Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике
Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.
Принципы и актеры преодоления выявленных барьеров
Для преодоления данных
барьеров и действительной реализации
потенциалов развития российско-китайского
торгово-экономического взаимодействия
необходимо создать и реализовать
ряд совокупностей
При решении вопросов преодоления барьеров в российско-китайском торгово-экономическом взаимодействии необходимо учитывать различия в типологии рынков, на которые присутствуют те или иные барьеры:
1. концентрированные
рынки с преобладанием крупных
предприятий и большой
2. малоконцентрированные
рынки с доминированием малых
и средних предприятий и
3. рынки инновационных технологий и банковских услуг не относятся ни к первой, ни ко второй группе рынков и, видимо, должны быть выделены как отдельная группа рынков: здесь, видимо, необходимы как прямая политическая поддержка и выстраивание индивидуальных схем поддержки, так и меры общего действия, затрагивающие всех участников соответствующих рынков
При этом обеспечить решение проблемы барьеров и тем самым расширить двусторонний товарооборот могут:
1. федеральные органы
государственной власти России
с помощью директивных и
2. региональные и местные
администрации (прежде всего,
в пограничных областях) с помощью
доступных региональному и
3. непосредственные
По результатам выборочного
анализа публикаций в российских,
китайских, европейских и
- прежде всего международная торговля со странами, имеющими большую долю НИОКР в импортируемой в Китай продукции, способствует развитию технологического уровня промышленности Китая, тогда как собственные НИОКР и импорт продукции с низкой долей НИОКР блокируют это развитие и именно в импорте такой машинно-технической продукции заинтересован Китай; в связи с тем, что доля НИОКР в российской машиностроительной продукции (несмотря на отдельные исключения) достаточно низка сложно ожидать резкого роста экспорта российской машинно-технической продукции в Китай;
- кооперация в инновационной
сфере возможна только с
- происходят положительные изменения в области приграничной торговли: в частности, Амурская область серьезно отнеслась к участию российских предприятий в 17-ой Харбинской международной торгово-экономической ярмарке (15-19 июня 2006 года), что позволило только в День российского бизнеса (16-18 июня 2006 года) подписать контракты по 32 направлениям на общую сумму 2,5 млрд. долларов США (что в три раза больше, чем в День российского бизнеса на 16-ой ярмарке в 2005 году); при этом всего на ярмарке между Россией и Китаем было подписано контрактов на сумму 3,6 млрд. долл. США (79,5% от общего объема заключенных сделок) (см. Ян Сюеци, Ван Фан: 17 Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка. // Китай, 7/2006, 22-25, 25);
- происходит дальнейшая
проработка вопроса о
- можно ожидать лишь весьма медленного и осторожного развития российско-китайской инвестиционной деятельности ("... although the present investment climate in the RFE is not entirely attractive, ... companies are expected to approach the RFE for long-term prospects". Young-Il Oh: Trends and prospects of economic relations between Korea and the Russian Far East. // The Journal of East Asian Affairs, 1/2004 (Vol.18), 176-199, 176);
- как показывают исследования, сохраняющаяся сегментация собственно внутреннего китайского рынка приводит к высоким даже для китайских фирм барьерам входа на новые сегменты внутреннего китайского рынка и заставляет собственно китайские фирмы скорее пытаться проникнуть на зарубежные рынки, а не осваивать новые сегменты внутреннего китайского рынка (см. Zhu et al.: Market segmentation ... // Jingji yanjiu, 2005, 68-76, 76); в этой связи сложно ожидать роста российско-китайского взаимодействия в области телекоммуникаций и связи; особое удивление вызывает надежда российских операторов сотовой связи войти на китайский рынок сотовой связи без осуществления не одноразовых, но многоразовых (долговременных средне- и крупномасштабных) инвестиций для освоения целевых сегментов китайского внутреннего рынка;
- российский бизнес
по-прежнему недостаточно
- сохраняется общая
настороженность у российских
элит в отношении
Были проинтервьюированы проф. В.Г. Гельбрас (профессор ИСАА МГУ), С.Ф. Санакоев (руководитель российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества), В.О. Никишина (начальник отдела Департамента торговых переговоров МЭРТ), также были подготовлены, но из-за загруженности потенциальных интервьюируемых не проведены интервью с В.И. Кошкиным (ректором ВШПП), Е.Н. Поповым (начальником отдела Департамента внешнеэкономических связей МЭРТ)1.
Интервью с профессором ИСАА МГУ Гельбрасом фактически состояло из двух частей: сперва профессор высказал свое мнение относительно барьеров 5-ой группы (см. раздел 1.2. данной работы), а затем прокомментировал возможности увеличения объемов российско-китайского торгово-экономического взаимодействия (см. раздел 1.1.).
Предварительно профессор
сообщил, что – с его точки
зрения – определенные российские
барьеры в торгово-
Комментарий относительно барьеров 5-ой группы (необходимо заметить, что профессор дал общий комментарий относительно барьеров, но не высказался более дифференцированно относительно изменений, произошедших в российско-китайском торгово-экономическом взаимодействии в период с 2005-6 гг.):
5.1. низкая стоимость российской рабочей силы, уменьшающая затраты предприятий, действительно повышает конкурентоспособность российских предприятий, однако потенциал повышения конкурентоспособности за счет этого фактора уже в основном исчерпан, что требует новых путей к повышению конкурентоспособности российской экономики;
5.2. комментарий отсутствует;
5.3. отсутствие геополитической
и геоэкономической стратегии
развития Сибири и Дальнего
Востока является, на взгляд профессора,
основным препятствием в констр
5.4. решение проблемы
социокультурных барьеров
5.5. анализ профессором
китайской прессы показывает, что
Китай уже считает себя
5.6. на взгляд профессора, российский капитал в целом пока еще не понимает Китай (хотя и есть примеры, доказывающие обратное: например, производство одежды в Китае с помощью российских дизайнеров и инженеров-технологов);
5.7. на взгляд профессора, таможенная служба на Дальнем Востоке «прогнила»;
5.8. и 5.9. тема китайской
миграции и безопасности
Комментарий относительно потенциала роста российско-китайской торговли:
1. по-прежнему возможно
участие российских компаний
в строительстве в Китае
2. в настоящий момент,
Китай заинтересован в