Понятие инвестиционной привлекательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционно-привлекательными считаются компании находящиеся в процессе роста, т.е. на первых четырех стадиях своего развития. На стадии “окончательной зрелости” инвестирование целесообразно, если продукция
компании имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в техническое перевооружение относительно небольшой и вложенные средства могут окупиться в кратчайшие сроки. На стадии “старения”
инвестирование, как правило, нецелесообразно, за исключением тех случаев,когда намечается перепрофилирование.
Определение стадий жизненного цикла предприятия осуществляется путем проведения динамического анализа.

Файлы: 1 файл

черновик курсовая по экономике.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

29 марта  1994 года в МГУ им. М.В. Ломоносова  Нурсултан Назарбаев впервые выступил с инициативой евразийской интеграции, заключающейся в создании нового объединения стран СНГ. Название было предложено соответствующее – Евразийский союз.

 

Дэвид Грэй, управляющий партнер компании PricewaterhouseCoopers в России

Я уже 16 лет в России, и за это время многое поменялось. Такая ситуация свидетельствует о темпах роста и изменениях, существующих в стране. Это произошло во многом благодаря тому, что в последние годы все больше и больше пропагандируется идея экономического роста. Например, почему я до сих пор работаю в России, почему я здесь уже 16 лет? Потому что считаю, что Россия – это одна из наиболее интересных стран, где следует работать для развития и продвижения профессиональной карьеры. Несмотря на то что в стране много проблем, здесь существует и масса перспектив. А если есть возможности стабильного экономического развития и роста, то существуют и перспективы для PwC успешно развивать свой бизнес. 

 

Основная  трудность у правительства в  сфере привлечения инвестиций в  том, что капитал является мировым товаром и он перетекает туда, где наибольшая отдача на капиталовложение, то есть привлекательность региона характеризуется целым рядом свойств и показателей. Это наличие кадров, их качество, образовательный ценз рабочей силы на рынке, а также прозрачность, которая свойственна бизнесу, легкость и отсутствие трудностей в открытии бизнеса в том или ином регионе. 

 

PwC –  компания, где главное достояние  бизнеса – это люди, специалисты,  которые могут создавать и предлагать продукт, претворять его в жизнь и получать качественный результат. Я считаю, что гораздо важнее и правильнее вкладывать средства в кадры, в собственных специалистов, потому что, если мы вкладываем в специалистов, они делятся своим опытом и помогают вести внешним клиентам свой бизнес успешно и устойчиво. 

 

Из  всех отраслей российской экономики природные ископаемые, которыми Россия очень богата, имеют первостепенное значение по части привлекательности инвестиций. Или если говорить о нефтегазовой отрасли, то большинство компаний привлекают в свой бизнес высокие технологии, что, в частности, необходимо для бурения скважин на шельфе, поэтому многие российские компании создают совместные предприятия с зарубежными фирмами, чтобы продвигать эту работу.

 

 

Многие иностранные инвесторы самую большую отдачу на свои капиталовложения получили именно в России

 

 

 

Россия  с ее 140-миллионным населением уже  сама по себе является очень крупным  рынком, привлекательным для иностранных инвестиций. Будь то потребительские промышленные товары, или PepsiCo, или такое направление, как розничная торговля и фармакология. Именно поэтому многие иностранные инвесторы говорят, что самую большую отдачу на свои капиталовложения они получили в России.  

 

В стране очень мощная инновационная и  инженерная база, есть солидное наследие в области образования, поэтому необходимо учитывать и преломлять знания в практические результаты. И вот как раз эту задачу и решают федеральные и местные власти, создавая рабочие места для обеспечения экономического роста с тем, чтобы увеличивались регионы. Россия – это фактически единственная страна в мире, способная создавать и строить ракеты, доставляющие на международную космическую станцию необходимые материалы.

Некоторые аналитики высказывают мнение, что  в 2013 году нас ждет очередной мировой кризис, который в большей степени затронет Россию. Конечно, сейчас много разговоров об этом «двойном падении», но я уверен, что мировое сообщество, в том числе и деловое, хорошо подготовилось, предвидя подобную перспективу. Разумеется, России нужно переориентироваться с сырьевых запасов на другие направления экономики, чтобы обеспечить более устойчивое развитие.

Несмотря на «ухабы на дороге», по которой движется российская экономика, мы по-прежнему считаем, что Россия – это очень мощный рынок и у нее есть большие преимущества по сравнению с другими странами – сырье, люди, специалисты, образование, что является залогом успешного развития в будущем

 

 

