Понятие инвестиционной привлекательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционно-привлекательными считаются компании находящиеся в процессе роста, т.е. на первых четырех стадиях своего развития. На стадии “окончательной зрелости” инвестирование целесообразно, если продукция
компании имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в техническое перевооружение относительно небольшой и вложенные средства могут окупиться в кратчайшие сроки. На стадии “старения”
инвестирование, как правило, нецелесообразно, за исключением тех случаев,когда намечается перепрофилирование.
Определение стадий жизненного цикла предприятия осуществляется путем проведения динамического анализа.

Файлы: 1 файл

черновик курсовая по экономике.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

В течение длительного времени  японское правительство не обращало внимания на развитие фундаментальной науки. Источником прогрессивных научных идей в основном были США. В 1994 г. правительство Японии тратило на ИиР только 0,59% ВВП, в то время как правительство США - 0,88%. Устаревало оборудование для проведения фундаментальных исследований: 50% в национальных университетах и 35% в национальных лабораториях было старше 20 лет. Кроме того, недостаточную поддержку оказывали научно-исследовательскому персоналу.

Принятое решение  о модернизации обязывало правительство  каждые пять лет разрабатывать Основной план развития науки и технологий (Basic Law on Science and Technology), при этом на первый план вышло резкое увеличение государственного финансирования ИиР. Другими целями были развитие персонала, проведение институциональных преобразований в секторе ИиР. В рамках Основных планов университеты и исследовательские институты получили средства для модернизации своего научного оборудования, создания мест для постдокторантов. Важное место уделялось формированию более конкурентной исследовательской среды, включая конкурсное финансирование ИиР. Система поддержки исследований с опорой на оценочные процедуры все больше напоминала действующую в США.

На фоне значительного  ужесточения охраны прав на интеллектуальную собственность была введена система технологического трансфера, основанная на принципе передачи университетам патентов на изобретения, созданные на средства бюджета. С 1998 г. для продвижения интеллектуальной собственности (ИС) университетам предоставили право создавать собственные организации по технологическому лицензированию (Technology Licensing Organizations).

Правительство стимулировало развитие кооперационных связей между университетами, национальными лабораториями и промышленностью, а также инкубацию новых фирм при этих организациях. С 1999 г. действует система правительственных исследовательских грантов, поддерживающих совместные исследования университетов и промышленности. Были ослаблены ограничения на участие профессоров в производственной деятельности компаний, особенно в рамках технологического трансфера.

Для стимулирования ИиР в промышленности модернизировали  налоговый кредит: его стали выдавать в зависимости не от годового прироста затрат, а от годового объема затрат на ИиР. Кроме того, с 2003 по 2005 г. предприятиям предоставляли специальные налоговые скидки при проведении ИиР.

Изменился подход к поддержке малых и средних  предприятий (МСП): теперь их рассматривали как источник предпринимательства, инноваций и рабочих мест: Компоненты новой политики относительно МСП включали: специальные гранты на ИиР; долговые гарантии, связанные с инновационной деятельностью; большие налоговые послабления, чем для крупных фирм. Была введена Программа инновационных исследований малого бизнеса (аналог американской SBIR).

Насколько действенными оказались эти реформы? С одной стороны, они дали ощутимые результаты: увеличились затраты компаний на ИиР. В 2001-2005 гг. количество заявок на патенты от университетов возросло более чем в 2,25 раза, а количество зарегистрированных ими патентов на изобретения приблизилось к показателям американских университетов. Значительно возросло число совместных проектов университетов и промышленности (с 1,5 тыс. в 1995 г. до более чем 10 тыс. в 2005 г.). Число университетских стартовых фирм в Японии и Америке почти сравнялось.

С другой стороны, доходы японских университетов от лицензирования по-прежнему оставались низкими. Лишь немногие академические стартовые фирмы достигли стадии IPО. В качестве основных причин этого можно назвать:

  • недостаточное число генераторов идей, способных послужить основой радикально новых технологий;
  • отсутствие в стране серьезных научных школ в области фундаментальных исследований;
  • высокую степень монополизации и олигополизации рынка хайтека;
  • недостаточный учет интенсивных процессов в области фрагментации цепочек создания добавленной стоимости.

