Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:49, курсовая работа
Международные валютные отношения возникли с началом функционирования денег в международном платежном обороте. На протяжении истории менялись формы мировых денег и условия международных расчетов. Одновременно возрастала значимость системы мирового денежного обращения и повышалась степень ее относительной самостоятельности.
В настоящее время на экономическую политику всех без исключения государств большое влияние оказывают процессы, происходящие в сфере международных финансов. Вполне закономерное стремление упорядочить эти процессы привело к формированию международных (региональных) валютных систем и мировой валютной системы.
Введение ………………………………………………………………………………………………З
Глава I Международная валютная система: сущность, структура, развитие …………………….4
1.1 Понятие и структура мировой валютной системы……………………………………………...4
1.2.Сущность и становление МВС в ХХ в………………………………………………………… 15
1.2.1. МВС до I мировой войны (Золотой стандарт—Парижская и Генуэзская системы)……...15
1.2.2. МВС после II мировой войны (Бреттон-Вудская и Ямайская системы)…………………...19
1.2.3. Становление Европейской валютной системы…………………………………………….. 25
1.3. Россия и биполярная мировая валютная система……………………………………………. 28
Глава II. МВС: ее сильные и слабые стороны. Пути реформирования МВС…………………... 33
2.1 Достоинства и недостатки современной МВС……………………………………………….. 33
2.2. Пути реформирования международной валютной системы………………………………... 44
Заключение………………………………………………………………………………………….. 52
Список использованной литературы……………………
В ЕВС был установлен выражаемый в ЭКЮ курс каждой валюты, на основе которого определялись двусторонние основные курсы валют. Фактические валютные курсы могли отклоняться от установленных в пределах не более 2,26% (за исключением Италии, курс лиры которой мог временно отклоняться на 6%). Англия и Швеция отказались участвовать в новой валютной системе, не ставя, однако, под сомнение свое участие в строительстве ЕС.
Соблюдение пределов должно было обеспечиваться путем вмешательства на валютных рынках посредством ЭКЮ, предоставленных в распоряжение стран-членов ЕС после внесения в общий фонд 20% золотых и 20% остальных резервов, первоначально составлявших 25 млрд. долл. США. В том случае, если отдельные страны оказывались не в состоянии сохранить свой валютный курс в рамках определенного диапазона, валютные курсы изменялись путем девальвации или ревальвации валют, а тем самым изменялась и главная норма ЭКЮ для отдельных валют. С момента создания ЭКЮ было проведено несколько таких изменений (например, марки ФРГ — в сторону повышения, франка Франции — понижения и т.д.).
Одна из важных причин возникновения этой наднациональной валютной единицы состояла в том, что американский доллар, призванный в международной экономической и валютной сфере заменить золото, не представлялся надежным, универсальным средством, способным определять реальные стоимости. Поэтому по идее конструкторов новой валюты эту роль в рамках ЕС должна была выполнять европейская валютная единица, создание которой преследовало и другую цель, а именно освободить ЕВС от возможных необратимых колебаний исключительно одной национальной, т.е. американской валюты и от доминирования политики одной страны, как это было предусмотрено в Бреттон-Вудской системе, базировавшейся на американском долларе. Таким образом, создавалась не простая единица пересчета, а реально функционирующая валюта, на которой должна была базироваться вся денежно-валютная система Европейского сообщества, позволяющая ей, по замыслу разработчиков, стать относительно независимой от американского доллара. Речь при этом шла, разумеется, не об абсолютной независимости, поскольку таковая в принципе невозможна хотя бы потому, что страны — члены ЕС выступают крупнейшими держателями американских долларов и эффективно их используют для выравнивания дефицитов платежных балансов, текущих торговых платежей, для вмешательства на валютных рынках и т.п.
Успешное экономическое строительство Европы создало материальную основу для формирования интегрированной валютной зоны. Она, как известно, предполагала соединение двух элементов:
1. Введения свободной
конвертируемости национальной
валют с целью совершения
2. Обеспечения
определенной стабильности
Платежное средство должно отвечать требованию легальности, т.е. в обязательном порядке приниматься в оплату товаров и услуг. ЭКЮ в этом смысле не было банкнотой, и обязательности приема его в оплату не существовало, хотя в этой денежной единице сложились рынок облигаций, валютный и денежный рынки. ЭКЮ представляло собой «корзинную» денежную единицу, которая рассматривалась как взвешенная средняя национальных валют ЕЭС. Больший удельный вес в «корзине» имели немецкая марка (32,4%) и французский франк (20,6%).
Евро. С 1 июля 2001г. 12 стран ЕС (из 15) перешли на единую расчетную валюту — евро и образовали еврозону.
Были сформулированы четкие требования-критерии к тем странам ЕС, которые признают новую валюту и намерены ввести ее в оборот в соответствием с утвержденным графиком.