Теоретические основы экономической эффективности  инвестиций 
 
1.1. Экономическая сущность, классификация и структура инвестиций 
 
Инвестиция – это осознанный отказ от текущего потребления в пользу возможного относительно большего дохода в будущем, который, как ожидается, обеспечит и большее суммарное (текущее и будущее) потребление. 
Инвестиция – это всегда изменение, осознанное отклонение от рутинного течения, попытка заглянуть в будущее  
Инвестициями становятся те сбережения, которые прямо или косвенно используются для расширения производства с целью извлечения дохода в будущем (иногда через несколько лет). Во времена плановой экономики категория «инвестиции» отождествлялась с категорией «капиталовложения» и подчеркивался долгосрочный характер этих вложений. В настоящее время содержание категории «инвестиции» получила отражение в действующем законодательстве РФ. Вложения могут быть на любой срок. 
В зависимости от объектов вложения капитала выделяют фина вые и реальные инвестиции. 
Под фина выми инвестициями понимается вложение капитала в различные фина вые документы, прежде всего в долевые и в долговые ценные бумаги, а так же депозитные банковские вклады. 
Под реальными инвестициями понимается вложение средств (капитала) в создание реальных активов (как материальных - вещественных, так и нематериальных - потенциальных), связанных с осуществлением операционной деятельности экономических субъектов, решением их социально-экономических проблем. 
Потенциальные инвестиции направляются на повышение квалификации персонала, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, получение товарного знака (марки) и т.д. 
Материальные инвестиции предполагают вложения прежде всего в средства производства, которые в свою очередь подразделяют на: 
1.стратегические инвестиции; 2.базовые инвестиции; 3.текущие инвестиции; 4.новационные инвестиции. 
Назначение этих инвестиций и их роль в наращивании производственного потенциала различны. 
По характеру участия инвестора в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на прямые (вложения непосредственно в объект) и косвенные (вложения через фина вого посредника). 
По отношению к объекту вложения выделяют внутренние инвестиции (вложение в активы самого инвестора) и внешние (вложение в активы других хозяйствующих субъектов). 
По периоду осуществления инвестиции подразделяются на долгосрочные (от 3-х и более лет), среднесрочные(от года до 3-х лет) и краткосрочные(до 10-го года). 
Так же инвестиции классифицируют по продолжительности срока эксплуатации инвестиционных объектов; по степени взаимосвязи; по степени надежности; по характеру использования капитала; по отраслевой направленности 
 
1.2. Основные источники финансирования инвестиционного проекта 
 
Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет: 
• Собственных фина вых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.); 
• заемных фина вых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства); 
• привлеченных фина вых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц); 
• денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятия в установленном порядке; 
• инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов; 
• иностранных инвестиций. 
Прибыль – главная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. После уплаты налогов и других платежей в бюджет у предприятия остается чистая прибыль, часть которой можно направлять на капитальные вложения производственного и социального характера, а также использовать на инвестиции в составе фонда накопления или другого создаваемого на предприятии фонда аналогичного назначения. 
Вторым крупным источником финансирования инвестиций на предприятиях являются амортизационные отчисления. Накопление амортизации на предприятии происходит систематически, в то время как основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого цикла воспроизводства. В результате формируются свободные денежные средства амортизационного фонда, которые могут быть направлены на расширенное воспроизводство основного капитала предприятий. Кроме того, ежегодно вводятся в эксплуатацию новые объекты, на которые по установленным нормам начисляется амортизация. Однако, такие объекты не требуют возмещения до истечения нормативного срока службы. 
Выпуск ценных бумаг – акций, облигаций, векселей, казначейских обязательств государства, сберегательных сертификатов и др. – и их оборот на фина вом рынке существенно расширяют возможности привлечения временно свободных денежных средств предприятий и граждан для инвестирования. Выпуск ценных бумаг должен способствовать мобилизации средств предприятий для осуществления крупных инвестиций.  
В источниках финансирования инвестиций очень низкой остается доля долгосрочных кредитов банков в связи с высоким риском. Однако, по мере повышения инвестиционной активности и расширения государственных гарантий осуществления эффективных инвестиционных проектов эта доля должна увеличиваться. 
 
1.3. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов 
 
Основными показателями эффективности инвестиционных проектов являются срок окупаемости (коммерческая эффективность) и отношение объема поступлений в бюджет к объему платежей из бюджета (бюджетная эффективность). Для дополнительной оценки эффективности инвестиций по желанию разработчиков могут использоваться другие показатели и коэффициенты, определенные Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. 
Срок окупаемости собственных средств предприятия, направляемых на финансирование инвестиционного проекта, равен периоду времени от начала финансирования этого проекта до момента, когда объем собственных средств сравняется с накопленной суммой амортизации и остатка прибыли (после уплаты налогов, погашения кредитов, выплат процентов по кредитам, дивидендов). Срок окупаемости инвестиционного проекта в целом (затраты за счет всех источников финансирования) определяется периодом времени от начала его финансирования до момента, когда объем инвестиций сравняется с суммарным объемом амортизации и чистой прибыли. 
При разработке инвестиционной политики предприятия очень важно заранее оценить возможные риски, связанные с осуществлением инвестиционных проектов. При этом влияние коммерческих рисков (строительные, производственные, маркетинговые, кредитные, валютные и т. п.) оценивается через вероятное изменение ожидаемой прибыльности инвестиционного проекта и соответствующее уменьшение эффективности инвестиций. Защита от некоммерческих рисков (стихийные бедствия, гражданские беспорядки, изменения экономической политики государства), не зависящих от инвесторов, может быть осуществлена путем получения государственных гарантий или страхования инвестиций. 
В основе процесс принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитиков и т.д. 
Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках. 
1. Дисконтирование капитала и доход. 
Фина вые ресурсы, материальную основу которых составляют деньги, имеют временную ценность. Временная ценность фина вых ресурсов может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект связан с покупательной способностью денег. Второй аспект связан с обращением денежных средств как капитала и получением доходов от этого оборота. Деньги как можно быстрее должны делать новые деньги. 
Дисконтирование доходов - приведение дохода к моменту вложения капитала. Для определения наращенного капитала и дополнительного дохода с учетом дисконтирования используются следующие формулы (1): 
К = К (1 + n) ,  
где К - размер вложения капитала к концу t-го периода времени с момента вклада первоначальной суммы,руб.; 
К - текущая оценка размера вложенного капитала, т.е. с позиции исходного периода, когда делается первоначальный вклад, руб.; 
n - коэффициент дисконтирования (т.е. норма доход ности, или процентная ставка), доли единицы; 
t - фактор времени (число лет или количество оборотов) капитала). 
Д = К (1 + n) - К, 
где Д - дополнительный доход, руб. 
Дисконтирование дохода применяется для оценки будущих денежных поступлений (прибыль, проценты, дивиденды) с позиции текущего момента. Инвестор, сделав вложение капитала, руководствуется следующими положениями.  
Во-первых, происходит постоянное обесценение денег; во-вторых, желательно периодическое поступление дохода на капитал, причем в размере не ниже определенного минимума. Инвестор должен оценить, какой доход он получит в будущем и какую максимально возможную сумму фина вых ресурсов допустимо вложить в данное дело исходя из прогнозируемого уровня доходности. Эта оценка производится по формуле: 
К = _(1.5)__ 
(1 + n)  
2. Метод определения срока окупаемости инвестиций. 
Этот метод - один из самых простых и широко распространен в мировой практике, не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений. Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиции. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими. При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид: 
РР = n , при котором Рк > IC. 
Показатель срока окупаемости инвестиций очень прост в расчетах, вместе с тем он имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать в анализе. 
Во- первых, он не учитывает влияние доходов последних периодов. Во- вторых, поскольку этот метод основан на не дисконтированных оценках, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различным распределением их по годам. 
Существует ряд ситуаций, при которых применение метода, основанного на расчете срока окупаемости затрат, может быть целесообразным. В частности, это ситуация, когда руководство предприятия в большей степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не прибыльности проекта - главное, чтобы инвестиции окупились как можно скорее. Метод также хорош в ситуации, когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска, поэтому, чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект. Такая ситуация характерна для отраслей или видов деятельности, которым присуща большая вероятность достаточно быстрых технологических изменений. 
3. Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции. 
Этот метод имеет две характерные черты: он не предполагает дисконтирования показателей дохода; доход характеризуется показателем чистой прибыли PN (бала вая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Алгоритм расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое использование этого показателя на практике: коэффициент эффективности инвестиции (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах). Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы капитальных вложений на два, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной стоимости (RV), то ее оценка должна быть исключена. 
 
