Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа
Инвестиционно-привлекательными считаются компании находящиеся в процессе роста, т.е. на первых четырех стадиях своего развития. На стадии “окончательной зрелости” инвестирование целесообразно, если продукция
компании имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в техническое перевооружение относительно небольшой и вложенные средства могут окупиться в кратчайшие сроки. На стадии “старения”
инвестирование, как правило, нецелесообразно, за исключением тех случаев,когда намечается перепрофилирование.
Определение стадий жизненного цикла предприятия осуществляется путем проведения динамического анализа.
массовому притоку мешает низкий инвестиционный рейтинг России, что приводит
к завышенной процентной ставке кредита, или предоставление надежных
гарантий, что в условиях политической нестабильности само по себе
недостаточно надежно.
В результате происходит технологическая и моральная деградация
основных фондов промышленности.
Обвал инвестиционного
процесса определяет крайне
состоянием основного капитала. Износ основных фондов достиг критического
уровня. Более чем на 60 процентов изношено свыше половины оборудования в
нефтедобывающей промышленности области, в электроэнергетике отработает в
ближайшее время проектный ресурс половина мощностей электростанций. Эта
острая проблема неразрешима за короткие сроки. По расчетам независимых
экспертов, даже при самом благоприятном развитии событий в области
инвестиций не удастся остановить процесс устаревания основных фондов в
целом по народному хозяйству еще в течение 5–7 лет «7».
Сохраняющаяся
неблагоприятная ситуация в
вызывает обострение воспроизводственных проблем. Огромные масштабы
недоинвестирования привели к образованию в производстве колоссальной массы
обесцененных кризисом, физически и морально устаревших изношенных основных
фондов. Подавляющая часть основных фондов российской промышленности
морально устарела и уже давно эксплуатируется за пределами экономически
целесообразных периодов. По некоторым оценкам, сегодня рынком реально
востребовано не более 40 процентов основных фондов экономического сектора
страны, остальная часть по степени изношенности не отвечает требованиям
рынка, спросовой конъюнктуре и требует замены.
Нарышкин с. Е.
Привлечение иностранных
Текущий финансово-экономический кризис заставляет во многом по-новому взглянуть на итоги развития экономики страны за истекшее десятилетие, глубже проанализировать условия и источники ее устойчивого развития в перспективе. Так, уже сейчас понятно, что посткризисное восстановление российской экономики должно зависеть не столько от динамики мировых цен на нефть, сколько от модернизации на основе инновационной стратегии развития. Комиссия Президента Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию российской экономики, первое заседание которой состоялось в июне 2009 г., обозначила пять основных направлений инновационного прорыва России: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии; медицинские технологии; стратегические информационные технологии.
Такой прорыв потребует существенных инвестиционных ресурсов, в первую очередь средств отечественных инвесторов, а также мер государственной поддержки. Однако в современном мире ни одна страна не может эффективно решать задачи модернизации своей экономики лишь собственными силами. Сегодня это тупиковый путь развития; неприемлем он и для России.
Конечно, далеко не все задачи интеграции нашей страны в систему современных мирохозяйственных связей решаются просто и однозначно. Тем не менее уже сегодня Россия, даже находясь вне формальных рамок ВТО, в полной мере может считаться страной, глубоко интегрированной в современную мировую экономику. Об этом свидетельствуют не только значительный объем ее внешнеторгового обмена, но и активное участие в системе международного движения капиталов. Именно этому аспекту посвящена монография С. Е. Нарышкина.
В
данной монографии теоретический подход
к анализу тенденций
Во-вторых, показано, что международное движение капиталов обеспечивает странам-реципиентам не только дополнительные финансовые ресурсы развития, но и доступ к новым технологиям, освоение современных систем управления, а также возможности кооперации в систему мирохозяйственных связей. Однако активный импорт капитала в современных условиях может негативно повлиять на экономику страны-реципиента. Автор приходит к выводу о необходимости проведения на государственном уровне политики целенаправленного регулирования иностранных инвестиций. Это означает не отказ от традиционного для всех цивилизованных стран принципа "единого национального режима" для всех инвесторов (как отечественных, так и иностранных), а согласование экономического и социального эффектов от привлечения иностранного капитала с долговременными приоритетами развития страны.
В связи с этим большой интерес представляет проведенное автором исследование позитивных и негативных аспектов притока иностранного капитала через филиалы зарубежных банков. В частности, отмечается, что эти филиалы "будут работать с более "дешевыми деньгами" и, следовательно, станут более конкурентоспособны как потенциальные кредиторы и инвесторы. Выжить в этих условиях смогут лишь те российские банки, которым окажется под силу резко повысить количественные и качественные показатели своей деятельности" (с. 154). Мы согласны с позицией автора и считаем, что он точно указал на одну из основных причин низких количественных и качественных показателей российских банков, а именно на недостаточность уставного капитала. Это не позволяет наращивать активы банковской системы до уровня, соответствующего потребностям российской экономики (с. 144). Наиболее разумным выходом из создавшейся ситуации стало бы, на наш взгляд, государственное содействие укреплению отечественных кредитных организаций путем дополнительной эмиссии акций и участия государства в банковском капитале (можно было бы отдельно ограничить такое участие по срокам).
В-третьих, большое внимание уделено анализу особенностей экономики России с точки зрения ее привлекательности для иностранных инвесторов. Отмечается, что в настоящее время по импорту капитала Россия заметно отстает от многих стран с трансформируемой экономикой. Однако успехи в обеспечении социально-политической стабильности и экономического роста в первом десятилетии XXI в. существенно повысили интерес иностранных инвесторов к нашей стране. Значительно возросла роль иностранных инвестиций в российской экономике (с. 79).
Вместе с тем, по мнению автора, приток иностранного капитала пока не адекватен потребностям долговременного устойчивого развития российской экономики (с. 85). В книге сформулирован ряд идей, реализация которых могла бы активизировать позитивное воздействие иностранных инвестиций на экономическое развитие страны. На одну из них мы хотели бы обратить особое внимание.
Автор отмечает, что "импорт капитала должен формировать не нашу инновационную зависимость от партнеров извне, а инновационную взаимозависимость импортера и экспортера капитала" на основе их кооперации в инновационных разработках, расходах на эти цели и пр. Такой подход представляется целесообразным. Он отличается от опыта ряда стран (например, Юго-Восточной Азии), которые, производя современную продукцию, не имеют собственного инновационного потенциала и в этом отношении полностью зависимы от "доброй воли" фирм из стран - экспортеров капитала. Для России такой путь "модернизации" неприемлем.
Как следует из названия работы, в ней сделан акцент на региональном аспекте проблемы привлечения иностранного капитала в экономику России. Этот аспект актуален хотя бы потому, что в последние годы более 80% иностранных инвестиций приходилось на восемь регионов России (с. 205). Анализируя в главах 9 и 10 основные компоненты инвестиционной привлекательности российских регионов, а также их типизацию по инвестиционному климату, автор показывает, что в стране сложились три группы регионов, занимающих лидирующее положение в привлечении иностранного капитала: сырьевые регионы, регионы - финансовые центры и регионы, имеющие развитые потребительские рынки.
Конечно, из этого не следует, что другие регионы России не представляют интереса с точки зрения притока иностранного капитала. В большинстве таких регионов решить рассматриваемую проблему не удается из-за недостатков в формировании на региональном уровне совокупности экономических, правовых, институциональных и иных предпосылок благоприятного инвестиционного климата и просчетов в подготовке и маркетинге конкурентоспособных инвестиционных проектов. Автор делает вывод, что низкая результативность этой политики чаще всего связана не столько с недостаточностью соответствующих полномочий органов власти и управления субъектов Российской Федерации, сколько с неумением эффективно распорядиться ими, совместить их с другими компонентами своей экономической политики, а также с аналогичными мерами, предпринимаемыми на федеральном уровне и на уровне новых институтов муниципального управления (с. 274-278).
В
книге подчеркивается, что с учетом
действующей системы
В
монографии анализируются крупные
институциональные новации
На наш взгляд, в книге недостаточно полно представлены итоги работы новой системы государственных инвестиционных и инновационных институтов, существующих, в частности, в форме государственных корпораций (с. 114 - 119). Конечно, в силу самого характера деятельности этих институтов рассчитывать на быстрые "яркие" результаты не приходится - это инструменты долгосрочной политики. Создание госкорпораций свидетельствует о намерениях государства утвердить свои позиции в решении экономических проблем инфраструктурного, инновационного и иного характера. Тем не менее в одних случаях такое институциональное решение представляется экспертам бесспорным, в других - проблематичным. Мировой опыт показывает, что основная доля инноваций генерируется предприятиями малого и среднего бизнеса, именно там возникает благоприятная среда для деятельности инвесторов, в том числе иностранных. Однако в России формирование такой среды пока не получило должной поддержки; недостаточно полно, на наш взгляд, рассмотрен этот вопрос и в рецензируемой монографии.
Книгу завершает важный блок вопросов, связанных с совершенствованием нормативно-правового регулирования в области привлечения иностранных инвесторов. Нельзя не согласиться с автором в том, что соответствующая работа идет не слишком активно. Сказывается как "горизонтальная" (по отдельным компонентам инвестиционного климата), так и "вертикальная" несогласованность законотворческого процесса (отсутствие необходимого согласования и взаимодействия аналогичных по характеру законодательных актов и иных правовых регуляторов федерального и регионального уровней). В книге сформулирован ряд интересных предложений по изменению сложившейся ситуации (с. 360-361).
В заключение отметим, что работа С. Е. Нарышкина вышла в свет на сложном этапе социально-экономического развития страны. Многие перспективы посткризисной стадии сегодня еще не вполне определены. Монография представляет собой удачную попытку теоретического исследования генезиса проблем инновационного и инвестиционного характера и анализа возможностей их решения. Она вносит важный вклад в практическую работу по приданию отечественной экономике инновационного облика, адекватного роли России в глобализирующемся мире.
Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения
О необходимости перехода России на инновационный путь развития и ликвидации технологического разрыва между ней и промышленно развитыми странами уже давно говорится и на правительственном(1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. Пр-576.), и на международном уровне(2. Bridging the Innovation Gap in Russia / The Helsinki Seminar, March 2001 P.: OECD 2001.). Начало мирового экономического кризиса породило новую волну дискуссий по этой проблеме.
Чтобы страна стала полноправным участником мирового разделения труда, имела сильную и эффективную экономику, она должна пройти в своем развитии несколько длительных и сложных этапов, возможно не разграниченных жестко во времени, но различающихся типами и источниками роста. Следуя М. Портеру(3. Porter M. E. The Competitive Avantage of Nations. N. Y.: The Free Press, 1990 (рус. пер.: Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993).), их можно назвать соответственно ресурсной стадией развития, инвестиционной (или имитационной) и, наконец, стадией развития на основе национальных нововведений(4. Портер называл их стадиями развития конкуренции. Мы несколько переименовали эти стадии, чтобы придать им смысл стадий различных типов экономического развития, во многом сохранив их экономическое содержание.).
На ресурсной (ранней) стадии все виды национальных производств, достигшие успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке, активно используют базовые факторы производства (природные ресурсы, благоприятные условия землепользования и/или дешевый труд). Ее главные черты:
Информация о работе Понятие инвестиционной привлекательности