Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности экономической теории, рассмотрение некоторых школ и направлений на современном этапе развития. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть важнейшие этапы становления и развития экономической теории (исторический аспект);
- изучить некоторые школы и направления экономической теории на современном этапе развития;
- сделать выводы на основе проведенных исследований.
Введение ……………………………………………………………………3
1 Классификация основных школ экономической теории (исторический аспект)………………………...............4
2 Современные этапы развития экономической теории…………………9
2.1 Новое кейнсианство………………………………………………….9
2.2 Новый институционализм………………………………………….14
3 Развитие отечественных школ теоретической экономики Беларуси..19
Заключение……………………………………………………………......24
Список использованных источников……………………………………26
Приложение
13.http://luchenok.narod.ru/
14.http://www.ecsocman.edu.ru/
15.http://ekonomika.by/nauka-
16.http://institutiones.com/
17.http://www.economial.ru/
18. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. Учебник / Под общ. редакцией проф. А.А. Аузана - М.: ИНФРА - М, 2005.
19. История экономических учений (современный этап): Учебник /Под общ. ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА - М, 2002.
20. http://economics.gsu.by/?page_
Контрольную работу выполнила Белякова Е.И. 03.03.2013г.
16. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. Учебник / Под общ. редакцией проф. А.А. Аузана - М.: ИНФРА - М, 2005.
17.2. Институциональная экономическая теория. /Под общ. ред. А. Олейника. М.: ИНФРА - М, 2005.
18.3. История экономических учений (современный этап): Учебник /Под общ. ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА - М, 2002.
2. « Экономическая теория», учеб.пособие, Л. Н. Давыденко, А. И. Базылева, А. А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л. Н. Давыденко.- Мн.: Выш. шк., 2002. – 366 с.
3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 832 с. — (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).
5. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576 с.
1. Неоклассическая теория.
Главная тема представителей неоклассиков - Альфреда Маршалла, Артура Пигу и др., - удовлетворение потребностей человека. Определяя цели экономической науки, неоклассики говорили о влиянии различных факторов на экономическое благосостояние. На первый план выдвигалась потребительная стоимость (полезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. При этом они исходили из того, что экономические законы одинаковы для любого общества: как для индивидуального хозяйства, так и для современных, весьма сложных экономических систем.
А. Маршалл разработал концепцию, которая была своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности теориями стоимости. Его концепция и работы получили широкое распространение в конце ХIХ - начале ХХ в. (до Кейнса). Ключевая идея состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, опреляющих протекающие на рынке процессы. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, "компромиссную" теорию цены.
Понятие равновесной цены по Маршалу: когда "цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо - равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой". [Маршалл А. Принципы экономической науки. В Зт. М., 1993. Т.II. С. 28].
График равновесной цены, предложенный Маршаллом, используется во многих учебниках по экономическим наукам.[4 с.126-127]
Рис.1. Определение рыночного равновесия по А. Маршалу
Если объем предложения ниже равновесного уровня (Q1<QE), цена спроса выше цены предложения (P1D>P1S) и продавцы увеличивают предложение до равновесного (рис.1). Если объем предложения выше равновесного уровня (Q2>QE), цена спроса ниже цены предложения (P2S>P2D) и продавцы снижают предложение до равновесного. Таким образом, дисбаланс цен устраняется манипулированием предложением в долгосрочном периоде.
Задачу выявить предпочтения
потребителей путем
Неоклассики, занимаясь анализом рыночной экономики, широко используют экономические модели в качестве важнейшего инструмента научного исследования. Эти модели представляют собой формализацию сложных экономических отношений. Модели - это диаграммы, графики, таблицы, формулы, применение которых помогает понять суть экономических событий, вскрыть и обрисовать характер функциональных взаимосвязей. Например, кривая Лоренца показывает, как изменяется распределение дохода между основными группами населения (беднейшими, наиболее богатыми и промежуточными); график равновесной цены помогает выяснить, как формируется цена в результате взаимодействия спроса и предложения; уравнение денежного обмена отражает взаимосвязь между количеством денег в обращении и уровнем цен.
Неоклассическая теория, в отличие от классической, не представляет собой какой-либо единой завершенной концепции, хотя и выработала в известной мере общий понятийный аппарат, опирается на некоторые признаваемые большинством ее представителей принципы. Это ведущее направление в современной западной, прежде всего англо-американской, экономической науке.
Экономисты - неоклассики
занимаются разработкой
Различают позитивную экономическую науку, имеющую дело с фактами и явлениями, и нормативную, вырабатывающую предписания и рецепты. Неоклассическая школа считает, что экономические разработки, как правило, должны иметь выход на практику, давать рекомендации для обоснования экономической политики. Взаимосвязь позитивных аспектов теории с нормативными выводами характерна для многих разработок и концепций. К примеру, одна из первых моделей экономического роста (модель Харрода-Домара), имеет целью выявить условия постоянного и относительно равномерного роста в долгосрочном периоде. Двухфакторная модель Кобба-Дугласа, учитывающая заменяемость факторов, нужна для оценки источников роста, влияния технологии, технического прогресса на экономический рост.
