнению бюджета, обеспечению существования за счет налогов государственного аппарата, вооруженных сил, других бюджетных сфер. Налоговая политика является мощным средством воздействия на производство, инструментом, корректирующим рыночные механизмы.

Вырабатывая рекомендации для налоговой политики, экономическая  наука обращает внимание на поиск  оптимальной величины налогов. Дело в том, что увеличение налогов за определенные пределы начинает тормозить производство и приводит в конечном счете не к увеличению, а к уменьшению доходов бюджета. Теоретически это описывается так называемой кривой Лаффера [5, с. 11]. Она показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений и выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Графически кривая Лаффера выглядит следующим образом:


R — налоговые ставки; V — поступления в бюджет;

R1 — оптимальный размер  налоговой ставки; V1 — максимум  прибыли в бюджет.

Кривая показывает, что  после того как налоговые ставки переходят оптимальную величину, увеличиваясь за ее пределы (на графике  — точка R1), общий размер налогов, поступающих в бюджет, уменьшается.

Налоговая политика влияет на воспроизводство и непосредственно (налоги на прибыль и добавленную  стоимость, размеры амортизационных  отчислений воздействуют на темпы накопления) и косвенно (налоги, являясь основным источником доходов госбюджета, используются государством для капиталовложений, для проведения структурной и инвестиционной политики) [9, с. 34].

За счет налогов государство  стимулирует предпринимательскую  деятельность, развивает в ее интересах  отдельные отрасли, в том числе инфраструктуру.

Важной чертой налоговой  политики во многих странах в последние  годы стала поддержка (через налоговые  льготы, снижение ставки налога) малого и среднего бизнеса [15, с. 162-170].

Большое внимание в налоговой  политике уделяется стимулированию научно-технического прогресса. В США платежи корпораций в федеральный бюджет уменьшаются на 20 % с суммы их расходов, направляемых на НИОКР [3].

Большое влияние на накопление капитала оказывает практика ускоренной амортизации основных фондов. Она  позволяет корпорациям и другим предпринимательским структурам ограждать часть прибылей от налогообложения, ускоряет обновление основного капитала, повышает конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках. Практика эта впервые была введена в годы второй мировой войны в военной промышленности США, а сейчас стала обычной во всех индустриально развитых странах.

В 80-е годы в США, Японии, Великобритании, ФРГ шла перестройка  налоговых систем с целью уменьшить  масштабы налогообложения фирм и  прогрессивность подоходных налогов. Была поставлена задача усилить рыночное воздействие на распределение ресурсов и усилить стимулы к предпринимательской деятельности и ускорению НТП. Снижение налогов явилось, например, важным составным элементом экономической политики, проводившейся в США при президенте Рейгане и получившей название "рейганомика" [6, с. 67]. Эта политика обеспечила в сжатые сроки инвестиционное оживление и ускорение перехода к ресурсосберегающему типу экономического роста [16, с. 162].

Примером страны, на экономике которой отрицательно сказались высокие налоги, может служить Швеция. В 1993 г. высшая ставка подоходного налога в Швеции была 72 % (для сравнения: в США — 31 %, в Великобритании — 40%, в Японии — 50 %). Доля прибыли, идущей на уплату налогов в 1989 г. в Швеции была 58 % (США — 45,3 %, Великобритания — 35 %) [4]. Чрезмерно высокие налоги вызвали торможение роста производства и дестабилизацию рынка рабочей силы. Итог: в 90-е годы в стране началась радикальная налоговая реформа.

Многие методы налоговой политики в индустриально развитых странах Запада, направленные на стимулирование производства и НТП, на сдерживание инфляции должны использоваться и в России. Налоговая политика в нашей стране пока еще далека от совершенства, слабо выполняет фискальные функции и недостаточно стимулирует производство.

 

5.3 Кредитно -  денежная  политика.

Регулирование воспроизводства  через кредитный рынок весьма разнообразно. В основном оно сводится к двум типам политики: стимулирование кредита (кредитная экспансия) или  сдерживание, ограничение кредита (кредитная рестрикция). При этом используются различные конкретные методы.

Учетная (дисконтная) политика. С помощью учетной ставки государство  влияет на объем и направление  капиталовложений. Повышение учетной  ставки делает капитал дороже, замедляет инвестиции и, наоборот, понижение учетной ставки заинтересовывает предпринимателей в том, чтобы обращаться в банк за кредитами и использовать их для капиталовложений.

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики