Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике

Описание работы

Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.

Файлы: 1 файл

Отчет_11-9-1.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

 

 Принципы и актеры преодоления выявленных барьеров

 

Для преодоления данных барьеров и действительной реализации потенциалов развития российско-китайского торгово-экономического взаимодействия необходимо создать и реализовать  ряд совокупностей скоординированных  мероприятий российского государства  и российского бизнеса, российского государства и российского научного сообщества, российского бизнеса и российского научного сообщества (т.е. необходимы сконцентрированные действия государства, бизнеса и науки).

 

При решении вопросов преодоления барьеров в российско-китайском торгово-экономическом взаимодействии необходимо учитывать различия в типологии рынков, на которые присутствуют те или иные барьеры:

1. концентрированные  рынки с преобладанием крупных  предприятий и большой зависимостью  от государственного регулирования (нефтяной, газовый и угольный сектора, электроэнергетика, развитие транспортной инфраструктуры, телекоммуникации, отдельные подотрасли машиностроения): здесь для улучшения торгово-экономического взаимодействия необходима прямая политическая поддержка бизнес-проектов, а также выстраивание индивидуальных схем поддержки крупных и очень крупных бизнес-проектов);

2. малоконцентрированные  рынки с доминированием малых  и средних предприятий и небольшой  зависимостью от государственного  регулирования (большинство подотраслей машиностроения, сельское хозяйство, рыболовство, химическая промышленность, лес и деревообработка, автомобильный транспорт и вопросы организации приграничной торговли, образование, здравоохранение и туризм): здесь адресная поддержка на федеральном уровне не требуется, но необходимы меры общего действия, регулирующие и затрагивающие всех участников рынка, если они отвечают определенным формальным требованиям;

3. рынки инновационных  технологий и банковских услуг  не относятся ни к первой, ни  ко второй группе рынков и, видимо, должны быть выделены как отдельная группа рынков: здесь, видимо, необходимы как прямая политическая поддержка и выстраивание индивидуальных схем поддержки, так и меры общего действия, затрагивающие всех участников соответствующих рынков

 

При этом обеспечить решение  проблемы барьеров и тем самым  расширить двусторонний товарооборот могут:

1. федеральные органы  государственной власти России  с помощью директивных и регулирующих  нормативных правовых и экономических  мер (заинтересованы в геополитической и геоэкономической стабильности на Востоке России, невозможной без партнерства с Китаем);

2. региональные и местные  администрации (прежде всего,  в пограничных областях) с помощью  доступных региональному и местному  уровню политических и социально-экономических механизмов (заинтересованы в расширении деловой активности для решения социально-экономических проблем развития своих территорий);

3. непосредственные производители  товаров и услуг с помощью  улучшения качества товаров и  услуг (заинтересованы в получении коммерческого дохода от операций с зарубежными партнерами).

 

Изменения, произошедшие в период 2005-2006 г.г. в российско-китайском  торгово-экономическом взаимодействии. Оценки по итогам мониторинга СМИ и интервью.

 Результаты анализа некоторых публикаций по проблематике российско-китайских торгово-экономических отношений

 

По результатам выборочного  анализа публикаций в российских, китайских, европейских и североамериканских журналах можно сделать выводы относительно перспектив расширения сотрудничества в некоторых областях российско-китайского взаимодействия: например, в области экспорта российской машинно-технической продукции, в области инновационной деятельности, в области приграничного сотрудничества и энергетики и т.д.

 

- прежде всего международная торговля со странами, имеющими большую долю НИОКР в импортируемой в Китай продукции, способствует развитию технологического уровня промышленности Китая, тогда как собственные НИОКР и импорт продукции с низкой долей НИОКР блокируют это развитие и именно в импорте такой машинно-технической продукции заинтересован Китай; в связи с тем, что доля НИОКР в российской машиностроительной продукции (несмотря на отдельные исключения) достаточно низка сложно ожидать резкого роста экспорта российской машинно-технической продукции в Китай;

 

