Монополия и конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция (от лат. "сталкиваюсь") – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в соперничестве за покупательский спрос

Файлы: 1 файл

курсовая монополия и конкуренция.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

   Ослаблению  олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей  из других стран. Оба этих фактора  могут содействовать формированию конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе исторической тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения, либо слияния. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и под воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия.

   Поглощение  осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретения того или иного предприятия либо полностью, либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между сильным и слабым конкурентами.

   Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя подобного рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной как выбор третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая "война". В основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных конкурентов умножить свою рыночную силу. Такая централизация капитала, а затем его концентрация позволяет существенно увеличить свою долю продажи на соответствующем рынке, контролировать рынок и цену своей продукции, а также существенно снизить затраты на ресурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленным ценовую конкуренцию, которая может превратиться в войну цен и привести к истощению всех его участников. Поэтому в рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться без должного учета реакции на нее конкурентов.

   Другим  существенным фактором, создающим объективные  предпосылки для формирования олигополистических структур рынка, является научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба производства. В процессе совершенствовании техники и появления новых технологий существенно расширялись технологическая концентрация производства, оптимальные размеры предприятия достигали таких масштабов, которые становились существенным препятствием для вхождения в отрасль новых фирм.

   Эти препятствия связаны как с  финансовыми проблемами, так и  с требованием достижения низких издержек производства. В результате и с технической, и с экономической, и с финансовой точек зрения достижение масштаба производства становится трудно преодолимым барьером для вступления в отрасль. Кроме того, во многих случаях удовлетворение совокупных потребностей общества в национальных, региональных или локальных границах лучше обеспечивается на основе более рационального использования ресурсов несколькими хозяйственными субъектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства. К тому же существуют общие правовые ограничения, защищающие интересы производителей, связанные с владениями патентами, лицензиями.

   Специфика олигополистической структуры рынка  обуславливает особенности рыночного  поведения хозяйственных субъектов и ценообразования. Ценообразование на олигополизированном рынке характеризуется многообразием форм своего проявления, но их группировка позволяет выделить четыре основные принципа:

    • ценовая конкуренция;
    • тайный сговор в цене;
    • лидерство в ценах;
    • ценовая накидка.

   При этом надо отметить, что всеобщая взаимозависимость  и непредсказуемость в отношении  ответных действий со стороны конкурентов  делает анализ олигополистического  ценообразования весьма сложной  проблемой. Тем не менее, изучение базовых  положений ценообразования в рамках олигополии позволяет получить отправные моменты для понимания поведения агентов рынка с олигополистической структурой.  

Общая оценка олигополистических структур.

   Оценивая  значения олигополистических структур, необходимо отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на положительную, так и негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную реальность их существования. Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополи-зированными структурами достигнуты значительные успехи в развитии научно-технического прогресса (аэрокосмическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополии обладают значительными финансовыми ресурсами, а также заметным отличием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступностью участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные фирмы, как правило, не обладают достаточными средствами для не привлекательных стимулов при реализации имеющихся разработок. Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Но, если монополизированный рынок оказывается под контролем и регулируется государством, то олигополия получает возможность заключения тайных соглашений и тем самым уходит из-под контроля государства и создает видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремиться извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества. Другим отрицательным моментом может служить то, что, несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатываются независимыми изобретателями, а также небольшими и средними фирмами, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.

  В целом, когда обращается внимание на оценку эффективности олигополий, то отмечается, что последние нередко  заинтересованы в сдерживании научно-технического прогресса, так как они не будут спешить внедрять появившиеся "новинки" до тех пор, пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал. Такая политика препятствует моральному износу как машин и оборудования, так и технологий и продуктов. 

Ценовая политика

  Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является "лидерство в ценах". Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения "ценовых войн". Это достигается с помощью негласного соглашения – принимать цены фирмы-лидера.

Последняя – это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что "фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен".

   Возможны  и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого соглашения между олигополистами. Цена природных монополистов находится под контролем государства. Правительство постоянно проверяет цены, устанавливает предельные границы, исходя из необходимости обеспечить определенный уровень рентабельности фирмы, возможностей развития

   и т.д.

Заключение 

   Из  всего рассмотренного можно подвести следующие итоги:

   • считается, что все многообразие рыночных структур охватывается четырьмя теоретическими моделями:

    1) совершенно конкурентный рынок;

    2) монополия; 

    3) монополистическая конкуренция; 

    4) олигополия.

   • два основополагающих правила применимы для анализа любой рыночной структуры:

    1) фирма должна продолжать производство  товара, если при достигнутом  уровне выпуска готовой продукции ее суммарный доход превышает суммарные переменные издержки;

    2) если фирма решила продолжать  производство, то она должна выпускать  такое количество продукции, при  котором предельный доход равен предельным издержкам.

   • в условиях совершенно-конкурентного рынка кривая спроса отдельной фирмы абсолютно эластична, предельный доход равен цене товара, а кривая предложения совпадает с отрезком кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных издержек. В краткосрочном периоде фирма приспосабливается к вариациям рыночных цен, только изменяя величину переменного фактора. Она максимизирует прибыль, когда предельные издержки равны цене товара. Если цена (Р) выше средних общих издержек (АТС), то фирма получает прибыль; когда Р =АТС – фирма имеет нулевую прибыль; в случае Р<АТС фирма несет убытки.

Для равновесия фирмы в долгосрочном периоде необходимы три условия:

    1) MR=MC;

    2) экономическая прибыль равна  нулю;

    3) фирма отрасли вырабатывают все резервы "экономии на масштабах" и производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума кривых LRAC.

   • при монополии кривая спроса и  среднего дохода совпадает с рыночной кривой спроса. Кривая MR лежит ниже кривой спроса. В краткосрочном периоде  фирма достигает максимальной прибыли, когда MR=MC. Это происходит всегда при объемах производства, меньших, чем в условиях совершенной конкуренции, но более высоких ценах. Равновесие монополиста в долгосрочном периоде будет продолжаться, пока фирма сохранит монополию. Путем ценовой дискриминации монополист может увеличить объемы продаж и получаемую прибыль.

   • модель монополистической конкуренции  характеризуется сочетанием совершенно-конкурентного (свобода входа и выхода) и монополистического (падающий характер кривой спроса) рынков. Отличительной чертой является наличие в отрасли достаточного числа конкурентов, которые проводят собственную ценовую политику, не взирая на реакцию конкурентов.

   • при олигополии выполняются три  условия:

    1) в отрасли действуют несколько  фирм, так что отрасль не является монополизированной;

    2) кривая спроса каждой фирмы  имеет падающий характер;

    3) в отрасли присутствует, по крайней  мере, одна крупная фирма, любое  действие которой вызывает ответную  реакцию конкурентов. 

В краткосрочном  периоде фирма-олигополист реагирует на колебание спроса не изменением цен, а уменьшая или увеличивая объем продаж.

 

     В заключение мне бы ещё  хотелось рассмотреть вопрос сравнения чистой монополии и совершенной конкуренции, который нельзя оставлять без внимания.

   Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. Карл Маркс говорил: "В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу". В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

   Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция. Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:

   1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают  продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную   власть над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

   2. Если совершенная конкуренция происходила, прежде всего, за 
обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно    больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных  ресурсов.

   3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, 
где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного 
производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный     уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на    нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся   методом конкурентной борьбы.

   4. Значительно   расширяется   арсенал способов такой борьбы. 
Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, 
применяются и другие способы. Отличают три основные формы 
конкурентной  борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая 
(нечестная).

   Ценовая  конкуренция это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества.    Производители используют манипулирование ценами, теневые цены,  тайные  уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках.       

Информация о работе Монополия и конкуренция в России