Особенности политики занятости в постиндустриальных странах в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения политики занятости постиндустриальных стран на современном этапе, а также оценка эффективности применяемых мер.
Задачами данной работы являются:
-изучить понятие рынков труда, их структуру, а также современные тенденции, наблюдаемые в различных странах
-рассмотреть особенности активной и пассивной политики, проводимой постиндустриальными странами в современных условиях, оценить эффективность применяемых мер

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рынки труда постиндустриальных стран: понятие, структура, современные тенденции……………...…………………………………………………………..5
2. Активная и пассивная политика занятости и их эффективности………….18
3. Особенности политики занятости в условиях мирового экономического кризиса……………………………………………………………………….…...29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

- контроль над  ростом резервной армии труда;

- профессиональная  подготовка и переподготовка  рабочей силы, развитие системы  образования, медицинского обслуживания  и др.

Основными направлениями  государственной политики в сфере  занятости и безработицы являются:

- государственные  программы, направленные на стимулирование роста уровня занятости и увеличения количества рабочих мест;

- программы,  направленные на подготовку и  переподготовку рабочей силы;

- программы,  имеющие своей целью поддержание  найма рабочей силы (это направление  особую важность приобретает в последнее время);

- государственные  программы социального страхования по безработице[14, c.12].

Сфера занятости  и безработицы является чрезвычайно  важной и многоплановой областью американской экономической, социальной и общественно - политической жизни. Постоянное и масштабное государственное регулирование занятости и безработицы, существующее в Соединенных Штатах, определяет многие тенденции в этой сфере, в частности, отражается на изменениях количества занятых и безработных, мобильности рабочей силы, масштабах и динамике показателей безработицы и занятости[14, c.13].

Правительство США следит за состоянием занятости, для этого используются различные  отчеты и индикаторы:

1) Отчет о  занятости - в США - ежемесячный  отчет, характеризующий уровень  занятости. Отчет о занятости состоит из двух частей:

- первая часть,  построенная на опросе 60 тысяч  семей, используется для вычисления  уровня безработицы; 

- вторая часть,  построенная на опросе 375 тысяч  предприятий, используется для  вычисления показателей занятости в различных секторах экономики.

2) Nonfarm payrolls - в  США - ежемесячный индикатор, характеризующий  количество новых рабочих мест, созданных в несельскохозяйственных  отраслях экономики за месяц. 

Прирост этого  показателя характеризует увеличение занятости и приводит к росту курса доллара на валютных рынках.

Существует  эмпирическое правило, согласно которому увеличение Nonfarm payrolls на 200 000 в месяц  приравнивается к увеличению ВВП на 3.0%[15].

В системе регулирования  занятости, функционирующей в США, выделяется такое направление как формирование спроса на рабочую силу. При этом государство использует следующие регулирующие меры:

1. Меры по увеличению предложения рабочих мест. Сюда относятся дотации, направляемые правительством предпринимателям при найме рабочей силы, использующей особые затруднения с трудоустройством.

2. Следующая мера – увеличение предложения рабочих мест в сфере услуг, и стимулирование предприятий малого бизнеса.

3. Ещё одна мера – создание рабочих мест ведомствами по делам труда в рамках «программы общественных работ».

4. Меры по распределению трудовых нагрузок. Сюда относят такие меры как увеличение возраста вступления в трудовую жизнь, прекращение найма иностранной рабочей силы, расширение возможностей раннего выхода на пенсию.

5. Другим направлением является сокращение рабочего времени.

Например, развитие частичной занятости как неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, разделение рабочих  мест и т.д.

6. Меры по сохранению рабочих мест. Правительство применяет систему льготного налогообложения, выплачивает дотации предпринимателям за сохранение рабочих мест.

Некоторые меры государства способствуют смягчению  сезонных колебаний занятости, влияют на замедление темпов роста или снижения уровня безработицы среди отдельных групп трудоспособного населения, другие стимулируют наём рабочих, обеспечивают сохранение рабочих мест, третьи обязывают предпринимателей осуществлять производственное обучение[14, c.19].

В настоящее  время кредитная политика правительства США направлена на стимулирование мелких и средних предприятий, которые вносят существенный вклад в создание национального дохода, в развитие научно-технического прогресса, расширяют возможности трудоустройства значительной части населения США.

Среди экономических мер представляет интерес предоставления монополистическому капиталу выгодных контрактов при условии соблюдения обязательств по трудоустройству определённых категорий безработных.