ARR = _____PN______ 
1/2 (IC - RV) 
Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчитываемого делением общей чистой прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность (итог среднего баланса нетто).

 

 

Отраслевая  экономика России

Обзор производительности труда по отраслям в России 
 
1. Сталелитейная промышленность 
 
Сталелитейная промышленность в России была традиционно сильной и конкурентоспособной в мировом масштабе. Начиная с 1997 года совокупная производительность факторов производства в секторе выросла на 64%. В 2007 году она составляла 54% от уровня США. Подобный рост практически целиком обусловлен увеличением загрузки производственных мощностей, а не повышением операционной эффективности. При этом все еще наблюдаются существенные различия внутри самой отрасли. Например, три ведущих сталелитейных завода в 3,5 раза более производительны, чем предприятия, не вошедшие в первую десятку. Устаревшие и неэффективные технологии производства стали — основной фактор, объясняющий отставание в уровне производительности от США. Другим фактором является неэффективная организация труда. Традиционно низкая стоимость труда и быстрорастущий рынок не создавали стимулов для повышения производительности. Однако в настоящее время рост производительности становится необходимостью для отрасли из-за возросшей потребности в контроле издержек вследствие мирового экономического кризиса. 
 
При поддержке государства российская сталелитейная промышленность будет способна реализовать существенные возможности по повышению производительности: 
 
1. Реализовать программы поддержки географической и межотраслевой мобильности рабочей силы, включающие создание курсов профессиональной подготовки для улучшения соответствия навыков потребностям отрасли. 
2. Оптимизировать бизнес-процессы и организацию труда, запустив программы совершенствования операционной деятельности, а также инвестирования в ИТ и автоматизацию. 
3. Обеспечить эффективность новых инвестиций путем стимулирования комплексного долгосрочного планирования развития отрасли, в особенности с целью предотвращения чрезмерных инвестиций. 
4. Оптимизировать структуру производимой продукции путем инвестирования в прокатные мощности, а также исследования и разработки новых продуктов и новых способов применения стали. 
 
2. Жилищное строительство 
 
Строительный сектор играет в российской экономике значительную роль: он обеспечивает 6% ВВП и 8% официальной занятости. Незадолго до кризиса правительство России поставило цель увеличить к 2020 году жилой фонд с 21 до 33 кв. м. на душу населения, что примерно соответствует среднеевропейскому уровню. Достижение этой цели потребует ежегодных объемов строительства жилья, которые вдвое превышают исторический максимум. Решение поставленных задач потребует существенного повышения производительности труда в секторе. В настоящее время производительность в жилищном строительстве России составляет 21% от уровня США и около 33% от уровня Швеции. Это отставание объясняют в основном две группы факторов операционного характера. Во-первых, это неэффективная организация труда, проявляющаяся, в частности, в недостаточном использовании высокопроизводительного оборудования. Во-вторых, это ограниченное применение современных высокоэффективных материалов и конструкций. Первопричина описанных проблем — отсутствие у компаний сектора стимулов к повышению операционной эффективности. Это было обусловлено неравными условиями конкуренции и благоприятной рыночной конъюнктурой последнего десятилетия. И хотя рыночные условия меняются под воздействием кризиса, искажения в конкурентной среде сохраняются, приводя к смещению конкуренции из области повышения эффективности работы в область управления отношениями с регулирующими органами. Результаты нашего исследования показывают, что основными причинами неравных условий конкуренции в секторе являются неэффективное государственное регулирование и отсутствие комплексного подхода к развитию территорий. 
 
