Методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.

Содержание работы

Введение. стр. 7
1. Основная цель методов ГРЭ стр. 1
2. Две группы методов регулирования экономики: стр. 10
2.1 Прямые (административные) методы; стр. 10
2.2 Косвенные (экономические) методы. стр. 12
3. Государственные целевые программы как метод ГРЭ. стр. 15
4. Метод государственного регулирование экономикой – планирование. стр. 17
5. Основные направления ГРЭ: стр. 19
5.1 Прямое директивное управление предприятиями государственного сектора. стр. 19
5.2 Политика регулирования цен. Налоговая политика. стр. 23
5.3 Кредитно - денежная политика. стр. 24
5.4 Национальные особенности ГРЭ. стр. 25
6. Методы государственного регулирования в Республике Беларуси. стр. 27
Заключение. стр. 42
Литература. стр. 43

Файлы: 1 файл

КУРС-РАБ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Учетная политика очень  широко использовалась в конце XIX —  начале XX в. В 30—40-х гг. нашего столетия центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику "дешевых" денег. С 50-х гг. использование учетной политики во многих странах вновь активизировалось. В США за 1950—1970 гг. учетная ставка изменялась 23 раза (от 1,5 до 5,5 %), в Англии — 40 раз (от 2,0 до 8,0 %), в ФРГ — 31 раз (от 2,75 до 7,5 %) [17, с.57]. Один из последних шагов в этой области — понижение учетной ставки Бундесбанком (Германия) и последовавшее за этим понижение учетных ставок центральными банками Франции и некоторых других стран ЕС в 1992 г. в целях удешевления кредита и стимулирования капиталовложений. ЦБ РФ активно использует дисконтную политику. Ставки межбанковского кредита и ставки по депозитам населения в последние годы неоднократно менялись.

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Это  способствует улучшению банковской ликвидности, заставляет банки более  осмотрительно осуществлять инвестиции и этим способствует стабильности банковской системы.

В России за 1994—1996 гг. ЦБ неоднократно вносил изменения в практику обязательного резервирования в целом в сторону увеличения резервных требований. Это делалось для поддержания темпов роста денежной массы в обращении в заранее установленных рамках и для того, чтобы "приучить" постепенно коммерческие банки к более осмотрительной инвестиционной политике.

Государственное кредитование предпринимателей на коммерческих началах. В странах со смешанной рыночной экономикой оно обладает рядом особенностей: а) длительность сроков кредитов стимулирует капиталовложения в отрасли с замедленным циклом оборота; б) низкий процент делает для предпринимателей выгодной пропорцию, в которой реализованная прибыль распадается на процент и предпринимательский доход.

Безвозмездные правительственные  субсидии. Во Франции за счет госбюджета субсидировались нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность для повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. В ФРГ субсидировалось потребление местного бурого угля, некоторые отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности. В Англии субсидировалось авиастроение и судостроение. В США, ФРГ и ряде других стран широко применяются субсидии и в сельском хозяйстве. Бесспорно, что кредитная поддержка сельскохозяйственных производителей всех форм собственности должна активно проводиться и в России. Списание долгов сельхозпроизводителей, ставшее в России уже традицией, по сути дела — форма безвозмездного субсидирования сельского хозяйства [18, с. 67].

Регулируя денежную массу, находящуюся в обращении, государство  воздействует на цены, на процентные ставки, а тем самым — на потребление населения и на инвестиции.

К денежной политике относится  также установление ставки межбанковского кредита, операции центрального банка  с государственными облигациями  и другими ценными бумагами. Эти  операции также воздействуют на процентные ставки, на курс акций, на товарные цены, следовательно, влияют на потребление и инвестиции. В конечном счете денежная политика может оказать воздействие на размеры ВНП и экономический рост.

