Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:01, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию профессионально - квалификационного состава персонала на примере предприятия Фитнес-клуб «Зебра-Сокол».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты состава персонала, характеристики профессионально- квалификационного состава и его развития;
произвести анализ качественного состава персонала Фитнес - клуба «Зебра-Сокол»;
исследовать практику формирования профессионально-квалификационной характеристика персонала Фитнес - клуба «Зебра-Сокол»;
разработать рекомендации по совершенствованию формирования профессионально - квалификационного состава персонала Фитнес - клуба «Зебра-Сокол»;
Введение 3
1. Теоретическая часть. Персонал предприятия 5
1.1 Анализ состава персонала предприятия: цели и задачи в практике хозяйственной деятельности 5
1.2 Характеристика профессионально-квалификационного 11
состава персонала предприятия 11
1.3 Направление совершенствования профессионально-квалификационного состава персонала предприятия 15
2. Практическая часть. Практика анализа персонала предприятия 28
2.1 Характеристика предприятия и его подробного состава 28
на примере Фитнес-клуба «Ат28
2.2 Формирование профессионально-квалификационной характеристики персонала ФК «Зебра-Сокол» 35
2.3 Рекомендации по совершенствованию формирования профессионально–квалификационного состава персонала ФК «Зебра-Сокол» 43
Заключение 55
Глоссарий 59
Список использованных источников 61
Приложения 63
Такие программы как напрямую, так и опосредованно могут решать задачи формирования коллектива, согласования множественных интересов, повышения качества взаимодействия между подразделениями предприятия.
С помощью реализации программ внутрифирменного
обучения решаются вопросы создания
единого информационного и
К основным видам внутрифирменного профессионального обучения можно отнести:
– повышение квалификации;
– профессиональную переподготовку;
– стажировку;
– самообразование [29,c.144].
Сущность профессионального обучения проявляется в ряде его принципов:
– целостность и непрерывность обучения;
– опережающая направленность обучения;
– коммуникативно-
– профессиональное и социальное стимулирование обучения работников;
– гибкость процесса обучения;
– построение системы профессионального
обучения с учетом конкретных возможностей
предприятия, социально-экономических
условий его функционирования[
Обучение персонала – это целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, навыками, умениями и компетенциями под руководством опытных преподавателей и специалистов.
Этапы обучения сервисного персонала приведены на рис. 1.4.
В последнее десятилетие в
Профессиональное обучение – важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Предприятия, меняя профессиональную направленность обучения, уровень квалификации, а также осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, могут обеспечить наиболее полное соответствие структуры персонала структуре рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых к качеству рабочей силы.
Кадровая политика предприятия
в части подготовки персонала
может иметь различную
Многое зависит от объективных и субъективных факторов: выбора стратегии развития компании, от финансового состояния предприятия и т. д.
Система подготовки кадров должна опираться на стратегию деятельности предприятия, учитывать как интересы предприятия (быстрое заполнение вакантных рабочих мест, экономия на издержках, связанных с затратами на обучение), так и интересы рабочего (получение полноценной профессиональной подготовки).
С переходом к рыночной экономике функции предприятия по организации обучения и обеспечению его надлежащего качества значительно расширяются. Прежде всего, это связано с ослаблением роли государственного регулирования подготовки квалифицированной рабочей силы через систему профессионального образования, с ориентацией предприятий на удовлетворение потребностей в квалифицированной рабочей силе за счет собственных работников.
Система профессионального обучения сотрудников предприятия, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами. Отсюда вытекает повышение требований к совершенствованию системы подготовки кадров, к ее гибкости и способности быстро менять содержание, методы, организационные формы в соответствии с потребностями производства.
Система внутрифирменного обучения персонала должна стать своего рода механизмом адаптации персонала предприятия к изменяющимся условиям, важнейшим средством поддержания конкурентоспособности предприятия и ее работников.
На сегодняшний день, практика и передовой опыт предприятий и социальных партнеров выработали оптимальные условия для формирования научно обоснованного процесса организации профессионального обучения персонала, которая включает следующие взаимосвязанные единой целью этапы (рис. 1.5):
Рисунок 1.5. Процесс организации
профессионального обучения
Планирование подготовки кадров – составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планирования карьеры.
Определение потребностей в обучении осуществляется в следующей последовательности:
1) проводится анализ
2) выявляются проблемы и
3) вводятся необходимые коррективы, соответствующие целям компании [ 3,c.49].
Потребность в обучении может быть выявлена также следующими способами:
– на основе оценки информации о работнике, которая имеется в службе кадров (стаж работы, образование и др.);
– ежегодная оценка результатов аттестации работников;
– анализ краткосрочных и долгосрочных планов предприятия и планов отдельных подразделений;
– наблюдение за процессом работы персонала и анализ проблем, которые мешают эффективной работе;
– анализ
потребности и формирование заявок
на обучение персонала от руководителей
структурных подразделений
– формирование
кадрового резерва и
– опросы работников,
призванные оценить их потребность
в получении новых
В отделе кадров целесообразно ежегодно производить расчет дополнительной потребности в высококвалифицированных рабочих специалистах как с разбивкой по времени, так и по группам профессий и специальностей.
