Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике

Описание работы

Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.

Файлы: 1 файл

Отчет_11-9-1.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Е) В-шестых, Китай по-прежнему недостаточно хорошо защищает свои экономические  интересы в рамках продолжающейся глобализации мировой экономики (в частности, в 2005 году, защитные меры других стран в отношении китайской продукции привели к потерям китайского экспорта в объеме 12 млрд. долл. США).

 

На взгляд Савина В.В. доклад китайской делегации является системно подготовленным и крайне полезным при изучении торговой политики Китая, однако, безусловно, отражает прежде всего позицию делегации этой страны и не отражает позицию делегаций других стран и/или позицию мирового экономического сообщества5. С целью отражения позиции мирового экономического сообщества был рассмотрен подготовленный в рамках тех же слушаний ВТО доклад секретариата ВТО по Китаю6.

 

Доклад секретариата ВТО по Китаю состоял из обобщающего  резюме (summary) и четырех основных пунктов:

0. резюме (подпункты: основные экономические характеристики, рамочные условия торговли и инвестиций, торговля и связанные с торговлей реформы, влияющие на торговлю мероприятия, политика в различных секторах экономики, взгляд в будущее);

1. основные экономические  характеристики (подпункты: обзор,  основные тенденции развития, макроэкономическая политика, основные структурные реформы, развитие торговли и инвестиций, перспективы);

2. режим торговой политики  Китая: цели и рамочные условия  (подпункты: введение, институциональные  и законодательные рамочные условия,  формулирование и административное внедрение торговой политики, цели торговой политики, торговые соглашения, режим для иностранных инвестиций);

3. механизмы торговой  политики Китая (подпункты: введение, мероприятия, напрямую затрагивающие  импорт, мероприятия, напрямую  затрагивающие экспорт, мероприятия, затрагивающие производство и торговлю);

4. торговая политика  в различных секторах экономики  (подпункты: с/х, энергетика, обрабатывающая  промышленность, сфера услуг).

 

В рамках данной работы важно  упомянуть о том, что в докладе секретариата ВТО по Китаю упоминается то обстоятельство, что промышленная политика по-прежнему остается важной частью управляющих воздействий китайского правительства на экономическое развитие Китая: в частности, упоминаются административные «рекомендации», запрещающие финансовым институтам предоставлять кредитование определенным типам проектов, или предоставляющие льготное налогообложение компаниям, инвестирующим в соответствующие определенным критериям проекты (summary, paragraph 16). Необходимо также сказать, что именно подобные «рекомендации» привели к быстрому развитию ключевых отраслей китайской обрабатывающей промышленности в период с конца 70-х гг. (summary, paragraph 23).

 

В силу заинтересованности экспертов МЭРТ в продвижении  на китайский рынок продукции российской металлургической промышленности, особое внимание при анализе документов ВТО было уделено регулированию Китаем рынков и торговли металлургической и сталелитейной промышленности. При этом необходимо сказать, что в китайской экономике существуют избыточные мощности в производстве стали и что китайское правительство пытается рационализировать уже имеющуюся в Китае производственную структуру с помощью слияний и поглощений, перемещения фирм в другие регионы и закрытия предприятий малого масштаба (summary, paragraph 23).

 

Китайская металлургическая и сталелитейная промышленность последние несколько лет крайне быстро развивается (см. таб. 1). При этом отрасль ответственна за 8,3% добавленной  стоимости китайского индустриального  сектора, и в отрасли занято 5,2% трудящихся китайского индустриального сектора (см. Report by the WTO Secretariat, 191, paragraph 88).

 

Таблица 1: Развитие китайской металлургической и сталелитейной промышленности

 

2000

2001

2002

2003

2004

Выпуск (млн. тонн)a

         

Чугун

131.0

155.5

170.8

213.7

251.9

Темп роста (%)

4.5

18.7

9.8

25.1

17.9

«Сырая» сталь

128.5

151.6

182.3

222.3

272.8

Темп роста (%)

3.7

17.98

20.25

22.0

22.7

«Законченные» сталепродукты

131.5

160.7

192.5

241.1

297.2

Темп роста (%)

8.6

22.2

19.8

25.2

23.3

Общий выпуск (млрд. юаней, Y)

473.3

570.7

649.2

1000.7

..

Темп роста (%)

59.7

20.6

13.8

54.1

..

Общая добавленная стоимость (млрд. юаней, Y)

129.9

153.0

179.9

282.4

..

