Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:41, лекция
В данной работе мы в значительной степени будем придерживаться второго подхода – расчета риска, то есть определение общего объема потерь, связанных с каким-либо неблагоприятным исходом по отдельным видам деятельности. Такой подход позволяет не только идентифицировать риск, но показать его структуру, определить влияние различных факторов на его составляющие.
Потери, непосредственно
связанные с уменьшением
Перечень потерь можно продолжать, но если их сумма начинает значительно расти и превышает заданную величину, то это означает увеличение рискованности работы предприятия и его руководству следует принимать необходимые меры.
1.3 ФАКТОРЫ
ЭКОНОМИКИ, СВЯЗАННЫЕ С
Одним из факторов
повышения рискованности
К сожалению, пока в Российской федерации общая конъюнктура рынка не совсем благоприятна и это является вторым фактором повышения рискованности экономики страны. К негативным моментам можно отнести такие: достаточно высокий уровень инфляции и превышение нормативного ее значения, закладываемого в бюджет. Начиная с 2000 г., фактический процент инфляции превышает заложенный Министерством экономического развития и торговли на 1-2 процентных пункта. В чем основная причина этого? На наш взгляд, она кроется в недостаточной согласованности действий министерств экономического блока. Например, закладывается в 2005 г. уровень инфляции в 8-10%, но Министерство регионального развития проводит повышение тарифов ЖКХ, которые, входя в расчет индекса инфляции, намного увеличивают рост цен. Министерство здравоохранения и социального развития деноминирует льготы для пенсионеров на проезд и лекарства. В экономику «вбрасывается» большое количество наличных денег и индекс инфляции растет. Предприятия и организации стараются повышать заработную плату, не очень заботясь о росте производительности труда. Как результат этого динамика роста денежной массы обгоняет рост товарного ее обеспечения. Рост цен барреля нефти на международных биржах способствует росту цен на нефть внутри страны и правительство не может его сдержать. 2) Высокие ставки по многим видам банковских услуг и главным образом кредитования6 коммерческого, товарного, ипотечного, уплата процентов за кредит их погашение непосредственно
Связано с изменением цен, снижением
покупательной способности
№0 Невысокая платежеспособность
населения вследствие низкого уровня
его жизни. В России еще не сложился
достаточно значительный средний класс,
который во всех странах является
опорой рыночной экономики. Средний
уровень жизни населения
Третьим фактором неопределенности экономики является противоречивость и частые смены законодательства. Есть противоречия в определениях гражданского и налогового кодексов, различная трактовка экономических категорий. Если внимательно посмотреть, то можно обнаружить в таможенном, административном, бюджетном и других кодексах. Особенно много несоответствий между кодексами и подзаконными актами различных федеральных ведомств: письмами, уложениями, положениями и т.д., возникают сложности в трактовках положений ряда нормативных актов, которые частично отменены, так как противоречат кодексам, а частично нет. Увеличивают рискованность довольно частые изменения в законодательстве, дополнения, расшифровки. Например, отчет Федеральной комиссии по ценным бумагам всегда необходимо было сдавать до 15 числа второго месяца после окончания квартала, но приходит указание сдавать до 14 числа, которое не было доведено до предприятий. За несдачу отчета в срок – штраф в размере 40 тыс. руб. , которые заранее можно отнести к прямым потерям предприятия , а отсюда к повышению рискованности его деятельности. Вводятся новые налоги, меняются ставки прежних, меняются базы расчета налогов, вводятся новые таможенные пошлины и платежи, условия расчета таможенной стоимости и т.д. и т.п. Все это приводит к росту неопределенности, изменению не в лучшую сторону конечных результатов и в конечном итоге к росту рисков.
Четвертым фактором
риска высокая степень
Это связано с тем, что предприятие через эти элементы цены участвует в конкурентной борьбе, позиционирует себя на рынке, проводит определенную стратегию и т.д. Закрытость этой информации связана еще с тем, что от этих элементов зависит наличие у него резервов роста; в) система скидок и преференций , которые предприятие предоставляет своим потребителям. Известно, что на любой фирме существует система общих скидок, которые заранее указываются в прайс-листах и предоставляются всем при выполнении условий покупки и продажи: за партионность, длительность связей, накопительные, бонусные и т.д. Но наряду с открытыми скидками существует система закрытых или частных скидок и цен, которые устанавливаются индивидуально для ряда покупателей в зависимости от общей стратегии развития фирмы и заинтересованности в каждом покупателе.
Пятым фактором рискованности является сложивший менталитет российского бизнеса и бизнесменов внутри страны и за рубежом. У нас почему-то считается доблестью обмануть партнера, «кинуть» его, нажиться за счет партнера, выторговать себе лучшие условия за счет ухудщения положения покупателя или продавца. Чуть ли не героем, дельным человеком считается тот, кто сумел уйти от налогов, не заплатить их. Отсюда возникает эффект настороженности, тотального недоверия, подстраховки, а отсюда повышение неопределенности и роста риска. Цивилизованные рыночные отношения базируются на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве. Если предприятия, фирмы вступили во взаимные отношения и сделки их носят достаточно рискованный характер то, идя навстречу друг другу, они стараются поделить риски к взаимному удовлетворению, разделить вероятные потери между собой, так как стабильность экономики зависит именно от стабильности отдельных сделок, отношений, взаимной выгоде каждых договоров
1.2 ВИДЫ РИСКОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Многостороннее изучение
рисков предполагает их
ние риски . Внешние или открытые риски возникают из тех внешних условий, в которых работает предприятие. К ним относятся: а) состояние экономики страны или территории, то есть находится ли экономика в застое, кризисе или наблюдается средний рост или значительный подъем. Ясно, что кризисное состояние чревато негативными последствиями или потерями, которые могут возникнуть из-за неплатежей покупателей продукции, невостребованности рынка в продукции предприятия, задержек в расчетах, снижение пла- тежеспособности населения и т.д. Наоборот, подъем экономики вызывает положительные последствия для предприятия и снижение рискованности. Б) Конъюнктура рынка данной продукции, которая определяет, насколько высока конкуренция, есть ли свободные ниши по конкретным видам продукции. В России по ряду рынков уже сложился высокий уровень конкуренции, благодаря обилию импортных товаров: парфюмерия, обувь сантехнические товары, сложная бытовая техника и т.д. Попасть на такой рынок сложно, а удержаться еще сложнее. Для отечественных производителей удержаться на таком рынке является достаточно рискованным делом, оно сопровождается с достаточно высокими затратами и неопределенностью в получении конечных положительных результатов. в) Политика правительства, которая может выражается через высокий уровень налогообложения, ставку рефинансирования, неблагоприятную таможенную политику, значительный и неупорядоченный контроль специальных органов и другие направления, что приводит к высокой вероятности неудач на рынке и низкому уровню успеха. г) В России еще не сложился достаточно значительный средний слой населения, который является основной составляющей покупательного спроса. Высокая дифференциация в доходах, наличие большого количества граждан, живущих около и даже ниже прожиточного минимума, снижает объемы массового потребления, а отсюда и производства товаров, что приводит к высокой неопределенности и рискованности рыночного спроса.
Внутренние или закрытые риски, когда потери возникают по причинам, лежащим внутри отдельных предприятий или фирм. Основные из них: невысокое качество продукции, отстающее от потребностей рынка; недостаточная квалификация управленческого персонала среднего и высшего звена; морально и физически устаревшие основные средства; недостаточно высокая организация снабжения , производства и сбыта продукции,; плохое знание рынка и возможных направлений его развития; финансовые сложности; медленное обновление продукции; негибкая политика цен. В основном эти причины регулируемые и могут быть устранены, хотя часть из них (обновление фондов, финансовые сложности ) требуют времени и дополнительных инвестиций.
В этом же аспекте мы можем поделить эти виды рисков на регулируемые и нерегулируемые, Как правило, внешние или открытые риски нерегулируемые, их необходимо изучить, определить силу влияния на конечные показатели работы предприятия и попытаться застраховать, чтобы компенсировать возможные потери. Обратим внимание на такую деталь: страхование не снижает риски и потери от них, оно их компенсирует, поэтому его необходимо использовать для внешних, открытых рисков. Внутренние риски в большинстве своем зависят от деятельности предприятия, поэтому они регулируемые или управляемые. Операцией по снижению рисков является хеджирование, которое с помощью своих инструментов уменьшает риск, а отсюда и потери от него. Таким образом нами проводится достаточно четкая грань между страхованием и хеджированием. Первое – не уменьшает потери, а их компенсирует, второе – снижает потери через сокращение риска.
Еще одним делением
рисков является их