Монополия и конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция (от лат. "сталкиваюсь") – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в соперничестве за покупательский спрос

Файлы: 1 файл

курсовая монополия и конкуренция.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

1.3. Преимущества и  недостатки рынка  совершенной конкуренции 

  В условиях неограниченной конкуренции  экономика функционирует с максимально  возможной эффективностью. Ни один производитель не может получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения своих издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются ненормальные прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний потребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производства, которые, таким образом, привлекаются в одни, отрасли или устраняются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны и перемещаются из сфер производства, от которых отворачивается потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос. Конкуренция тех, кто ищет факторы производства, влечет за собой установление уровня процентной ставки, благоприятного для тех, кто стремится к сбережениям. Высокий процент поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким образом, высвобождаются средства для инвестиций.

   В условиях совершенной конкуренции  удовлетворительно решается проблема экономической власти. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею. Из этого следует, что становится ненужной государственная власть, служащая ограничению или регламентации частной экономической власти. Поскольку без государственного содействия достигнут максимум эффективности экономической системы, очевидно, что любое вмешательство правительства повредило бы такой эффективности. По удачному выражению Гэлбрейта: "В государстве благоденствия – нет необходимости в министерстве благоденствия".

   Достоинства модели совершенной конкуренции  были таковы, что она все менее  соответствовала действительности, и становилась скорее описанием  идеального общества; такие теоретики, как Энрико Бароне  и Оскар  Ланге, даже считали ее целью социалистического общества.

   Вследствие  критики, развернувшейся в последние  годы, сегодня используется лишь нормативный  аспект этой модели.

   Такое критическое отношение стало  следствием не только сопоставления ее с фактами, но и пересмотра понятия конкуренции и ее форм.

   А факты показывают, что если модель неограниченной конкуренции и могла в целом подходить к структуре экономики XIX века, которая характеризовалась капитализмом с мелкими производственными единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве отраслей хозяйственная деятельность осуществляется незначительным количеством фирм. Классическая конкуренция между многочисленными мелкими фирмами уступила место "конкуренции в узком кругу".

   Изучение  концентрации экономики наносит удары по понятию "автоматизация рынка".

   Исследования, касающиеся рекламы и ее развития в современных условиях, показывают, что для нынешней экономической жизни характерно скорее разнообразие, чем однородность выпускаемой продукции. Таким образом, второе условие совершенной конкуренции полностью отпадает.

   Что касается свободного доступа в сферу  той или иной отрасли  экономики, то достаточно перечислить необходимые  для этого условия, чтобы представить  себе все ограничения, с которыми приходится сталкиваться в реальной экономической жизни:        

   -  прежде всего, требуется, чтобы  инвестиции, необходимые для утверждения  в отрасли, были незначительными  и вступающие в нее фирмы  могли найти достаточные средства;

   - нужно затем, чтобы рост производства  в отрасли в результате появления новичков не оказал заметного влияния на цены и не отпугнул бы их, вызвав опасение изменить существующий уровень цен;

   - все потенциальные новички должны  иметь свободный доступ к производственным факторам, которые не находятся в руках или под контролем существующих уже фирм-монополистов;

   - не должно существовать никаких  искусственных препятствий для  вступления в данную отрасль;

   - новички должны производить товары, идентичные тем, которые поставляются  существующими фирмами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Способы ведения  конкурентной борьбы

   Конкуренция в переводе с латинского языка  значит "сталкиваться" и, как было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

   Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

   Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.

       Добросовестная  конкуренция

Основными методами являются:

  • повышение качества продукции
  • снижение цен ("война цен")
  • реклама
  • развитие до- и послепродажного обслуживания
  • создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР
 

      Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, так называемая "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая  конкуренция  используется для  выталкивания  с  рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

      Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.

      В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам. Так как знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

      Большую роль играет "пред" и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание-создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

   В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации (пресса, TV), реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

      Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

           Недобросовестная  конкуренция

Основными методами являются:

  • экономический (промышленный шпионаж)
  • подделка продукции конкурентов
  • подкуп и шантаж
  • обман потребителей
  • махинации с деловой отчетностью
  • валютные махинации
  • сокрытие дефектов и т.д.

   К этому можно также добавить и  научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

      Таким образом, мы видим: конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, она прокладывает дорогу всему новому и прогрессивному. Во-вторых, благодаря соперничеству утверждается общественно нормальные условия производства и обращения. В-третьих. Разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определённо расслоение: на тех, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения, и на опустившихся ниже общественно- нормального уровня, разорившихся потерпевших хозяйственный крах.

   В условиях развитого рынка конкуренция имеет более широкие экономические и социальные последствия. Одно их них образование монополий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Монополия

2.1. Понятие монополия.  Основные характеристики  рынка чистой монополии 

   Монополия представляет собой сложное, многоплановое  явление, поэтому при ее определении  целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется:

  • как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей.
  • как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия или решения).
  • как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.

   Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей

   Абсолютная  или чистая монополия возникает  в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, т.е. последняя представлена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара. Следовательно, законы спроса и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно, что для отдельного предприятия, что для отрасли и в целом. Поэтому, что свойственно поведению предприятия, то характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию чистой конкуренции. Как мы уже знаем, в условиях чистой конкуренции положение предприятия, оценка его деятельности и поведения не совпадает с оценкой положения на отраслевом рынке. Предмет монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или близких заменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него.

   Отсутствие  заменителей монополизированного  продукта, имеет огромное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги монополист может варьировать уровень расходов на рекламу или не заниматься ей вообще. В частности, реклама предметов роскоши направлена на привлечение покупателей, тогда как товары первой необходимости в рекламе не нуждаются, так как их потребители постоянно сталкиваются с необходимостью их приобретения. В отличие от фирм, действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой.

   При нисходящей кривой спроса на свой продукт  как на продукт отрасли фирма-монополист может вызывать изменение цены на него путем манипуляции количеством его предложения.

   Однако  это не исключает появления конкурентов, но они могут появиться на рынке  гораздо позже. Конечно, данная классификация  имеет весьма упрощенный характер. Отдельные фирмы при стечении благоприятных для них обстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий. К их числу относятся компании, обслуживающие систему телефонной связи, электрические и газовые компании, которые сочетают в себе одновременно свойства и естественной монополии, предопределяемой уровнем технического и технологического развития отрасли, и закрытой монополии, связанной с появлением на определенном этапе развития экономики тех или иных юридических барьеров для вступления в отрасль.

Информация о работе Монополия и конкуренция в России