Монополия и конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция (от лат. "сталкиваюсь") – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в соперничестве за покупательский спрос

Файлы: 1 файл

курсовая монополия и конкуренция.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Функции конкуренции.

Функция   регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

  Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  - предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

  - предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

 Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

 Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

 Политика  в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция  могла выполнять свои функцию. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

  • технический прогресс в отношении изделий и  прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
  • предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям, например, склонности потребителей (адаптация под давлением конкуренции).

 Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед 

 предприятия-пионера  и насколько динамичен спрос.

 В каждой рыночной экономике существует опасность  того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков.                              

  Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

  • качество конкуренции;
  • само существование конкуренции;

  - цены   и   качество   изделий   должны   быть   в   центре           внимания конкуренции;

  • предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
  • защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

   - ограниченная по времени патентная  защита (20 лет) и 
зарегистрированные  промышленные образцы, а также образцы 
промышленной эстетики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Рынок чистой конкуренции 

   Исследование  структур рынка необходимо начать с  чистой конкуренции,  так  как  знание  ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для  выявления взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значение  не  в  силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.

   Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции.  Для рынка чистой конкуренции являются характерными целый ряд признаков:

   - объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не  оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара;

   - отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, является свободный для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

   Прежде  всего, речь идет о наличии большого или  неограниченного числа  продавцов,  что  не позволяет ни одному товаропроизводителю навязывать цену путем ограничения или  увеличения  производства  в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропро- изводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов,  т.е. власти рынка, который выявляет наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов.  

   Немаловажным  обстоятельством является то, что  для рынка чистой конкуренции характерна стандартная, т.е. однородная продукция.

   Равновесие  в краткосрочном  периоде:

   В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

   Существуют  два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка. Первое из них гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек или хотя бы не равен им. Второе правило определяет,  что если фирма решила  продолжать производство, то  она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

   На  основании этих правил можно сделать  вывод, что фирма будет вводить  такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если при этом цена превосходит средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки  производства остаются  неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.

   Равновесие  в долгосрочном периоде:

   Можно сформулировать следующие условия  равновесия фирмы в  долгосрочном периоде:

    1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара (согласно универсальному правилу);

    2) фирма должна получать  нулевую экономическую прибыль;

    3) фирма не  в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства.

    Эти три условия эквивалентны следующим:

       - фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде;

       - для всех  фирм  отрасли  их предельные издержки производства равняются цене товара;

       - фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде.

   Когда все фирмы отрасли действуют  с минимальными издержками в долгосрочном периоде, то считается, что отрасль находится в равновесии. Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы  увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.

   При рассмотрении рынка чистой конкуренции со стороны спроса следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками  и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем. Как известно, цена на данном рынке устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъекта не оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее состояние спроса на этом рынке характеризуется нестабильностью под влиянием изменения цены, т.е. кривая общего спроса обладает эластичностью по цене,  но не обладает совершенной эластичностью, тогда как последняя характерна для кривой спроса отдельного предприятия.

   Кривая  рыночного  отраслевого спроса является нисходящей, тем самым указывается на зависимость объемов производства от цены, но цены не отдельно взятого предприятия, а всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции. 

Дадим несколько свойств чистой конкуренции:

    • Очень большое число.

Основной  чертой чисто-конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

    • Стандартизированная продукция.

Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и т.д. рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.

    • "Принимающие цену".

На чисто  конкурентном рынке отдельные фирмы  осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало бы уменьшение ее прибылей.

    • Свободное вступление и выход из отрасли.

Новые фирмы могут свободно входить, а  существующие – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

   Чистая  конкуренция на практике встречается  довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

   1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной  модели, чем любой другой рыночной  структуре. Например, многие особенности  сельского хозяйства намного  легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

   2. Чистая конкуренция представляет  собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия "доход" и "издержки". Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

   3. Функционирование чистой конкурентной  экономики дает нам образец,  или стандарт с которым можно  сравнивать или оценивать эффективность  реальной экономики.

Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в  общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не способна ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Конкурентный производитель не имеет собственной ценовой политики, то есть возможности регулировать цену. Он скорее может лишь приспосабливаться к рыночной цене, которую вынужден рассматривать как заданную величину, определяемую рынком. Как уже было сказано выше – конкурентный продавец выступает в роли принимающего цену. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Монополия и конкуренция в России