Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа
Инвестиционно-привлекательными считаются компании находящиеся в процессе роста, т.е. на первых четырех стадиях своего развития. На стадии “окончательной зрелости” инвестирование целесообразно, если продукция
компании имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в техническое перевооружение относительно небольшой и вложенные средства могут окупиться в кратчайшие сроки. На стадии “старения”
инвестирование, как правило, нецелесообразно, за исключением тех случаев,когда намечается перепрофилирование.
Определение стадий жизненного цикла предприятия осуществляется путем проведения динамического анализа.
Несмотря на глобализацию экономических процессов, наблюдаются различия в подходах к деятельности по связям с инвесторами и информационной политике в разных странах и регионах.
Японские компании стремятся к гармонизации интересов всех заинтересованных сторон (клиентов, работников и инвесторов). Характерной особенностью является объективное раскрытие информации о результатах деятельности компаний без какого-либо преувеличения, что является очень важным элементом эффективной стратегической и финансовой коммуникации.
Американские и европейские компании проводят более открытую и своевременную информационную политику. Однако наблюдается негативное несоответствие между необходимым и реально предоставляемым объемами информации. Важной составляющей является информирование о перспективах и планах развития.
В американских компаниях поддержка и активное участие генерального директора является обязательным условием эффективного осуществления программы связей с инвесторами. Как источник стратегических концепций, главный архитектор корпоративной культуры и главный представитель организации генеральный директор вносит основной вклад в процесс завоевания компанией стратегического доверия.
Развитие связей с инвесторами и формирование взвешенной информационной политики является частью стратегии и российских компаний. Согласно исследованию, проведенному Ассоциацией менеджеров России, абсолютное большинство отечественных компаний (72,3%) готовы предоставлять информацию о результатах финансовой деятельности.
Респонденты также отметили достаточно высокую готовность информировать о стратегии и планах развития компании (58,7%), а также о реализуемых программах в области развития персонала, делового сообщества, социальной сферы (50,3%)7.
Принципиальное отличие позиций зарубежных и российских компаний кроется в том, что если российские компании только констатируют готовность предоставления информации и приходят к понимании ее необходимости, то зарубежные компании повышают свою стоимость за счет эффективных финансовых и стратегических коммуникаций.
Результаты исследования информационной прозрачности 80 крупнейших российских публичных компаний в 2007 г., опубликованного службой рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s показали умеренное улучшение по итогам года.
В исследовании Standard & Poor’s используется только информация, доступная из публичных источников. В основе методологии 108 критериев, сгруппированных в три блока:
- структура собственности и права акционеров;
- финансовая и операционная информация;
- состав и процедуры работы
Совета директоров и
В данном исследовании Standard & Poor’s оценивает средний уровень корпоративной прозрачности относительно максимального уровня, желательного для «рационального инвестора», - т.е. полного объема легкодоступной информации по важнейшим параметрам операционной деятельности, эффективности и механизмов корпоративного управления в компании. Исследование построено на анализе раскрытия информации в первую очередь с точки зрения международного инвестора.
В целом индекс транспарентности крупнейших российских компаний в 2007 году составил 55%. Необходимо отметить, что данный показатель стабильно повышается в течении пяти лет (2002 год - 34%, 2003 год - 40%, 2004 год - 46%, 2005 год - 50%, 2006 год - 53,5%). Лидерами рейтинга стали ОАО «Мобильные Теле Системы», «Голден Телеком», «СТС Медиа», ОАО «ВымпелКом », ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Мечел», ОАО «ЛУКОЙЛ», «Евраз Групп С.А.», ОАО «Вим-Билль-Данн Продукты Питания», ОАО «НК «Роснефть» (с общим баллом от 77% до 70% в порядке убывания).
В результате наблюдаемой тенденции
количество компаний с уровнем раскрытия
более 50% достигло 52 по сравнению с 12
в 2002 году. Тем не менее по сравнению
с 2006 годом уровень информационной
прозрачности российских компаний
повысился лишь незначительно, особенно
если оценивать ситуацию с точки зрения
международных
инвесторов.
