Монополия и конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция (от лат. "сталкиваюсь") – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в соперничестве за покупательский спрос

Файлы: 1 файл

курсовая монополия и конкуренция.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)
 

Введение 

   Конкуренция (от лат. "сталкиваюсь") – это  соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров. Такое столкновение неизбежно  и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в соперничестве за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание – экономический закон всякого товарного хозяйства.

   Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям – "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения.

   Конкуренция - определяющее условие поддержания  динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

   Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений. Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену. Здесь также существует 
свободный, беспрепятственный доступ хозяйственных объектов 
к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому 
информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции. Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения.

   Монополия (от греч. "один, продаю") – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – сила, подрывающая свободную конкуренцию и стихийный рынок.

   Прежде  чем преступить к анализу естественной монополии, необходимо представить себе модель рыка несовершенной конкуренции, в рамках которой и существует монополия, одной из видов которой является естественная монополия. Лучшим способом характеристики модели рынка несовершенной конкуренции является сопоставление последней с моделью рынка совершенной конкуренции и выявление различий между ними, но об этом позже. В принципе, монополию можно охарактеризовать как рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов. А, следовательно, продукт монополии уникален в том, что не существует хороших или близких заменителей этого товара. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив, в результате чего покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. В противоположность субъекту рынка совершенной конкуренции, который "соглашается с ценой", монополист диктует цену, то есть осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения. При нисходящей кривой спрос на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта.

   Одним из важнейших отличительных признаков  монополии является наличие барьеров для входа в отрасль, то есть ограничителей, которые предотвращают появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для поддержания монопольной власти. Если бы был возможен свободный выход на монополизированные рынки, то экономические прибыли, получаемые монопольными фирмами, привлекли бы новых производителей и продавцов. Монопольный контроль над ценой окончательно бы исчез, так как рынки стали бы конкурентными. Среди основных типов барьеров для входа на рынки, дающих возможность появиться монополии и помогающих её поддерживать, можно указать следующее:

   1. Исключительные права, полученные  от правительства. Например, местные  органы власти часто разрешают  устанавливать системы кабельного телевидения единственной фирме. Органы власти обычно предоставляют монополию на право оказывать транспортные и коммунальные услуги, а также услуги связи. Во Франции с 1904 г. похоронный бизнес контролируется компанией "Дженерал Фьюнералс", монополии, пользующейся государственными субсидиями, которые продают гробы и предоставляют похоронные услуги. Во многих случаях органы власти сами руководят монополиями (почта). Многие государства имеют монополию в продаже крепких спиртных напитков, также являются единственными легальными представителями игорного бизнеса.

   2. Патенты и авторские права,  которые обеспечивают создателям  новых продуктов или произведений  литературы, искусства и музыки  исключительные права, чтобы   продавать или предоставлять  лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут также  выдаваться

   На  производственные технологии. Патенты  и авторские права обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока  действия патента барьер для входа  на рынок исчезает.

   Идея  патентов и авторских прав состоит  в том, чтобы поощрять фирмы и  отдельные личности изобретать новые  продукты и процессы путем гарантирования изобретателям исключительных прав, но то, чтобы реализовать на рынке  плоды их усилий.  Однако, исключительные права гарантируются только на ограниченный период. Поэтому создаваемая таким образом монополия является временной.

   Когда какая-нибудь фирма незаконно вторгается на рынок путем нарушения патента  другой фирмы, ее могут принудить  прекратить продажи по решению суда. Например, в 1985 г. федеральный судья постановил, что

   "Кодак  Корпорэйшн" нарушил семь патентов, выданные фирме "Полароид Корпорэйшн", производя и реализуя с 1976 г.  фотоаппараты мгновенной съемки. Когда постановление суда вступило  в силу, в течении второй недели января 1986 г. "Кодаку Корпорэйшн", на долю которого к середине 80-х годов приходилось 25% годовых продаж фотоаппаратов моментальной съемки, пришлось прекратить производство как этих фотоаппаратов, так и пленки для них.