Во второй половине XX века практика использования денежной массы для регулирования хозяйственной  конъюнктуры приобрела в промышленно развитых странах Запада со сложившейся рыночной экономикой массовый характер. Научные основы этой политики сформулированы, как отмечалось во второй главе пособия, теорией монетаризма. Крупнейшим ее представителем является профессор Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии М.Фридмен [19, с. 334].

Регулирование государством всей системы денежного обращения  — одна из насущных задач ближайшего будущего в России. Л.Абалкин в  связи с этим отмечал, что нужно  переосмыслить систему ценовых регуляторов, в том числе ценообразование на продукцию естественных монополий. Нужно усовершенствовать воздействие ЦБ на инвестиционную и структурную политику. Нужно вовлечь в реальный оборот валютные ресурсы, получаемые от внешней торговли, создать условия для возвращения в Россию "сбежавших" капиталов [6].

 

5.4 Национальные  особенности ГРЭ.

 

При рассмотрении методов  ГРЭ уже отмечалось, что они  не обособлены друг от друга, взаимосвязаны  и могут взаимодействовать по-разному. Отсюда — сложность выбора макроэкономической политики. Взаимодействие целей и инструментов ГРЭ может быть двоякого рода — как взаимодополнение и как противоречие и, даже, взаимоисключение.

Например. Взаимодополняют, действуют однонаправленно экономический  рост,  занятость и доходы. Разнонаправленно могут действовать меры против безработицы и инфляции. Противоречат друг другу (особенно в длительной перспективе) абсолютная занятость и экономическая эффективность.

С учетом всего этого  макроэкономическая политика государства  всегда стоит перед выбором приоритетных направлений и последовательности решения проблем [2, с. 59].

Государственное регулирование  должно учитывать национальную специфику  стран и регионов, бережно относиться к историческим традициям хозяйствования. Поэтому конкретные типы рыночного регулирования весьма разнообразны.

Названные общие принципы и методы, также как и конкретные направления и используемые при  этом рычаги, в разных странах, как  показывает практика, могут использоваться по-разному.

Некоторые авторы выделяют четыре основных типа рыночного регулирования:

1. Американский (США, Канада). Регулирование осуществляется главным  образом неоклассическими, монетаристскими  методами, вмешательство государства  в социальную сферу, социальная  поддержка населения весьма ограничены.

2. Скандинавский (Швеция, Финляндия). Активное вмешательство  государства в социальную сферу,  существенное перераспределение  доходов в сторону их выравнивания. В связи с этим более высокий  уровень налогов и использование  их в промышленной и социальной политике.

3. Континентально-европейский (Германия, Австрия, Нидерланды, Франция). Тип  регулирования можно условно  назвать промежуточным между  первым и вторым. Достаточно значительное  внимание социальным проблемам  (понятие "социальное рыночное  хозяйство" появилось в трудах германских ученых). Гибкое сочетание использования государственного сектора, кейнсианских и неоклассических методов регулирования.

4. Азиатский (Япония, Южная Корея,  Сингапур, Таиланд). Здесь палитра  конкретных методов, пожалуй,  более разнообразна от страны к стране [19, с. 34].

В централизованно управляемой  системе существовали и существуют советская, китайская, албанская, кубинская  модели ГРЭ.

Что можно в этом плане сказать  о современной России? Экономика  нашей страны переходная от административно-командной к рыночной. Стабильная экономическая система еще не сложилась. Система эклектична. Она включает в себя элементы и прошлой командной системы и нарождающихся рыночных отношений. Причем эти рыночные отношения в немалой степени напоминают не столько современный рынок индустриально развитых стран, сколько отношения, процветавшие в период, как теперь часто говорят, "дикого" капитализма на рубеже XIX и XX вв.

Окончательный выбор конкретной модели переходной экономики и, тем более, будущей экономической системы в России, выбор наиболее эффективной макроэкономической политики, выбор механизма ГРЭ во многом будет зависеть не только от прагматических соображений, диктуемых экономической эффективностью и социальной направленностью, но и от соотношения политических сил в стране.

