Особенности политики занятости в постиндустриальных странах в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения политики занятости постиндустриальных стран на современном этапе, а также оценка эффективности применяемых мер.
Задачами данной работы являются:
-изучить понятие рынков труда, их структуру, а также современные тенденции, наблюдаемые в различных странах
-рассмотреть особенности активной и пассивной политики, проводимой постиндустриальными странами в современных условиях, оценить эффективность применяемых мер

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рынки труда постиндустриальных стран: понятие, структура, современные тенденции……………...…………………………………………………………..5
2. Активная и пассивная политика занятости и их эффективности………….18
3. Особенности политики занятости в условиях мирового экономического кризиса……………………………………………………………………….…...29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Инфраструктура  призвана регулировать отношения между  работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей  и наемных работников на рынке труда[1, c.31-36, 79-82].

Рассмотрим  современные тенденции на рынке  труда на примере такой постиндустриальной страны, как США.

Сфера труда  – важная и многоплановая область  экономической жизни США. Она  охватывает как рынок рабочей  силы, так и процесс непосредственного использования трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах ( отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), то есть в общественном разделении труда, а также мобильность американской рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Именно поэтому проблемы занятости и безработицы, развития человеческих ресурсов и трудовых отношений являются одним из приоритетов социально-экономической политики Соединенных Штатов. Можно констатировать, что к началу XXI в. в США сформировалась чрезвычайно мобильная и хорошо подготовленная рабочая сила, уровень производительности труда которой самый высокий в мире [2, c.38].

А) Безработица

Во второй половине 90-х годов уровень безработицы в США был самым низким (4-4,2%) за последние 30 лет. Начало XXI в. Ознаменовалась ее ростом: в 2002г – 5,8%, в 2003г – 6%. Тем не менее, эти показатели значительно уступали отмеченным в Германии(9,3%), Франции(9,6%), Италии(8,5%).

В первые годы второго срока президентства Дж.Буша-мл. динамика безработицы демонстрировала тенденцию к снижению, численность занятых увеличивалась ежегодно в среднем примерно на 2,2-2,3 млн, составив в сентябре 2007г 144,9 млн человек; численность безработных сократилась с более чем 8,8 млн человек в 2003г до 7 млн 2006г. Экономические советники президента прогнозировали, что среднегодовые темпы роста ВВП до 2012г будут составлять 5,1%, а уровень безработицы 4,7-4,8%, однако события 2008 г существенно откорректировали эти цифры. В октябре 2008г безработица достигла 6,7%, в январе 2009г – 7,6%. В ряде штатов и городов ее рост значительно превосходит средние по стране показатели[3, c.41].

Согласно данным Бюджетного управления Конгресса США, падение ВВП страны в 2009 г составило  как минимум 2,2%, уровень безработицы – порядка 10%. Лидеры американской индустрии оценивают сокращение объема производства США 2009 г в 1%. По результатам того же опроса в течение первого полугодия 2009 года 39% компаний планировали провести сокращение сотрудников, 45% считали маловероятным кадровое пополнение на тот период. Среди фирм, предпринявших масштабные увольнения уже в начале 2009 г., - «Home Deport» (сеть магазинов по продаже строительных и отделочных материалов для дома; объявлено о сокращении 7 тыс. продавцов и закрытии дизайнерского центра Expo), «Sprint Nextel»(крупнейший поставщик беспроводной аппаратуры; упразднено 8 тыс. рабочих мест), «Caterpillar»(мировой лидер по производству тракторов и бульдозеров, контракты с 20 тыс. рабочих и служащих).

    Глобальный финансово-экономический кризис, проблемы стабилизации американской финансовой системы, спасение реального сектора экономики и катастрофически ухудшающаяся ситуация на рынке труда в сочетании с международными обязательствами и стремлением к улучшению имиджа США в мире диктуют необходимость модернизации политических установок и инструментов их реализации. Как заявил Б.Обама на своей первой пресс-конференции, « мы не можем целиком полагаться на государство как гаранта занятости и экономического роста, что в принципе является прерогативой частного сектора. Но сейчас в силу того, что он ослаблен кризисом, только у федеральной власти есть ресурсы, чтобы оживить экономику. Только государство способно разорвать порочный круг…».

В январе численность  безработных (без сезонной корректировки) достигла 13 млн человек (в январе 2008 г – 8,2 млн). Недаром важнейшим пунктом антикризисного плана Б. Обамы является сохранение и создание рабочих мест.

Вследствие  падения доходов и рынка кредитов граждане не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства, что, в свою очередь, усиливает финансовую неустойчивость, дисбаланс на рынке труда. В результате потребительский спрос, традиционно выступающий в Америке в качестве локомотива экономического роста, перестает выполнять свою функцию, а стоимость поддерживаемых ипотекой активов продолжает подрывать балансы финансовых учреждений [3,c.40].

Уровень безработицы  в США в сентябре 2011г  не изменился  по сравнению с августом - 9,1%, при  этом число рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях экономики увеличилось на 103 тысячи, свидетельствуют данные бюро статистики министерства труда США.

Таким образом, статистика Минтруда оказалась лучше  прогнозов.

Эксперты, опрошенные интернет-порталом dailyFX.com, полагали, что  безработица в США сохранится на отметке в 9,1%. При этом число рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях, согласно прогнозам, увеличилось в сентябре на 50 тысяч.

Число безработных  в США по итогам сентября составило 14 миллиона человек, не изменившись  по сравнению с августом.

Максимальным  показателем безработицы в США  за 26 лет стал уровень в 10,2%, достигнутый  в октябре 2009 года[4].

Динамика занятости и безработицы США за 2001-2011 года детально представлена в приложениях А и Б.

Сентябрьские  данные по американскому рынку труда оказались ощутимо лучше прогнозов, порадовав инвесторов и участников рынка. Если уровень безработицы в сентябре остался на уровне 9,1%, в целом совпав с прогнозами, то статистика по числу новых рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях страны оказалась выше ожиданий.

По данным Министерства труда США, количество рабочих мест в сентябре неожиданно увеличилось  на 103 тыс., тогда как эксперты, опрошенные агентством Reuters, ожидали роста этого  показателя на 60 тыс. Кроме того, в  сторону повышения были пересмотрены данные за июль и август. В июле, согласно обновленным данным, число новых рабочих мест выросло на 127 тыс. (ранее сообщалось о 85 тыс.), а в августе - на 57 тыс. (против нулевого прироста).

Эксперты, правда, отмечают, что из 103 тыс. новосозданных рабочих мест 45 тыс. пришлось на работников телекоммуникационной компании Verizon Communications, которые прекратили забастовку и в этой связи были отнесены к новым сотрудникам. Однако и без этого прирост на 58 тыс. кажется довольно оптимистичным.

Огорчает инвесторов лишь одно: прироста на 100 тыс. недостаточно для того, чтобы способствовать снижению уровня безработицы. Кроме того, негатива добавляют данные по американскому  ВВП, который вырос во II квартале на 2% в перерасчете на год. Для снижения уровня безработицы необходим прирост американской экономики как минимум на 3%.

Мировые рынки  почти не отреагировали на обнародованные сегодня данные. Фьючерсы на американские индексы в настоящее время  теряют в стоимости порядка 0,2-0,3%. Европейские фондовые индикаторы также подрастают - от 0,1% до 1%. Российские индексы, начав день с роста более чем на 2%, в настоящий момент прибавляют 2,9-3,7%.

По состоянию  на 16:55 мск индекс ММВБ вырос на 2,93% - до 1356,85 пункта. Индекс РТС поднялся до отметки 1317,83 пункта, что на 3,63% выше уровня закрытия предыдущего торгового дня. Индекс RTS Standard вырос на 3,25% - до 9181,16 пункта[5].

 Б) Образование профессиональная подготовка

С точки зрения количественного прироста населения  как демографической основы кадрового  потенциала страны, ситуация в США  остается благоприятной даже в отдаленной перспективе. Несмотря на некоторое  снижение темпов прироста численности населения США, по официальным прогнозам оно увеличится к 2041г до 400 млн человек, а в 2050г, предположительно, будет составлять 419,8 млн человек. При этом прогноз динамики возрастного состава американцев, наряду с изменением доли лиц пенсионного возраста (65 лет и старше), с 12,4% до 14,5% отражает, по крайней мере до середины следующего десятилетия, тенденцию увеличения числа граждан трудоспособного возраста со 194,5 млн человек в 2005г до 206,6 млн человек к 2015г. Однако для обеспечения кадрового потенциала речь должна идти о принципиально иной системе профессионального обучения, нацеленного на удовлетворение быстро меняющегося спроса на рынке труда[6, c.47-48].

Качество подготовки, профессионализм, квалификация работников остаются важнейшими индикаторами использования трудового потенциала. Данные американской статистики свидетельствуют о том, что безработица среди лиц с высшим образованием почти в 3 раза ниже, чем среди американцев с начальным или неполным средним образованием. Также и трудовые доходы лиц, окончивших высшие учебные заведения, в среднем в 3 раза и более превышают доходы работников с начальным или неоконченным средним образованием.

Как отмечается в обзоре президентского проекта  федерального бюджета США на 2009г, почти две трети рабочих мест, которые будут созданы за следующее десятилетие, потребуют более высокого уровня образования, чем общее среднее – либо среднего профессионального, либо высшего и послевысшего образования, что отражает общую тенденцию повышения запросов к уровню профессиональной подготовки в стране.