- кооперация в инновационной  сфере возможна только с учетом  рамочных условийя задаваемых  Коммунистической Партией Китая  (КПК), а именно: а) дальнейшего  научно обоснованного комплексного  развития Китая, б) нацеленности на создание в Китае гармоничного социалистического общества и в) экономического развития Китая на основе собственных инноваций (см. Holbig, H.: "Wissenschaftliches Entwicklungskonzept", "Harmonische Gesellschaft" und "Eigenständige Innovation": neue parteipolitische Prioritäten unter Hu Jintao. // China aktuell, 6/2005, 13-19, 13пп.); постольку-поскольку инновационная система России по-прежнему не сложилась (что подтверждает, например, critical incident с российским математиком Перельманом, завоевавшим за решение проблемы Пуанкаре медаль Филдса, но не имеющим собственного источника дохода, живущим на пенсию своей матери, якобы по причине нежелания получения наград, и пытающимся обрести специальность, не требующую законченного высшего образования, см. www.mn.ru/issue.php/2006-32-50), то ее возможности по модернизации инновационной системы Китая весьма ограничены; в этой связи сложно ожидать резкого роста сотрудничества в области инновационной деятельности;

 

- происходят положительные  изменения в области приграничной торговли: в частности, Амурская область серьезно отнеслась к участию российских предприятий в 17-ой Харбинской международной торгово-экономической ярмарке (15-19 июня 2006 года), что позволило только в День российского бизнеса (16-18 июня 2006 года) подписать контракты по 32 направлениям на общую сумму 2,5 млрд. долларов США (что в три раза больше, чем в День российского бизнеса на 16-ой ярмарке в 2005 году); при этом всего на ярмарке между Россией и Китаем было подписано контрактов на сумму 3,6 млрд. долл. США (79,5% от общего объема заключенных сделок) (см. Ян Сюеци, Ван Фан: 17 Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка. // Китай, 7/2006, 22-25, 25);

 

- происходит дальнейшая  проработка вопроса о строительстве  ответвления на Китай от строящейся в настоящее время трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО); в этой связи, необходимо также отметить, что основным направлением совместной деятельности и в рамках приграничной торговли по-прежнему остается энергетика: среди контрактов, подписанных на 17-ой Харбинской международной торгово-экономической ярмарке на 3,6 млрд. долл. США, наиболее значимым был договор на 2 млрд. долларов США о строительстве нефтеперегонного завода, подписанный Амурской областью и городом Хэйхе (завод предполагается строить на территории Российской Федерации, в Амурской области) (см. Ян Сюеци, Ван Фан: 17 Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка. // Китай, 7/2006, 22-25, 25); таким образом, именно в этой области следует ожидать дальнейшего роста торгово-экономического взаимодействия;

 

- можно ожидать лишь весьма медленного и осторожного развития российско-китайской инвестиционной деятельности ("... although the present investment climate in the RFE is not entirely attractive, ... companies are expected to approach the RFE for long-term prospects". Young-Il Oh: Trends and prospects of economic relations between Korea and the Russian Far East. // The Journal of East Asian Affairs, 1/2004 (Vol.18), 176-199, 176);

 

- как показывают исследования, сохраняющаяся сегментация собственно внутреннего китайского рынка приводит к высоким даже для китайских фирм барьерам входа на новые сегменты внутреннего китайского рынка и заставляет собственно китайские фирмы скорее пытаться проникнуть на зарубежные рынки, а не осваивать новые сегменты внутреннего китайского рынка (см. Zhu et al.: Market segmentation ... // Jingji yanjiu, 2005, 68-76, 76); в этой связи сложно ожидать роста российско-китайского взаимодействия в области телекоммуникаций и связи; особое удивление вызывает надежда российских операторов сотовой связи войти на китайский рынок сотовой связи без осуществления не одноразовых, но многоразовых (долговременных средне- и крупномасштабных) инвестиций для освоения целевых сегментов китайского внутреннего рынка;

 

- российский бизнес  по-прежнему недостаточно тонко  учитывает некоторые особенности  китайской культуры по отношению  к экономике - локализм, "сетевизм" (сетевые модели взаимодействия), культурализм и модернизм (см., например, Herrmann-Pillath, C.: Culture, economic style and the nature of the chinese economic system. // China aktuell, 2/2005, 32-51, 32пп.);

 

- сохраняется общая  настороженность у российских  элит в отношении взаимодействия  с Китаем; в этой связи следует  заметить, что надрегиональная кооперация Китая и России, скорее всего, возможна только в ограниченном количестве областей и крайне сильно зависит от неизменности постулируемых ими геополитических целей и задач. См., например, Larin A.G.: Russia plus China: removing the US superpower from Central Asia? // Tamkang Journal of International affairs, Jan. 2006, 73-91, 87пп.); в этой связи также важно упомянуть о том, что стратегия Китая и после вступления этой державы в ВТО в декабре 2001 года предполагает наличие определенных ограничений на внешнюю торговлю, как характерных для всех развивающихся стран, так и специфических для Китая (см. Pei Changhong: Challenge, opportunity and strategy for China international trade development... // Jingji yanjiu, 2005, 103-112, 112);

