Основные научные школы экономической теории на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности экономической теории, рассмотрение некоторых школ и направлений на современном этапе развития. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть важнейшие этапы становления и развития экономической теории (исторический аспект);
- изучить некоторые школы и направления экономической теории на современном этапе развития;
- сделать выводы на основе проведенных исследований.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1 Классификация основных школ экономической теории (исторический аспект)………………………...............4
2 Современные этапы развития экономической теории…………………9
2.1 Новое кейнсианство………………………………………………….9
2.2 Новый институционализм………………………………………….14
3 Развитие отечественных школ теоретической экономики Беларуси..19
Заключение……………………………………………………………......24
Список использованных источников……………………………………26
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.docx

— 150.84 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………3

 

1 Классификация основных школ экономической теории (исторический аспект)……………………………………………………………………...............4

2 Современные этапы развития экономической теории…………………9

  2.1 Новое кейнсианство………………………………………………….9

   2.2 Новый институционализм………………………………………….14

3 Развитие отечественных школ теоретической экономики Беларуси..19

 

Заключение……………………………………………………………......24

 

Список использованных источников……………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Экономическая жизнь быстро меняется. Многие теории, ранее правильно отражавшие реалии рыночной экономики, сегодня не могут объяснить происходящие экономические процессы. Но есть в экономической теории такие закономерности, которые на протяжении многих лет являются неизменными и служат основой для понимания большинства экономических процессов и в сегодняшней жизни.

Экономическая теория современного рыночного хозяйства складывалась на протяжении чуть более двух последних столетий – от А. Смита и Д. Рикардо до современных ученых – экономистов. А это Дж. М. Кейнс и Дж. Хикс, М. Портер и Р. Манделл, М. Фридмен, П. Самуэльсон и Р. Фишер.

Экономическая теория изучает  источники, факторы национального  богатства, изучает общественно-производственные, т.е. экономические отношения в обществе, изучает экономические законы, управляющие общественным производством.

Предметом экономической  теории является проблема рационального  использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Выбранная мною тема является актуальной, потому что сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории.

Целью данной работы является изучение сущности экономической теории, рассмотрение некоторых школ и направлений на современном этапе развития.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть важнейшие этапы становления и развития экономической теории (исторический аспект);

- изучить некоторые школы и направления экономической теории на современном этапе развития;

- сделать выводы на основе проведенных исследований.

Любая наука возникает  в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика, поэтому выбранная мною тема представляет большой интерес.

 

 

 

 

 

1 КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ШКОЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

 

 

Для изучения экономической  теории важно знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления экономической теории как науки. По словам Гете, историческую хронику пишет тот, кому важно настоящее. Понимание настоящего без прошлого чревато ошибками.

Истоки экономической  науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману» (4-3 вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551—479 гг. до н.э.), проводилось различение умственного и физического труда. Причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй — уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей - Ксенофонта (430 - 354 гг. до н. э.), Платона (427 - 347 гг. до н.э.), Аристотеля (384 -322 гг. до н. э.) - это теоретические исходные пункты современной экономической науки. Ксенофонт был учеником Сократа. В работах "Домострой" и "Экономикос" он раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Домохозяйства Ксенофонт рассматривал как рабовладельческое хозяйство.

Аристотель - первый экономист, ученик Платона. Наиболее известны его две работы «Этика» и «Политика». Он первым выделил отдельные категории экономической теории, поставил вопрос о сравнимости всего, что «подвергается обмену», стремится найти закон образования и изменения (активная деятельность) и производство (продуктивная деятельность). Аристотель высказал идеи о полезности как об основе ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как об обмене эквивалентов. Так как в условиях рабовладельчества физический труд считался неприличным для свободного гражданина, Аристотель оценивал продукт только с позиций полезности, а не труда.

Как наука экономическая теория возникла в 16 - 17 вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения. Появляется меркантилизм.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатств. Источник богатства они выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо «меркантильный» в переводе означает «денежный». Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежала система денежного баланса, увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а покупать меньше. Идейно близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов. Особую популярность среди меркантилистов имели Т. Ман и А. Монкретьен де Ваттевиль.

Особое место в развитии экономической теории занимают работы У. Петти (1623—1686) в Англии и П. Буагильбер (1646—1714) во Франции. Их учение является переходным мостиком от меркантилистов к классической науке - политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать". П. Буагильбер также предпринял попытку свести стоимость к труду, чем сделал решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник богатства в сфере производства.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. Термин «физиократы» (с греческого) означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был Ф. Кенэ (1694—1774). В своем главном труде по политической экономии «Экономические таблицы» (1758), он сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Он опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство. Источник богатства - не просто труд в земледелии, а именно превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве. Источником богатства он считал труд только в земледелии.

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823). А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. Основная идея в его учении — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл «невидимой рукой». Он заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение общественного разделения труда как условие повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало настольной книгой ученых-экономистов Запада.

Д. Рикардо продолжил разработку теории А. Смита. Он показал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). Прибыль - результат неоплаченного труда рабочего. Д. Рикардо попытался построить систему категории политической экономии на основе трудовой теории стоимости.

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) создали теоретическую концепцию - марксизм. Марксизм, или политическая экономия труда - это всестороннее исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепция социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Концепция социализма представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану. Главный труд К. Маркса – «Капитал» (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Марксом было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах, причинах смены формаций. Были раскрыты законы развития капитализма, разработаны теория воспроизводства и экономических кризисов, цены производства, учения о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, о противоречиях товара, о прибавочной стоимости; была раскрыта сущность абсолютной ренты, наемного труда; была дана общая характеристика капиталистической эксплуатации. Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса были дополнены и несколько переработаны В. И. Лениным (1870—1924), а также русскими и советскими экономистами вплоть до 80-х годов 20 в.

Во второй половине 19 в. возникает маржинализм. Представители - К. Менгер (1840—1921), Ф. фон Визер (1851 — 1926), У.С.Джевонс (1835-1882). Маржинализм с английского – предельный. В это направлении экономика представлена как система взаимосвязанных хозяйствующих субъектов. Экономические процессы и явления объясняются здесь исходя из новой идеи - использования предельных, крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Так, теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребности при добавлении единицы оцениваемого продукта. Главные категории маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-ма-тематические методы и модели.

Один из широко известных теоретиков математической школы - Л.Вальрас (1834—1910). Он разработал модель общего экономического равновесия. В ее основе - анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений.

К современным экономическим  направлениям относят направления, сформировавшиеся в конце 19 – начале 20 вв. Основные – это неоклассическое, кейнсианское, институционально-социологическое.

Неоклассическое направление  господствовало до 30-х годов 20 в. и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества. Появляется новое экономическое учение — кейнсианство, требующее серьезного вмешательства государства в экономику. В 70—80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение вновь становится актуальным.

Неоклассическое направление представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма. Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главную роль играют денежные факторы. Управление экономикой у монетаристов сводится к контролю государства над денежной массой, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого кредитного банковского процента.

Неолиберализм - теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Очень важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.

Кейнсианство – направление, связанное с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса. Его концепция, изложенная в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), была теоретической реакцией на мировой экономический кризис   1929—1933 гг. Она отражала  общее   разочарование   в   господствовавшем  ранее   представлении   об  эффективном саморегулировании рыночного хозяйства. Суть концепции Кейнса:

1. Это теория эффективного  спроса. Идея в том, чтобы через  активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

2. Это теория, придающая  решающее значение инвестициям.  Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.

Информация о работе Основные научные школы экономической теории на современном этапе развития