Особенности политики занятости в постиндустриальных странах в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения политики занятости постиндустриальных стран на современном этапе, а также оценка эффективности применяемых мер.
Задачами данной работы являются:
-изучить понятие рынков труда, их структуру, а также современные тенденции, наблюдаемые в различных странах
-рассмотреть особенности активной и пассивной политики, проводимой постиндустриальными странами в современных условиях, оценить эффективность применяемых мер

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рынки труда постиндустриальных стран: понятие, структура, современные тенденции……………...…………………………………………………………..5
2. Активная и пассивная политика занятости и их эффективности………….18
3. Особенности политики занятости в условиях мирового экономического кризиса……………………………………………………………………….…...29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Если «элитную»  иммиграцию можно оценивать со знаком «+» как для американского рынка  рабочей силы, так для реализации творческого потенциала и удовлетворения материальных потребностей специалистов, то с другими группами иммигрантов дело обстоит иначе. Специалисты отмечают, что в общем потоке въезжающих в страну доля малоквалифицированных рабочих постоянно возрастает.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что иммигранты оказывают серьезное влияние на все сферы жизни американского общества. Вместе с тем, векторы этого влияния специалисты оценивают по-разному. С одной стороны, поток иммигрантов увеличивают численность населения страны, стимулирует экономический рост и т.д. Иностранные специалисты играют важную роль в развитии передовых отраслей американской экономики. Например, в Силиконовой долине иммигранты составляют почти треть научного и инженерного персонала, а приблизительно в четверти новых компаний, связанных с информационными технологиями, они занимают высшие управленческие посты. Использование знаний, творческого потенциала, международных связей этих специалистов для американской экономики представляется чрезвычайно выгодным. С другой стороны, увеличение иммиграции, особенно нелегальной, способствует ухудшению криминогенной обстановки, увеличению бедности, оказанию давления на рынок труда. Приток иностранных специалистов обостряет конкуренцию на рынке интеллектуальной рабочей силы и отрицательно влияет на уровень занятости американцев, среди которых уже отмечается рост безработных математиков, физиков, химиков.

По мнению российских экономистов, Соединенные Штаты  извлекают значительную экономическую  выгоду от привлечения в страну неквалифицированной рабочей силы. Это иммигранты, зачастую нелегальные, занимают те ниши на рынке труда, которые сами американцы занимать не стремятся, - тяжелый монотонный труд на конвейере, «грязная» работа по уборке мусора, работы в строительстве и текстильной промышленности и т.п.

Однако уровень  безработицы среди низкоквалифицированных рабочих-иммигрантов все-таки ниже , чем среди аналогичной категории  американцев, которые очень часто  не рассматривают эти рабочие  места в качестве варианта для  собственного трудоустройства из-за низкой заработной платы. Сегодня озабоченность вызывают не экономические, а социальные последствия иммиграции: увеличение неравенства, рост уровня бедности и необходимость реформирования системы социального страхования США. Американские экономисты отмечают, что количество иммигрантов трудоспособного возраста, живущих за чертой бедности, увеличилось за последние 20 лет с 15 до 25%, а низкоквалифицированных – почти до 40%[7, c.88-89].

 

Так же к современным  тенденциям рынка труда США относятся:

    • наибольшая доля спроса на американском рынке приходится на специалистов в области ИТ и телекоммуникаций. Лидерство этих вакансий сохраняется, несмотря на серьезный кризис в этом секторе экономики. Спрос на подобных специалистов достаточно дифференцированный (разработчики компьютерных программ, специалисты по электронной коммерции, производству компьютеров и т.д.), что говорит о серьезном проникновении информационных технологий и телекоммуникаций в саму ткань бизнеса.
    • американский рынок отражает структуру постиндустриального общества, в котором на первое место выходит информатизация процессов.
    • дефицит трудовых ресурсов. Нарастание кадрового голода для Америки имело следующие последствия: повышение мобильности рабочей силы, что привело также к сокращению срока работы на одном месте.
    • в настоящее время две трети сотрудников американских компаний работают на одном месте менее пяти лет, а половина — менее двух лет. Для того чтобы справиться с возникшей проблемой, в США развился рынок гибкой рабочей силы, то есть временного персонала, работающего от проекта к проекту.
    • в США в сферу услуг вовлечено 80% трудоспособного населения[8].