Уже сегодня  для 90% наиболее быстро развивающихся  сфер занятости в Соединенных  Штатах требуются специалисты с  высшим образованием или с дополнительным профессиональным обучением. Согласно данным Бюро статистики труда 63% новых рабочих мест, которые возникнут до 2014г, будут предназначены для работников, имеющих, как минимум, диплом бакалавра.

Концепция непрерывного образовательного процесса становится в США реальностью. В середине текущего десятилетия только 60% студентов американских вузов составляли возрастную группу до 24 лет, а 40% - находились в возрасте 24 лет и старше, в том числе 18% - в возрасте 35 лет и более. И все же проведенные в США исследования качества подготовки рабочей силы указывают на его недостаточный уровень применительно ко многим сферам занятости, особенно в высокотехнологичных отраслях[6,c.49].

С начала текущего десятилетия, в рамках Министерства труда действует программа «Рабочая сила XXI века», направленная на формирование рабочих кадров с соответствующей профессиональной подготовкой, способных к восприятию новых технологий в условиях меняющихся требований рынка. Эту цель преследуют и президентская инициатива профессиональной подготовки для быстрорастущих секторов экономики, и инициатива трудовых инноваций в региональном экономическом развитии; предоставление грантов на профессиональное обучение в колледжах и др.

Государство активно  поощряет налоговыми и иными льготами корпорации, адаптирующие к новой  реальности программы поддержки  и страхования сотрудников и членов их семей, повышения квалификации рабочей силы. Возникают благоприятные условия для организации межфирменных учебных центров. Перспективная форма взаимодействия для них – формирование фондов программ образовательной и профессиональной подготовки из средств федерального бюджета, бюджетов штатов и местного самоуправления, а также взносов частных компаний. При этом работникам и их объединениям законодательно предоставлены широкие права по контролю над выполнением всех условий государственных и государственно-частных программ по подготовке и переподготовке кадров и организации центров по обучению и трудоустройству[6, c.51].

В) Иммиграция

Иммиграция  – один из источников увеличения численности  рабочей силы США. С 90-х годов прошлого века потребность в создании дополнительной рабочей силы приблизительно наполовину удовлетворялась за счет американцев, впервые выходящих на рынок труда, еще около 350 тыс вакансий заполнялись в результате снижения безработицы, остальные – за счет иммиграции. Только по официальным данным, в последнее время  США въезжает более 700тыс легальных и 300тыс нелегальных иммигрантов, а по неофициальным – до 600тыс нелегальных иммигрантов ежегодно.

Кроме того, сегодня  около 11% населения составляют американцы во втором поколении, т.е. родившиеся на территории США, но имеющие, по крайней мере, одного из родителей, чьей родиной Соединенные Штаты не являются. Многие специалисты прогнозируют, что к 2050г их доля возрастет до 15%, плюс еще 10% населения составят внуки сегодняшних иммигрантов. Следовательно, можно ожидать значительных изменений многих социально-экономических и культурных характеристик населения страны[7, c.87].

В первой половине 2000-х годов основными проблемами в сфере влияния иммиграции на американский рынок труда стали следующие:

    • воздействие притока иммигрантов на заработную плату коренного населения
    • обострение конкуренции за рабочие места
    • рост неравенства в распределении доходов
    • влияние иммигрантов на предпринимательскую активность местного населения.

Главными причинами иммиграции в США служат высокий уровень жизни, широкие возможности для трудоустройства и профессионального роста. В соответствии с законами рынка рабочая сила ищет наиболее выгодное для себя применение, наиболее высокую оплату труда. По мере глобализации мировой экономики, отмены многих ограничений на передвижение трудовых ресурсов это правило, действующее в рамках национальных экономик, все шире распространяется на уровень межгосударственных отношений.

Особое внимание правительство США уделяет привлечению в страну специалистов в области высоких технологий. Эта элитная часть рабочей силы вносит существенный вклад в развитие американской экономики. С середины 1990-х годов занятость в отраслях, связанных с информационными технологиями, ежегодно увеличивалась более чем на один миллион человек. Этот спрос удовлетворить лишь за счет внутренних ресурсов Соединенные штаты оказались не в состоянии. Для решения проблемы была разработана специальная программа упрощенной выдачи разрешений на временную работу для специалистов – математиков, физиков, программистов и др. Подобная виза позволяет работать США в течение шести лет, по окончании срока можно претендовать на предоставление права на постоянное проживание, а затем – на предоставление гражданства. Реализацией программы занимаются специальные агентства, набирающие сотрудников для высокотехнологичных компаний, в основном, в Индии и Китае. Предлагаемая заработная плата в несколько раз превышает доход, который специалисты получали в своих странах. Наиболее высокий спрос наблюдался со стороны компаний, занимающихся разработкой компьютерной техники и программного обеспечения.

Информация о работе Особенности политики занятости в постиндустриальных странах в современных условиях