Монополия и конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция (от лат. "сталкиваюсь") – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в соперничестве за покупательский спрос

Файлы: 1 файл

курсовая монополия и конкуренция.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

   В принципе, на больших исторических интервалах времени все без исключения монополии считаются открытыми. Действительно, легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии  от конкурентов, могут быть либо обойдены, либо опротестованы, либо отменены, что нередко встречается в антимонопольной практике различных стран.

   Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Которые, как уже говорилось выше, используя свое монополистическое положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая характеристика рынка чистой монополии - монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

   Особенность монопольной цены заключается в  том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует - монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную "дань", которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение. 

   Отличают  монопольную высокую и монопольную  низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается - она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

   Структура     монопольной     цены     может     быть     представлена формулой:       Рмон.= Р1 + Р2 +РЗ,

   где Р1 – средняя прибыль, получаемая предпринимателями в 
условиях свободного перемещения капитала в результате 
действия      межотраслевой      конкуренции; Р2 – обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения; РЗ – монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения. Монопольная цена – это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную РЗ. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно.

   Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в  отрасль других предпринимателей, которые в результате "ломают" монополию.

   Следует учитывать и то, что монополия  может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Классификация монополий 

   Монополия — это понятие, противоположное  конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории "чистая монополия", которая характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка   одной фирмой. В экономической теории принято выделять чистую и абсолютную монополии. Чистая монополия означает, что действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Абсолютная монополия – сравнительно редкий случай, когда чистый монополизм охватывает всю национальную экономику и полностью исключает конкуренцию в стране.

В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают всяческие виды монополии.

   Существует  также искусственная монополия, которая означает сосредоточение в чьих-то руках только рынка производства или рынка сбыта того или иного продукта. В свою очередь, как показывает экономическая история разных стран, искусственная монополия имеет следующие формы: неустойчивую, устойчивую и всеобщую. Неустойчивая монополия принадлежит покупателю или продавцу продукции или располагает лучшими в данной отрасли производственными факторами. Однако необычные экономические преимущества не могут долго удерживаться из-за непрерывной конкурентной борьбы.

   Примером  торговых монополий могут служить  гигантские торговые объединения. Они в 17–18 вв. поделили между собой мировые рынки закупок и сбыта товаров и использовали государство для закрепления своих исключительных прав и создания обширных колониальных империй.

   Устойчивый  характер приобрели гигантские торгово-промышленные монополии, которые в кон. 19 – нач. 20 вв. возникли в Германии, США, Англии и в других странах. Они сосредоточили в своём распоряжении материальные условия выпуска определённых видов продуктов, лучшую в отраслях технику и квалифицированную рабочую силу, а также захватили многие источники сырья и рынки сбыта. С конца 19 в. быстро развились разнообразные формы устойчивых монополий: картель, синдикат, трест и концерн.

   Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доли каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рыка и т.п.  

   Синдикат  – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

   Трест – монополия, в которой совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

   Концерн – союз формально независимых предприятий, в рамках которого головная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками. Концерн сейчас получил широкое распространение. 

   Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда экономических, технических, юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль.

   В то же время необходимо заметить, что  как теория, так и накопленный  мировой опыт позволяет сделать  вывод о том, что в долговременном периоде абсолютно непреодолимых  барьеров для вступления в отрасль  не существует. Исходя из принципа различной  степени ограниченности доступа на рынок, монополии могут быть классифицированы как закрытые, производственные, природные, естественные и открытые. В силу различных обстоятельств одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке.

   Закрытая  монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности, либо не допускают возможность использования чужой интеллектуальной собственности. На защите последней стоит прежде всего патентное право и институт авторских прав.

   Естественная  монополия образуется в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит его объем, на который предъявляется спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут далеки от оптимума, что как снизит эффективность их деятельности, так и вызовет потери у потребителей в результате роста цен. Близкой по характеру к естественной является производственная монополия.

   Природные монополии возникают в результате наличия уникальных природных явлений (климат, природные ископаемые, редкость определенного сырья, расположение).

   Открытая  монополия характеризуется тем, что фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не в результате какой-либо защиты от конкурентов, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии, а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

   Всеобщая  форма монополий развивается  тогда, когда объединения предпринимателей всесторонне – с помощью государства, оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производственные комплексы, как, например, военно-промышленный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Государственный контроль над монополиями и монополистическая    конкуренция 

   В разных странах список естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства  в  их  деятельность   неодинаковы. Но, как правило, это отрасли, связанны с добычей или переработкой энергетического сырья, предоставлением транспортных или иных коммунальных услуг. Наиболее последовательно и широко государственное регулирование применялось в отраслях общественного пользования. Это, прежде всего "газо", "электро" и водоснабжение, также различные отрасли связи. Все это капиталоемкие отрасли с медленным оборотом производственных фондов, то есть по сути своей естественные монополии. Основной задачей регулирования естественных монополий является создание барьеров на пути повышения цен и ограничения выпуска продукции со стороны фирмы, вознамерившейся использовать преимущества естественной монополии во вред потребителям.

   Государственное воздействие на экономику этих отраслей проявляется, прежде всего, в регулировании в области финансов, заработной платы, цен, а также качества продукции и предоставляемых услуг. Кроме   того,   количество   кампаний   и   строительство   новых предприятий (например, газопроводов, ГЭС и прочих подобных объектов) контролировалось органами местной или федеральной власти, путем выдачи на них специальных разрешений-сертификатов. Цель такого регулирования - обеспечить общество, особенно промышленность, теми преимуществами, которые дает приобретение продукции и услуг общественного пользования по разумным с точки зрения правительства ценам.               

   Надо  учитывать, что регулирование такого типа осуществляется в интересах крупного частного капитала, в больших количествах потребляющего продукцию этих отраслей. Основные функции контроля над ценами продукции и услугами отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии и природного газа, возложены на специальные комиссии и Федеральную энергетическую комиссию.

   Регулирующая  деятельность специальных комиссий ограничена операциями в пределах отдельных районов. Сфера регулирования Федеральной энергетической комиссии - это межрайонная торговля электроэнергией и газом, включая и ценообразование на эту продукцию. По мере роста межрайонных операций функции контроля над тарифами все больше переходили от областных комиссий к Федеральной энергетической комиссии.

   Правительственное регулирование цен в отраслях общественного пользования преследовало двойную цель. Во-первых, оно должно было стимулировать расширение производств, и сбыт продукции, необходимой во всех сферах экономики, по ценам, приемлемым для компаний потребителей, и, во-вторых, обеспечить определенную прибыль, компаниям отраслей общественного пользования, способствуя привлечению в эти отрасли новых капиталов. В области ценообразования такое регулирование осуществлялось, как правило, путем установления верхнего предела цены, который фирмы не должны превышать при продаже своей продукции. Основным принципом построения такой цены является возмещение издержек плюс "разумная" прибыль*.

   Очень часто регулирующие комиссии устанавливают  лишь общую норму прибыли для компаний, предоставляя последним широкую свободу разработки конкретных тарифов на свою продукцию при условии не превышения установленных общих лимитов*. Широко развернувшаяся в кон. 19 – нач. 20 вв. монополизация экономики явилась, как известно, закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием НТР. Однако производственная концентрация и монополизация не являются постоянно и, безусловно, действующими тенденциями в экономике.

   Стремление  крупных объединений полностью  захватить рынки встретило недовольство мелких и средних предпринимателей, широких слоев населения, что потребовало вмешательства государства. В США, а затем в других странах было введено антимонопольное законодательство, которое поставило определённые преграды монополистическому захвату рынков.

Информация о работе Монополия и конкуренция в России