Дополнительная
потребность в
– прирост общей численности (ДПч) в планируемом году;
– возмещение
естественного выбытия
– частичное обновление работников
(ДПо), занимающих должности, требующие
специальной подготовки[23,c.
Дополнительная потребность (ДП) в работниках определяется по формуле:
ДП = ДПч + ДПв + ДПо.
Основными задачами планируемой профессиональной подготовки персонала являются необходимость совершенствования и развития таких категорий компетенций, как общие и профессиональные знания, профессиональные навыки и умения, коммуникативные навыки и умения, управленческие навыки и умения, в т. ч. и способность к изменениям.
Основным источником финансирования обучения являются средства предприятия. Также могут быть использованы и дополнительные источники в виде частных вложений, включая средства отдельных фондов и др. Исходя из наличия необходимого объема денежного капитала осуществляется планирование профессионального обучения.
В настоящее время все больше предприятий используют обучение для достижения следующих целей:
– обеспечить надлежащий уровень подготовки работника, соответствующий требованиям рабочего места (должности);
– предоставлять персоналу более широкий спектр знаний, навыков, умений и компетенций [23,c.155].
Обучение требуется в
– при поступлении работника на предприятие;
– при назначении работника на новую должность;
– при нехватке у работника определенных знаний, умений и компетенций для эффективного выполнения своих трудовых функций.
Организационные формы внутрифирменного обучения персонала имеют свою специфику, которая обусловлена необходимостью сочетать два процесса – учебный и производственный. Трудовой кодекс предусматривает индивидуальную, бригадную (групповую) и курсовую формы профессионального обучения персонала предприятий.
При индивидуальной форме обучения ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в бригаду, где с ним занимается рабочий высокой квалификации. Необходимый теоретический курс ученик изучает самостоятельно, консультируясь с соответствующими специалистами предприятия.
Курсовая форма подготовки применяется при обучении работников сложным профессиям и осуществляется в два этапа:
– в учебной группе под руководством
инструктора на специально созданной
для этого учебно-
– на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника – инструктора производственного обучения [25,c.77].
Теоретическое обучение работников при курсовой и групповой подготовке осуществляется в учебных группах, в учебно-курсовых пунктах и на иных курсах, создаваемых работодателем.
Групповая (бригадная) форма обучения работников предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации, мастера.
Организовать учебный процесс можно по-разному: привлечь специалистов и менеджеров предприятия, пригласить внешних преподавателей, специалистов. Гостиницы обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные учреждения профессионального образования.
Внутрифирменное обучение можно классифицировать по видам обучения, целевому назначению, месту обучения. Классификация организационных форм обучения на предприятии представлена на рис.1.6.
Рисунок 1.6 Классификация организационных форм обучения [25,c.79]
Обучение может быть организовано как непосредственно на предприятии, так и вне его в системе начального, среднего, высшего или дополнительного образования (внепроизводственное обучение).
Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на производстве имеет свои преимущества: формы и методы обучения выбираются с учетом специфики предприятия, результат легко контролируется. Внепроизводственное обучение персонала проводится обучения на предприятии опытными преподавателями в широком диапазоне современных требований, однако потребности предприятия при этом не всегда учитываются в достаточной степени.
На последнем этапе необходимо проводить оценку эффективности обучения. Оценка эффективности обучения проводится разными методами, могут использоваться тесты, опросники, экзамены и т.п. Оценку эффективности обучения могут осуществлять сами обучающиеся, преподаватели, эксперты или специальные комиссии. Оценка эффективности обучения необходима, чтобы использовать её результаты при подготовке и проведении в будущем аналогичных обучающих программ. Проведение оценки позволяет постоянно повышать эффективность обучения и избавляться от неэффективных учебных программ и форм обучения.
Можно выделить четыре критерия, которые чаще всего используются при оценке эффективности обучения.
1. Реакция обучающихся.
2. Усвоение учебного материала. Определяется объем усвоенного материала. Такую информацию можно собирать с помощью экзаменов или тестов.
3. Изменения поведения.
4. Рабочие результаты. Это критерий,
с помощью которого
Оценить эффективность обучения можно также через какой-то срок после окончания обучения. Оценка эффективности учебы требует больших затрат времени и высокой компетенции специалистов, проводящих эту оценку, и многие организации отказываются от такой оценки, просто полагаясь на то, что любое обучение работников приносит организации пользу и в конечном счете оправдывает себя. На самом же деле, эффективность обучения это не вопрос веры или убеждений, а вполне конкретные результаты, которые можно оценить количественно или качественно.
Выводы.
Персоналом предприятия является личный состав предприятия, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев, и имеющий оформленные трудовые взаимоотношений с работодателем, обладающие определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.).
Условную структуру
Система управления персоналом это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект или воздействие субъекта управления на объект для достижения целей организации.