Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения политики занятости постиндустриальных стран на современном этапе, а также оценка эффективности применяемых мер.
Задачами данной работы являются:
-изучить понятие рынков труда, их структуру, а также современные тенденции, наблюдаемые в различных странах
-рассмотреть особенности активной и пассивной политики, проводимой постиндустриальными странами в современных условиях, оценить эффективность применяемых мер
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рынки труда постиндустриальных стран: понятие, структура, современные тенденции……………...…………………………………………………………..5
2. Активная и пассивная политика занятости и их эффективности………….18
3. Особенности политики занятости в условиях мирового экономического кризиса……………………………………………………………………….…...29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………
Если «элитную»
иммиграцию можно оценивать со знаком
«+» как для американского
Большинство исследователей сходятся во мнении, что иммигранты оказывают серьезное влияние на все сферы жизни американского общества. Вместе с тем, векторы этого влияния специалисты оценивают по-разному. С одной стороны, поток иммигрантов увеличивают численность населения страны, стимулирует экономический рост и т.д. Иностранные специалисты играют важную роль в развитии передовых отраслей американской экономики. Например, в Силиконовой долине иммигранты составляют почти треть научного и инженерного персонала, а приблизительно в четверти новых компаний, связанных с информационными технологиями, они занимают высшие управленческие посты. Использование знаний, творческого потенциала, международных связей этих специалистов для американской экономики представляется чрезвычайно выгодным. С другой стороны, увеличение иммиграции, особенно нелегальной, способствует ухудшению криминогенной обстановки, увеличению бедности, оказанию давления на рынок труда. Приток иностранных специалистов обостряет конкуренцию на рынке интеллектуальной рабочей силы и отрицательно влияет на уровень занятости американцев, среди которых уже отмечается рост безработных математиков, физиков, химиков.
По мнению российских экономистов, Соединенные Штаты извлекают значительную экономическую выгоду от привлечения в страну неквалифицированной рабочей силы. Это иммигранты, зачастую нелегальные, занимают те ниши на рынке труда, которые сами американцы занимать не стремятся, - тяжелый монотонный труд на конвейере, «грязная» работа по уборке мусора, работы в строительстве и текстильной промышленности и т.п.
Однако уровень
безработицы среди
Так же к современным тенденциям рынка труда США относятся:
В связи с нарастающими негативными последствиями на рынках труда, во многих странах растет недовольство населения, которое связано с проводимыми реформами. Основным предметом протеста во Франции является пенсионная реформа, которая предусматривает повышение пенсионного возраста с 60 до 62 лет и повышение возраста, с которого наступает право на полное пенсионе пособие с 65 до 67 лет. Также предполагается увеличение в течение 10 лет выплаты из зарплаты госслужащих в фонд социального обеспечения и повышение трудового стажа, необходимого для получения полноценной пенсии. 4 февраля состоялась 24-часовая забастовка железнодорожников. На работу не вышли более трети состава. Сотрудники железной дороги требовали повышения зарплаты и выступали против сокращения рабочих мест. 23 февраля французские авиадиспетчеры объявили забастовку, выступая против сокращения персонала. 26 февраля в крупнейших портах Франции забастовали докеры, протестующие против приватизации компаний. 23 марта по призыву профсоюзных объединений в знак протеста против мер «жесткой экономии» на работу не вышли сотни тысяч работников транспорта, образования и связи. Бастовали общественный транспорт, школы, детские сады, почта и государственное телевидение. Забастовку поддержали около 40-50% учителей, протестующих против реформы образования и массовых сокращений
Рабочие требуют повышения заработной платы и создания новых рабочих мест. 27 мая более миллиона человек вышли на общенациональную забастовку, организованную шестью крупнейшими профсоюзами страны. Служащие всех отраслей и направлений выступали против пенсионной реформы. 15 июня на улицы Парижа вышли более 20 тыс. (по другим данным – до 70 тысяч) человек, протестующих против увеличения пенсионного возраста. Активный протест населения вызвала политика «жёсткой экономии» и в других странах Европы, в особенности южных – наиболее страдающих как от самого кризиса, так и от «антикризисных» мер правительств.
В Италии трудящиеся выступают против решения правительства «заморозить» зарплаты и пенсии, приостановить ряд общественных проектов.
В Великобритании в конце октября премьер-министр представил план, включающий такие меры как увольнение 490 тыс. госслужащих, сокращение социальных гарантий, повышение пенсионного возраста до 66 лет. Впрочем, акции протеста начались задолго до объявления этого антисоциального плана и были направлены против общей тенденции перекладывания последствий вызванного спекуляциями банковского капитала кризиса на плечи рядовых граждан среднего и низкого достатка. Работники выступают против планов по сокращению 1200 рабочих мест, замораживанию на два годы зарплаты. В конце августа бастовали тюремщики, требуя повышения зарплаты.