Повышение производительности в секторе жилищного строительства потребует решения трех ключевых задач: 
 
1. Повышение прозрачности и эффективности системы регулирования с помощью четкой регламентации и упрощения процедур согласования, а также выборочного пересмотра строительных норм. 
2. Обеспечение эффективного развития территорий, для чего необходимо создать и утвердить генеральные планы развития, а затем претворить их в жизнь путем проведения тендеров на право реализации предусмотренных ими проектов. Необходимо также создать единую базу данных по земельным участкам, обеспечить юридическую чистоту прав собственности на них и прозрачность ограничений на их возможное использование. 
3. Повышение профессионального уровня в строительной отрасли путем привлечения к работе в России ведущих международных компаний и модернизации системы строительного образования и переподготовки. 
 
3. Розничная торговля 
 
Розничная торговля — одна из крупнейших и самых быстрорастущих отраслей российской экономики. В рознице занято около 7 млн. человек, а на ее долю, в совокупности с оптовой торговлей, приходится примерно 10% ВВП. Главная причина роста производительности — появление и развитие современных торговых форматов. Однако их доля в общем объеме розничной торговли остается низкой: на них приходится только 35% розничных продаж и 11% занятости в секторе. Именно этим объясняется две трети разницы в уровне производительности между Россией и США. Оставшаяся же треть объясняется неэффективной организацией труда в магазинах. В условиях кризиса неизбежно замедление темпов роста потребления и развития современных форматов. В то же время для игроков, обладающих достаточным капиталом, открывается ряд уникальных возможностей. Сейчас удобный момент для выгодного расширения торговых площадей, укрепления отношений с поставщиками и потребителями и реализации программ повышения эффективности. Эти меры позволят сектору лучше подготовиться к здоровому росту в посткризисный период. 
 
Основной потенциал для повышения производительности в секторе розничной торговли лежит в следующих областях: 
 
1. Упрощение регулирования в сфере коммерческой недвижимости. Необходимо добиться исполнения требований законодательства о наличии генеральных планов развития территорий и инфраструктуры, устранить избыточные согласования, выборочно пересмотреть строительные нормы. 
2. Повышение качества дорожной и коммунальной инфраструктуры. Это облегчит доступ к новым объектам и тем самым даст толчок к развитию коммерческой недвижимости. Кроме того, улучшенная транспортная инфраструктура позволит сократить затраты на логистику и уровень запасов розничных компаний. 
3. Повышение операционной эффективности. Этого можно добиться за счет централизации административных функций, оптимизации численности персонала, повышения качества планирования спроса и ассортимента, оптимизации работы распределительных центров и снижения потерь при транспортировке. 
4. Использование открывающихся в условиях кризиса возможностей для формирования фундамента устойчивого развития сектора, таких как поглощение мелких и неэффективных компаний, приобретение торговых площадей по низким ценам, а также укрепление отношений с потребителями и поставщиками. 
 
4. Розничный банковский сектор 
 
До недавнего времени розничный банковский рынок России был самым быстрорастущим в мире. Доходы сектора с поправкой на риск с 2000 по 2007 год ежегодно росли в среднем на 60%. Однако, несмотря на выдающийся рост, а возможно, именно благодаря ему, производительность сектора оставалась низкой. Глобальный финансовый кризис не обошел стороной и российские банки — у них возникли значительные убытки и выросло число проблемных кредитов. Сегодня усилия банков сосредоточены не только на поддержании ликвидности и финансовой устойчивости, но и на снижении издержек, для чего необходимо резко повысить производительность труда. Розничный банковский сектор России насчитывает около 400 тыс. работников — в расчете на душу населения их примерно столько же, сколько в США, Нидерландах, Швеции, Испании и Польше. Однако по производительности труда Россия занимает одно из последних мест среди проанализированных крупных стран: российский показатель составляет лишь 23% от уровня США, если исключить эффект различия в уровне доходов населения. Основными причинами отставания в производительности являются избыточное регулирование, неэффективная организация труда в банках, а также фрагментированная структура сектора: в России работает более тысячи банков, но большинство из них не обладает необходимым для достижения операционной эффективности масштабом. 
 
Для повышения производительности в розничном банковском секторе необходимо: 
 
1. Упростить нормативные акты Центрального банка России. Необходимо устранить избыточные требования по согласованию, заполнению форм, отказаться от чрезмерного контроля и отчетности. При корректировке нормативных актов следует исходить из того, что на совершение любой базовой транзакции должно уходить не более двух минут. 
2. Оптимизировать бизнес-процессы. Независимо от возможной корректировки нормативных требований банки могут повысить производительность за счет автоматизации операций, централизации бэк-офиса и административных функций. 
3. Расширить использование электронных каналов. Электронные платежи могут дать не только серьезную экономию в расчете на одну транзакцию, но и стать новым источником доходов. Банкам следует стимулировать использование клиентами менее затратных электронных каналов. Повысить распространенность электронных платежей возможно путем сотрудничества с коммунальными службами и органами власти. 
4. Стимулировать консолидацию банковского сектора. Этого можно добиться путем ужесточения требований к капиталу и стандартов управления рисками, а также введения требований о подготовке финансовой отчетности по международным стандартам. Консолидация сектора повысит устойчивость и производительность банковской системы. 
 