Одним из важных направлений регулирования рынка  рабочей силы в США является приспособление предложения рабочей силы к существующему спросу. В рамках этого направления создана информационная служба по трудоустройству, которая определённым образом воздействует на рынок рабочей силы.

Осуществляется  подготовка и переподготовка работников.

При введении в  действие этих программ участвуют государство  и предприниматели. Ежегодно американские фирмы хотят на эти меры около 30 млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ переквалификации большую часть средств. К концу 90-х годов в США прошли переквалификацию и обучились около 50 млн. чел.

С целью создания новых рабочих мест государство  берет на себя также выполнение таких  общественных работ, как строительство  дорог, канализаций и т.д. В время  экономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

В общенациональном масштабе современное государство  с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого осуществляется «политика доходов», активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США.

Одним из элементов  социальной защиты населения является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования, отпусков.

При установлении минимального уровня заработной платы в документах МОП рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости.

За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты.

В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др. Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот показатель сегодня составляет 4,5 долл. в час. Отдельный минимум устанавливается для молодежи[16].

Исходя из рассмотренных  данных, в частности из приложений А-И, можно говорить о том, что  политика занятости, которую проводили  страны до 2008 года являлась успешной и способствовала снижению уровня безработицы в стране. Причем из приложения Г видно, что меры, которые предпринимало правительство Великобритании, имели больший успех, нежели меры, принимаемые правительством Франции. В этот период США добивается своего минимального значения уровня безработицы, который был равен 4,1%. То же можно говорить и о Швеции, которая в августе 2007 года также смогла значительно снизить уровень безработицы. Уровень безработицы в Германии в это время был значительно выше, чем у других стран, но мы можем наблюдать положительные тенденции: с каждым годов уровень безработицы снижался. Политика занятости Японии и Великобритании также имела положительные результаты. Исходя из всего вышеперечисленного можно сказать, что политика занятости, которую вели эти страны, являлась высокоэффективной в тех экономических условиях и вела к увеличению уровня занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности  политики занятости в условиях  мирового экономического кризиса

 

Экономический и финансовый кризис начался в банковском секторе США и оказал глобальное влияние на мировую экономику, затронув реальный сектор экономики и особенно рынки труда. Снижение спроса в наибольшей степени сказалось на таких отраслях промышленного производства, как автомобилестроение, производство металлов и др. Произошло увеличение уровня безработицы, например в Европейском союзе с 7,4 % на конец 2007 г. до 9,7 % в октябре 2010 г., а самый высокий уровень зафиксирован в Испании — около 20,7 %. В Латинской Америке с 2003 по 2008 г. уровень безработицы составлял в среднем около 3,8 %. Нарастание негативных тенденций и кризисных явлений привело к его росту, и в 2009 г. данный показатель составил 8,2 %. Исходя из опыта предыдущих кризисов можно говорить о том, что рынки труда медленно восстанавливаются после экономического спада, отстают от темпов экономического роста и уровень безработицы устанавливается выше, чем в докризисный период. Поэтому становится актуальным рассмотрение мер экономической политики, направленной на смягчение последствий экономического спада, стимулирование спроса и создание новых рабочих мест.

Проблематика  адаптации рынка труда к условиям кризиса нашла свое отражение  в ряде работ зарубежных исследователей. Внимания заслуживают разработки американских экономистов Д. Ааронсона, Дж. Лахарта и Т. Аэпеля и др. Среди белорусских ученых необходимо назвать Л. Боровик,

Е. Ванкевич и  др. Во время экономического кризиса  наблюдаются ограничение кредитных  ресурсов и падение совокупного  спроса, что приводит к снижению спроса на рабочую силу и, как результат — увеличению уровня безработицы и неполной занятости. Реакция работодателей на кризис зависит от масштабов кризиса и степени гибкости рынка труда в стране и регионе.

Существуют  два способа адаптации к внешним шокам на рынке труда:

— регулирование  рабочего времени (количественная регулировка);

— изменение  заработной платы (регулировка цен).

