Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИГР
Введение
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблема готовности детей к школьному обучению исследовалась в различных аспектах. Выдающимися педагогами прошлого было выдвинуто немало интересных идей о том, что детям нужно давать не только знания, но и развивать их активность, самостоятельность, приучать к умственному труду (П. Вержерио, Я. А. Коменский, Т. Мор, И. Г. Песталоцци, Ф. Рабле, Ж. Ж. Руссо, Э. Роттердамский.).
В дальнейших психолого-педагогических
исследованиях разрабатывались
многочисленные проблемы, связанные
с решением вопроса формирования
готовности дошкольников к обучению
в образовательных учреждениях.
Среди них ведущая роль отводилась
определению путей обеспечения
преемственности в
Большинство современных педагогов и психологов подготовку детей к школе рассматривают с позиций формирования их интеллектуальной готовности к обучению, обеспечивающей полноценную адаптацию дошкольников к школе (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддъяков, Т. В. Тарунтаева, Ю. В. Карпов, Э. В. Хачатрян, Т. С. Яковлева и др.). В качестве системообразующего ядра данной готовности выступает понятие интеллекта. Мы в целом разделяем позиции данных авторов, но, вместе с тем, вынуждены констатировать, что структура дефиниции "личностная готовность к обучению в школе" в рамках данной теоретической концепции в настоящее время остается недостаточно изученной, что вызывает необходимость дальнейшего исследования ее отдельных компонентов и прежде всего познавательного. Задача перехода от обучения знаниям к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни делает проблему формирования познавательной готовности весьма актуальной. Познавательную готовность мы определяем, как целостную систему свойств и качеств личности ребенка, которая должна обеспечить успешное освоение будущим школьником учебно-познавательной деятельности. Мы выделяем мотивационно-потребностный, интеллектуально-операционный и волевой компоненты.
Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте – игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению. [Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – С. 123.]
Под психологической готовностью
к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный
Высокие требования жизни к организации
воспитания и обучения заставляют искать
новые, более эффективные психолого-
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
Определяя психологическую готовность
к школьному обучению, детский
практический психолог должен четко
понимать, для чего он это делает.
Можно выделить следующие цели, которым
нужно следовать при
По итогам диагностического обследования могут создаваться спец. группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
В настоящей дипломной работе рассматривается
важнейшая проблема дошкольной педагогики
– игра, которая является ведущей
деятельностью дошкольников, исследуются
такие вопросы, как организация
игровой среды, формирование игровых
навыков, прямого и опосредованного
управления детской игрой; раскрыты
особенности сюжетно-ролевой
В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду деятельности – игре. Философы, историки, этнографы, психологи, педагога изучают происхождение игры и ее влияние на личность дошкольника, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных и образовательных задач.
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности взрослых, их взаимоотношений.
Будучи увлекательным занятием для ребенка, игра вместе с тем является важным средством воспитания и развития. В последние годы в практике работы дошкольных учреждений все больше и больше игра незаслуженно отодвигается на второй план.
Объект исследования: процесс воспитания познавательной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Предмет исследования: технологический процесс воспитания познавательной готовности дошкольников к обучению в школе на основе игрового общения.
Цель исследования заключается в разработке программы игрового общения, актуализирующего возможности воспитания познавательной готовности детей к обучению.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание познавательной готовности ребенка к школе будет наиболее эффективно в условиях игрового общения, если:
– познавательную готовность детей к обучению рассматривать как сложную целостную систему, включающую мотивационно-потребностный, интеллектуально-операционный и волевой компоненты;
– включить в образовательный процесс
дошкольного учреждения разработанный
нами теоретико-технологический
– содержание теоретико-технологического алгоритма будет направлено на реализацию разработанных нами функций игрового общения в процессе воспитания познавательной готовности детей к школе (информационной, системообразующей, культурологической, формирующей, коррекционной).
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1) Изучить состояние
2) Определить основные
3) Разработать функции,
4) Проверить в опытно-
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют положения современной психологии о закономерностях психического развития в дошкольном детстве, о природе психической деятельности в процессе игры.
Глава 1." Теоретические основы подготовки детей к школе на основе обучающих игр".
1.1. Психологические особенности
детей старшего дошкольного
Старший дошкольный возраст, как и
дошкольный в целом, – этап интенсивного
психического развития. При этом особенностью
данного этапа является то, что
прогрессивные изменения
В последние годы стоит вопрос изучения так называемых "вызванных потенциалов", то есть тех изменений в электрической активности головного мозга, которые возникают в ответ на действие какого-либо стимула. Установлено, что в старшем дошкольном возрасте происходит усложнение вызванных ответов, они приобретают форму очень схожую с потенциалами взрослых людей.
В этой связи новый характер приобретают познавательные процессы. В сфере ощущений к 6 годам отмечается существенное изменение порогов всех видов чувствительности (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной). Повышается дифференцированность восприятия. Интенсивно совершенствуется фонематический слух, тонкость различения оттенков цветов.
На протяжении дошкольного детства
происходит значительное развитие двигательных
ощущений. Об этом свидетельствует
повышение точности и меткости выполняемых
детьми движений, а также увеличение
скорости образования различных
двигательных навыков, что требует
анализа раздражений, идущих от работающих
мышц и суставов, и связывания их
между собой, а также с разнообразными
сигналами внешней
Развиваются и кожные ощущения, возрастает точность восприятия фактуры, формы, размера предметов при осязании.
К 6-летнему возрасту совершаются
и более сложные функции
Особую роль в развитии восприятия
в старшем дошкольном возрасте играет
переход от использования предметных
образцов к так называемым сенсорным
эталонам – общепринятым представлениям
об основных разновидностях каждого
свойства. К 6-летнему возрасту у
ребенка формируется
У старшего дошкольника вырабатывается умение организовывать и контролировать свое восприятие в соответствии с поставленной перед ним задачей и предъявляемыми требованиями.
Постепенно у старшего дошкольника начинает развиваться целенаправленное, сознательное наблюдение различных сторон окружающих предметов и явлений. [Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. – С. 89.]