5. Электроэнергетика 
 
Электроэнергетический сектор России — четвертый по размеру в мире. Он во многом определяет конкурентоспособность и потенциал роста российской экономики, значительную долю которой составляют энергоемкие отрасли. Совокупная производительность факторов производства в российской электроэнергетике относительно высока (80% от уровня США) вследствие высокой производительности капитала и хорошего топливного баланса. Однако производительность труда невысока — лишь 15% от уровня США. Вследствие продолжительного отсутсвия инвестиций оборудование на российских электростанциях устарело. К 2010 году 40% российских электростанций, работающих на горючем топливе, будут иметь возраст более 40 лет. Ожидаемый рост спроса на электроэнергию потребует существенных инвестиций в расширение и модернизацию генерирующих мощностей и распределительных сетей. С этим связан ряд вызовов. Низкие цены на электричество и неопределенность относительно будущего рынка мощностей снижает стимулы к инвестированию в сектор. К тому же, существующий план по расширению мощностей не оптимален с точки зрения объема запланированных к вводу мощностей, их географического местоположения и топливной корзины. Кроме того, издержки на строительство новых мощностей в России превосходят сравнительные международные показатели. Тем не менее расширение мощностей и продолжающаяся либерализация рынка также открывают значительные возможности. 
 
Меры в следующих областях помогут повысить производительность в электроэнергетическом секторе: 
 
1. Стимулирование энергосбережения. Государственные органы могут ввести минимальные стандарты энергоэффективности нового электрооборудования; поддержать инициативы, направленные на повышение эффективности потребления энергии; а также запустить программу по снижению пиковых нагрузок на энергосистему. 
2. Создание стимулов к строительству новых мощностей и модернизации существующих. Государственные органы могут применить более гибкий подход к расширению мощностей, а также создать среду, способствующую быстрому и недорогому строительству. 
3. Повышение операционной эффективности. Российские энергетические компании способны устранить «узкие места» и повысить эффективность использования существующих мощностей; развить навыки в области закупок, проектирования и реализации крупномасштабных проектов; повысить операционную эффективность за счет применения передового опыта и методов «бережливого производства»; минимизировать технические и коммерческие потери в передаче электроэнергии. 
 
Отраслевая инвестиционная активность в России 
 
В 2006 году ИК «ФИНАМ» провела исследование инвестиционной активности отраслей российской экономики. Лидерами подготовленного по его итогам рейтинга стали розничная торговля, газовая промышленность, связь и металлургия. В числе наименее активных отраслей — машиностроение, пищевая и легкая промышленность, а также нефтедобыча. Впрочем, в «ФИНАМе» считают, что отставание нефтедобывающей отрасли носит временный характер. 
При составлении рейтинга учитывались такие составляющие инвестиционной активности различных сегментов российской экономики как инвестиции в основной капитал (коэффициент обновления основных фондов, доля отрасли в общей структуре инвестиций в основной капитал, динамика инвестиций по отраслям) и иностранные инвестиции (доля отрасли в структуре иностранных инвестиций, динамика иностранных инвестиций по отраслям).  
«При прочих равных условиях, большая инвестиционная активность является необходимой предпосылкой повышения конкурентоспособности отрасли, обеспечения ее устойчивого развития в будущем. Сейчас проблема модернизации оборудования и технологий для выпуска более качественной, сопоставимой с мировыми аналогами продукции становится особенно актуальной в связи с предполагаемым присоединением России к ВТО, так как оно приведет к резкому обострению конкуренции с импортом, и некоторые отрасли могут оказаться на грани выживания», — отмечает аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ» Ольга Беленькая. 
Наибольшие темпы роста инвестиций за 9 месяцев 2005 года приходятся на строительство (44,2%) и металлургическое производство (38%). В целом увеличение инвестиций в основной капитал по экономике за рассматриваемый период составило 9,4% к аналогичному периоду 2004 года. Относительно высокие темпы роста капвложений отмечаются в химическом производстве (+32%), розничной торговле, пищевой промышленности (примерно на 20%). В то же время, в прошлом году продолжилась тенденция снижения инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (-5,3%), падение вложений в производство транспортных средств достигло 16%, заметно сократились инвестиции в текстильное и швейное производство. После существенного роста в предыдущие годы, в январе-сентябре 2005 года сократились инвестиции в связь, что, на взгляд аналитиков «ФИНАМа», является временным явлением. 
Хотя на иностранные инвестиции приходится всего порядка 15% общего объема инвестиций в основной капитал, в исследовании «ФИНАМа» им придается более высокий удельный вес. «Они косвенно характеризуют внешнюю оценку инвестиционной привлекательности отраслей российской экономики и могут стать сигналом для крупных стратегических и портфельных инвесторов», — объясняет г-жа Беленькая. 
Проведенный аналитиками «ФИНАМа» анализ подтверждает тенденцию заметного сокращения доли иностранных инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых в 2005 г. (-7,2%). На 2,9% увеличилась доля инвестиций в обрабатывающие производства, при этом незначительно (на 2,5%) снизилась доля инвестиций в металлургическое производство. Примерно вдвое увеличилась доля иностранных инвестиций в отрасль связи и в финансовый сектор. 
В «ФИНАМе» отмечают, что явный фаворит прошлых лет — нефтедобыча — постепенно теряет свои позиции на фоне глубокого спада инвестиций в 2004 году и продолжающееся сокращение инвестиций 2005 году. «Тем не менее, вряд ли спад инвестиционной активности в секторе продлится долго при сохранении высоких мировых цен на нефть. На наш взгляд, рост инвестиций в отрасль возобновится, когда станут более определенными условия допуска иностранных инвесторов в сектор экономики, который государство обозначило как наиболее стратегически значимый», — считает г-жа Беленькая. 
 
Конкуренция в отраслях Российской экономики 
 
Проблема монополизма остается одной из наиболее существенных в российской экономике. Ее истоки унаследованы еще от плановой экономики, в рамках которой власти стремились к строительству крупных предприятий, чтобы получить экономию от масштаНа большинстве российских рынков действуют факторы, которые способны затруднить или даже блокировать конкуренцию, в том числе: небольшое количество независимых компаний на рынке1, сокращение количества независимых компаний2, ускоренный рост некоторых крупнейших российских компаний с большой долей государственной собственности3, наличие избыточных мощностей, относительная технологическая однородность участников рынка, низкая наукоемкость продукции, значительная роль в экономике естественных монополий и ограничение с их стороны доступа на рынок независимым участникам4, более быстрый по сравнению с другими рост рентабельности некоторых компаний5 [ФАС, 2007]. 
 
Законодательные требования к участникам российского рынка сформулированы в Федеральном законе «О защите конкуренции», контроль за выполнением которых осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Следует отметить при этом, что в своей деятельности ФАС опирается на результаты опросов предпринимателей и расследований, основанных на свидетельствах о злоупотреблении рыночной властью и, как правило, не использует эмпирические оценки, рассчитываемые на основе экономической теории. А в ней получены некоторые важные результаты, которые могут быть использованы для диагностики рынков на предмет наличия или отсутствия на рынке конкуренции. Так, согласно экономической теории совершенная конкуренция приводит к рыночному равновесию, в котором рыночная цена равна предельным издержкам производства. Таким образом, сравнивая предельные издержки производства продуктов с фактическими рыночными ценами, можно делать заключения об уровне конкуренции на реальных рынках. Проблема, которую при этом надо решать, состоит в том, что производители – участники рынка не публикуют значения своих предельных издержек, поэтому их необходимо определять по результатам эмпирических наблюдений. 
В этом докладе представлены результаты эмпирического исследования нескольких отраслей российской экономики. Сначала мы рассмотрим основные результаты работ, которые были выполнены ранее, а затем представим результаты нашего исследования. 
 
1. Так, более 80 % российской нефти добывается пятью компаниями: Роснефть, Лукойл, ТНК-BP, Сургутнефтегаз, Газпром, количество независимых АЗС за последние годы снизилось с 70 % до 50 %, 46 % жилого фонда обслуживается единственным муниципальным унитарным предприятием. Среди видов дейятельности, где высокий уровень концентрации производства намного выше, чем в других развитых странах, - производство алюминия, синтетического каучука, черных металлов. 
2. В сельском и лесном хозяйстве, в производстве машин и оборудования. 
3. Например, Роснефть, Газпром. Создаются новые, крупнейшие по объему деятельности госкорпорации. 
4. Так, Газпром добывает более 80 % российского газа, а реализует еще больше – более 90 %, он единственный экспортер природного газа, разработчик баланса газа и собственник всех трубопроводных газовых сетей, что ограничивает доступ к ним независимых производителей. Процедурно затруднено присоединение новых потребителей к электрическим и тепловым сетям. 
5. Например, при добыче полезных ископаемых и в черной металлургии. В работе [Кузнецов, 2007] указано, что в обрабатывающих отраслях предприятия – монополисты имеют на 37 п.п. более высокую рентабельность, чем предприятия – немонополисты. 
 
Анализ конкуренции в отраслях экономики России 
 
Подход к анализу конкуренции связан с построением динамических теоретико-игровых моделей, с помощью которых исследуется влияние рыночных условий на поведение компаний [Slade, 1987], [Borenstein and Shepard, 1996]. Этот подход был использован в эмпирических исследованиях розничного рынка нефтепродуктов на предмет анализа на нем возможного сговора [Филькин, 2007], [Панфилов, 2008]. Эмпирических исследований уровня конкуренции при производстве товаров и услуг в России пока весьма мало. Имеющиеся работы опираются, в основном, на интервью и опросах предпринимателей. 
 
С использованием этого подхода исследовано «влияние конкуренции и структуры рынков на развитие и поведение промышленных предприятий» обрабатывающих отраслей российской экономики [Кузнецов, 2007]. Опрашивались в 2005 г. руководители предприятий. К сожалению, в работе не приводится хотя бы краткое описание методики исследования и характера задаваемых вопросов, что, конечно, затрудняет интерпретацию результатов. Согласно полученным данным, большая часть предприятий (около 80 %) действует в конкурентной среде, хотя имеется некоторая неоднородность по отраслям. Автор оценив несколько регрессий, показал, что конкуренция не влияет на показатели экономической деятельности предприятия, в числе которых рассматривались такие, как добавленная стоимость на одного занятого, отношение производительности предприятия к среднеотраслевой, рентабельность продаж, рост объема продаж, рост выработки на одного занятого. В качестве независимых переменных рассматривалась структура продаж на рынке, конкурентное давление, размер предприятия и отраслевая принадлежность. Правда, автор указывает на то, что, возможно, полученный результат может быть следствием того, что значительная часть российских обрабатывающих предприятий работает на российский (около 50 %) рынок, где они состязаются примерно с такими же предприятиями. Более 30 % предприятий обслуживают только «свой» регион. Однако эти оговорки все же не объясняют полученный результат, и, возможно, он появился из-за субъективного определения такого параметра, как «конкурентное давление». 
 
Эмпирическое исследование динамики конкуренции в российской промышленности в период 1995 – 2007 гг. было выполнено в ИЭПП [Цухло, 2007]. Были опрошены руководители примерно 770 предприятий, на которых работает порядка 10-12 % занятых в промышленности. Респонденты давали свою оценку конкуренции на рынках сбыта продукции своих предприятий, выбирая ответ из пяти возможных оценок: «высокая конкуренция – умеренная – слабая – нет конкуренции – сложно оценить». В данном исследовании конкурентный рынок определяется как такой рынок, в котором респонденты указывают на одну из первых трех предложенных оценок. При этом доля конкурентных рынков в промышленности или отрасли как отношение суммы ответов, в которых рынки были оценены  
как конкурентные, к сумме всех ответов. В ответах внутрироссийская конкуренция дифференцируется от конкуренции с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья. В результате получено, что доля конкурентных рынков с внутрироссийской конкуренцией в среднем по промышленности в 2007 г. составила 89 %, а с предприятиями дальнего зарубежья – 66 %. Уровень конкуренции в отраслях неодинаков, но весьма высок. 
Эти результаты значительно расходятся с тем, что оценкой конкуренции, сделанной ФАС в цитированном выше докладе. Возможное объяснение этому состоит в том, что в [Цухло, 2008] измеряются не фактические показатели, характеризующие конкуренцию, а ее восприятие. При этом интерпретация восприятия затруднена тем, что не уточняется роль данного предприятия на рынке. Например, если на рынке присутствует монополист, а реципиент руководит предприятием-немонополистом, реципиент, оценивая сопротивление, которое выпускаемая его предприятием продукция, естественно предпочтет говорить о наличии сильной конкуренции. Если число таких оценок в выборке значительно, это может существенно завысить долю конкурентных рынков по сравнению с реальным положением дел.

 

ПРОБЛЕМЫ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ  ЭКОНОМИКЕ

Тюкавкин Н. М. 
доцент Самарского государственного университета,  
кандидат экономических наук 
 
К проблеме повышения инвестиционной привлекательности российской легкой промышленности  
Российская легкая промышленность в настоящее время находится в кризисном состоянии, что вызывает озабоченность и требует приоритетного внимания к ее проблемам. Во многом падение темпов роста в этой отрасли обусловлено отсутствием системы стратегического управления и деинвестированием. Практически основной упор делается на улучшение таких показателей, как текущая рентабельность и ликвидность, но не всегда уделяется внимание долгосрочным аспектам хозяйствования. Между тем, в долгосрочной перспективе на эффективность функционирования предприятий существенное влияние оказывают сильные бренды, современные технологии, имидж фирмы, знания и опыт ключевых сотрудников, система мотивации, качество организационно-штатной структуры, своевременность и достоверность информации. 
Выжить и развиваться в условиях жесткой конкуренции способны такие структуры, которые быстро реагируют на изменения рынка, оперативно перестраивают свою производственную деятельность. В связи с этим особую важность приобретают такие направления хозяйственной деятельности, как долгосрочная инвестиционная политика, планирование, структурная и технологическая перестройка производства. Ключевое место здесь занимает эффективная инвестиционная политика, призванная стимулировать процессы технического перевооружения, повышения конкурентоспособности предприятий и, как следствие, обеспечить устойчивое развитие отрасли. Учитывая сравнительно короткие сроки осуществления инвестиционных проектов и быструю окупаемость капиталовложений в отрасли, легкая промышленность потенциально способна, по меньшей мере, удвоить объем производства в течение ближайших двух-трех лет. 
Под инвестиционной политикой понимается целенаправленная деятельность государства и хозяйствующих субъектов по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективное использование инвестиционного потенциала в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития. В условиях трансформационного спада ключевое значение приобретает государственная поддержка инвестиционной сферы, в том числе и в легкой промышленности. 
Основными целями инвестиционной политики в легкой промышленности являются: 
− обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в жизнеспособные предприятия, обладающие собственным конкурентным потенциалом; 
− решение проблем занятости и доходов населения, расширение налоговой базы и сбалансированности бюджетов всех уровней, ослабления социальных проблем и напряженности в обществе; 
− преодоление кризиса в отрасли. 
К основным задачам инвестиционной политики в легкой промышленности можно отнести: 
− создание и развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности; 
− обеспечение продвижения инвестиционных проектов, программ выхода предприятий легкой промышленности на российский и мировой рынки инвестиционных проектов; 
− мобилизация инвестиционных ресурсов легкой промышленности и обеспечение их эффективного использования путем формирования инвестиционной программы для реализации приоритетных и социально значимых направлений развития. 
В табл. 1 рассмотрены основные факторы, влияющие на достижение конкурентных преимуществ в борьбе за инвестиционные ресурсы. Таблица 1 
Влияние конкурентных преимуществ для привлечения инвестиционных ресурсовОдним из важнейших факторов, влияющих на масштабы и интенсивность инвестиций, является инвестиционный климат. Последний представляет собой совокупность политических, законодательных, социально-экономических, финансовых и географических факторов, присущих данной стране (региону, отрасли) и оказывающих существенное влияние на инвестиционную активность реальных и потенциальных инвесторов. 
Чем хуже инвестиционный климат, тем выше инвестор оценивает свой предпринимательский риск, тем меньше вероятность инвестиций. На рис. 1 отражена совокупность условий для инвестиций в тот или иной вид деятельности. Рис. 1. Инвестиционный климат вида деятельностиУлучшению инвестиционного климата могут способствовать следующие мероприятия: 
− формирование четко определенной государственной концепции и на ее основе — государственной экономической и политической стратегии по привлечению инвестиций. Чтобы стимулировать инвестиционный процесс, государство должно защитить национального инвестора от рисков; 
− создание эффективной системы управления легкой промышленностью; 
− формирование общего благоприятного режима для инвесторов; 
− увеличение в бюджете доли затрат на финансирование НИОКР в легкой промышленности; 
− формирование конкурентоспособной деловой и технической инфраструктуры; 
− формирование системы подготовки кадров для обеспечения инвестиционной деятельности; 
− внедрение прогрессивных технологий и эффективного инновационного развития всех видов деятельности легкой промышленности.  
Таким образом, для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо проведение активной инвестиционной, промышленной, структурной, научно-технической политики, которые, в совокупности, способны создать реальные предпосылки для начала возрождения экономической мощи страны. 
К настоящему времени стала очевидной необходимость разработки научно обоснованной программы развития легкой промышленности на основе эффективного использования их инвестиционного потенциала. 
В этой связи необходимо учесть ряд обстоятельств. 
Во-первых, государство должно обеспечивать необходимые институциональные и экономические условия для оживления инвестиционной деятельности в легкой промышленности. 
Во-вторых, само государство не должно уклоняться от непосредственного участия в инвестиционном процессе. 
Капиталовложения являются важнейшей экономической компонентой, играющей решающую роль в активизации структурных преобразований в экономике, экономическом подъеме, стабильном функционировании предприятий. 
Создание в России благоприятного инвестиционного климата для легкой промышленности, построение эффективной модели функционирования финансового рынка, обеспечение условий для трансформации сбережений в инвестиции и перетока капиталов в реальный сектор экономики должны рассматриваться как слагаемые устойчивого и долгосрочного развития экономики России и национальной безопасности. 
Автор предлагает рассматривать инвестиционную политику как комплекс целенаправленных мероприятий государства и бизнеса по стимулированию инвестиционной активности, созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности в целях повышения эффективности производства и решения социальных проблем.  
Содержание последних программных документов руководства страны позволяет сделать вывод, что основными направлениями улучшения положения в легкой промышленности являются: улучшение инвестиционного климата отрасли; повышение инвестиционной привлекательности предприятий; совершенствование деятельности инвестиционных институтов; концентрация имеющихся ресурсов в целях их трансформации в инвестиции; совершенствование механизма отбора инвестиций для финансирования федеральных целевых программ. 
Особое внимание в развитии легкой промышленности следует уделить: 
− повышению инвестиционной привлекательности отрасли; 
− защите внутреннего рынка от незаконного оборота товаров легкой промышленности; 
− техническому перевооружению организаций; 
− созданию условий, способствующих улучшению обеспечения отрасли сырьевыми ресурсами; 
− использованию целевых государственных программ для реализации мер по развитию отрасли.

