Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике

Описание работы

Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.

Файлы: 1 файл

Отчет_11-9-1.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 Сложившаяся ныне  товарная структура взаимной  торговли весьма  уязвима от колебаний цен на основные товары. В этих условиях  гипотетическая возможность снижения цен на углеводороды, могла бы стать серьезным  препятствием на пути развития двусторонней торговли. Потребность Китая в импорте  энергоресурсов в перспективе будет сохраняться, что предопределяет стратегическую важность российско-китайского взаимодействия в  энергетической сфере. 

Задача диверсификации структуры торговли в  настоящее время приобретает особую актуальность. В случае полномасштабного  использования имеющихся потенциальных резервов сотрудничества двух стран можно прогнозировать, что объем двусторонней торговли к 2010 году выйдет на уровень 60-80 млрд долларов. Очевидно, что  процесс диверсификации взаимной торговли потребует достаточно  длительного времени и целенаправленных усилий.

Этот процесс  должен развиваться сторонами в нескольких направлениях:

  • расширение торговли продукцией с большей долей добавленной  стоимости в товарных группах, формирующих основу товарооборота, в  частности углубленная переработка древесины, переработка рыбы и  морепродуктов и ряд других;
  • вовлечение в товарооборот новых  товаров, прежде всего сельскохозяйственной группы;
  • активизация  сотрудничества по освоению передовых технологий, налаживание производственной кооперации;
  • стимулирующую роль в плане  дальнейшего роста товарооборота может сыграть также взаимное  инвестирование в проекты, как на территории России, так и Китая;
  • явно недоиспользуемым резервом представляется развитие взаимодействия в сфере  услуг, прежде всего транспортных, финансовых, туристических, образовательных, медицинских.

 

Анализ российско-китайских соглашений показывает, что перечень необходимых для развития торгово-экономических отношений нормативных правовых документов в основном достаточен.

Однако в ряде случаев необходима ревизия их содержания (напр., Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений).

В подавляющем большинстве других случаев – необходимо совершенствовать механизм выполнения решенных в правовом плане задач (напр., Соглашение о сотрудничестве в области охраны прав интеллектуальной собственности).

Особую проблему составляют соглашения о сотрудничестве в отдельных отраслях и сферах деятельности, которые, по нашему мнению, подлежат практически сплошной ревизии, так как в них интересы конкретного бизнеса остаются на втором плане. Необходимо проведение мониторинга всех ключевых двусторонних нормативно-правовых актов с непосредственным участием представителей российско-китайского делового сообщества и независимых экспертов;

 

Для развития торговли услугами важное значение взаимовыгодная коммерциализация  взаимодействия России и Китая в  гуманитарной сфере, в том числе в сфере:

- культуры и искусства (включая  сотрудничество музеев, проведение  выставок, обмен деятелями культуры  и искусства и др.),

- образования и общественных  наук (в том числе командирование  ученых, преподавателей и специалистов, взаимное предоставления стипендий, поощрение обмена учебниками, методической литературой и др.),

- печати и издательского дела (включая разные формы сотрудничества  СМИ, поощрение переводов и  издания российских книг в  Китае и китайских в России  и т.д.),

- радиовещания, телевидения и кинематографии (в том числе обмен радио- и телепрограммами, совместное производство фильмов, их дублирование и т.д.),

- спорта, туризма и здравоохранения. 

 

 В сфере образования анализ  общих масштабов экспортной деятельности  российских вузов и конкретных лучших практик позволяет подтвердить сделанные ранее выводы о наличии невостребованных и неиспользуемых возможностей  российского образования в этой сфере внешнеэкономической деятельности. Задача поднять долю иностранных студентов из традиционного зарубежья с 0,45%  до 1,5 – 1,8%, т.е. увеличить ее в 3 - 4 раза, представляется реальной и достижимой  уже в ближайшие годы. Предлагаемый в настоящем исследовании комплекс мер, по нашему мнению, в случае его реализации позволит решить эту задачу.

 

В сфере туризма в связи с договоренностями сторон о развитии взаимного инвестирования, является актуальной проработка с китайской стороной возможности формирования перечня объектов, перспективных для  совместной инвестиционной деятельности в России и в Китае, основанного на двусторонних договоренностях о вкладе туризма в реализацию Программы по увеличению взаимного товарооборота. С другой стороны, в свете принятых Правительством РФ решений о создании в регионах зон развития туризма, а также учитывая потенциальный рост потока китайских туристов в Россию, целесообразно с участием регионов разработать программу кооперированных усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти и бизнеса по развитию на период до 2010 года инженерной и транспортной инфраструктуры туризма и сети предприятий индустрии гостеприимства.

 

Существенные резервы лежат  в сфере сотрудничества между  администрациями субъектов Российской Федерации и местными правительствами  Китайской Народной Республики (кооперация производства, взаимное инвестирование, содействие созданию совместных предприятий, использование трудового потенциала и местных сырьевых ресурсов и т.п.).

 

Перспективным является расширение взаимодействия в сфере охраны окружающей среды, разработки совместных превентивных мероприятий для предотвращения ее деградации и уменьшения заболеваемости населения; сохранения природных ресурсов; повышения  экологической конкурентоспособности приграничных регионов.

 

Произошедшие в последние 15 лет  крупные сдвиги в международных  инвестиционных процессах и в развитии рыночных отношений в России и Китае выдвигают новые требования к институциональному оформлению двустороннего сотрудничества в области прямых капиталовложений. Это обстоятельство обуславливает необходимость ревизии ранее подписанных странами документов.

 

Другая проблема – барьеры на пути реализации межправительственных и межведомственных соглашений в  условиях высокой коррумпированности различных российских органов исполнительной власти (контрабанда российского  необработанного сырья в Китай, использование временной трудовой силы из Китая и т.п.).

Решение указанных проблем и  реализация в рамках среднесрочной  стратегии развития взаимовыгодного  сотрудничества России и Китая рекомендуемых  мероприятий в совокупности обуславливают  оптимистический взгляд на перспективы российско-китайского торгово-экономического  сотрудничества и достижение уровня, определенного руководителями двух государств в качестве перспективной задачи. 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Постановление от 10 ноября 2004 г. № 1102-IV ГД «О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову "О целесообразности строительства мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенска (Российская Федерация) и Хэйхэ (Китайская Народная Республика)".

 

  1. Приказ Государственного комитета РФ по рыболовству от 28 февраля 2002 г. № 96 «О мерах по реализации в 2002 г. результатов двенадцатой сессии смешанной российско-китайской комиссии по сотрудничеству в области рыбного хозяйства»

 

  1. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 
    о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.).

 

  1. Приказ Министерства энергетики РФ от 11 сентября 2000 г. № 78 «О совершенствовании организации поставок нефти на экспорт в Китайскую Народную Республику».

 

  1. Распоряжение Правительства Москвы от 25 февраля 2004 г. № 270-РП №О мероприятиях по созданию на территории северо-восточного административного округа города Москвы Китайского делового центра «Парк Хуамин».

 

  1. Распоряжение Правительства Москвы от 8 июня 2005 г. № 1023-РП «О реализации инвестиционного проекта создания в Москве Китайского делового центра «Парк Хуамин».

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2004 г. № 494 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о предоставлении Правительством Китайской Народной Республики Правительству Российской Федерации средств на восстановление образовательных учреждений в Чеченской Республике».

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 490 «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек от 9 декабря 1999 г.».

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2003 г. № 386 «О возобновлении движения через пункты пропуска на отдельных участках Государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Монголией».

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 476 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о взаимных поездках».

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2003 г. № 353 «Об отмене временного приостановления движения через пункты пропуска "Нижнеленинское - Тунцзян" и "Амурзет - Лобэй" на Государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. № 8 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области исследования и использования ресурсов и потенциала Мирового океана».

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2002 г. № 852 «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.».

 

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 1664-р.

 

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 мая 2002 г. № 666-р.

 

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2002 г. № 337-р.

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2001 г. № 654 «О заключении соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о повышении безопасности полетов».

 

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 июля 2001 г. № 984-р.

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. № 313 «О подписании протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав Правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.».

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 613 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном порядке пересечения российско- китайской государственной границы и временного пребывания на территориях Российской Федерации и Китайской Народной Республики персонала, занятого на строительстве, эксплуатации и обслуживании пограничного мостового перехода через реку Аргунь в районе Олочи - Шивэй, а также перемещения технических и транспортных средств, оборудования, строительных и расходных материалов, предназначенных для его строительства, эксплуатации и обслуживания».

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1025 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном строительстве пограничного мостового перехода через реку Аргунь в районе Олочи-Шивэй.

Информация о работе Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года