Дальнейшее углубление
теоретических разработок и
Приверженцы идей
Школу неоклассического синтеза отличает расширение тематики исследований: создана целая серия работ по проблемам экономического роста; разрабатываются методы экономико-математического анализа; получила дальнейшее развитие теория общего экономического равновесия; предложены методика анализа безработицы и методы ее регулирования; обстоятельно изучена теория и практика налогообложения. Дж. Бьюкенен исследовал применение экономических методов в политологии, экономические основы принятия политических решений. Ф. Модильяни описывал закономерности образования личных сбережений, мотивы поведения инвесторов и принятия инвестиционных решений. Дж. Тобин разработал теорию выбора портфельных инвестиций и пришел к выводу, что инвесторы стремятся сочетать инвестиции с повышенной степенью риска и менее рискованные, чтобы добиться сбалансированности своих вложений.
Если Маршалл рассматривал
главным образом частичное
2. Кейнсианство
Концепция английского экономиста Дж.М. Кейнса, изложенная в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), была теоретической реакцией на мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Она отражала общее разочарование в господствовавшем ранее представлении об эффективном саморегулировании рыночного хозяйства. В то время (30-ые г.г.), когда разрабатывалась и была опубликована его работа, проблема состояла в том, чтобы найти методы, которые обеспечивали бы выход из глубокого кризиса, а т. же создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы.
Суть концепции Кейнса:
1. Это теория эффективного спроса. Идея в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.
2. Это теория, придающая
решающее значение инвестициям.
3. Это теория, согласно
которой государство может
Кейнс выступил с критикой так называемого закона Сэя, который считал, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, само исключает общее перепроизводство товаров и услуг. Нарушения могут происходить по отдельным товарам или товарным группам в силу каких-либо внешних причин, а не в силу нарушения внутренних взаимосвязей, несовершенства самого хозяйственного механизма. Такая позиция исходила из безденежного, натурального обмена. Но реальная экономическая практика не имеет ничего общего с "некоторого рода безобменной экономикой Робинзона Крузо".
Нельзя забывать о роли денег, о том, что товары не просто обмениваются "товар на товар", а продаются и покупаются. Если спрос меньше произведенной в обществе продукции, то возникает несоответствие, часть продукции не находит сбыта. Цены не успевают выравнивать спрос и предложение.
Здесь действует "эффект храповика". В случае возрастания спроса цены растут, в случае его сокращения они остаются на прежнем уровне. Понизить уровень заработной платы весьма трудно: колесо не крутится в обратном направлении; рабочие и профсоюзы упорно противодействуют. Низкие ставки не устраивают и предпринимателей, они боятся потерять квалифицированных рабочих.
В модели AD-AS наиболее динамичный компонент – совокупный спрос. Линия совокупного спроса AD может первоначально сдвинуться вправо, а затем влево. Это так называемый "эффект храповика". Допустим, что быстрое развитие национального производства и рост доходов обусловили положение линии совокупного спроса в AD0. Сформировалась точка равновесия Е0, которой соответствуют объем ВВП «экономики полной занятости» Y0 и уровень цен Р0. Теперь допустим, что преобладание импорта и сворачивание экспорта привели к уменьшению объема спроса на отечественную продукцию. Это приведет через некоторое время к сокращению денежных доходов и ВВП. Кривая совокупного спроса сдвинется в положение AD1 и определиться новая точка равновесия Е1, с соответствующими ей объемом производства Y1 и уровнем цен Р1. Но все может сложиться и иначе. Рабочие вряд ли согласятся с понижением заработной платы, а так же заключенные ранее контракты на поставку сырья, договора на аренду, кредитные договора не позволяют быстро, вслед за сокращением объема производства, уменьшить издержки производства. Поэтому производитель вынужден поставлять продукцию по прежним ценам Р0, сокращая при этом объем производства. Линия совокупного предложения АS сдвинется в положение АS1. Установиться новая точка равновесия Е2. [5 с. 164-165]
Рис. 2. Эффект храповика.
Нормальное функционирование отдельных фирм - недостаточное условие для успешного функционирования экономики в целом. Если произойдет повсеместное снижение заработной платы, то снизится покупательная способность населения, сократится спрос на товары, а это приведет не к снижению (как считают классики), а к увеличению безработицы. Производство еще больше сократится, численность потерявших работу возрастет.
Кейнс приходит к выводу: размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих, а также факторов, влияющих на спрос.
Совокупный спрос -
это реальный объем
Рост совокупного спроса тормозят два фактора. Первый - психология потребителей. С увеличением доходов не все они будут направлены на покупки товаров (на повышение уровня потребления), часть доходов пойдет на сбережения. С увеличением доходов склонность к потреблению понижается, а склонность к сбережению возрастает. Второй фактор - снижение эффективности капитальных вложений. С увеличением размеров накопленного капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает.
Информация о работе Основные научные школы экономической теории на современном этапе развития