 

Результаты   интервьюирования   российских высококвалифицированных экспертов

 

Были проинтервьюированы проф. В.Г. Гельбрас (профессор ИСАА МГУ), С.Ф. Санакоев (руководитель российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества), В.О. Никишина (начальник отдела Департамента торговых переговоров МЭРТ), также были подготовлены, но из-за загруженности потенциальных интервьюируемых не проведены интервью с В.И. Кошкиным (ректором ВШПП), Е.Н. Поповым (начальником отдела Департамента внешнеэкономических связей МЭРТ)1.

 

Результаты интервью с проф. В.Г. Гельбрасом

 

Интервью с профессором  ИСАА МГУ Гельбрасом фактически состояло из двух частей: сперва профессор высказал свое мнение относительно барьеров 5-ой группы (см. раздел 1.2. данной работы), а  затем прокомментировал возможности увеличения объемов российско-китайского торгово-экономического взаимодействия (см. раздел 1.1.).

 

Предварительно профессор  сообщил, что – с его точки  зрения – определенные российские барьеры в торгово-экономическом  взаимодействии с Китаем должны быть сохранены, так как снятие всех барьеров приведет к тому, что Россия не сумеет воспользоваться возможностями, открывающимися в результате российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. Это тем более актуально, что, с одной стороны, грозящая Китаю безработица заставляет его фактически любыми методами стимулировать свой трудоинтенсивный экспорт в соседние страны, с другой стороны, сама Россия до сих пор не сформулировала реально реализуемой стратегии собственного развития в части Сибири и Дальнего Востока, при этом имеется ряд вопросов к качеству российской таможенной статистики, к стратегии развития российских инновационных систем и к уровню защиты имеющейся российской интеллектуальной собственности.

 

Комментарий относительно барьеров 5-ой группы (необходимо заметить, что профессор дал общий комментарий относительно барьеров, но не высказался более дифференцированно относительно изменений, произошедших в российско-китайском торгово-экономическом взаимодействии в период с 2005-6 гг.):

5.1. низкая стоимость российской рабочей силы, уменьшающая затраты предприятий, действительно повышает конкурентоспособность российских предприятий, однако потенциал повышения конкурентоспособности за счет этого фактора уже в основном исчерпан, что требует новых путей к повышению конкурентоспособности российской экономики;

5.2. комментарий отсутствует;

5.3. отсутствие геополитической  и геоэкономической стратегии  развития Сибири и Дальнего  Востока является, на взгляд профессора, основным препятствием в конструктивном развитии торгово-экономического взаимодействия России и Китая;

5.4. решение проблемы  социокультурных барьеров требует  времени, но возможно, что доказывают  примеры успешной деятельности  российских фирм на китайском  рынке (российские консалтинговые  и логистические фирмы);

5.5. анализ профессором  китайской прессы показывает, что  Китай уже считает себя опередившим  Россию в смысле инновационного  задела;

5.6. на взгляд профессора, российский капитал в целом  пока еще не понимает Китай  (хотя и есть примеры, доказывающие обратное: например, производство одежды в Китае с помощью российских дизайнеров и инженеров-технологов);

5.7. на взгляд профессора, таможенная служба на Дальнем  Востоке «прогнила»;

5.8. и 5.9. тема китайской  миграции и безопасности китайских мигрантов тесно связана с темой китайской мафии, являющейся уже серьезной (в том числе, и экономической) силой, что подтверждает наличие информации об участии «триад» в нелегальном бизнесе (нелегальная миграция, нелегальные игорные и увеселительные заведения...).

 

Комментарий относительно потенциала роста российско-китайской  торговли:

1. по-прежнему возможно  участие российских компаний  в строительстве в Китае атомных  электростанций (АЭС); комментарий относительно  экспорта в Китай нефти, газа, угля и электроэнергии отсутствует;

2. в настоящий момент, Китай заинтересован в реализации  собственных транспортных проектов, позволяющих выйти к озеру  Байкал через территорию Монголии (это может воспрепятствовать  полномасштабному дальнейшему развитию  Транссиба и БАМа); при этом Китай однако во-многом заинтересован в разработке совместного с Россией плана развитии китайского Северо-Востока и российского Дальнего Востока;

Информация о работе Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года