Темп роста (%)

44.4

17.8

17.6

56.9

..

Общие продажи (млрд. юаней, Y)

470.9

565.1

647.2

993.7

..

Темп роста (%)

..

20.0

14.5

53.5

..

Наблюдаемое потребление (млн. тонн)

141.21

169.5

211.54

271.29

312.3

Темп роста (%)

..

20.03

24.8

28.25

15.1

Импорт (млн. тонн)

         

Первичные сталепродукты

4.9

8.36

4.68

5.93

3.9

Темп роста (%)

..

70.6

-44.0

26.7

-34.2

«Законченные» сталепродукты

15.96

17.2

24.5

37.2

29.3

Темп роста (%)

..

7.9

42.2

51.8

-21.2

Экспорт (млн. тонн)

         

Первичные сталепродукты

5.1

2.7

1.4

1.5

6.2

Темп роста (%)

..

-46.4

-50.6

10.4

313.4

«Законченные» сталепродукты

6.2

4.7

5.5

6.96

14.2

Темп роста (%)

..

-23.7

14.98

27.7

104.5


Источник: Report by the WTO Secretariat, 191, table IV-3

 

Одной из основных проблем китайской металлургической и сталелитейной промышленности является то, что она является слабоконцентрированной, а ее производства нерационально размещены: каждая провинция обладает собственными металлургическими заводами, причем фактически в каждом городе с населением более 1 млн. человек есть свой металлургический комбинат (см. Report by the WTO Secretariat, 191, paragraph 89, reference 179).

 

Китайское правительство  борется также с «переинвестированностью» в китайской металлургии и  сталелитейной промышленности с  помощью таких механизмов, как: контроль за финансированием банками отраслевых проектов, повышение барьеров для входа в отрасль, изменение требований к технологии, качеству и безопасности производства, усложнение процедур получения земельных участков под металлургическое и сталелитейное производство, отмена скидок на электроэнергию для металлургических и сталелитейных предприятий (см. Report by the WTO Secretariat, 192, paragraph 90). Это отражено также в изданной в июле 2005 года «Политике развития сталелитейной промышленности» (см. Report by the WTO Secretariat, 193, paragraph 93).

 

Иностранные инвесторы  играют достаточно незначительную роль в отрасли. В 2004 году из 871 предприятия 107 принадлежали государству (их производство составило 56,8% общекитайского производства), 706 являлись частными предприятиями (39,4% общекитайского производства), 58 предприятий являлись предприятиями с иностранными инвестициями (3,8% общекитайского производства) (см. Report by the WTO Secretariat, 192, paragraph 92). Это неудивительно, так как иностранные инвестиции в отрасль возможны только в случае одобрения китайскими правительственными органами, при этом имеется ряд дополнительных требований и ограничений (например, производство 10 млн. тонн обычной или 1 млн. тонн особой стали в год, предшествующий инвестиционному, невозможность инвестиций «с чистого листа», невозможность получения контрольного пакета акций в китайском предприятии) (см. Report by the WTO Secretariat, 193, paragraph 94).

 

«Политика развития сталелитейной  промышленности» предусматривает  также поощрение производства металла  и стали в Китае (налогообложение, льготное кредитование, возмещение НИОКР и т.д.). При этом китайское правительство поощряет экспорт продукции собственной китайской металлургической и сталелитейной промышленности. Что касается импорта оборудования и технологии для металлургической и сталелитейной промышленности Китая, то в случае невозможности создать китайские аналоги этот импорт поощряется – однако и здесь «Политика развития сталелитейной промышленности» предусматривает требование «современности» импортируемых технологий и оборудования (см. Report by the WTO Secretariat, 193, paragraph 95).

 

Необходимо также  отметить, что импортные квоты  на сталь были отменены через три  года после вступления Китая в  ВТО (декабрь 2001 года), средний тариф  на импортируемый металл и сталь уменьшился с 7,8% в 2001 году до 5,1% в 2005 году. Определенные импортные ограничения действуют на импорт железной руды (эти ограничения направлены прежде всего против производителей малого масштаба). Необходимо также отметить, что после того как с конца 2004 года Китай стал чистым экспортером первичных сталепродуктов (см. таб. 1.), министерство коммерции Китая запретило экспорт из Китая определенных видов чугуна (уровень 10 знаков в ТН ВЭД) с тем, чтобы ликвидировать имеющийся в Китае дефицит высококачественной стали. В этой связи следует заметить, что Китай по-прежнему испытывает дефицит высококачественной стали, используемой в автомобильной промышленности и машиностроении (выпуск подобной стали составляет 8% и 10% китайского выпуска сталелитейной промышленности, одновременно промышленно развитые страны характеризуются цифрами: 35% и 24%, см. Report by the WTO Secretariat, 192, paragraph 89, reference 181) (см. Report by the WTO Secretariat, 193-4, paragraphs 96-98).