Такими критериями определены уровни инфляции, процентных ставок, дефицита государственного бюджета, пределами колебаний валютных курсов, размеры государственного долга (в % к ВВП) и некоторые другие показатели, характеризующие состояние экономики и ее перспективы.
Институты, обеспечивающие функционирование единой валютной системы.
Маастрихтский договор предусмотрел
создание мощного организационного
каркаса
для формирующейся новой валютно-денежной
системы в Европе и мире. Образована
и
эффективно действует Европейская система центральных банков
(ЕСЦБ) государств — членов ЕВС. Эта организация выполняет
следующие задачи:
- определяет и приводит в жизнь валютные политику ЕС;
- осуществляет международные валютные операции;
- хранит официальные резервы иностранной валюты государств-членов и управляет ими;
- содействует функционированию системы платежей.
Европейский валютный институт (ЕВИ). Этот институт играет важную роль в единой валютной системе и действует в соответствии с целями и принципами Устава ЕСЦБ. Его задачами являются:
- укрепление сотрудничества между национальными центральными банками;
- координация валютной политики государств-членов с обеспечения стабильности цен;
- осуществление контроля за функционированием ЕВС;
- проведение регулярных консультаций относительно направлений валютной политики и использования ее инструментов.
Таким образом, была создана мощная
разветвленная
1.3. Россия и биполярная мировая валютная система.
Новая международная биполярная валютная система не может не отразиться и на России. Россия не способна в ближайшее время противопоставить свою валюту ни доллару, ни евро. И поэтому рубль должен приспосабливаться к образующейся новой биполярной мировой валютной системе. Начиная с 1992г. правительство России осуществляло проамериканский курс и проводило долларизацию на территории РФ, что привело к дефолту 17 августа 1998г. Нынешнее правительство должно отойти от проамериканского курса и взять ориентир на Европу и другие страны, с которыми у нес весьма тесные экономические связи в торговле, услугах, движении капитала во всех формах (прямые инвестиции, ценные бумаги и банковские кредиты). В условиях проамериканского курса у России усилились связи с международными финансовыми организациями (МВФ и МБРР), которые находятся под влиянием США, и несколько ослабли отношения с Лондонским и Парижским клубами, в которых ведущие позиции занимают европейские банки и страны, прежде всего члены ЕС.
ХХI век начинается для России с усиления связи со странами ЕС и поэтому очевидна ориентация в валютных отношениях на евро при дедолларизации, что в свою очередь, усилит роль евро на мировой арене. достаточно сказать, что в Российской Федерации только наличных долларов на руках у населения примерно 50 млрд. и перевод их, хотя и частично, реален, а стало быть, усилит спрос на евро при предложении долларов. Это, несомненно, отразится на курсах евро и доллара не в пользу последнего. Использование евро в России охватит ряд важных сфер международных экономических отношении. Уже начался пересчет контрактов во внешней торговле, в которой на сегодняшний день удельный вес доллара составляет примерно 80%, ибо наша торговля, и особенно экспорт, в значительной мере связаны с нефтью и газом, где традиционно расчеты идут в долларах. Валютные резервы Центрального банка России, в настоящее время превысившие 80 млрд. долл., также состоят преимущественно из долларов, на долю которых приходится около 80%. Примерно такой же удельный вес долларов в активах коммерческих банков, которые принадлежат нерезидентам.
Парадоксально выглядят международные расчеты и платежи России, которые осуществляются пока на 80% в долларах, тогда как 60% внешней торговли России приходится на Европу (40% — на страны ЕС) и только 8% - на США.
Также парадоксально выглядят отношения России с нерезидентами в области ссудного капитала. При незначительном удельном весе бизнеса США в активах российских коммерческих банков активы нерезидентов, выраженные в иностранной валюте, примерно на 90% состоят из долларов.
Что касается международной задолженности России, то примерно 1/З из них приходится на Германию. Правда, если исключить из суммы международной задолженности долг СССР, то и Россия брала кредиты, прежде всего у международных организаций (МВФ, МБРР), которые находятся под влиянием США. Не случайно, по-видимому, на заседаниях Лондонского и Парижского клубов наиболее благосклонны к России европейские крупнейшие банки, а именно немецкий банк и французский «Креди Лионе». Именно эти банки чаще занимают благоприятную для России позицию в вопросе о реструктуризации долга и даже списании части долга бывшего СССР речь идет о соглашении с Лондонским клубом).
Улучшение экономических отношений со странами ЕС получило хороший импульс после ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС в конце 1997г. Это обязывает Россию значительно больше внимания уделять и использованию евро.
Что касается перспектив развития евро и европейской интеграции, то, по мнению Иоффе из «Зюдойче Цайтунг», есть два пути: либо назад к национальным государствам с выходом из ЕВС, либо вперед к Соединенным Штатам Европы (Форум Н9, 1999г. стр.4). Как представляется, больше шансов на пути к Большой Европе, где со временем свое место займет и Россия.
