Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения политики занятости постиндустриальных стран на современном этапе, а также оценка эффективности применяемых мер.
Задачами данной работы являются:
-изучить понятие рынков труда, их структуру, а также современные тенденции, наблюдаемые в различных странах
-рассмотреть особенности активной и пассивной политики, проводимой постиндустриальными странами в современных условиях, оценить эффективность применяемых мер
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рынки труда постиндустриальных стран: понятие, структура, современные тенденции……………...…………………………………………………………..5
2. Активная и пассивная политика занятости и их эффективности………….18
3. Особенности политики занятости в условиях мирового экономического кризиса……………………………………………………………………….…...29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………
Графически динамика безработицы в Швеции представлена в приложении В.
Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости и рынка труда. Так, во Франции и Германии действует достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений. Система социального страхования является весьма развитой и обеспечивает реализацию государственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работающих граждан.
Регулирование рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Система социального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности для поддержания уровня доходов в период безработицы. Пособия, выдаваемые государством гражданам, предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различные схемы дополнительного страхования по безработице, предлагаемые финансовыми организациями этой страны. В Великобритании большое значение придается профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение безработных взрослых и их частичную занятость, при этом работодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся без работы длительное время, осуществляются программы, стимулирующие их выход на рынок труда (консультирование, обучение, информационная поддержка и т.д.).
В настоящее время можно выделить несколько направлений, определяющих пути решения проблем в области рынка труда в странах ЕС и составляющих главные аспекты современной политики занятости:
- увеличение
численности экономически актив
- увеличение
продолжительности активной
- стимулирование
безработных к выходу на рынок
труда за счет изменения
- повышение мобильности рабочей силы внутри Евросоюза за счет изменения миграционной политики и ее ориентации на обеспечение свободы перемещений между странами ЕС и другие.
Особого внимания заслуживает концепция, составляющая основу современной стратегии занятости в странах ЕС, определяемая термином "flexicurity", под которым следует понимать политику, направленную на усиление гибкости рынков труда, гибкости организации работы и трудовых отношений, с одной стороны, и гарантий занятости и доходов - с другой, а также гибкости рабочей силы. При разработке стратегии гибкости была взята за основу датская модель, введение которой в 1993 г. привело к снижению уровня безработицы в этой стране с 12 до 5%, при этом рост номинальной заработной платы составил от 3 до 5% в год.
Основными мерами гибкой политики занятости являются:
- мотивация профессиональной подготовки работников в течение всей жизни для повышения квалификации или обучения вторым профессиям, повышающим шансы их трудоустройства при изменении конъюнктуры рынка труда;
- поддержка равных возможностей для всех на рынке труда;
- гибкость условий занятости: организации работы и рабочего времени, механизмов формирования заработной платы, мобильности работников;
- изменение форм трудовых
контрактов с учетом
- содействие использованию современных информационных технологий для реализации гибких форм занятости;
- адаптация систем социальной защиты для поддержки трудовой мобильности трудящихся.
Стратегии гибкости требуют широкой поддержки со стороны работников, работодателей и других субъектов рынка труда. При этом особое внимание уделяется формированию ответственности самих наемных работников за их трудовую жизнь.
Таким образом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда. Вместе с тем масштабы и направления государственного регулирования сферы занятости весьма различны: регулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий (Франция, Германия) или либеральные законы, определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений, свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со стороны государства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынку труда (Великобритания). Однако проведение активной политики занятости в традиционном виде зачастую не приводит к нужным результатам, вызывая сопротивление как со стороны работодателей, стремящихся ограничить использование наемного труда, так и безработных, испытывающих трудности при трудоустройстве[12, с.14].
Более наглядно динамика безработицы в Германии, Франции и Великобритании представлена в приложениях Г-Ж.
Далее рассмотрим методы регулирования занятости, используемые в политике Японии.