 

6. Методы государственного  регулирования в Республике Беларуси.

 

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется посредством следующих  способов (методов):

таможенно-тарифного регулирования;

нетарифного регулирования;

запретов и ограничений внешней  торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

различных мер экономического и  административного характера, содействующих  развитию внешнеторговой деятельности Республики Беларусь [1, с. 147].

На данных мерах стоит  остановиться подробнее. Для содействия развитию внешнеторговой деятельности и для информационного ее обеспечения в республике создана и действует система сбора, обработки, хранения и распространения внешнеторговой информации. Порядок сбора, обработки, хранения и распространения данной информации определяются в соответствии с законодательством Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Данная информационная система содержит сведения о:

программе развития внешнеторговой деятельности;

резидентах и нерезидентах Республики Беларусь, осуществляющих внешнеторговую деятельность на территории Республики Беларусь;

праве Республике Беларусь, международном и иностранном  праве в сфере внешнеторговой деятельности;

обязательствах, касающихся вопросов внешнеторговой деятельности, принятых Республикой Беларусь по международным договорам;

деятельности белорусских  банков, страховых и других организаций, представляющих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;

внешнеторговой статистике Республики Беларусь;

конъюнктуре на рынках других государств (либо групп государств) по основным товарным группам;

перечне товаров, запрещенных  для ввоза в Республику Беларусь, а также вывоза с ее территории; [2, с. 97]

Все участники внешнеторговой деятельности имеют право на получение  в соответствии с законодательством информации, необходимой для осуществления этой деятельности, при условии, что такая информация не содержит сведений, составляющих государственные секреты, или иных сведений, которые охраняются законодательством.

Кроме создания информационной системы, Правительство Республики Беларусь осуществляет следующие мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

разработку программ развития внешнеторговой деятельности;

принятие мер по обеспечению  кредитования участников внешнеторговой деятельности;

обеспечение функционирования систем гарантий и страхования рисков, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности;

организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов  и конференций и участие в  них;

организацию рекламных кампаний и кампаний по развитию внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности;

создание и обеспечение  развития системы консультационных служб;

ведение государственной  системы каталогизации продукции;

реализацию различных форм стимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности [1, с. 117].

Для развития внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь законодательством допускается  создание на добровольной основе на территории Республики Беларусь объединений по отраслевому, территориальному или иным принципам. Данные объединения участников внешнеторговой деятельности создаются с целью обеспечения защиты интересов членов объединения, представления их общих интересов, повышения эффективности и упорядочения внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности, избежания недобросовестной конкуренции, развития и укрепления внешнеторговых связей с нерезидентами Республики Беларусь и их объединениями.

Законодательством не допускается  использование данных объединений для монополизации и раздела внутреннего рынка, ограничение условий конкуренции для участников внешнеторговой деятельности, не входящих в эти объединения, дискриминация в любой форме резидентов и нерезидентов Республики Беларусь в зависимости от участия в объединениях, использование таких объединений для ограничения деловой практики на внутреннем и внешнем рынках.

Изменение государственного социально-экономического устройства Республики Беларусь в направлении  социально-ориентированной рыночной экономики после развала Советского Союза требовало модификации модели обеспечения занятости и организации оплаты труда. Жесткая система централизованного установления тарифных сеток, когда заработная плата в большей степени зависела от отраслевой принадлежности и вида работы, чем от квалификации, результативности труда и экономических показателей предприятия, в начале 90-х годов постепенно стала замещаться коллективно-договорным регулированием. Правовой основой договорного регулирования заработной платы стали законы «О предприятиях Республики Беларусь», «О минимальном потребительском бюджете», поправки в Кодексе законов о труде. В это время субъекты хозяйствования получили право самостоятельно определять формы, системы и размеры оплаты труда работников на основе коллективных договоров и соглашений. На национальном уровне регулировались лишь размеры минимальной оплаты труда и оплата труда в бюджетной сфере.

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики