Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:15, курсовая работа
Конкуренция (от лат. "сталкиваюсь") – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в соперничестве за покупательский спрос
В США первым шагом, направленным против монополизации экономики, был акт Шермана, изданный в 1890 г. Он формально поставил вне закона тресты и другие объединения предпринимателей, если они ограничивали торговлю между штатами и другими государствами, запрещал такую ²монополизацию². Акт Клейтона 1914 г. запретил нечестную торговую практику. На образованную в 1914 г. федеративную торговую комиссию была возложена задача: запрещать нечестную конкуренцию и антиконкурентные слияния компаний.
В
конце 60-х гг. нынешнего столетия
антимонопольное законодательство имелось
в большинстве западных стран. Правительство
Украины в 1993 г. ввело прямое государственное
установление цен на продукцию природных
монополистов. Для экономических монополистов
предусмотрено установление жесткого
государственного контроля над ценами
через систему
декларирования, в процессе которого государственные
контрольные органы на основе поэлементного
контроля монополии в современной экономике.
В 1973 г. в Великобритании был принят закон о справедливой торговле, согласно которому фирма, контролирующая свыше 25% рынка, становится монополистом. При правительстве Великобритании был утвержден пост ген. Директора по свободной торговле. В его обязанности входит проведение расследования всех случаев нарушения закона о справедливой торговле.
В
числе преобладающих в
Для
регулирования деятельности естественных
монополий необходимо выполнение следующих
основных правил:
1.Цены
должны быть максимально
2.Прибыль должен обеспечивать только нормальную норму прибыли.
3.Производство
должно быть эффективным.
Действуя как рациональный экономический субъект, монополист стремится к максимизации своей прибыли и производит до точки, в которой MR = LRMC*, при этом выпуск монополии составляет Qm и имеет цену Pr. При этой цене монополия получает экономические прибыли, поскольку Pr>LRAC*, то есть цена больше средних издержек. Однако на практике столь высокая цена неприемлема для потребителя, поэтому регулирующие службы стремятся значительно понизить её, устанавливая "потолки" цен. В свою очередь фирма-монополист может снизить средние издержки производства, продолжая производить свыше Qm. Ее цель заключается в том, чтобы максимизировать прибыли, не заниматься постоянным снижением средних издержек. В правиле относительно установления цены сказано, что цену нужно устанавливать максимально приближенную к предельным издержкам. Если бы монополия принуждена была устанавливать цену, равную предельным издержкам, то для продолжения деятельности ей потребовались правительственные субсидии.
Таким образом, работники регулирующих служб должны пытаться устанавливать цены, максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек. Один из способов, с помощью которого можно было бы этого добиться, заключается в использовании двухкомпонентного тарифа. Двухкомпонентный тариф представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, затем плата взимается за потребление каждой единицы данного вида услуг, то есть переменная плата. В случае с электроэнергией, например, была бы установлена фиксированная плата, скажем, 100 руб. в месяц за подключение к муниципальной электрической сети, затем отдельно измеряемая по счетчику плата за каждый киловатт-час электроэнергии. Доход от фиксированной составляющей платы за услугу давал бы компании возможность возместить свои издержки даже в том случае, если переменная составляющая была бы установлена равной предельным издержкам.
Некоторые предприятия коммунального обслуживания используют модифицированную систему, при которой несколько первых киловатт-час энергии отпускаются по более высокой цене, цены на дополнительные единицы электроэнергии устанавливаются ближе к предельным издержкам.
Более распространенный, но менее удовлетворительный подход заключается в установлении цен на уровне средних издержек. При установлении цены Pr на уровне LRAC имеет место нулевая прибыль. При этой цене объем потребительского спроса составит Qr. Заметим, что Pr есть минимальная цена, позволяющая монополии работать самостоятельно, без субсидий. Пусть цена Pr одобряется регулирующей службой, тогда монополия может продать всё количество товара, которое он пожелает выпустить, по данной цене, причем в этом случае цен становится кривой предельного дохода фирмы-монополиста вплоть до величины выпуска Qr. Если фирма произвела больше Qr единиц продукции, это привело бы к падению цен и экономическим убыткам. Отсюда следует, что фирма максимизирует прибыли при установлении комиссией цене Pr, производя Qr единиц в месяц при этой цене, даже если Pr>LRMC при таком уровне выпуска.