В последнее время ей пришлось столкнуться с трудностями, которые повлекли за собой резкий рост уровня безработицы. В связи с этим Министерство труда Японии разрабатывает и пытается реализовать ряд комплексных мер, направленных на стабилизацию рынка труда страны, среди которых:
- руководителям фирм, стремящимся
сохранить рабочие места в
условиях циклических
- учитывая динамизм средних и малых предприятий и опираясь на закон «О содействии совершенствованию управления вопросами занятости на средних и малых предприятиях в целях обеспечения их трудовыми ресурсами», Министерство труда Японии принимает участие в организации обучения работников и создании привлекательных условий труда на венчурных и других средних и малых предприятиях;
- на основе закона «Об
обеспечении занятости по
- участие государства в регулировании ситуации на рынке рабочей силы проявилось и в организации государственных бюро по обеспечению занятости (далее - ГБОЗ). Однако ими не исчерпывается перечень посредников в трудоустройстве. Значительную роль играют частные агентства. Изменения в предложении и спросе на рабочую силу сопровождаются совершенствованием деятельности этих структур;
- среди предусмотренных
Министерством труда мер - содействие
в трудоустройстве выпускников
учебных заведений.
- в соответствии с законом «О содействии в трудоустройстве и иной помощи инвалидам» осуществляются программы по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов;
- функционирует также
система страхования по
Основными задачами системы управления вопросами обеспечения занятости в Японии являются:
- сбор и анализ данных о ситуации на рынке труда, получаемых от ГБОЗ: информация о занятости и тенденциях в динамике безработицы, о вакансиях и обращениях по поводу трудоустройства; информация, необходимая работодателям для подбора кадров и управления персоналом;
- организация самообслуживания клиентов, использование ими компьютеров для получения адресов и номеров телефонов работодателей, сообщивших о вакансиях. Поэтому лицо, занятое поиском работы, может связаться с нанимателем, не регистрируясь в ГБОЗ;
оказание профориентационных услуг, организация встреч начальников отделов кадров предприятий, организация встреч работодателей, предлагающих работу с лицами, занятыми ее поиском;
- трудоустройство руководящего
персонала и работников
- организация
обучения и переобучения
Важное место среди мер, осуществляемых СУВОЗ, занимают те, которые направлены на улучшение положения в области занятости, увеличения возможностей для трудоустройства и развитие профессиональных способностей работников.
Развитию профессиональных способностей работников способствуют:
- частичное
возмещение нанимателям
- проведение
профподготовки и переобучения
тех безработных, которые
- дотирование
нанимателей, предоставляющих
- выплата дотаций
нанимателям на средних и
- организация профессионального тестирования, международного обмена специалистами в области профподготовки.
Расходы, связанные со страхованием в сфере занятости, покрываются взносами, выплачиваемыми работниками и работодателями. В фонды пособий по безработице наниматели и работники платят сумму, составляющую 1,1% ФЗП (в равных долях). Сумма, соответствующая 0,35% ФЗП (в строительстве — 0,45%), вносится нанимателями и поступает в фонды, из которых оплачиваются расходы на осуществление мер по обеспечению занятости населения.
Размер пособия по безработице определяется, в основном, исходя из уровня заработной платы, которую безработный получал перед потерей работы. Устанавливается его минимальная и максимальная величина. Продолжительность выплаты пособий зависит от возраста, стажа работы за прошедший период страхования и т.д. Практикуется продление срока выплаты пособий для определенных категорий лиц, в частности, безработных инвалидов[13].
Графически эффективность проводимой политики занятости в Японии показана в приложении И.
Государственная политика в области занятости и безработицы является одной из наиболее важных составляющих сферы трудовых отношений в США. В этой области существует постоянная необходимость в регулирующей и стимулирующей функции государства.
Главной целью государственной политики в сфере труда является своевременный контроль и поддержание правильного функционирования рыночного механизма. Выделяются две основные функции государственного регулирования рынка рабочей силы в США: