Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа
Инвестиционно-привлекательными считаются компании находящиеся в процессе роста, т.е. на первых четырех стадиях своего развития. На стадии “окончательной зрелости” инвестирование целесообразно, если продукция
компании имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в техническое перевооружение относительно небольшой и вложенные средства могут окупиться в кратчайшие сроки. На стадии “старения”
инвестирование, как правило, нецелесообразно, за исключением тех случаев,когда намечается перепрофилирование.
Определение стадий жизненного цикла предприятия осуществляется путем проведения динамического анализа.
Итого в 2002 г. в экономику России поступило $19,8 млрд. иностранных
инвестиций, или на 38,7% больше, чем в 2001 г. Для сравнения, в I полугодии
2002 г. – $8,4 млрд., то есть рост не превышал 25,4%, а в 2001 г. рост
иностранных инвестиций составил 30%.
Прямые инвестиции в 2002 г. увеличились на 0,6% по отношению к 2001 г. и
составили $4 млрд., портфельные – на 4,6%, достигнув $472 млн. Прочие же
инвестиции продолжают активный рост – до $15,3 млрд. (на 55,8%).
Поступление иностранных инвестиций в российскую экономику по-прежнему
характеризуется неравномерностью размещения капитала по регионам страны.
Это проявляется в том, что традиционно наибольшая часть иностранных
инвестиций направляется в Центральный Федеральный Округ (ЦФО). Так, объем
поступивших иностранных инвестиций в ЦФО в 2000-2002 гг. составляет 46%
($20,67 млрд.) от общего объема инвестиций в российскую экономику и
превышает более чем в 3,5 раза объем инвестиций в любой другой федеральный
округ (рис. 2.). Причем порядка 88% привлеченного капитала в ЦФО ($18,13
млрд.) с 2000 г. по 2003 г. приходится на Москву (см. табл. 2.), что
составляет 40,3% от всех инвестиций в страну. В 2002 г. доля ЦФО в общем
объеме привлеченных в Россию инвестиций составила порядка 48% ($9,53
млрд.), из них 88,6% капитала приходится на Москву (42,7% иностранных
инвестиций в Россию).
Стоит также отметить, что в 2000-2002 гг. более 52% объема иностранных
инвестиций распределяется среди 20 (кроме Москвы) регионов России (из 89
субъектов Федерации), порядка 42% среди 10 регионов. Такая же структура
распределения иностранного капитала наблюдается и в 2002 г.
Таблица 2 «12». 20 крупнейших регионов России по объему привлеченных
иностранных инвестиций в 2002 г.
|Место в |Место в |Регион
|2002 г. |2001 г. | | | |
|1 |1 |г. Москва |8441,1 |42,68% |
|2 |3 |Омская область |2401,5 |12,14% |
|3 |6 |Свердловская область |1354,7 |6,85% |
|4 |2 |г. Санкт-Петербург |881,0 |4,45% |
|5 |5 |Челябинская область |798,7 |4,04% |
|6 |8 |Сахалинская область |706,7 |3,57% |
|7 |9 |Московская область |689,9 |3,49% |
|8 |7 |Республика Татарстан |642,5 |3,25% |
|9 |11 |Тюменская область |385,0 |1,95% |
|10 |34 |Красноярский край |364,1 |1,84% |
|11 |12 |Самарская область |304,9 |1,54% |
|12 |14 |Республика Саха (Якутия)|291,3 |1,47% |
|13 |27 |Архангельская область |272,4 |1,38% |
|14 |46 |Ненецкий авт. округ |233,0 |1,18% |
|15 |13 |Ханты-Мансийский АО |232,7 |1,18% |
|16 |4 |Краснодарский край |202,6 |1,02% |
|17 |22 |Волгоградская область |178,6 |0,90% |
|18 |56 |Удмуртская Республика |156,7 |0,79% |
|19 |10 |Ленинградская область |148,3 |0,75% |
|20 |26 |Ямало-Ненецкий АО |138,9 |0,70% |
Однако по динамике иностранных инвестиций в 2000-2002 гг. наблюдается
несколько иная ситуация.
Позиции ЦФО по динамике
привлечения иностранных
уверенно, как по объему привлеченного иностранного капитала. Явными
лидерами являются УФО и СФО, которые также находятся в числе лидеров и по
объемам привлеченных инвестиций. Следует обратить внимание и на
значительное сокращение динамики привлечения иностранных инвестиций, в
результате чего ЮФО с 3 места в 2000 г. по объему привлеченного
иностранного капитала переместился на последнее, на конец 2002 г.
Вывод: Фундаментом экономики России является экономика на уровне субъектов
Федерации, рационально сочетающая территориальный и отраслевой аспекты.
Одной из основных проблем ее развития является недостаток инвестиций в
реальный сектор, 60% основных фондов которого физически и морально
устарели. Отсутствие в ряде регионах организационно-экономических
механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников
инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения
инвестиционной
на региональном уровне и создания благоприятного инвестиционного климата в
каждом регионе.
Анализ приведенных данных показывает, что в России сохраняется высокая
концентрация привлеченного
не наблюдается изменения ситуации в лучшую сторону. Неравномерное
размещение иностранных инвестиций по экономическим регионам традиционно
является характерной чертой поступления иностранного капитала в страну.
