Сложившаяся ныне
товарная структура взаимной
торговли весьма уязвима от колебаний
цен на основные товары. В этих условиях
гипотетическая возможность снижения
цен на углеводороды, могла бы стать
серьезным препятствием на пути развития
двусторонней торговли. Потребность Китая
в импорте энергоресурсов в перспективе
будет сохраняться, что предопределяет стратегическую
важность российско-китайского взаимодействия
в энергетической сфере.
Задача диверсификации структуры
торговли в настоящее время приобретает
особую актуальность. В случае полномасштабного
использования имеющихся потенциальных
резервов сотрудничества двух стран можно
прогнозировать, что объем двусторонней
торговли к 2010 году выйдет на уровень 60-80
млрд долларов. Очевидно, что процесс диверсификации
взаимной торговли потребует достаточно
длительного времени и целенаправленных
усилий.
Этот процесс должен развиваться
сторонами в нескольких направлениях:
- расширение торговли продукцией с большей долей добавленной
стоимости в товарных группах, формирующих
основу товарооборота, в частности углубленная
переработка древесины, переработка рыбы
и морепродуктов и ряд других;
- вовлечение в товарооборот новых товаров, прежде всего сельскохозяйственной группы;
- активизация сотрудничества по освоению передовых технологий, налаживание производственной кооперации;
- стимулирующую роль в плане дальнейшего роста товарооборота может сыграть также взаимное инвестирование в проекты, как на территории России, так и Китая;
- явно недоиспользуемым резервом представляется развитие взаимодействия в сфере услуг, прежде всего транспортных, финансовых, туристических, образовательных, медицинских.
Анализ российско-китайских соглашений
показывает, что перечень необходимых
для развития торгово-экономических отношений
нормативных правовых документов в основном
достаточен.
Однако в ряде случаев необходима
ревизия их содержания (напр., Соглашение
о поощрении и взаимной защите
капиталовложений).
В подавляющем большинстве других
случаев – необходимо совершенствовать
механизм выполнения решенных в правовом
плане задач (напр., Соглашение о сотрудничестве
в области охраны прав интеллектуальной
собственности).
Особую проблему составляют соглашения
о сотрудничестве в отдельных
отраслях и сферах деятельности, которые,
по нашему мнению, подлежат практически
сплошной ревизии, так как в них интересы
конкретного бизнеса остаются на втором
плане. Необходимо проведение мониторинга
всех ключевых двусторонних нормативно-правовых
актов с непосредственным участием представителей
российско-китайского делового сообщества
и независимых экспертов;
Для развития торговли услугами важное
значение взаимовыгодная коммерциализация
взаимодействия России и Китая в
гуманитарной сфере, в том числе
в сфере:
- культуры и искусства (включая
сотрудничество музеев, проведение
выставок, обмен деятелями культуры
и искусства и др.),
- образования и общественных
наук (в том числе командирование
ученых, преподавателей и специалистов,
взаимное предоставления стипендий,
поощрение обмена учебниками, методической
литературой и др.),
- печати и издательского дела
(включая разные формы сотрудничества
СМИ, поощрение переводов и
издания российских книг в
Китае и китайских в России
и т.д.),
- радиовещания, телевидения и кинематографии
(в том числе обмен радио- и телепрограммами,
совместное производство фильмов, их дублирование
и т.д.),
- спорта, туризма и здравоохранения.
В сфере образования анализ
общих масштабов экспортной деятельности
российских вузов и конкретных
лучших практик позволяет подтвердить
сделанные ранее выводы о наличии невостребованных
и неиспользуемых возможностей российского
образования в этой сфере внешнеэкономической
деятельности. Задача поднять долю иностранных
студентов из традиционного зарубежья
с 0,45% до 1,5 – 1,8%, т.е. увеличить ее в
3 - 4 раза, представляется реальной и достижимой
уже в ближайшие годы. Предлагаемый в настоящем
исследовании комплекс мер, по нашему
мнению, в случае его реализации позволит
решить эту задачу.
В сфере туризма в связи с договоренностями
сторон о развитии взаимного инвестирования,
является актуальной проработка с китайской
стороной возможности формирования перечня
объектов, перспективных для совместной
инвестиционной деятельности в России
и в Китае, основанного на двусторонних
договоренностях о вкладе туризма в реализацию
Программы по увеличению взаимного товарооборота.
С другой стороны, в свете принятых Правительством
РФ решений о создании в регионах зон развития
туризма, а также учитывая потенциальный
рост потока китайских туристов в Россию,
целесообразно с участием регионов разработать
программу кооперированных усилий федеральных,
региональных и муниципальных органов
власти и бизнеса по развитию на период
до 2010 года инженерной и транспортной
инфраструктуры туризма и сети предприятий
индустрии гостеприимства.
Существенные резервы лежат
в сфере сотрудничества между
администрациями субъектов Российской
Федерации и местными правительствами
Китайской Народной Республики (кооперация
производства, взаимное инвестирование,
содействие созданию совместных предприятий,
использование трудового потенциала и
местных сырьевых ресурсов и т.п.).
Перспективным является расширение взаимодействия
в сфере охраны окружающей среды,
разработки совместных превентивных
мероприятий для предотвращения ее деградации
и уменьшения заболеваемости населения;
сохранения природных ресурсов; повышения
экологической конкурентоспособности
приграничных регионов.
Произошедшие в последние 15 лет
крупные сдвиги в международных
инвестиционных процессах и в развитии
рыночных отношений в России и Китае выдвигают
новые требования к институциональному
оформлению двустороннего сотрудничества
в области прямых капиталовложений. Это
обстоятельство обуславливает необходимость
ревизии ранее подписанных странами документов.
Другая проблема – барьеры на
пути реализации межправительственных
и межведомственных соглашений в
условиях высокой коррумпированности
различных российских органов исполнительной
власти (контрабанда российского
необработанного сырья в Китай,
использование временной трудовой силы
из Китая и т.п.).
Решение указанных проблем и
реализация в рамках среднесрочной
стратегии развития взаимовыгодного
сотрудничества России и Китая рекомендуемых
мероприятий в совокупности обуславливают
оптимистический взгляд на перспективы
российско-китайского торгово-экономического
сотрудничества и достижение уровня, определенного
руководителями двух государств в качестве
перспективной задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
- Постановление от 10 ноября 2004 г. № 1102-IV ГД «О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову "О целесообразности строительства мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенска (Российская Федерация) и Хэйхэ (Китайская Народная Республика)".
- Приказ Государственного комитета РФ по рыболовству от 28 февраля 2002 г. № 96 «О мерах по реализации в 2002 г. результатов двенадцатой сессии смешанной российско-китайской комиссии по сотрудничеству в области рыбного хозяйства»
- Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой
о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.).
- Приказ Министерства энергетики РФ от 11 сентября 2000 г. № 78 «О совершенствовании организации поставок нефти на экспорт в Китайскую Народную Республику».
- Распоряжение Правительства Москвы от 25 февраля 2004 г. № 270-РП №О мероприятиях по созданию на территории северо-восточного административного округа
города Москвы Китайского делового центра
«Парк Хуамин».
- Распоряжение Правительства Москвы от 8 июня 2005 г. № 1023-РП «О реализации инвестиционного проекта создания в Москве Китайского делового центра «Парк Хуамин».
- Постановление Правительства Российской
Федерации от 23 сентября 2004 г. № 494 «О заключении
Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Китайской
Народной Республики о предоставлении
Правительством Китайской Народной Республики
Правительству Российской Федерации средств
на восстановление образовательных учреждений
в Чеченской Республике».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 490 «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской
Народной Республики о совместном хозяйственном
использовании отдельных островов и прилегающих
к ним акваторий пограничных рек от 9 декабря
1999 г.».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2003 г. № 386 «О возобновлении движения через
пункты пропуска на отдельных участках
Государственной границы Российской Федерации
с Китайской Народной Республикой и Монголией».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 476 «О подписании
Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Специального
административного района Гонконг Китайской
Народной Республики о взаимных поездках».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2003 г. № 353 «Об отмене
временного приостановления движения
через пункты пропуска "Нижнеленинское
- Тунцзян" и "Амурзет - Лобэй" на
Государственной границе Российской Федерации
с Китайской Народной Республикой».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. № 8 «О заключении
Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Китайской
Народной Республики о сотрудничестве
в области исследования и использования
ресурсов и потенциала Мирового океана».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2002 г. № 852 «О подписании
Протокола к Соглашению между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Китайской Народной Республики о создании
и организационных основах механизма
регулярных встреч глав правительств
России и Китая от 27 июня 1997 г.».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 1664-р.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 мая 2002 г. № 666-р.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2002 г. № 337-р.
- Постановление Правительства Российской
Федерации от 5 сентября 2001 г. № 654 «О заключении
соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Китайской
Народной Республики о повышении безопасности
полетов».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 июля 2001 г. №
984-р.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. № 313 «О подписании
протокола к Соглашению между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Китайской Народной Республики о создании
и организационных основах механизма
регулярных встреч глав Правительств
России и Китая от 27 июня 1997 г.».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 613 «О заключении
Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Китайской
Народной Республики об упрощенном порядке
пересечения российско- китайской государственной
границы и временного пребывания на территориях
Российской Федерации и Китайской Народной
Республики персонала, занятого на строительстве,
эксплуатации и обслуживании пограничного
мостового перехода через реку Аргунь
в районе Олочи - Шивэй, а также перемещения
технических и транспортных средств, оборудования,
строительных и расходных материалов,
предназначенных для его строительства,
эксплуатации и обслуживания».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1025 «О заключении
Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Китайской
Народной Республики о совместном строительстве
пограничного мостового перехода через
реку Аргунь в районе Олочи-Шивэй.