Однако
необходимо упомянуть, что существуют
две проблемы, связанные с ценообразованием
на основе предельных издержек, которые
и определяют отрицательные стороны данного
типа ценообразования. Первая проблема
заключается в том, что при объёме выпуска
Qr, то есть при объёме выпуска, соответствующему
ценообразованию на основе средних издержек,
велика величина социальных потерь. В
основу второй причины положен тот факт,
что предельные издержки предприятий
сферы коммунального обслуживания имеют
тенденцию к изменению во времени. Как
правило, наращивание производства электроэнергии
требует гораздо меньших затрат в ночное
время, когда работают только эффективные
предприятия, чем в дневное время, когда
для удовлетворения спроса отрасль коммунального
обслуживания часто вынуждена работать
на полную мощность. Цены должны отражать
изменение величины предельных издержек
во времени; цены, базирующиеся на средних
издержках, обычно не могут это сделать
должным образом.
Монополистическая конкуренция.
Приступая к рассмотрению монополистической конкуренции, после того как нами уже освоены рыночные структуры с совершенной конкуренцией и с чистой монополией, надо начать с того, что она является своего рода «золотой серединой» между ними. Можно сказать, что монополистическая конкуренция не является ни совершенно-конкурентной, ни чисто-монопольной. Для монополистической конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей. В связи с тем, что монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии, можно выделить следующие ее признаки. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действуют много фирм и имеется достаточно свободный вход в эту отрасль и выход из нее. Другой чертой этого рынка является то, что все фирмы отрасли имеют определенную возможность "назначать" цену на производимый ими товар, т.к. каждая фирма продает отличный продукт от товаров других фирм.
Например, все фирмы выпускают верхнюю одежду. Казалось бы, товар один – мужские пальто, но каждая фирма выпускает свой товар, отличный от других фирм фасоном, составом и цветом ткани, отделкой, применяемой фурнитурой и т.п. Происходит дифференциация товара, которая покрывает фирмам возможность манипулировать ценами, повышать или понижать их. В то же время, назначая цены, продавцы не могут не считаться со спросом и предложением, поэтому термин "назначенная цена" призван подчеркнуть тот ее уровень, на который рассчитывают продавцы. В жизни они вынуждены находить разумные решения между желанием продать дороже и стремлением увеличить объем продаж, т.е. найти наиболее выгодную для себя цену или набор цен. В конечном счете, каждый продавец устанавливает окончательную цену, хотя многие из них предпочитают преобладающую цену. Однако поиски уровня цен далеко не свободны от ограничений, налагаемых спросом и предложением. Даже крупные корпорации испытывают влияние спроса и предложения на принимаемые решения. К тому же цены предложения зависят от издержек, а с издержками вынуждены считаться любой продавец.
Поэтому
отправным пунктом
Относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.
Таким
образом, фирмы на рынке монополистической
конкуренции вступают в соперничество
не только (и даже не столько) через цены,
но и путем всемирной дифференциации продукции
и услуг. Монопольность в такой модели
заключается в том, что каждая фирма в
условиях дифференциации продукции обладает
в некоторой мере властью над своим товаром;
она может повышать и понижать цену на
него вне зависимости от действий конкурентов,
хотя эта власть и ограничивается наличием
производителей аналогичных товаров.
Кроме того, на монополистических рынках
наряду с мелкими и средними существуют
достаточно крупные фирмы. При такой модели
рынка фирмы стремятся расширять свою
область предпочтений путем индивидуализации
своей продукции. Это происходит, прежде
всего, с помощью товарных знаков, наименований
и рекламной компании, которые однозначно
выделяют различия товаров.
Монополистическая конкуренция отличается от совершенной монополии
по следующим признакам:
- доступ
к рынку для новых продавцов
при монополистической
конкуренции затруднен в силу наличия
предпочтений.
4.
Олигополия. Понятие,
основные характеристики
Олигополия. Особенности рынка олигополий.
Наряду
с монополистической
По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на "плотные" и "разряженные" олигополии. К "плотным" олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены от 2 до 8 продавцами. Структуры рынка, которые включают в себя более 8 хозяйственных субъектов, относятся к разряженным монополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях "плотной" и "разряженной" олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это делается практически невозможным.
Исходя из критерия характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартизированных продуктов. Многие стандартизированные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы и т.п.
Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска многообразного ассортимента одних и тех же продуктов, т.е. в тех отраслях, в которых возможно разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг. Уровень плотности олигополической структуры рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством фирм, можно определить степень концентрации производства, а, следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства. В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться на масштабы только национальной экономики. Олигополические структуры могут формироваться как на региональном, так и местном уровнях хозяйствования. Так, например, в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольших городов) также формируются олигополистические структуры, равным образом, как и на региональном уровне в области предложения, например, кирпича. Однако на каком бы уровне мы не рассматривали олигополии, следует не забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно равными потребительскими свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла, мед и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).