В связи с нарастающими негативными последствиями на рынках труда, во многих странах растет недовольство населения, которое связано с проводимыми реформами. Основным предметом протеста во Франции является пенсионная реформа, которая предусматривает повышение пенсионного возраста с 60 до 62 лет и повышение возраста, с которого наступает право на полное пенсионе пособие с 65 до 67 лет. Также предполагается увеличение в течение 10 лет выплаты из зарплаты госслужащих в фонд социального обеспечения и повышение трудового стажа, необходимого для получения полноценной пенсии. 4 февраля состоялась 24-часовая забастовка  железнодорожников. На работу  не вышли более трети состава.  Сотрудники железной дороги требовали  повышения зарплаты и выступали  против сокращения рабочих мест. 23 февраля французские авиадиспетчеры объявили забастовку, выступая против сокращения персонала. 26 февраля в крупнейших портах Франции забастовали докеры, протестующие против приватизации компаний. 23 марта по призыву профсоюзных объединений в знак протеста против мер «жесткой экономии» на работу не вышли сотни тысяч работников транспорта, образования и связи. Бастовали общественный транспорт, школы, детские сады, почта и государственное телевидение. Забастовку поддержали около 40-50% учителей, протестующих против реформы образования и массовых сокращений

Рабочие требуют  повышения заработной платы и  создания новых рабочих мест. 27 мая более миллиона человек вышли на общенациональную забастовку, организованную шестью крупнейшими профсоюзами страны. Служащие всех отраслей и направлений выступали против пенсионной реформы. 15 июня на улицы Парижа вышли более 20 тыс. (по другим данным – до 70 тысяч) человек, протестующих против увеличения пенсионного возраста. Активный  протест населения вызвала политика «жёсткой экономии» и в других странах Европы, в особенности южных – наиболее страдающих как от самого кризиса, так и от «антикризисных» мер правительств.

В Италии трудящиеся выступают против решения правительства «заморозить» зарплаты и пенсии, приостановить ряд общественных проектов.

В Великобритании в конце октября премьер-министр представил план, включающий такие меры как увольнение 490 тыс. госслужащих, сокращение социальных гарантий, повышение пенсионного возраста до 66 лет. Впрочем, акции протеста начались задолго до объявления этого антисоциального плана и были направлены против общей тенденции перекладывания последствий вызванного спекуляциями банковского капитала кризиса на плечи рядовых граждан среднего и низкого достатка. Работники выступают против планов по сокращению 1200 рабочих мест, замораживанию на два годы зарплаты. В конце августа бастовали тюремщики, требуя повышения зарплаты.

Увеличение пенсионного возраста, а также другие антисоциальные реформы, направленные на сокращение бюджетных расходов, одинаково бьют по интересам всех трудящимся, а не одних только рабочих.

Помимо собственно трудящихся в протестах участвуют  студенты и школьники, для которых увеличение пенсионного возраста означает дальнейшее повышение и без того высокой молодёжной безработицы[9].

Но все же не все меры политики занятости носят  такой жесткий характер. Основные направления активной и пассивной  политики занятости мы рассмотрим подробно во второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Активная  и пассивная политика занятости  и их эффективность.

 

Во второй главе  мы рассмотрим активную и пассивную  политику занятости постиндустриальных стран и их эффективность.

Государственная политика занятости - совокупность действий правительства по сокращению уровня безработицы.

Различают два  вида политики занятости: активную и  пассивную. Активная политика направлена на сокращение безработицы, а пассивная - на материальную поддержку безработных.

Активная политика занятости - это правовые, организационные и экономические меры правительства, проводимые с целью снижения безработицы в стране.

К правовым мерам  относятся законодательные акты, предусматривающие: снижение пенсионного  возраста и обеспечение возможности досрочного ухода на пенсию; установление продолжительности отпуска, рабочего дня, рабочей недели; условия безопасности труда и работы на вредных производствах; основные правила оплаты труда - минимальная зарплата, двойная оплата за работу в праздничные и выходные дни или предоставление отгула.

К организационным  мерам относятся: система профессионального  образования; создание новых рабочих  мест; обучение, подготовка и повышение  профессиональной квалификации безработных; активный поиск и подбор подходящей работы для незанятых.