Кроме того, отметим: отсутствие реально значимых университетских  изобретений; недостаток опыта и знаний для разработки лицензионных стратегий; слабую инфраструктуру поддержки экономического роста. Иными словами, выбраться из имитационной ловушки, в которую попала Япония, оказалось непросто.

Таким образом, трудно спорить с тем, что страна, находящаяся на ресурсной стадии развития, должна пройти инвестиционную (имитационную) стадию. Но надо признать: при современном уровне развития рынка и разработки технологий реализация чисто имитационной стратегии рано или поздно заводит страну в тупик, если не будет создан ресурсный и институциональный фундамент для перехода к следующей стадии развития, основанной на собственных нововведениях. К числу ее важнейших характеристик относятся:

  • интенсивные инвестиции в человеческие ресурсы в науке и технологиях;
  • создание новых продуктов и технологий;
  • развитие внутризвенной, внутрицепной и межцепной диффузии инноваций;
  • горизонтальный и вертикальный перелив капитала в цепочках создания добавленной стоимости;
  • конкуренция на основе продуктовых и процессных инноваций;
  • перемещение за границу малоэффективных видов деятельности.

Очевидно, при  прохождении инвестиционной стадии должны формироваться институциональные и ресурсные предпосылки для перехода к следующей стадии, основанной на национальных нововведениях. Кроме того, длительная ориентация страны только на решение задач имитационного развития может привести к существенному снижению творческого потенциала нации, человеческих ресурсов в науке и технологиях.

Основные направления  государственной политики

ак следует  из анализа международного опыта(16. Голиченко О. Г. Национальная инновационная система России. М.: Наука, 2006.), государственная политика, способствующая прохождению второй и третьей стадий, должна быть направлена на решение следующих задач:

  • создание условий для повышения инновационной активности предпринимателей;
  • развитие науки и ее ориентация на решение задач инновационного развития страны;
  • развитие кооперации между научно-исследовательским и предпринимательским секторами, совершенствование механизмов диффузии и передачи знаний;
  • поддержка прорывных направлений технологического развития.

Первая задача должна в основном решаться в рамках инвестиционной стадии. Полное решение второй и третьей задач нельзя привязать к определенной стадии, на каждой из них надо последовательно решать их определенные элементы. Отметим, что на инвестиционной стадии в традиционном понимании нет потребности в сильной науке, тем более в фундаментальных исследованиях. Но сильная наука не возникает на пустом месте, ее недостаточное развитие на данной стадии означает отсутствие важной предпосылки перехода к развитию на основе собственных инноваций. Поддержка прорывных направлений технологического развития должна главным образом осуществляться на стадии, основанной на национальных нововведениях.

Создание условий  для повышения инновационной  активности предпринимателей

Меры, предлагаемые в рамках данного направления, ориентированы на создание предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой обладают стратегическим мышлением, способностью к обучению, усвоению и использованию знаний. Для этого на каждой стадии надо создавать рамочные и специальные (по отношению к инновационной деятельности) условия развития.

На инвестиционной стадии первое место по срокам решения  и важности среди рамочных условий занимают задачи наведения в стране элементарного порядка, ликвидации корней коррупции, прежде всего разделения (на всех уровнях) власти и бизнеса. Государственная политика должна быть направлена на совершенствование рыночных структур и коррекцию ошибок, допущенных как государством, так и рынком.

Важно создать  условия для инвестирования средств населения, частного капитала, государства и иностранных инвесторов в рабочую силу и технологии. В государственной политике основной акцент надо сделать на развитии конкуренции, привлечении на рынок новых предпринимателей, например снижая регуляционные и административные барьеры, ограничивающие создание фирмы, облегчая доступ к финансам.

Повышение инвестиционной открытости и привлекательности  высоко - и средне-высокотехнологичных  видов экономической деятельности для отечественных и зарубежных инвесторов, формирование в стране благоприятных условий для международной торговли и инвестиций будут содействовать абсорбции знаний и технологий через каналы импорта товаров и услуг, прямых иностранных инвестиций и прямых инвестиций из страны. Эти условия необходимы и для встраивания национальных компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости.

Нужно увеличить  долю обрабатывающих отраслей в экономике  страны, а "технологический компонент" должен определять уровень конкурентоспособности нации. При этом представители промышленности будут активно участвовать в планировании, финансировании и выполнении исследований и разработок в приоритетных областях, а правительственные органы - применять подход, ориентированный на спрос, содействуя распространению передовых технологий.