Президент В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию в 2004г. поставил ряд важных проблем на будущее, среди которых определил необходимость поскорее иметь полный конвертируемый рубль. Министр финансов А.Л. Кудрин считает, что это возможно сделать в 2008г. Однако если связать это со вступлением в ВТО, достижением полноценного рубля и ликвидацией нищеты, то, скорее всего, не хватит и десяти лет, тем более что темпов роста, которые предложил министр, а именно 10% в год, мы не достигнем.
Так как же относиться к этим проблемам? Первый вопрос - как понимать вообще обратимость и тем более полную конвертируемость рубля? Что это такое? Какие существуют сейчас официальные положения по этому вопросу? Ясно, что когда мы говорим о деньгах, то думаем об объективных закономерностях, и в частности о тех функциях, которые должны выполнять деньги. Если мы говорим о полной завершенной конвертабельности рубля, то должны иметь в виду деньги, которые выполняют безукоризненно все функции как внутри страны, так и на мировой арене. Иначе говоря, они выполняют те же функции, но на мировом рынке. В связи с этим и конвертабельность рубля тоже делится на внутреннюю рубль к товарам) и внешнюю (рубль к валюте), на конвертабельность по текущим и капитальным статьям, к которым Россия только подходит. В соответствии с платежным балансом текущие счета - это торговля, услуги, недвижимость, переводы. Второй вопрос — это капитальные статьи, которые связаны и с прямыми инвестициями (НИИ), и с портфельными инвестициями (облигациями и акциями, банковскими кредитами и рынком ценных бумаг). Что касается внутреннего обмена или конвертабельности рублей в иностранную валюту, то мы в 1993г. вроде к нему подошли и начали с того, что свободно уже обмениваем рубли на валюту. Однако без выполнения валютной функции расчетов и платежа. Внутренняя либерализация цен привела к пирамиде цен, затем либерализация осложнила задачи, которые стояли перед банками, перед фондовой биржей, перед финансами. Все это привело к известным пирамидам, а в 1998г. к дефолту.
Что же следует предпринять в настоящее время, чтобы действительно подойти к полной обратимости рубля? Вступление в ВТО и полная обратимость рубля — это две цели, которые нужно ставить. При этом возникает вопрос: как это осуществить и за какой период? Существуют два пути, по которым можно двигаться к полной обратимости.
Первый путь — это постепенно устранять те ограничения, которые препятствуют выполнению всех функций денег внутри страны и вне. По мере того как снимаются все введенные ограничения, появляется тот рубль, который сейчас только частично внутренне обратим, но он уже становится постепенно и внешне обратимым, если конвертируется за рубежом, признан валютой платежа, расчетов, поступает в мировые валютные резервы.
Этот процесс можно ускорить, идя другим путем, напоминающим период российского нэпа (1921 - 1927). В связи с этим следует помнить одну конференцию накануне развала Советского Союза (1991), в которой участвовали ученые НИИ Госбанка, НИИ Минфина, специалисты и функционеры ‘денежных властей СССР. Тогда возникла идея: а не ускорить ли процесс обратимости рубля введением новой валюты? Вспомнили период нэпа, который сыграл положительную роль, ввод второй денежной единицы — червонца. В законах и постановлениях того времени было четко написано, что Россия якобы может возвратиться к золотому рублю и золотому стандарту, хотя этого не было на практике. действительно, существовали золотые монеты, но они ходили только за рубежом, они не ходили внутри страны. Поэтому выпускались банкноты, т.е. червонцы, рубли, и были еще сов-знаки наряду с кредитными знаками, т.е. было параллельное обращение. Первое время червонец имел малое доверие. Он шел главным образом в основные отрасли промышленности в условиях индустриализации, почти не затрагивая аграрный сектор. Постепенно червонец начал быстро вьггеснять все другие денежные знаки и стал господствующей валютой, хотя не обратимой ни в золото, ни в другие валюты. Переход от ныне ограниченной конвертабельности к полной конвертабельности рубля означает, прежде всего, свободный ввоз и вывоз рубля за границу. Надо к этому стремиться. В настоящее время из России больше уходит иностранной валюты, чем приходит в страну. И поэтому трудно поднимать экономику. Следовало бы стремиться к тому, чтобы и в наличной и в безналичной форме рубль шел за границу и открывались рубленые счета в западных банках. Этим следует заниматься не только УКБ (уполномоченные коммерческие банки), но и другим банкам страны.
В настоящее время ведется много дискуссий относительно того, что делать с выручкой за нефть и газ, за который Россия получает обратимую валюту. Представляется целесообразным порядок; когда обязательная норма отчисления Центральному банку сокращалась (сейчас она 25%), а обратимые валюты были более связаны с российской экономикой.