Увеличение пенсионного возраста, а также другие антисоциальные реформы, направленные на сокращение бюджетных расходов, одинаково бьют по интересам всех трудящимся, а не одних только рабочих.
Помимо собственно трудящихся в протестах участвуют студенты и школьники, для которых увеличение пенсионного возраста означает дальнейшее повышение и без того высокой молодёжной безработицы[9].
Но все же не все меры политики занятости носят такой жесткий характер. Основные направления активной и пассивной политики занятости мы рассмотрим подробно во второй главе.
2 Активная
и пассивная политика
Во второй главе мы рассмотрим активную и пассивную политику занятости постиндустриальных стран и их эффективность.
Государственная политика занятости - совокупность действий правительства по сокращению уровня безработицы.
Различают два вида политики занятости: активную и пассивную. Активная политика направлена на сокращение безработицы, а пассивная - на материальную поддержку безработных.
Активная политика занятости - это правовые, организационные и экономические меры правительства, проводимые с целью снижения безработицы в стране.
К правовым мерам
относятся законодательные
К организационным мерам относятся: система профессионального образования; создание новых рабочих мест; обучение, подготовка и повышение профессиональной квалификации безработных; активный поиск и подбор подходящей работы для незанятых.
Экономические меры — это стимулирование предпринимателей, увеличивающих занятость - кредитование, субсидирование и предоставление налоговых льгот.
Пассивная политика занятости — это меры правительства по сглаживанию негативных последствий безработицы. К таким мерам относятся: выплата пособий по безработице; доплаты на иждивенцев; выдача малоимущим гражданам недорогих товаров первой необходимости; организация питания безработных в специальных столовых и пр. [10].
Ситуация на рынке труда может развиваться по-разному, и в зависимости от этого, страны используют различные меры регулирования занятости.
Так, например,
активная политика правительства в
деле регулирования труда и
В Швеции за проведение политики занятости отвечает Управление по вопросам рынка труда. Оно объединяет более 300 местных бюро по трудоустройству, через которые устраиваются на работу до 50% безработных. Работа местных бюро основана на использовании эффективной системы информационного обеспечения перемещения рабочей силы, которая содержит данные о каждом свободном месте в стране.
Велика роль служб занятости в обеспечении защиты населения страны от безработицы, в частности, в случае увольнения. Согласно действующему в Швеции Закону об охране занятости работник должен получить уведомление об увольнении не меньше чем за месяц, причем срок этот увеличивается с увеличением возраста увольняемого (для 45-летних и старше он составляет максимум - 6 месяцев). Кроме того, при крупных сокращениях на предприятиях (в результате реорганизации или ликвидации) руководство обязано уведомить биржи труда не менее чем за полгода, а перед каждым работником обосновать необходимость его увольнения. Это время нужно для того, чтобы организовать трудоустройство увольняемых. Государственная служба трудоустройства уделяет также большое внимание занятости особенно нуждающихся в социальной защите категорий населения. Так, Закон о молодежи, принятый в Швеции, гарантирует 18-19-летним гражданам занятость не менее 4-х часов в день.
Важным направлением
пассивной политики государственного
регулирования занятости
Для получения права на страховое пособие по безработице главным условием является, как правило, определенная продолжительность занятости в ограниченный период.
Основным условием получения пособия по безработице является регистрация в бюро по трудоустройству.
В Швеции взносы в страховые кассы по этому виду страхования трудящиеся делают (вместе с регулярными профсоюзными взносами) непосредственно в свою профорганизацию. Туда же поступают и взносы работодателя. Таким образом, профсоюзная организация является держателем фонда страхования по безработице. Ей же принадлежит и право расходования этих средств (за вычетом налога государству) - конечно, только по прямому назначению.
При этом в Швеции более 70% безработных получают пособия из страховых фондов, а размер пособия в среднем составлял 70% (максимальный - 90%) предыдущего заработка. Если работник не получает пособия из страхового фонда, в любом случае он имеет право на получение государственного пособия по безработице, составляющего около 50% средней заработной платы.
Если обобщить опыт Швеции как страны, в которой занятость регулируется очень эффективно, можно выделить ряд общих направлений государственной политики, обеспечивающей успех шведской модели:
-макроэкономическая
политика, направленная на сдерживание
инфляции, с одной стороны, и
обеспечение достаточного
-значительные
государственные вложения в
-развитая система страхования по безработице;
-государственная политика по развитию регионов, возможности трудоустройства в которых меньше, путем стимулирования инвестиций (с помощью государственных кредитов и налоговых льгот) и совершенствования инфраструктуры;
-активная деятельность
государственной службы
-общегосударственные меры по поддержанию сбалансированности спроса на рабочую силу (в том числе, например, законодательное закрепление гарантии занятости молодым людям, а также инвалидам, система общественных работ) и предложения ее (через систему переподготовки и переквалификации)[11].