 

С точки зрения Савина В.В., действительно, возможно, именно индивидуальная опека со стороны российского федерального правительства крупных и очень крупных бизнес-проектов российских металлургических предприятий позволит продукции российской металлургической промышленности не потерять перспективный с точки зрения его потенциала китайский рынок.

 

 

 Заключительные выводы  по изменениям барьеров в российско-китайской  торговле за период 2005-2006 гг.

 

Представленная работа показала, что совокупность барьеров в российско-китайском торгово-экономическом взаимодействии в целом за период 2005-2006 гг. изменились весьма незначительно, хотя в отдельных барьерах произошли серьезные изменения.

 

 

Раздел 6. Подходы к формированию стратегии  развития и механизмов российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.

 

Наличие научно-обоснованной стратегии  развития торгово-экономических отношений  с нашим официальным стратегическим партнером – Китаем, является одним  из важнейших критериев при принятии государством и членами делового сообщества решений о создании и совершенствовании рамочных условий и институтов такого развития, привлечении и вложении средств в конкретные предприятия и проекты, интернационализации деятельности хозяйствующих субъектов.

Особенностью российско-китайского торгово-экономического взаимодействия является то, что внутреннее развитие двух стран и внешняя среда меняются намного быстрее и драматичнее, чем ранее, возрастает степень неопределенности влияния различных факторов на возможность реализации принятых концепций и планов.

Подходы к формированию стратегий  развития торгово-экономических связей претерпевают естественную модернизацию. Если говорить о традиционных для  российской экономики стратегиях, то они строились на имеющихся активах  и ресурсах (по терминологии международной консультационной фирмы Arthur D' Little - Resource Driving Strategy).

 Сегодня при формировании  стратегии целесообразно базироваться  на условиях, в которых функционирует  государство, его институты и  рынки (Condition Driving Strategy), и на амбициозных целях (Ambition Driving Strategy)., которые, как в нашем случае, могут формулироваться высшим руководством страны.

Переход к выработке стратегии, сочетающей реакцию на прошлые и  текущие изменения и тенденции, учитывающей внешние и внутренние условия и факторы развития, и одновременно необходимость решения амбициозных задач и достижения амбициозных целей, предполагает сбор и анализ значительного объема данных о состоянии рынков и тенденциях их изменений, о государственной политике и экономике страны – партнера, о состоянии и деятельности отечественных и партнерских зарубежных компаниях.

Процесс разработки стратегии  представляет собой в первую очередь  аналитическую деятельность, результатом  которой является разработка двух, трех и выбор одного из наиболее приемлемых сценариев развития торгово-экономических отношений, который впоследствии должны быть трансформированы в федеральные, региональные и корпоративные программы и планы, и далее в конкретные бизнес-планы. проекты и результирующие показатели. При этом трудности и неудачи подстерегают государственных управленцев и менеджмент компаний, как правило, не при разработке стратегии, а в процессе ее реализации. При этом главным препятствием на пути ее успешной реализации становится то, что перед ними возникают две сложные задачи, которые приходится решать одновременно, - управление рисками в условиях неопределенности и обеспечение поддержки стратегических решений государственными управленческими институтами  и персоналом компаний.

Одним из важных и необходимых  элементов подготовки стратегии развития российско-китайских торгово-экономических отношений на перспективу является проведение научно-аналитических разработок, в число которых входит настоящее исследование.  

 

Разработка стратегии  должна, в  первую очередь предусматривать решение узловых проблем развития  двусторонних торгово-экономических отношений, требующих государственных и корпоративных стратегических решений.

Несмотря на то, что величина товарооборота  между Россией и Китаем неуклонно  растет (по-видимому, если динамика первого полугодия сохранится, то объем взаимной внешней торговли двух стран в 2006 г. достигнет 35 млрд. долл.), существуют, как минимум две крупные проблемы, требующие стратегических решений и принятия мер со стороны государства по дальнейшему развитию экономических связей двух стран.

Информация о работе Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года