Основы австрийской школы маржинализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 16:45, реферат

Описание работы

Австрийская (Венская) школа возникшая в 1870-х гг.., пожалуй, больше всех направлений маржинализма заслуживает название «школа». Она возникла вокруг кафедры Венского университета, которую долгие годы возглавлял ученый-экономист - Карл Менгер. Менгер cтал основоположником австрийской школы экономического анализа, соединившей аппарат предельных понятий с экономическим либерализмом.

Файлы: 1 файл

Основы австрийской школы маржинализма.rtf

— 108.40 Кб (Скачать файл)

 

     Австрийская (Венская) школа возникшая в 1870-х гг.., пожалуй, больше всех направлений маржинализма заслуживает название «школа». Она возникла вокруг кафедры Венского университета, которую долгие годы возглавлял ученый-экономист - Карл Менгер. Менгер cтал основоположником австрийской школы экономического анализа, соединившей аппарат предельных понятий с экономическим либерализмом.

  Основными представителями австрийской школы помимо Менгера являются его последователи Ойген фон Бем-Баверк, Фридрих фон Визер.

Главные методологические особенности австрийской школы можно сформулировать следующим образом:

1) Последовательный и бескомпромиссный субъективизм. Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая ценность, т.е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Даже категорию издержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора. (В то время как Джевонс трактовал издержки как меру тягот труда, а Маршалл использовал в своем анализе «реальные» издержки производства.) Последовательный субъективизм проявился также в том, как австрийская школа решала вопрос о ценности производительных благ, которая полностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ, произведенных с их помощью. Этот тезис историки считают большим достижением австрийской школы. Напомним, что классическая школа, напротив, «объективизировала» ценность потребительских благ, выводя ее из издержек производства.

2.)Строгий методологический индивидуализм -- напомним, что речь идет об объяснении экономических явлений через целенаправленные действия индивидов. При этом австрийская теория в отличие от Госсена и Джевонса не использует предпосылку гедонизма, т.е. не исходит из того, что все действия людей движимы желанием получить удовольствие или избежать страданий. Австрийская школа последовательно выступала против любого агрегирования (даже того, которое заложено в концепцию кривой спроса, не говоря уже о каком-либо макроэкономическом подходе). То, что происходит в экономике, с их точки зрения, следует объяснять только как равнодействующую индивидуальных предпочтений и решений. На макроуровне, с точки зрения австрийцев (особенно представителей так называемой новой австрийской школы Мизеса и Хайека, см. гл. 35), нет никаких субъектов, которые могли бы вести себя целенаправленно и рационально. Здесь проявилась методологическая установка Менгера и его учеников на раскрытие сущности явлений, причинно-следственных связей, что хорошо сочетается с использованием предпосылки рационального индивида, и их недоверие к функциональному анализу агрегатных величин, характерному для макроэкономического подхода.

3.)Дискретность анализа. В отличие от других направлений маржинализма «австрийцы» обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечно делимыми (не случайно в качестве примера обмениваемого блага у них фигурируют кони -- благо явно неделимое, тогда как Маршалл, например, в своем анализе спроса предпочитал использовать такое практически бесконечно делимое благо, как чай). Поэтому в австрийской теории не может быть непрерывных функций спроса и предложения11. Возможна только дискретная шкала спроса и предложения, а следовательно, нет и однозначно определяемой точки равновесной цены -- определить можно только интервал, в котором эта цена будет находиться.

Отсюда, в свою очередь, вытекает

4.) невозможность применить в австрийской теории математические методы. Австрийский маржинализм -- чисто словесный, без формул и диаграмм, и дело тут не в том, что представители австрийской школы не получили достаточного математического образования22, а прежде всего в их желании отразить некоторые аспекты экономической действительности в теории как можно более реалистично.

5)Рассмотрение экономики как процесса, происходящего в реальном времени. Эта черта, в которой также можно заметить стремление к большей реалистичности анализа, отделяет австрийскую школу от других направлений маржинализма. Австрийцы рассматривали не только и не столько итоговое оптимальное состояние равновесия, сколько ведущий к нему процесс. Но такой подход неминуемо ведет к тому, что приходится учитывать фактор времени, неопределенность, знания, ожидания и даже ошибки экономических субъектов. В дальнейшем исследования в области экономики информации, неопределенности и риска во многом опирались на австрийскую традицию. Повышенное внимание австрийцев к фактору времени сказалось и в теории процента и капитала, разработанной Бём-Баверком. С другой стороны, этот подход явился еще одним препятствием на пути обобщения и формализации экономического анализа, что повредило репутации австрийской школы в мировом сообществе экономистов.

 

         

 

 Менгер считает исходным пунктом экономического поведения, являются существующие у человека потребности, неудовлетворенные желания и стремления. Организм человека должен постоянно приспосабливаться к окружающей среде. Полное приспособление - это «равновесие». Когда чего-то не хватает - равновесие разрушается. Следовательно, возникает потребность его восстановить. Но как? - На это 2 ответа:

- через потребление определенных благ

- через совершения определенных действий.

Собственно говоря, все, что говорилось выше о характерных особенностях австрийской школы в целом, в первую очередь и в наибольшей степени относится к шедевру Менгера, экономическому труду - «Основания политической экономии». Эта работа в течение более чем ста лет была основным источником идей экономистов австрийской школы. Главная тема «Оснований...» Менгера -- изложение его субъективной теории ценности. Начинается оно с развернутого учения о благах.

 

Менгер вводит в экономическую теорию понятие «благо» - это то, что удовлетворяет ту или иную потребность человека. Для того чтобы предмет стал благом, или, другими словами, для того чтобы он приобрел характер блага (Guterqualitat), необходимо совпадение следующих четырех условий:

1) человеческой потребности;

2) свойств предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности;

3) познания человеком этой причинной связи;

4) возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности.

Предмет только тогда становится благом, когда совпадают эти четыре условия, но если отсутствует хотя бы одно из них, то предмет никогда не может стать благом.

 Человек должен знать эту способность (осознавать связь между своей потребностью и свойством предмета ее удовлетворять) и иметь возможность ею воспользоваться (получить данный предмет). Если на самом деле предмет не обладает способностью удовлетворять потребности, но человек в эту способность верит, то это воображаемое благо.

Он делит «благо» на 2 типа:

- Экономическое (ограниченное благо) Экономическими благами К. Менгер называет блага, доступное количество которых в данный момент не позволяет удовлетворить потребность людей в данном благе. Поскольку благ не хватает, чтобы удовлетворить все потребности, приходится выбирать, от каких потребностей стоит отказаться и искать способы наиболее эффективного использования ограниченных благ. Таким образом, ценность блага связана с его редкостью.

- Неэкономическое (то благо, количество которого хватает для полного удовлетворения. например, воздух). Неэкономическими благами являются блага, имеющиеся на данный период в количестве, превышающем потребность в них. Такие блага не имеют ценности.

Эти блага могут переходить друг в друга.

В качестве примера Менгер рассматривает изолированный хозяйствующий субъект, живущий на морском острове с единственным источником питьевой воды (хозяйство Робинзона). Пока питьевой воды достаточно для удовлетворения всех потребностей человека, вода не будет представлять ценности. Если возникнет нехватка воды, человеку придется выбрать, какими потребностями в воде пожертвовать (например, не поливать свой цветник), и вода приобретет ценность. Чем более редкой будет питьевая вода, тем выше станет ее ценность. Таким образом, полезность - это характеристика любого блага, а ценность присуща только экономическим благам. Между «полезностью» и «ценностью» нельзя ставить знак равенства. Не любое благо ценно, хотя оно может быть полезным.

Ценностью обладает лишь то, что является ограниченным по сравнению со спросом на него.

Ценность блага, по мнению Менгера, носит субъективный характер, т. е. не существует вне сознания человека. «Ценность - это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и поэтому вне их сознания она не существует». Затраты труда не могут служить для определения стоимости блага. Ценность алмаза определяется потребностью в нем и не зависит от того, с каким трудом он был добыт.

Менгер анализирует возможности превращения неэкономических благ в экономические и наоборот. Например, рост населения и увеличение потребности людей в данном благе может повысить его ценность и из неэкономического сделать экономическим. Снижение потребности людей в благе может снизить его ценность до нулевой и перевести благо в категорию неэкономических. Важно также, насколько люди могут осознать возможность тех или иных благ удовлетворять их потребности.

Менгер делает попытку определить место каждого блага в структуре деятельности человека, получив при этом «шкалу менгера»:

благо 1-го порядка - непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности (потребительские товары);

благо 2,3 n-го порядков - благо, которое необходимо для производства блага 1-го порядка (средства производства).

Средство производства является для нас благом и может обладать ценностью только в том случае, если у нас есть полная комбинация комплементарных (взаимодополняющих) благ данного порядка, достаточная для производства полезного продукта -- блага низшего порядка73. Если потребность в благе первого порядка (например, в табаке) почему-либо исчезает, все плантации, станки, рабочие руки, необходимые для его производства, перестают быть благами. То же самое происходит, если утрачивается одно из комплементарных производительных благ. Ценность передается от потребительских благ производительным, а не наоборот, как это было у классиков. В специальном параграфе «Время - заблуждение» Менгер подчеркивает также, что процесс преобразования благ высшего порядка в блага, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, требует времени и поэтому связан с неопределенностью, «неуверенностью относительно количества и качества конечного продукта». Отсюда берут начало исследования феноменов неопределенности, ошибок и ожиданий в рамках австрийской и шведской школ.

Блага 1-го порядка задают ценность благам более высокого порядка (теория вменения австрийской школы).

Этапы переработки между благами самого высокого порядка и 1-го порядка Менгер назвал «производственным периодом».

Чем больше порядков, тем больше производствееный период.

Увеличение производственного периода ведет к ошибкам, т.к. меняется численность и состав потребителей, а также меняются их запросы, предпочтения, мода и т.п.

Все экономические блага обладают ценностью, которую Менгер определяет как «значение, которое для нас имеют конкретные блага или количества благ вследствие того, что в удовлетворении своих потребностей мы сознаем зависимость от наличия их в нашем распоряжении». Таким образом, ценность придает благам их субъективно осознаваемая относительная редкость. Следовательно, ценность имеет чисто субъективный характер: «Ценность -- это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и поэтому вне их сознания она не существует». Неэкономические блага, по Менгеру, не имеют ценности, причем не только меновой, но и потребительной. Величина этой субъективной ценности определяется значением, которое имеет для человека конкретный акт удовлетворения потребностей, а оно в свою очередь зависит от двух факторов: субъективного -- какое место в иерархии занимает данная потребность, и объективного -- сколько единиц блага, удовлетворяющего данную потребность, у нас есть.

Менгер отвергает восходящую к Аристотелю концепцию обмена объективных эквивалентов и указывает, что обмен обязательно должен быть выгоден для обеих сторон, иначе стороны с той же легкостью согласились бы обратно поменяться теми же благами142. Различия в относительной субъективной ценности одних и тех же благ для разных людей являются, согласно Менгеру, причиной обмена. Обмен блага X на благо Y произойдет только тогда, когда индивид А оценивает А выше, чем Y, а индивид В -- наоборот. Он будет продолжаться, пока относительные ценности благ для обоих индивидов не выравняются и у них не будет стимулов продолжать обмен, т.е. наступит равновесие. Таким образом, субъективные ценности определяют меновое соотношение благ.

Далее Менгер последовательно рассматривает образование цен (отметим, что он анализирует на данном этапе только натуральный обмен без участия денег) при изолированном обмене, при односторонней конкуренции и, наконец, при двусторонней конкуренции. В отличие от хорошо знакомой современному читателю по учебникам микроэкономики неоклассической теории цены Маршалла, для которой простейшим случаем является двусторонняя конкуренция, Менгер начинает с изолированного обмена, потому что в данном случае количество субъективных оценок, которые надо учитывать, наименьшее. Здесь меновое соотношение установится между оценками обменивающихся сторон. При одинаковых условиях, в которых находятся обменивающиеся индивиды, и их одинаковой опытности меновое соотношение установится примерно посередине между их оценками (если А оценивает 40 мер вина в 100 мер хлеба, а В -- в 80, то при равенстве контрагентов А приобретет у Сданное количество вина за 90 мер хлеба).

Информация о работе Основы австрийской школы маржинализма