Количественная  регулировка применяется для  сохранения квалифицированных кадров и позволяет сохранить рабочие места, снижает социальные издержки, которые имели бы место в случае увольнения работников и безработицы. В странах ЕС применяются два варианта регулирования рабочего времени: коллективные соглашения как на межотраслевом уровне, так и на уровне отдельных компаний, фирм; инструменты рынка труда, существующие в национальном трудовом законодательстве и разработанные для сохранения рабочих мест путем государственных субсидий оплаты труда. Регулирование цен осуществляется через изменение реальной заработной платы (происходит снижение оплаты труда), что уменьшает затраты на рабочую силу, но имеет отрицательные социальные последствия. В странах с гибкими рынками труда (например, США) работодатели не снижают заработную плату, так как считают, что данная мера подрывает мотивацию персонала к труду и снижает уровень производительности труда. Исследование американских экономистов Дж. Лахарта и Т. Аэпеля показало, что фирмы в США предпочитают сохранять большее количество работников, чем требуется для удовлетворения текущего спроса на продукцию, и практически не применяют сокращение рабочего времени. Этот процесс получил название избытка рабочей силы и является оптимальным в случае, если работодатели ожидают, что в период восстановления экономики издержки на наем рабочей силы будут высоки.  Д. Ааронсон считает, что фирмы в США склонны к удержанию высококвалифицированных специалистов. Экономический кризис может привести к изменению отраслевой структуры занятости и перераспределению среди секторов экономики, рабочая сила перетекает туда, где есть возможность трудоустроиться (чаще всего это сектор услуг). Однако роста экономики не происходит, поскольку перемещение трудовых ресурсов между секторами имеет ограничения в условиях спада и рецессии.

В условиях кризиса  существует несколько направлений политики в сфере занятости, которые позволяют смягчить его воздействие на рынке труда:

1) поддержание  спроса на рабочую силу (сокращение  рабочего времени или субсидии  работодателям; создание новых  рабочих мест и т. п.);

2) установление  соответствия между спросом и предложением труда (помощь безработным в поиске работы, программы обучения и переобучения и т. п.);

3) политика по  поддержанию доходов (выплата  пособий по безработице, поддержка  наиболее уязвимых слоев населения  (молодежь, инвалиды и др.) и т. п.).

Поддержание спроса на рабочую силу во время кризиса  является приоритетом для правительства, так как издержки безработицы  и ее воздействие на дальнейшее снижение совокупного спроса могут привести к более глубокому спаду из-за возникновения спирали — все больше людей теряют работу и потребляют меньше. Поддержка спроса на труд включает в себя меры по предотвращению увольнений, сокращению рабочего дня. Однако увольнения неизбежны во многих случаях, особенно в экспортоориентированных отраслях. При этом политика на рынке труда может помочь создать новые рабочие места, чтобы обеспечить возможности для трудоустройства уволенных работников и новых участников.

Как мера по поддержанию  спроса на рабочую силу может применяться  субсидируемое правительством сокращение рабочего дня вместе с сокращением заработной платы. Данная мера, как правило, ограничивается конкретным периодом: как только экономические условия улучшаются, работники возвращаются к первоначальному контракту рабочего времени. До начала нынешнего глобального кризиса данные схемы существовали в ряде промышленно развитых стран, таких как Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Япония, Корея, Нидерланды, Швейцария и Соединенные Штаты Америки (в некоторых штатах).

Для реализации приведенных целей правительствами разрабатывается пакет мер политики на рынке труда, реализуемых при помощи различных инструментов. Все это требует наличия определенных институциональных и финансовых возможностей для финансирования и успешной реализации мероприятий. Необходимо отметить, что меры по поддержанию спроса на рабочую силу являются дорогостоящими, так как требуют компенсации для работников. В большинстве европейских стран сокращение рабочего времени субсидируется государством, для того чтобы предотвратить потери доходов работников. Например, в Германии уменьшение дохода в результате сокращения рабочих часов компенсируется субсидиями, выделенными Федеральным агентством по труду. Если предприятие останавливает производство, то 60 или 67 % последней зарплаты выплачивается государством, остальное — работодателем. Кроме того, работодатель сохраняет все социальные гарантии (медицинское, пенсионное и другие виды страхования). Во Франции существует Рамочное соглашение о 35-часовой рабочей неделе, согласно которому снижение количества рабочих часов происходит без уменьшения зарплаты. Меры, которые поддерживают безработных, такие как помощь в поиске работы или обучение, требуют эффективно функционирующих государственной службы занятости и центров обучения. В Великобритании, например, в рамках политики на рынке труда были дополнительно потрачены 1,3 млрд фунтов на помощь безработным в поиске новой работы, была пересмотрена программа предотвращения сокращений. В условиях нынешнего экономического кризиса страны использовали различные инструменты политики на рынке труда[17, c.94-95].

Информация о работе Особенности политики занятости в постиндустриальных странах в современных условиях