Экономические меры — это стимулирование предпринимателей, увеличивающих занятость - кредитование, субсидирование и предоставление налоговых  льгот.

Пассивная политика занятости — это меры правительства по сглаживанию негативных последствий безработицы. К таким мерам относятся: выплата пособий по безработице; доплаты на иждивенцев; выдача малоимущим гражданам недорогих товаров первой необходимости; организация питания безработных в специальных столовых и пр. [10].

Ситуация на рынке труда может развиваться по-разному, и в зависимости от этого, страны используют различные меры регулирования занятости.

Так, например, активная политика правительства в  деле регулирования труда и занятости  населения в Швеции является едва ли не основным направлением государственного вмешательства в экономику.

В Швеции за проведение политики занятости отвечает Управление по вопросам рынка труда. Оно объединяет более 300 местных бюро по трудоустройству, через которые устраиваются на работу до 50% безработных. Работа местных бюро основана на использовании эффективной системы информационного обеспечения перемещения рабочей силы, которая содержит данные о каждом свободном месте в стране.

Велика роль служб занятости в обеспечении  защиты населения страны от безработицы, в частности, в случае увольнения. Согласно действующему в Швеции Закону об охране занятости работник должен получить уведомление об увольнении не меньше чем за месяц, причем срок этот увеличивается с увеличением возраста увольняемого (для 45-летних и старше он составляет максимум - 6 месяцев). Кроме того, при крупных сокращениях на предприятиях (в результате реорганизации или ликвидации) руководство обязано уведомить биржи труда не менее чем за полгода, а перед каждым работником обосновать необходимость его увольнения. Это время нужно для того, чтобы организовать трудоустройство увольняемых. Государственная служба трудоустройства уделяет также большое внимание занятости особенно нуждающихся в социальной защите категорий населения. Так, Закон о молодежи, принятый в Швеции, гарантирует 18-19-летним гражданам занятость не менее 4-х часов в день.

Важным направлением пассивной политики государственного регулирования занятости является система страхования по безработице. Контроль за ее функционированием осуществляет правительство в лице министерств труда и занятости.

Для получения  права на страховое пособие по безработице главным условием является, как правило, определенная продолжительность  занятости в ограниченный период.

Основным условием получения пособия по безработице является регистрация в бюро по трудоустройству.

В Швеции взносы в страховые кассы по этому  виду страхования трудящиеся делают (вместе с регулярными профсоюзными взносами) непосредственно в свою профорганизацию. Туда же поступают  и взносы работодателя. Таким образом, профсоюзная организация является держателем фонда страхования по безработице. Ей же принадлежит и право расходования этих средств (за вычетом налога государству) - конечно, только по прямому назначению.

При этом в Швеции более 70% безработных получают пособия из страховых фондов, а размер пособия в среднем составлял 70% (максимальный - 90%) предыдущего заработка. Если работник не получает пособия из страхового фонда, в любом случае он имеет право на получение государственного пособия по безработице, составляющего около 50% средней заработной платы.

Если обобщить опыт Швеции как страны, в которой  занятость регулируется очень эффективно, можно выделить ряд общих направлений  государственной политики, обеспечивающей успех шведской модели:

-макроэкономическая  политика, направленная на сдерживание  инфляции, с одной стороны, и  обеспечение достаточного спроса  на товары и услуги, с другой;

-значительные  государственные вложения в сферу  образования, охрану труда, развитие  инфраструктуры, научные исследования, что позволяет в конечном итоге повысить эффективность общественного производства, рентабельность предприятий и их конкурентоспособность на мировом рынке;

-развитая система  страхования по безработице;

-государственная  политика по развитию регионов, возможности трудоустройства в которых меньше, путем стимулирования инвестиций (с помощью государственных кредитов и налоговых льгот) и совершенствования инфраструктуры;

-активная деятельность  государственной службы трудоустройства;

-общегосударственные меры по поддержанию сбалансированности спроса на рабочую силу (в том числе, например, законодательное закрепление гарантии занятости молодым людям, а также инвалидам, система общественных работ) и предложения ее (через систему переподготовки и переквалификации)[11].

Информация о работе Особенности политики занятости в постиндустриальных странах в современных условиях