Распределение иностранных инвестиций по субъектам Федерации по-прежнему
характеризуется сохранением позиций ЦАО, и прежде всего Москвы. Также
наибольшие объемы иностранных инвестиций привлекаются в сырьевые регионы
(Омская обл., Сахалинская обл., Тюменская обл. и др.), крупные промышленные
центры (Самарская обл., Свердловская обл., Татарстан, Челябинская обл. и
др.), регионы с развитой инфраструктурой и высоким потребительским
потенциалом помимо Москвы (Санкт-Петербург, Московская обл. и др.).
В целом следует отметить, что объем иностранных инвестиций во многих
регионах не соответствует их инвестиционному потенциалу, и при грамотно
построенной инвестиционной политике в регионах можно ожидать поступление
иностранного капитала, на порядок превышающее существующий приток
иностранных средств.
Как правило, во многих регионах России существует ряд преград на пути
привлечения инвестиций:
o низкая эффективность
региона и государственной собственности;
o высокие административные барьеры;
o высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков
субъекта Федерации;
o трудности на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;
o отсутствие механизма
Следовательно, основная задач
в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах:
доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами,
сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости
для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса,
равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в
принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений и своевременного и
четкого выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования
инвесторов.
Региональная инвестиционная политика определяется внешними (политическая
ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка,
надежность контрагентов) и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия,
обеспеченность
система управления) факторами, обуславливающими решение комплекса задач по
стабилизации политической ситуации в регионе, снижению инфляции, повышению
привлекательности корпоративных инвестиций. Причем в каждом конкретном
регионе эта политика должна учитывать его конкурентоспособность, то есть
роль в экономическом
уровень жизни населения и реализовать имеющийся в регионе экономический
потенциал.
В качестве методов,
рынке и, как следствие, инвестиционную привлекательность, можно
рассматривать создание системы консолидации и локализации финансовых
ресурсов, например на основе создания региональных инвестиционных структур
на базе отдельных муниципальных образований.
Данные структуры могли бы сконцентрировать существующие активы и
финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках
комплексных инвестиционных проектов. В основе этого метода лежит идея о
необходимости реформирования существующей системы хозяйственного
управления. Создание региональных инвестиционных структур создаст условия,
когда средства региона будут сохраняться в рамках региона и вкладываться в
развитие данного
В целом же одной из ключевых задач политики региона по привлечению
инвестиционных ресурсов является доведение совокупности хозяйствующих
субъектов региона до “рыночного вида” посредством создания соответствующей
инфраструктуры: трастовые компании, лизинговые механизмы, финансовые,
страховые компании и т.п.
Как уже говорилось выше, обладая огромным экономический потенциалом,
многие регионы сегодня не обеспечивают его эффективного использования.
Соответственно, также среди основных задач по повышению инвестиционной
привлекательности региона можно выделить задачу инвентаризации активов
территориального образования (природный, финансовый, производственный,
социальный и другие потенциалы) и текущий мониторинг ресурсов. Причем
особое внимание следует уделить государственной и муниципальной
собственности субъектов Федерации, а также приоритетам ее эффективного
использования.
3.3 Проблемы на пути иностранного капитала
Рассмотрим факторы,
которые сдерживают приток
России.
Анализ проблем
привлечения инвестиционных
показал, что наибольшую трудность представляют «4»:
– низкий инвестиционный рейтинг России;
– нестабильность российского рынка;
– несовершенство нормативной базы и действующей системы
налогообложения;
– проблемы таможенного регулирования;
– преступность и коррупция;
– недостаточная
развитость финансово-
– нехватка квалифицированных кадров;
– недостаток современной связи;
– несовершенная социальная инфраструктура, консульские и визовые
проблемы;
– практическое
отсутствие финансовых
инвестиций и убедительных для инвесторов финансовых схем;
– недостаточная развитость и надежность систем гарантий государства
и региона для защиты интересов инвестора;
– слабая экспертная база и подготовка технической документации;
– крайне сложное
текущее состояние предприятий,
находящихся в тяжелом финансовом положении, неспособность управленцев
предприятий четко продемонстрировать свои потенциальные возможности и
показать инвестору, в результате каких действий будет обеспечено
преодоление кризисного состояния и достигнут рост доходов;
– отсутствие конкуренции на рынке капиталов и стройной финансовой,
организационной и правовой среды, позволяющей работать иностранным
финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным инвесторам в
привычных для них условиях. С такими же трудностями сталкиваются и
российские компании, работающие на рынке капиталов.
Одной из важнейших
причин снижения
России для внутренних и внешних инвесторов наряду с рассмотренными выше
является отсутствие государственной инвестиционной политики, реальных
государственных гарантий и стимулов инвесторам и инвестициям из всех
источников. Например, на внутреннем рынке кредитов коммерческие инвестиции
предлагаются под высокую
инвестиционных проектов. Государственная система стимулирования
коммерческих инвестиций не создана. Государственная инвестиционная
программа не является защищенной статьей бюджета. Поэтому обострение
бюджетного дефицита всегда приводит к ее сокращению. В то время как расходы
на содержание администрации президента, правительства и Федерального
Собрания превышаются.
Механизм стимулирования
собственных инвестиций
50 процентов прибыли предприятий.
предусмотрено. Если учесть кризисное состояние экономики России, то
собственно прибыль на основной массе промышленных предприятий не выходит за
пределы 8–10 процентов в машиностроительных отраслях и 10–15 процентов – в
пищевой промышленности. Это говорит о недостаточной инвестиционной мощности
этого источника.
Предоставление внешних инвестиций наиболее перспективно, но их
Информация о работе Понятие инвестиционной привлекательности