   3. Собственность на все предложение какого-либо производственного ресурса. Примером чего может являться положение фирмы "Де Бирс" на рынке алмазов, которая обладает монопольной властью на алмазном рынке благодаря ее контролю над продажами около 80% необработанных алмазов, годных для изготовления драгоценностей.

   Какие-либо уникальные способности или знания также могут создать

   монополию. Талантливые певцы, художники, спортсмены, или "сливки  общества" какой-нибудь другой среды обладают монополией на использование свих услуг.

   В принципе, можно и дальше продолжить перечисление особенностей модели рынка  несовершенной конкуренции, однако, не следует забывать, что целью  нашей характеристики монополии  является правильное понимание основных черт последней с целью выявления  основных тенденций для правильной оценки естественной монополии.

   Подводя итог оценки модели рынка несовершенной  конкуренции, следует со всей справедливостью  отметить, что чистая монополия и  совершенная конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры, более детальное сравнение, которых будет представлено в моей работе дальше.  
 
 
 
 
 
 
 

1.    Конкуренция

1.1. Понятие конкуренция.  Основные характеристики

    В зависимости от социально-экономических  отношений, сложившихся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые виды конкуренции. Важные качественные особенности имеет конкуренция, которая складывается в простом и развитом товарном хозяйстве. Так, конкуренция между крестьянами-тружениками и ремесленниками ориентируется на общественную стоимость товара. Кто из них затрачивает на единицу продукции больше труда - по сравнению с общественно необходимой величиной разоряется. Соперничество же между капиталистическими предпринимателями ведётся ради иной цели - получения большей прибыли. В мировой экономической литературе для анализа рыночного соперничества в развитом товарном хозяйстве применяется следующая классификация:

  • в зависимости от состояния рынка: свободная, чистая, совершенная и     несовершенная конкуренция;
  • с учётом методов состязательности: ценовая и неценовая конкуренция.

     

     

       

       
 
 
 
 

Классификация видов конкуренции

Свободная конкуренция означает, во-первых, никем  и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации, и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Во-вторых, никто - ни государство, ни монополии – не оказывают экономического или внеэкономического воздействие на принятие предпринимателями хозяйственных решений.

  Чистая  конкуренция означает, во-первых, наличие множество продавцов, ни один из которых не может целенаправленно влиять на общее количество продаваемой продукции и цену. Во-вторых, обширные группы товаров полностью стандартизированы. Отсутствуют какие-либо индивидуальные характеристики качества продуктов (торговые марки, фирменные знаки).

  Совершенная конкуренция, включая предыдущий вид, кроме того, означает «совершенное» знание участниками торговых сделок характеристик продаваемой продукции. Это предполагает наличие у каждого из них необходимой рыночной информации - о качестве товаров, о ценах, о предложении и спросе, о выгодности торговли и т. п. Что касается несовершенной конкуренции, то о ней будет сказано чуть позже

  Ценовая конкуренция - такой способ борьбы соперников, при котором средством поражения противника служит снижение или повышение цены.

  Неценовая конкуренция предполагает применение других экономических и внеэкономических методов.

   Свободная     конкуренция,  естественно,  соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй,  только в Англии  и лишь только в 19 веке. Свободной конкуренции в достаточной мере соответствовали чистая и совершенная конкуренция.

Свободная конкуренция ведет ничем неограниченную войну всех против всех. В исходе всей этой многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке устанавливается общая цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Конкуренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравнивающие рыночные цены.

 Ценовая конкуренция, которая ведётся посредством  сбивания цен, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры". В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы. Говоря конкретнее, рыночное соперничество приводит к успеху, если товаровладелец заботится о том, чтобы сохранить и расширить производство, усовершенствовать его технику и организацию. Когда он применяет эффективные экономические методы борьбы с соперниками: снижает стоимость своих товаров, повышает их качество, расширяет ассортимент продукции, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

 Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хаек сделал важное  обобщение: "Общество  полагающиеся   на  конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, ... замечательно подтверждённый всей истории цивилизации. Конкуренция ... показывает, как можно эффективнее производить вещи ...". 
 
 

Информация о работе Монополия и конкуренция в России