Кроме того, некоторые из компаний, которые в этом году провели первичное размещение акций (IPO) и в связи с этим были включены в исследование, придерживаются политики минимального раскрытия информации. Несмотря на то, что прозрачность - лишь один из множества аспектов корпоративного управления, это - важный элемент формирования доверия инвесторов, который нередко отражает уровень общих стандартов корпоративного управления. В итоге фрагментарность политики связей с инвесторами в некотором отношении приводит к недостатку обшей координации взаимоотношений с представителями инвестиционного сообщества
Эти небольшие изменения
Из положительных моментов следует отметить определенный прогресс в области раскрытия «наименее раскрываемых» элементов информации. В частности, лучше раскрываются сведения о дивидендной политике, все больше компаний начинают составлять социальную отчетность в соответствии с международными стандартами, включающую экологический аспект (влияние их деятельности на окружающую среду), вопросы безопасности и охраны труда, социальные программы для сотрудников и т.д. Однако уровень раскрытия информации по наиболее важным вопросам - таким, как указание на рыночный характер условий сделок с заинтересованностью, условия договора с аудитором, касающиеся неаудиторских услуг, а также подробности вознаграждения членов Совета директоров и высшего руководства, - оставляет желать лучшего, а в ряде компаний он даже понизился.
Дальнейший значимый рост общего уровня прозрачности зависит от наличия политической воли государственных деятелей, регуляторов и директоров крупных государственных компаний, направленной на повышение прозрачности этих компаний и создание позитивного примера с учетом того возрастающего влияния, которое эти предприятия оказывают на российскую экономику.
На современном этапе объем информации, предоставляемый российскими компаниями, зачастую ограничен рамками требований нормативного регулирования.
Согласно ГК РФ публичная отчетность состоит в опубликовании для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков открытого акционерного общества. Перечень документов и сведений, подлежащих опубликованию, дополняется федеральными законами «Об акционерных обществах»9, «О рынке ценных бумаг»10, «О бухгалтерском учете»11, стандартами Федеральной службы по финансовым рынкам12.
Цель норм о раскрытии информации - предоставление определенных сведений, касающихся положения и деятельности акционерного общества, всем заинтересованным лицам, включая акционеров, кредиторов, реальных либо потенциальных контрагентов.
В соответствии со стандартом ФСФР в проспекте ценных бумаг должна содержаться следующая информация:
- краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента; сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;
- краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;
- основная информация о
- подробная информация об
- сведения о финансово-
- подробные сведения о лицах,
входящих в состав органов
управления эмитента, органов эмитента
по контролю за его финансово-
- сведения об участниках (акционерах)
эмитента и о совершенных
- бухгалтерская отчетность
- подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;
- дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им ценных бумагах.
На основе проведенного анализа публичной отчетности российских акционерных обществ, размещенных на Web-сайтах, можно выделить следующие недостатки:
- формальный подход к
- используемые показатели не
систематизированы, что не
- неясность методики расчета показателей;
- отсутствие описания конкурентной позиции и преимуществ;
- описание рисков, связанных с
компанией, осуществляется с
- игнорирование пожеланий
В российской экономике функционирует более 4 млн. коммерческих организаций13 и не более 20% из них акционерной формы собственности, а количество организаций, акции и облигации которых обращаются на фондовом рынке более, чем скромное. В связи с этим представляется нецелесообразным в российской практике основываться при формировании информационной политики только на законодательных требованиях.
Одной из главных проблем в российском бизнес-сообществе является отсутствие понимания цели и экономического эффекта стратегических коммуникаций. Согласно общепринятой точке зрения, универсальная цель, объединяющая крупные и малые фирмы, государственные корпорации или частные компании, - максимизация их стоимости.Исходя из этой предпосылки агентством «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» разработана методика управления репутацией компании14. Данная методика базируется на факторах, влияющих на оценку стоимости бизнеса, объединенных в шесть групп:
1. Перспективы: стратегические
цели, уникальные конкурентные преиму
2. Рыночная устойчивость: доля компаний на рынке, рыночный рост, условия конкуренции.