 

«Рейтинг  инвестиционной привлекательности  отраслей российской экономики»

В данном исследовании предлагается метод количественной оценки и ранжирования отраслей российской экономики по степени инвестиционной привлекательности. В рамках предлагаемого метода, прежде всего, выявляются основные агрегированные факторы инвестиционной привлекательности отраслей (производственный потенциал, рентабельность, инвестиционная активность, информационная прозрачность). Поскольку эти факторы, в свою очередь, зависят от нескольких экономических индикаторов и не могут быть непосредственно оценены, они декомпозируются на отдельные экономические индикаторы, оцениваемые и ранжируемые по единой балльной системе. На основе этих оценок строятся средневзвешенные оценки агрегированных факторов и итоговый сводный рейтинг инвестиционной привлекательности по отраслям. Результаты работы могут применяться для определения отраслевых приоритетов при формировании инвестиционного портфеля.

Основные выводы:

  1. В тройку лидеров нашего рейтинга вошли связь, металлургия и нефтедобывающая отрасль. Лидерство (с большим отрывом) телекоммуникационной отрасли объясняется ее отличным производственным потенциалом (текущие и прогнозные темпы роста), относительно высокой рентабельностью и инвестиционной активностью в сочетании с максимальной информационной прозрачностью. Что же касается металлургии и нефтедобычи, то, несмотря на скромные прогнозы темпов роста, тенденцию к некоторому снижению рентабельности металлургии в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом и ухудшение ситуации с инвестициями в нефтедобычу, привлекательность этих отраслей связана с их по-прежнему значительным преимуществом в уровне рентабельности и информационной прозрачности.
  2. В пятерку лидеров, помимо перечисленных выше, вошли газовая промышленность и розничная торговля. Высокая инвестиционная привлекательность газовой отрасли связана, прежде всего, с ее значением для российской и мировой экономики (поставки природного газа из России составляют примерно 20 % объема потребления в пятнадцати странах ЕС и около двух третей объема потребления газа в Центральной Европе), а реализация проекта строительства Северо-Европейского газопровода, как ожидается, еще крепче «привяжет» Европу к поставкам российского газа. Что же касается розничной торговли, мы прогнозируем сохранение высоких темпов роста в ближайшие годы на фоне опережающего роста доходов населения и активным развитием потребительского кредитования.
  3. В то же время легкая промышленность, лесной комплекс, угольная промышленность пока демонстрируют достаточно скромные результаты из-за низкой рентабельности, устаревшей технологической базы и относительно невысоких (по сравнению с отраслями, компании которых значительно шире представлены на фондовом рынке) стандартов информационной прозрачности.

Информация о работе Понятие инвестиционной привлекательности