Специальные условия  должны способствовать развитию абсорбирующего потенциала национальных предприятий, то есть адаптации, имитации и инкрементальному улучшению технологически сложного продукта. Для этого надо стимулировать передачу иностранных технологий в неовеществленной и овеществленной формах.

За счет перехода от базовых факторов к имитации нововведений, их инкрементальному улучшению, участию  в глобальных цепочках создания добавленной  стоимости, сначала в роли филиала какого-либо технологического лидера или путем образования с ним совместного предприятия, происходит поворот к конкуренции, основанной на низких издержках, улучшении потребительских свойств продукции. Кроме того, на государственном уровне нужно идентифицировать цепочки создания добавленной стоимости в высоко - и средне-высокотехнологичных видах экономической деятельности, содействовать бизнесу в организации сетевой информационной платформы, платформ маркетинга и продаж продукции. Спрос на высококвалифицированный труд со стороны предприятий можно поощрять путем введения специальных налоговых льгот.

Важно обеспечить стимулы к производству технологически сложного продукта, в том числе  за счет введения налоговых и кредитных  льгот при закупке импортного оборудования и лицензий, повышения межстрановой мобильности высококвалифицированной рабочей силы, международной кооперации в ИиР. Требуются программы диффузии передовых технологий в овеществленной форме. Актуальны создание системы прямых и косвенных финансовых стимулов к инновационной деятельности, ограничение действия технологического спилловера (защита прав на интеллектуальную собственность), выбор инновационно значимых направлений закупок в рамках госзаказа, повышение требований к качеству поставляемых товаров и услуг(17. Смотрицкая И., Черных С. Государственные закупки и формирование инновационной экономики // Вопросы экономики. 2010. N 6.).

На стадии, основанной на национальных нововведениях, с точки  зрения рамочных условий необходимы зрелый рынок капитала, его перелив и перекрестное финансирование различных видов производств. Это позволит расширить доступ к капиталу для всех растущих перспективных компаний, в частности новых фирм, основанных на одной технологии, ускорить формирование передовых цепочек создания добавленной стоимости и развитие системы образования и переподготовки кадров, гибкого рынка квалифицированной и мобильной рабочей силы.

К наиболее важным специальным условиям можно отнести: государственные  инвестиции и стимулирование частных  инвестиций в развитие человеческих ресурсов в науке и технологиях; содействие созданию технологий в неовеществленной форме; достижение баланса между косвенными и прямыми методами стимулирования инновационной деятельности; разработку и продвижение на рынок технологий двойного применения.

На горизонтальном уровне нужно расширить круг производств, осуществляющих инновационную деятельность в результате как собственной инновационной активности фирм, входящих в соответствующую цепочку создания добавленной стоимости, так и межцепной экспансии фирм из других цепочек. Возможны и функциональные инновации, позволяющие фирме переходить из одного звена цепочки в другое. Этому будут способствовать процессы конкуренции и фрагментации цепочек создания добавленной стоимости(18. Голиченко О. Г. Современная технологическая революция и новые возможности инновационного развития "догоняющих" стран // Инновации. 2010. N 3.).

Отметим роль таких национальных факторов, как наличие разветвленной сети организаций, ведущих научно-исследовательскую деятельность, развитие сопряженных и родственных отраслей, обеспечивающих устойчивость инновационного процесса. Необходимое условие появления таких сетей - кооперация и партнерство по вертикали, особенно в исследованиях и разработках. Для большей связанности инновационных ресурсов надо создать условия для высокой мобильности исследовательского персонала как внутри страны, так и за ее пределами.

Рост доходов, уровня образования  и квалификации потребителя может  стать базой для развития производства высокотехнологичных продуктов и услуг, укоренения инновационно активных фирм в более эффективных видах экономической деятельности. В этих условиях национальные фирмы не только применяют и улучшают передовые технологии, развивая свой абсорбирующий потенциал, но и создают новые. Причем создание новых технологий часто связано с необходимостью выпуска нового для рынка продукта. Здесь в мировой экономике действуют две важные тенденции: переход от серийного массового производства к более качественным товарам, рассчитанным на конкретного покупателя, и модулизация технологий, их смещение в сторону более гибких производств, создания технологических модулей, которые легко перестраиваются для выпуска партий продукции, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей небольших групп потребителей.

Информация о работе Понятие инвестиционной привлекательности