3. Финансовая устойчивость: текущая финансовая прибыль, динамика финансовых показателей.
4. Административный ресурс: федеральный, региональный.
5. Возможность реализации перспектив: первое лицо, его деловые качества, авторитет, команда, доступность внешних и собственных средств.
6. Информационная открытость и корпоративное управление.
Осознавая, что информационная открытость и корпоративное управление являются факторами, определяющими будущую стоимость компании, главной задачей становится разработка и реализация программы действий, направленной на изменение отношения аудиторий к компании. Предлагаемая модель управления репутацией представляет собой модель управления ожиданиями аудиторий, разрывами в понимании, действии и информации. Одним из ключевых факторов успеха работы по связям с инвесторами является эффективное использование информационных технологий в сложной и быстро меняющейся рыночной обстановке.
Сегодня инвесторы задают не меньше вопросов о нефинансовых аспектах, чем о финансовых результатах деятельности компании. Разделы годовых и квартальных отчетов, посвященные качественной информации должны стать инструментами, которые могут сыграть важную роль в сфере коммуникации с инвесторами, поскольку позволяют составить цельную картину результатов деятельности компании и определяющих их факторов.
Для организации активного
- Использование маркетинговых коммуникаций для обеспечения понимания целевой аудиторией внешних факторов и сил, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности.
- Выбор нескольких критериев успеха компании, поскольку наиболее употребительный единый показатель прибыли уже не выглядит привлекательным, существует потребность в ряде показателей, на которых можно строить анализ.
- Обеспечение доступности
- Раскрытие методики расчета
финансовых и других
- Наличие сравнительной оценки
показателей со
- Соблюдение принципа
В качестве положительной тенденции можно отметить наличие у ряда компаний четко сформулированных принципов предоставления информации. Выделим некоторые из них:
- достоверность и
- полнота раскрываемой информации;
- своевременность раскрытия
- доступность информации;
- равное внимание различным пользователям информации;
- контроль за использованием инсайдерской информации.
Исходя из модели формирования стратегического доверия, можно выделить внутренние и внешние эффекты открытой информационной политики в повышении инвестиционной привлекательности предприятий. К внутренним эффектам можно отнести высокую мотивацию сотрудников, стабильное финансовое состояние, повышение эффективности стратегии по увеличению доли рынка, снижение доли некоторых статей издержек, управление качеством, внедрение инноваций в управление и технологические процессы. К внешним эффектам относятся: повышение лояльности потребителей, снижение степени воздействия конкурентов, организованное взаимодействие с основными контрагентами, использование связей с органами власти, общественными организациями и в конечном итоге - обеспечение оптимальной стоимости и доступности инвестиций.
Необходимо отметить, что социально-экономический эффект от эффективного управления стратегическими и финансовыми коммуникациями может быть получен только спустя определенный период времени, и не будет столь явным как эффект от инвестиций в реальные активы, его влияние может быть опосредованным и выраженным с помощью качественных характеристик. Тем не менее, как показало исследование, проведенное агентством Standard & Poor’s, связь между показателями стоимости компании (коэффициент «стоимость предприятия»/объем продаж» - EV/Sales) и уровнем информационной открытости имеет положительную, хотя и довольно слабую связь (коэффициент детерминации составил 27%). На основании полученных результатов можно заключить, что информационная прозрачность - это важный нематериальный актив, позволяющий наиболее информационно-прозрачным компаниям повышать свою рыночную стоимость благодаря тому, что предоставляя информацию в объемах, превышающих нормативные требования, они вызывают доверие инвесторов.
Информация о работе Понятие инвестиционной привлекательности