Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике
Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.
Е) В-шестых, Китай по-прежнему недостаточно хорошо защищает свои экономические интересы в рамках продолжающейся глобализации мировой экономики (в частности, в 2005 году, защитные меры других стран в отношении китайской продукции привели к потерям китайского экспорта в объеме 12 млрд. долл. США).
На взгляд Савина В.В. доклад китайской делегации является системно подготовленным и крайне полезным при изучении торговой политики Китая, однако, безусловно, отражает прежде всего позицию делегации этой страны и не отражает позицию делегаций других стран и/или позицию мирового экономического сообщества5. С целью отражения позиции мирового экономического сообщества был рассмотрен подготовленный в рамках тех же слушаний ВТО доклад секретариата ВТО по Китаю6.
Доклад секретариата ВТО по Китаю состоял из обобщающего резюме (summary) и четырех основных пунктов:
0. резюме (подпункты: основные экономические характеристики, рамочные условия торговли и инвестиций, торговля и связанные с торговлей реформы, влияющие на торговлю мероприятия, политика в различных секторах экономики, взгляд в будущее);
1. основные экономические характеристики (подпункты: обзор, основные тенденции развития, макроэкономическая политика, основные структурные реформы, развитие торговли и инвестиций, перспективы);
2. режим торговой политики
Китая: цели и рамочные
3. механизмы торговой
политики Китая (подпункты:
4. торговая политика
в различных секторах
В рамках данной работы важно упомянуть о том, что в докладе секретариата ВТО по Китаю упоминается то обстоятельство, что промышленная политика по-прежнему остается важной частью управляющих воздействий китайского правительства на экономическое развитие Китая: в частности, упоминаются административные «рекомендации», запрещающие финансовым институтам предоставлять кредитование определенным типам проектов, или предоставляющие льготное налогообложение компаниям, инвестирующим в соответствующие определенным критериям проекты (summary, paragraph 16). Необходимо также сказать, что именно подобные «рекомендации» привели к быстрому развитию ключевых отраслей китайской обрабатывающей промышленности в период с конца 70-х гг. (summary, paragraph 23).
В силу заинтересованности экспертов МЭРТ в продвижении на китайский рынок продукции российской металлургической промышленности, особое внимание при анализе документов ВТО было уделено регулированию Китаем рынков и торговли металлургической и сталелитейной промышленности. При этом необходимо сказать, что в китайской экономике существуют избыточные мощности в производстве стали и что китайское правительство пытается рационализировать уже имеющуюся в Китае производственную структуру с помощью слияний и поглощений, перемещения фирм в другие регионы и закрытия предприятий малого масштаба (summary, paragraph 23).
Китайская металлургическая и сталелитейная промышленность последние несколько лет крайне быстро развивается (см. таб. 1). При этом отрасль ответственна за 8,3% добавленной стоимости китайского индустриального сектора, и в отрасли занято 5,2% трудящихся китайского индустриального сектора (см. Report by the WTO Secretariat, 191, paragraph 88).
Таблица 1: Развитие китайской металлургической и сталелитейной промышленности
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Выпуск (млн. тонн)a |
|||||
Чугун |
131.0 |
155.5 |
170.8 |
213.7 |
251.9 |
Темп роста (%) |
4.5 |
18.7 |
9.8 |
25.1 |
17.9 |
«Сырая» сталь |
128.5 |
151.6 |
182.3 |
222.3 |
272.8 |
Темп роста (%) |
3.7 |
17.98 |
20.25 |
22.0 |
22.7 |
«Законченные» сталепродукты |
131.5 |
160.7 |
192.5 |
241.1 |
297.2 |
Темп роста (%) |
8.6 |
22.2 |
19.8 |
25.2 |
23.3 |
Общий выпуск (млрд. юаней, Y) |
473.3 |
570.7 |
649.2 |
1000.7 |
.. |
Темп роста (%) |
59.7 |
20.6 |
13.8 |
54.1 |
.. |
Общая добавленная стоимость (млрд. юаней, Y) |
129.9 |
153.0 |
179.9 |
282.4 |
.. |
Темп роста (%) |
44.4 |
17.8 |
17.6 |
56.9 |
.. |
Общие продажи (млрд. юаней, Y) |
470.9 |
565.1 |
647.2 |
993.7 |
.. |
Темп роста (%) |
.. |
20.0 |
14.5 |
53.5 |
.. |
Наблюдаемое потребление (млн. тонн) |
141.21 |
169.5 |
211.54 |
271.29 |
312.3 |
Темп роста (%) |
.. |
20.03 |
24.8 |
28.25 |
15.1 |
Импорт (млн. тонн) |
|||||
Первичные сталепродукты |
4.9 |
8.36 |
4.68 |
5.93 |
3.9 |
Темп роста (%) |
.. |
70.6 |
-44.0 |
26.7 |
-34.2 |
«Законченные» сталепродукты |
15.96 |
17.2 |
24.5 |
37.2 |
29.3 |
Темп роста (%) |
.. |
7.9 |
42.2 |
51.8 |
-21.2 |
Экспорт (млн. тонн) |
|||||
Первичные сталепродукты |
5.1 |
2.7 |
1.4 |
1.5 |
6.2 |
Темп роста (%) |
.. |
-46.4 |
-50.6 |
10.4 |
313.4 |
«Законченные» сталепродукты |
6.2 |
4.7 |
5.5 |
6.96 |
14.2 |
Темп роста (%) |
.. |
-23.7 |
14.98 |
27.7 |
104.5 |
Источник: Report by the WTO Secretariat, 191, table IV-3
Одной из основных
проблем китайской
Китайское правительство
борется также с «
Иностранные инвесторы играют достаточно незначительную роль в отрасли. В 2004 году из 871 предприятия 107 принадлежали государству (их производство составило 56,8% общекитайского производства), 706 являлись частными предприятиями (39,4% общекитайского производства), 58 предприятий являлись предприятиями с иностранными инвестициями (3,8% общекитайского производства) (см. Report by the WTO Secretariat, 192, paragraph 92). Это неудивительно, так как иностранные инвестиции в отрасль возможны только в случае одобрения китайскими правительственными органами, при этом имеется ряд дополнительных требований и ограничений (например, производство 10 млн. тонн обычной или 1 млн. тонн особой стали в год, предшествующий инвестиционному, невозможность инвестиций «с чистого листа», невозможность получения контрольного пакета акций в китайском предприятии) (см. Report by the WTO Secretariat, 193, paragraph 94).
«Политика развития сталелитейной
промышленности»
Необходимо также отметить, что импортные квоты на сталь были отменены через три года после вступления Китая в ВТО (декабрь 2001 года), средний тариф на импортируемый металл и сталь уменьшился с 7,8% в 2001 году до 5,1% в 2005 году. Определенные импортные ограничения действуют на импорт железной руды (эти ограничения направлены прежде всего против производителей малого масштаба). Необходимо также отметить, что после того как с конца 2004 года Китай стал чистым экспортером первичных сталепродуктов (см. таб. 1.), министерство коммерции Китая запретило экспорт из Китая определенных видов чугуна (уровень 10 знаков в ТН ВЭД) с тем, чтобы ликвидировать имеющийся в Китае дефицит высококачественной стали. В этой связи следует заметить, что Китай по-прежнему испытывает дефицит высококачественной стали, используемой в автомобильной промышленности и машиностроении (выпуск подобной стали составляет 8% и 10% китайского выпуска сталелитейной промышленности, одновременно промышленно развитые страны характеризуются цифрами: 35% и 24%, см. Report by the WTO Secretariat, 192, paragraph 89, reference 181) (см. Report by the WTO Secretariat, 193-4, paragraphs 96-98).
С точки зрения Савина В.В., действительно, возможно, именно индивидуальная опека со стороны российского федерального правительства крупных и очень крупных бизнес-проектов российских металлургических предприятий позволит продукции российской металлургической промышленности не потерять перспективный с точки зрения его потенциала китайский рынок.
Заключительные выводы
по изменениям барьеров в
Представленная работа
показала, что совокупность барьеров
в российско-китайском торгово-
Наличие научно-обоснованной стратегии
развития торгово-экономических
Особенностью российско-
Подходы к формированию стратегий развития торгово-экономических связей претерпевают естественную модернизацию. Если говорить о традиционных для российской экономики стратегиях, то они строились на имеющихся активах и ресурсах (по терминологии международной консультационной фирмы Arthur D' Little - Resource Driving Strategy).
Сегодня при формировании
стратегии целесообразно
Переход к выработке стратегии,
сочетающей реакцию на прошлые и
текущие изменения и тенденции,
учитывающей внешние и
Процесс разработки стратегии представляет собой в первую очередь аналитическую деятельность, результатом которой является разработка двух, трех и выбор одного из наиболее приемлемых сценариев развития торгово-экономических отношений, который впоследствии должны быть трансформированы в федеральные, региональные и корпоративные программы и планы, и далее в конкретные бизнес-планы. проекты и результирующие показатели. При этом трудности и неудачи подстерегают государственных управленцев и менеджмент компаний, как правило, не при разработке стратегии, а в процессе ее реализации. При этом главным препятствием на пути ее успешной реализации становится то, что перед ними возникают две сложные задачи, которые приходится решать одновременно, - управление рисками в условиях неопределенности и обеспечение поддержки стратегических решений государственными управленческими институтами и персоналом компаний.
Одним из важных и необходимых элементов подготовки стратегии развития российско-китайских торгово-экономических отношений на перспективу является проведение научно-аналитических разработок, в число которых входит настоящее исследование.
Разработка стратегии должна, в первую очередь предусматривать решение узловых проблем развития двусторонних торгово-экономических отношений, требующих государственных и корпоративных стратегических решений.
Несмотря на то, что величина товарооборота между Россией и Китаем неуклонно растет (по-видимому, если динамика первого полугодия сохранится, то объем взаимной внешней торговли двух стран в 2006 г. достигнет 35 млрд. долл.), существуют, как минимум две крупные проблемы, требующие стратегических решений и принятия мер со стороны государства по дальнейшему развитию экономических связей двух стран.